Вы здесь

Гипнотизм и психология общения. Правила внушения (Я. П. Зорин, 1998)

Правила внушения

Существуют определенные правила введения какой-либо идеи в человеческое сознание, но общим для всех правил является информационное и сенсорное ограничение.

1. Необходимо прежде всего разрушить имеющуюся психологическую установку или идею, место которой должна занять другая, внушенная. Для этого существует много способов, но легче всего такая «хирургическая операция» производится при использовании человеческих слабостей.

2. Человек, который собирается ввести в сознание другого новую установку, должен быть достаточно авторитетным для него лицом.

3. Внушение идеи человеку должно опираться на уже известные ему факты, которые имеют для него определенную значимость.

4. На начальных стадиях воздействия на человека должны преобладать логические связи между фактами, очевидными для него.

5. Утверждения, построенные на фактах, которые для слушателя являются бесспорными, порождают доверие к тому, кто оперирует этими фактами, тем самым вызывая у слушателя гипнотические фазы определенной глубины. В этот период можно добавлять некоторые элементы внушения, которые не противоречат предшествующему убеждению и могут содержать указания, в каком направлении должны развиваться состояния или действия загипнотизированного человека.

6. Вслед за предыдущей фазой воздействия на человека можно переходить к тотальному внушению, минуя всякие элементы убеждения. На этом этапе логика уже не является необходимой. Факты уже сыграли свою роль, создав состояние готовности принять внушение как руководство к действию.

В этот период внушение, содержащее в себе какую-либо идею, находится вне критики и защищено от самой очевидной логики фактов, которые прежде могли бы разрушить его. Содержание внушения становится наиболее энергоемким, и его можно сравнить со сжатой пружиной, которая обязательно должна развернуться. Внушение в этот период направляет реализацию этой (установки) в нужное русло – на двигательную активность или психоэмоциональное состояние.

По мере того как воздействие на человека достигает своей цели, он постепенно становится не только носителем этой идеи, но и слепым исполнителем ее. Во всем остальном он может быть обычным человеком, пока дело не касается внедренной в него идеи (установки).

7. Для поддержания внушенной активности нужна постоянная энергетическая подпитка идеи, постоянное обновление ее. Она подобна живому существу, которое в какой-то своей части отмирает, чтобы возродиться в более совершенной форме в другой ее части. Без обновления идея (как и живое существо) быстро стареет и умирает. И тогда вновь наступает хаос, в котором прорастает зерно новой идеи.

8. Но приходит время, когда идея изживает саму себя. Поддержать жизнеспособность ее в этот период на некоторое время возможно и насильственным путем, но тогда идея потребует вливания в нее все возрастающих доз энергии. Например, какую-то социальную идею можно поддерживать при помощи солдатских штыков или другими методами насилия.

Если идея, захватившая умы многих людей, связана с периодом становления общества, то в это время судьба человека, входящего в это общество, зависит от того, в какой степени он является сторонником этой идеи, так как в первую очередь ее противники, а затем и те, кто безразлично к ней относится, будут подлежать «выпалыванию». При этом не редко совершается насилие даже над единомышленниками, если их единомыслие недостаточно.

Одной из особенностей любой идеи является ее стремление к абсолютизации, она объявляет себя идеей в последней инстанции, непогрешимой, вечной.

Любая идея проходит фазы рождения, зрелости и смерти, и каждая из них рождается на останках своей предшественницы.

Идеи-установки могут быть социальными, психологическими и даже физиологическими, но в действительности они взаимно проникают друг в друга, что придает им особую окраску, например: установка женственности, материнства, мужественности; установка на физическое выживание, материальное благополучие, на власть. Возможна даже установка на смерть.

В сущности человек обречен на свободу выбора, которая является не только его надеждой и обещанием ему великого будущего, но и его несчастьем. Несчастьем потому, что, имея возможность свободного выбора из необозримого разнообразия зависимостей, он чаще выбирает худшую, так как внешне она выглядит более привлекательно.

Парадоксально выглядит божественный дар человеку – свобода выбора. Он единственное существо на земле, которое может осознавать возможность этого выбора и в то же время не в состоянии это сделать правильно. Трудности этой проблемы заключаются в том, что его разуму не дана способность видеть истину.

Говоря о свободе, как о полете птицы, человек одновременно пытается цепко держаться за землю; родившись свободным, он спешно строит для себя клетку из зависимостей, которую помещает внутри другой, большей, клетки, построенной группой людей, входящих в материальные, социальные и идейные связи друг с другом. И только за двойной или даже тройной решеткой этой искусственной тюрьмы человек чувствует себя в безопасности.