Вы здесь

Гипертоническая болезнь как болезнь психосоматическая. Вегетативный и эмоциональный гомеостаз, этапы становления болезни в онтогенезе. Клиническое наблюдение (А. И. Царегородцева)

Клиническое наблюдение

В неврологическое отделение для детей грудного возраста поступили одновременно из дома ребёнка две девочки в возрасте 7,5 и 7 месяцев по поводу гипотрофии, с дефицитом массы около 30%, с отставанием и в росте. Подкожно-жировой слой отсутствовал на животе, резко истончён на конечностях. Аппетит резко снижен. Кожа бледная, с сероватым оттенком, сухая, легко собирается в складки. Тургор тканей, мышечный тонус резко снижены. Девочки совершенно безразличны к окружающему, не плакали, лежали с широко раскрытыми глазами. «Фундаментальная эмоциональная атония» (R. Spitz) сопровождалась бессонницей, анорексией. Это было унылое безразличие без жалоб и слёз, психическая и моторная заторможенность, атония общения. Взгляд пристальный, немигающий, отворачивающийся. Во взгляде пустота странная и тревожная.

Соматическое и неврологическое исследование не выявило никаких отклонений в состоянии здоровья. Анализы крови, мочи, биохимические анализы, рентгенографии грудной клетки, электрокардиограммы, электроэнцефалограммы без отклонений от возрастной нормы. Общепринятые меры лечения гипотрофии положительного результата не дали. Диагностирована анаклитическая депрессия. Вернуть матерей не представлялось возможным – они отказались от детей в роддоме. Пришлось назначить антидепрессант – амитриптилин в дозе 0,5 мг на 1 кг массы тела в сутки. Уже на 3—4 —е сутки стал появляться аппетит, нормализовался сон, девочки начали прибавлять массу тела, постепенно начали появляться эмоциональные реакции, сначала намёк на улыбку, а затем и улыбка в ответ на улыбки и разговор персонала отделения. Выписаны в дом ребёнка с рекомендациями по продолжению лечения и эмоционально окрашенного ухода и общения с персоналом дома ребёнка.

В значительной части случаев эмоциональные расстройства детей восходят к нарушениям в душевной сфере родителей. Существенную роль в возникновении проблем привязанности у ребёнка может играть наличие депрессии у матери с её формальным поведением, «пустым» общением. При депрессии у матери депрессия у ребёнка может клинически проявиться уже к 2-х месячному возрасту – застывшее выражение лица, отсутствие улыбок, замедленность движений, отворачивание взгляда (T.Field, 1984). Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3-х летнего возраста, в дальнейшем невосполнимы (R.Martj, 1968). Нарушения в диаде мать-дитя приводят к психосоматическим и пограничным психическим расстройствам раннего возраста.

У младенцев, воспитывающихся в условиях материнской депривации отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Они боятся новых людей, изменчивости окружающей обстановки, новых игрушек, новых голосовых, зрительных стимулов (М.К.Бардышевская, 1998). Страх становится постоянным сигналом тревоги. Диффузные страхи часто предшествуют эссенциальной депрессии (P.Martj, 1980). Они оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, символического мышления. Матери детей с избегающим типом привязанности могут быть охарактеризованы как «закрыто-формальные». Они придерживаются авторитарного типа воспитания, стараются навязать ребёнку свою систему требований (Б.Е.Микиртумов, А.Г.Кощавцев, С.И.Гречаный, 2001).

Перевозбуждение – второй после депрессии важнейший процесс соматизации психологического (L.Kreisler, 1984). Это другой вариант неправильного ухода, приводящий к избегающей привязанности, когда родители чрезмерно внимательно и щепетильно относятся к детям. Дети оказываются не в состоянии воспринять «избыточную» заботу. Перевозбуждение не менее опасно. Родительская гиперопека порождает симбиотическую связь, препятствует индивидуализации ребёнка. Двусмысленные родительские чувства колеблются между потребностью к сближению вплоть до слияния и склонностью к небрежению ребёнком, вплоть до насилия. Контрастное поведение нарушает психоэмоциональное равновесие, линию психологической непрерывности и, как следствие, наступают биологические неполадки.

Происходит нарушение социальной адаптации с выработкой комплекса компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований защитно-приспособительного характера, таких как чрезмерная привязанность к матери, боязнь нового, приверженность к устойчивому режиму и ритму жизни, крайняя избирательность контактов, односторонние интересы и т. д. Перевозбуждение и принуждение тоже способствуют более лёгкому порождению психосоматической патологии. «Лишённые возможности быть переработанными и выраженными через психику, бессознательные импульсы направляются по „подземному ходу“ телесных органов. Тело есть мишень, по которой плохо контролируемые эмоции бьют прямой наводкой» (L.Kreisler, 1984).

В онтогенетическом развитии ребёнка неполноценность межличностных отношений в дальнейшем может привести к серьёзным личностным расстройствам, пограничным психическим состояниям. В воспитании ребёнка всё дело не в благонамеренных и мудрых речах, а, главным образом, в поведении, в действительной жизни родителей. На ребёнка действуют факты, а не слова. Нарушение родительской сферы непременно отражается в детской психике. Воспитание ребёнка – великая и обширная область человеческого опыта.

Патология несёт на себе отпечаток возраста ребёнка, его биологического и душевного развития. В каждом возрастном периоде есть «излюбленные расстройства» В первые 2 – 3 года наиболее значительно психические проблемы, по мнению В.В.Ковалёва (1979), проявляются вегетативными дисфункциями. Возрастной период нервно-психического развития от 0 до 3-х лет он назвал сомато-вегетативным уровнем реагирования. Этот уровень развития онтогенетически наиболее ранний и наименее дифференцированный. Различные варианты невропатического синдрома всегда сопровождаются повышенной общей и вегетативной возбудимостью, склонностью к расстройствам пищеварения, питания, сна. В последующие годы жизни эмоционально-аффективные проблемы у детей продолжают существовать, трансформируясь в более дифференцированные пограничные психические расстройства. Чувства тревоги, страха, которые ребёнок переживает, структурируются в разные виды депрессии. Проявлением соматизированной депрессии являются головные боли, головокружения, боли в сердце, множественные телесные сенсации с болями мышечными в спине, в ногах (симптом беспокойных ног), упорными артралгиями, невралгиями, которые мало компенсируются симптоматическими средствами, так как представляют собой группу депрессивных эквивалентов.

Описанная форма появления депрессии – это этап становления невротической депрессии у детей раннего возраста. По нашим многолетним наблюдениям этот вариант депрессии у детей совсем не является преобладающим. Абсолютное большинство родителей принимают своих детей с любовью и нежностью. Депрессия, возникающая у детей с первых лет жизни, является в основном неврозоподобной, возникшей на почве структурных изменений нервных клеток, производящих функцию эмоционально-аффективного реагирования. О причинах её появления, о роли в возникновении дизрегуляции артериального давления, в механизмах становления гипертонической болезни, речь будет ниже.


Функциональная система поддержания артериального давления чрезвычайно важна для организма. От величины артериального давления зависит снабжение всех тканей кислородом, глюкозой, всеми метаболитами, обеспечивающими организм в каждый момент жизни в зависимости от потребности. В регуляции величины артериального давления принимают участие все четыре системы – вегетативная, эмоциональная, эндокринная, иммунная. Гипоталамическая и лимбическая системы вместе с ретикулярной формацией ствола мозга и новой корой составляют основной механизм центрального нервного субстрата вегетативных реакций и эмоций (E.Gellhorn, 1963). Подкорковые структуры мозга – это тот пункт, где смыкаются физиология и психология (Ч. Шеррингтон, 1906). От активирующего действия ретикулярной формации и тормозного действия таламических центров зависит функциональная активность гипоталамуса (С.В.Аничков, 1974), следовательно, и функции всех эндокринных систем. От функционирования этих же структур мозга зависит иммунный гомеостаз. Воздействуя на разные участки гипоталамуса, получают различные по интенсивности проявления как гуморального, так и клеточного иммунитета (Г.В.Абрамчик, 1989).

Отклонения в функционировании четырёх основных систем организма обусловливают появление « болезней регуляции». К болезням регуляции Г.Ф.Ланг (1950) относил гипертоническую болезнь, Г. Селье (1960) – болезни адаптации.

Подкорковые образования – гиппокамп, миндалевидное ядро, поясную извилину, перегородку, гипоталамус P.McLean (1949) обозначил как «висцеральный мозг». Те же мозговые структуры ответственные и за появление эмоций, обозначаются как «эмоциональный мозг» (W.I.Nauta,1964. К.В.Симонов, 1971). Функциональное состояние как висцерального, так и эмоционального мозга обеспечивается преимущественно нейротрансмиттерными системами – дофаминовой, норадреналиновой, серотониновой, ацетилхолиновой.

Особая роль в регуляции висцеральных функций принадлежит гипоталамусу. Он регулирует функции гипофиза, различных потребностей, лежащих в основе инстинктивных форм поведения, интегрирует вегетативную, эмоционально-аффективную и гормональную активность в характерные проявления эрготропной системы и отвечает за поддержание равновесия между симпатической (эрготропной) активностью заднего отдела и парасимпатической (трофотропной) активностью переднего отдела (E.Gellhorn, 1963). При сильных эмоциях гипоталамус даёт почти максимальные разряды под влиянием разрядов ретикулярной формации (D.B.Lindslej, 1951). В гипоталамусе высшие вегетативные центры организуют все висцеральные компоненты эмоций – величину артериального давления, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания и др. Через гипофиз гипоталамус осуществляет эндокринное сопровождение эмоций – повышает обмен веществ, включая щитовидную железу, через надпочечники активирует симпатические влияния.

Положительные эмоции чаще связаны с активацией структур переднего и латерального гипоталамуса, сопровождаются на периферии сдвигами парасимпатического характера. Отрицательные эмоции чаще связаны с задними и латеральными отделами и проявляются симпатическими эффектами (F.H.Allport, 1924, E.W.Bovard, 1961). По мнению E.W.Bovard (1961) симпатическая и парасимпатическая системы находятся в реципрокных отношениях, баланс между ними закреплён генетически и регулируется ядрами миндалевидного комплекса. Однако ещё Э. Гельгорн (1948) показал, что возникновение эмоций, как правило, приводит к одновременному возбуждению и симпатических, и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы, которые часто являются синергистами. Одна и та же эмоциональная реакция нередко проявляется и симпатическими, и парасимпатическими проявлениями. В реализации эмоционального ответа важно симпатико-парасимпатическое взаимоотношение (М.М.Хананашвили, 1975).

Конец ознакомительного фрагмента.