Вы здесь

Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей. Формы двигательной деятельности (Л. Г. Голубева, 2012)

Формы двигательной деятельности

Краткая предыстория

Впервые применение специальных упражнений в грудном возрасте (с 4 месяцев) рекомендовал немецкий преподаватель физической культуры Д. Нейман-Нейроде в 1925 году. В нашей стране гимнастика грудных детей начала применяться в детских учреждениях с 1926–1927 годов под руководством К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек. Была создана и апробирована система физического воспитания здоровых детей с 1 месяца до 3 лет, которую по праву можно считать отечественной школой физического воспитания детей раннего возраста. Главное положение этой школы таково: «Здоровый ребенок нуждается в воспитании движений с помощью различных форм двигательной деятельности».

Немецкий врач лечебной физкультуры Барбара Цукунфт-Губер в книге «Гимнастика для грудных детей» писала, что, занимаясь с больными детьми, она еще в 1970-е годы поняла, что здоровым нужна своя физкультура, а не общепринятая лечебная.

Для полноценного развития двигательной сферы ребенка необходимы специальные приемы гимнастики и массажа. Подчеркиваем: и массажа (в современных зарубежных школах массаж практически исключен из физического воспитания). В данном случае речь идет не о кинезотерапии[1], когда мы ищем способы приспособить ребенка к практической жизни, а об обеспечении качественного созревания всех структур, участвующих в двигательном акте. Речь идет о мышцах, костях, связках хрящевой ткани, нервных волокнах и нервных клетках.

В 1986 году в НИИ осязания при медицинском факультете университета Майами были проведены исследования в области тактильной терапии, которые дополнили уже известные данные. Массаж полезен всем новорожденным. Так, у детей, родившихся от матерей, находящихся в депрессии, массаж привел к снижению уровня кортизола[2] в слюне (что свидетельствовало о снижении уровня стресса), сокращению времени засыпания и углубению сна (Акобер и др.). По данным Т. М. Филд, благодаря массажу недоношенные дети на 47 % прибавили в весе.

Массаж оказывает благотворное влияние (отмечается прибавка в весе, готовность к ответной реакции): на родителей-подростков, у которых отсутствует привязанность к детям; родителей, плохо обращающихся с детьми; В ИЧ – инфицированных новорожденных; способствует укреплению связи между матерью и новорожденным, родившимся с помощью кесарева сечения; уменьшает число приступов кишечной колики и облегчает тяжесть ее протекания; снижает чувство тревожности у родителей за жизнь и здоровье ребенка. При проведении массажа отмечается положительная динамика показателей здоровья и развития у детей, родившихся от матерей, употреблявших наркотики во время беременности.

Массаж оказывает положительное влияние и на детей более старшего возраста: перенесших плохое обращение, аутичных[3], находящихся в посттравматическом состоянии, больных диабетом, ювенильным артритом[4], онкологическими заболеваниями, госпитализированных в состоянии депрессии, с нарушенной способностью к адаптации.

Массаж способствует привязанности отца к ребенку (Р. Рабарба, 1994; К. Джехол, Ц. Лемюэль, 1992).

Как бы ни отличались друг от друга приемы и упражнения, рекомендуемые разными авторами[5], выводы одинаковы: полноценное развитие двигательной сферы ребенка невозможно без своеобразной двигательной «прививки» – определенного набора гимнастических упражнений и массажа в определенные возрастные периоды. Как говорила К. Д. Губерт: «Гимнастика – это не масло для каши, а хлеб насущный для ребенка».

Различные формы двигательной деятельности включают движения во время бодрствования, движения под музыку, подвижные игры, зарядку, гимнастику и массаж. Каждая форма имеет свои воспитательные и физиологические задачи и способствует развитию определенных двигательных качеств. Нельзя удовлетворить органическую потребность в движении, занимаясь только одной зарядкой или играя только в подвижные игры.

Удовлетворение потребности в движении

Как уже говорилось выше, в отличие от взрослого, которого необходимо постоянно убеждать в пользе движений и стимулировать к занятиям физкультурой, ребенок, особенно в раннем возрасте, испытывает органическую потребность в движении.

На Востоке существует притча: «Однажды эмир бухарский, решив наказать своего визиря, приказал ему в течение недели повторять движения маленького ребенка. Говорят, что несчастный визирь приполз к эмиру через три дня на коленях и умолял заменить наказание смертной казнью».

Японцы подсчитали, что нормальный ребенок раннего и дошкольного возраста, свободно двигаясь, приседая и бегая, преодолевает за день 23 км. Следовательно, не нужно ничего специально придумывать. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы создать ребенку необходимые условия для нормального физического развития. Для этого требуется совсем немного: место, удобная одежда и пособия, побуждающие ребенка к движению.

Очень часто считается ненормальным, если ребенок находится в постоянном движении: ни минуты не сидит на месте. Но большее беспокойство должны вызывать другие ситуации: малыш не пытается ползти, чтобы достать игрушку, он подтягивает пеленку или достает вещь с помощью другого предмета. А на пол ребенка не спускают потому, что там ходят взрослые и можно подцепить какую-нибудь инфекцию. Проблему пребывания ребенка на полу можно легко решить, поэтому многие педиатры советуют спускать на пол детей с 4–5 месяцев (именно на пол, а не в манеж!).

Да, не у всех есть просторные квартиры, многие живут тесновато, но автор знает семью, где ребенок весь первый год жизни бодрствовал на чертежной доске (когда мама на ней не чертила), а когда стал постарше, то много времени проводил на лесенке-стремянке, сколоченной из двух боковинок кроватки. Сейчас во многих семьях эти проблемы решаются проще, за счет различных мини-стадионов.

В любом случае, когда ребенок, играя, ползет на четвереньках, на животе, он разгружает позвоночник. В положении виса вниз головой, со свободно опущенными руками (рис. 1), ребенок разгружает мышцы верхних конечностей и углубляет дыхание. Такое упражнение можно рекомендовать только абсолютно здоровым детям. Узнайте у врача, нет ли у вашего ребенка повышенного внутричерепного давления.

Рис. 1


Оптимальной верхней одеждой для детей является легкий или утепленный комбинезон. А для самых маленьких – спальный мешок или шерстяной костюм; сверху ребенка можно накрыть пуховой периной или одеялом. Грустно видеть на прогулке 7—8-месячного ребенка, закутанного в шубу, купленную «на вырост». Представьте себе, если сам ребенок весит 8—10 кг, а его одежда 3–4 кг, что он испытывает. В крайнем случае специалисты рекомендуют вшивать в детские пальто специальные наплечные подушечки, чтобы его тяжесть приходилась не на мышцы, а на костные выступы.

Дома самых маленьких нужно чаще держать распеленутыми или в ползунках, то есть всегда следует одевать ребенка так, чтобы он мог свободно двигаться.

Подвижные игры

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: ребенок вырвался от мамы, побежал и никак не может остановиться, несмотря на то, что она кричит ему: «Стой! Стой сейчас же!». Такое поведение не всегда связано с непослушанием маленького человека. У него еще не сформировалась связь движения со словом, то есть ребенок не в состоянии начать и окончить движение по слову взрослого. Часто малыши травмируются о разные препятствия, сталкиваются друг с другом во время игр. Это происходит оттого, что взрослые мало занимались с ними в свое время и не придавали значения воспитанию движений в первый год жизни.

В игре формируются и закрепляются целенаправленные движения, умение связывать свои действия с действиями окружающих. Сначала малыш играет с мамой, а с 1 года 6 месяцев – с другими детьми.

Первые подвижные игры можно проводить уже в 10–12 месяцев. Например, прикройте на минуту лицо ребенка платком, а затем сдерните его («Где Катя? Вот она!»). Малыш быстро научится этой игре. Или можно поиграть в такую игру: «Покажи, какой ты большой», – говорите вы. Малыш поднимает руки вверх. «А теперь покажи, какой ты маленький» – ребенок приседает. А можно научить ребенка поднимать ноги и доставать ими сначала до вашей руки, а затем и до гимнастической палки.

С 1 года 6 месяцев малыши уже могут действовать согласованно в паре – нужно этим пользоваться. Поиграйте с детьми на прогулке, например, в такие игры: «Все бегите ко мне!», «Беги к маме…», «Догоню, догоню!».

В ходе подвижных игр дети могут научиться быстро бегать, ловко прыгать и бросать мяч. Самое главное – не пользоваться лишними объяснениями и рассказами, так как ребенок их все равно не поймет, нужно сразу включать его в игру.

Подвижные игры для маленьких могут быть и тематическими, например: изображаем транспорт, перепрыгиваем через лужи с кочки на кочку, прыгаем, как зайчик, как мячик, ходим, как мишка косолапый, летаем, как самолет, как жук и т. д. Важно, чтобы ребенок был знаком с тем предметом, который он изображает.

Если на детской площадке, в парке, куда вы ходите гулять с ребенком, есть качели, карусели, горки, не проходите мимо. Это хорошее средство для тренировки вестибулярного аппарата. Кроме того, усиливается работа сердечно-сосудистой системы, легких, улучшается мозговое кровообращение ребенка. Но самое главное – он получит большое удовольствие. Конечно, вы должны подстраховать малыша, чтобы он не получил травмы.

Различные подвижные игры для детей раннего возраста вы найдете в приложении 3.

Музыкальные ритмические занятия

Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении.

Движение, сочетаемое с ритмичным словом, песней или музыкой, выполняется точнее, грациознее. Элементом ежедневных занятий с ребенком, начиная с младенчества, должно быть хотя бы одно короткое ритмическое упражнение – прыжки, ходьба или приседание под музыку. В принципе любые гимнастические упражнения ребенок может выполнять с музыкальным сопровождением, если вы при этом будете руководить его движениями. А чтобы малыш самостоятельно двигался под музыку, подражая вам, слова и мелодии должны быть самыми простыми и доступными.

Правильные, ритмичные движения являются и наиболее экономичными, они сопровождаются наименьшей затратой энергии. Любая физическая работа легче выполняется под песню, которая устанавливает ритм движений.

Зарядка

Зарядка – это такой вид движений, который помогает ребенку быстрее проснуться, более физиологически перейти от сна к бодрствованию, направить сердечно-сосудистую и дыхательную системы на активное бодрствование. Зарядка на Украине называется «разбудка», но именно такое значение она приобретает тогда, когда становится потребностью, а это возможно только при соответствующем воспитании.

Сформировать у ребенка потребность в зарядке можно, занимаясь с ним физкультурой сразу после сна, следовательно, ответственность за то, что дети, став взрослыми, так и не научились делать зарядку, целиком лежит на нас.

Для зарядки можно использовать любые игровые упражнения. А лучше всего, если с полутора-двух лет ребенок будет знать, что, проснувшись, он проделает ряд интересных движений вместе с папой и мамой. Можно, например, побегать вокруг мамы, когда она делает зарядку, или на четвереньках добраться до ванной комнаты. Когда это станет привычкой, ребенку трудно будет перейти от сна к бодрствованию, не проделав гимнастических упражнений. На предложение идти одеваться он скажет: «Я еще не бегал…».

Гимнастика и массаж

Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.

В коже заложены множества нервных окончаний (рецепторов). Воздействие на них приводит к расширению капилляров (мелких кровеносных сосудов), то есть к полезным сосудистым реакциям. Таким свойством массажа объясняются и механизм его действия, и необходимость его применения даже у здоровых детей.

Что дает массаж здоровому ребенку? Он улучшает:

• питание тканей, так как через расширенные капилляры в единицу времени больше протекает крови и больше соответственно поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, потому что в настоящее время у многих детей отмечается склонность к спазму (сужению сосудов), отсюда и частые нарушения питания тканей;

• секреторную функцию сальных и потовых желез: в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее, чем при полном покое, происходит утомление мышц и восстанавливается их работоспособность. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с ней из тканей удаляются вредные продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови;

• терморегуляцию: в расширенных сосудах происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и к тренировке центра терморегуляции. Следовательно, массаж – это еще великолепное закаливающее средство. (Подробнее о закаливании рассказывается в приложении 4.) В жаркое время года массаж позволяет предохранять детей от перегревания;

• деятельность центральной нервной системы. Огромное количество импульсов, посылаемых в кору головного мозга, способствует созреванию корковых отделов центральной нервной системы. Это приводит к совершенствованию функций всех внутренних органов и к улучшению деятельности опорно-двигательного аппарата.

Физиологами слово «массаж» трактуется по-разному. Одни считают, что оно происходит от французского глагола massage (растирать), который заимствован из арабского языка (mass – касаться, нежно надавливать). Другие полагают, что слово «массаж» произошло от греческого masso (снимать руками), третьи – от латинского masst (пристающее к пальцам) и т. д.

По-видимому, самым первым приемом массажа был инстинктивный жест для облегчения боли в ушибленном месте. Древнейшее упоминание о массаже относится к 705 году до н. э. Как лечебное средство он широко распространился буквально у всех народов мира, о чем свидетельствуют различные источники.

Наши древние предки (славяне) хорошо владели такими приемами, как поглаживание, растирание и похлопывание. По свидетельству летописца Нестора, массаж пользовался признанием в банях наряду с похлопыванием и стеганием тела веником.

После падения Римской империи развитие массажа в Европе прекратилось на многие века. Этот способ воздействия на организм вернулся к нам лишь в XVII веке из Швеции, а в конце XIX века появилось научное обоснование массажа как способа лечения различных заболеваний.

Вместе с зарубежными исследователями отечественные ученые не только дали глубокое научное обоснование массажа, но и разработали новые его виды и приемы.

В данной книге речь пойдет о гигиеническом или профилактическом массаже. В классическом определении гигиенический массаж – это активное средство для того, чтобы укрепить здоровье, поднять общий уровень функционального состояния организма, предупредить болезни и сохранить работоспособность.

Чем младше ребенок, тем большую роль играет массаж для качественного созревания его мышц.

Массируя ребенка, мать ежедневно отдает ему свою энергию. Чем раньше она начинает это делать, тем лучше. Она будет чувствовать любые отклонения в состоянии здоровья малыша и сможет сама помочь ему во многих случаях.

Специальные физкультурные занятия включают, помимо массажа, еще и гимнастические упражнения.

Гимнастика (от греческого слова gymnazio – тренирую) – это специальные тренировочные занятия, на которых мы не просто даем возможность ребенку двигаться, как он хочет, а выбираем специальные движения, намечаем определенные мышцы (или группы мышц), наиболее нуждающиеся в настоящий момент в дополнительном питании, кислороде.

Гимнастические упражнения направлены на воспитание двигательной мышечной памяти, рассчитаны на то, чтобы мышцы после многократных повторений «запомнили» лучший вариант движения. Тогда ребенку не нужно будет постоянно напоминать: «Ходи правильно!», «Не горбись!», «Не пиши носом!». Вспомните, сколько раз в детстве вам говорили эти слова и сколько раз вы пытались изменить положение, но все это – увы! – ненадолго, так как очень трудно постоянно помнить о том, как надо сидеть, чтобы «не писать носом».

Задача эта решается очень просто: когда вы пишете, сидя за столом, ставьте свободную руку время от времени вертикально, так, чтобы подбородок опирался на согнутую в кулак кисть. То же самое предложите делать и ребенку. Мышцы «запомнят» это положение, и через некоторое время выработается привычка сидеть правильно. «Воспитанные» мышцы будут способствовать формированию хорошей осанки, и это обеспечит нормальную работу всех органов.

Кроме того, гимнастические упражнения, обеспечивая питание конкретных мышц, способствуют их качественному созреванию.

Гимнастические упражнения условно подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные упражнения производятся руками взрослого и не требуют активного участия ребенка, например, разведение рук в стороны и скрещивание их на груди. Естественно, что эти упражнения возможны только тогда, когда со стороны мышц нет никакого препятствия к выполнению.

Активные упражнения делает сам ребенок. Если он не понимает, что от него требуется, или не хочет заниматься, положительного воздействия на мышцы не будет.

Поэтому, чтобы ребенок делал именно те движения, которые необходимы для тренировки различных мышц, мы рекомендуем следующее: занимаясь с самыми маленькими, используйте так называемые рефлекторные упражнения, а после 6 месяцев – специальные гимнастические пособия.

В рефлекторных упражнениях сокращение мышц основано на одном из врожденных рефлексов, например, прикосновение к коже стопы у основания пальцев вызывает сгибание стопы, а нажим на пальцы – разгибание.

В связи с тем что до 2 лет 6 месяцев дети практически не могут самостоятельно выполнять точные гимнастические упражнения, особую роль для них приобретают гимнастические пособия, то есть любые средства, которые регулируют движения ребенка и с помощью которых взрослый руководит и добивается точности выполнения упражнения. Для занятий с детьми раннего возраста потребуются: зубные колечки, круглые палочки (длина 40 см, диаметр 2 см), прыгалки, мячи, массажные коврики.

Конец ознакомительного фрагмента.