Вы здесь

Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие. Глава 4. Организация гигиенического воспитания. Пропаганда здорового образа жизни и формирования здоровья. различных групп населения (Н. Б. Раводеева)

Глава 4. Организация гигиенического воспитания. Пропаганда здорового образа жизни и формирования здоровья

различных групп населения

Принципы гигиенического воспитания

Принципы гигиенического воспитания – это основные, проверенные практикой положения, направляющие деятельность в области гигиенического воспитания. Гигиеническое воспитание использует принципы смежных наук – психологии, социологии, педагогики и др., на пересечении с которыми оно развивается.

Принцип актуальности – ориентирует гигиеническое воспитание на обеспечение индивидов, групп лиц, социальной общности наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.

Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологическими знаниями гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и реализуется при удовлетворении интересов и потребностей населения в той или иной гигиенической информации. Актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т.ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т.д.) характера.

Принцип научности – предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности в гигиеническом воспитании на основе научнообоснованных данных. Последнее позволяет дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. Особо важная роль здесь принадлежит медицинской науке: гигиеническая информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть понятной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств.

Принцип доступности гигиенической информации — предполагает соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурному уровню, интересам и потребностям индивида, группы лиц, социальной общности. Содержательная часть должна иметь оптимальный для усвоения объем информации и рациональные методики обучения. Необходимо использовать дидактический подход к изложению материала: следовать от простого к сложному, от известного к неизвестному, четко формулировать обобщения и выводы. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных терминов и наименование, использованием в качестве примера жизненных фактов, применением изобразительных средств.

Принцип положительного ориентирования – предполагает формирование типов поведения и стилей жизни, благотворно влияющих на здоровье и ориентированных на достижение положительных результатов, что более эффективно, чем показ отрицательных последствий неправильного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики – это принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования полученных индивидом или группой лиц знаний на практике, чему способствуют иллюстрированные материалы по гигиенической тематике, фактические данные, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях.

Принцип единства обучения и воспитания – предусматривает усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования.

Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья – метода проблемного изложения, эвристического обучения и т. д. Используются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (напр., лекция), так и формы, предусматривающие активное участие лиц, на которых направлено воздействие (напр., дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода – предусматривает осуществление гигиенического воспитания с учетом характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено: пола, возраста, состояния здоровья, национальных черт, обычаев, традиций, бытовых, географических и климатических условий, специфики труда, уровня информированности, а также потребностей в той или иной гигиенической информации и т. д. Знание особенностей целевых групп помогает дифференцировать содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания.

Принцип индивидуального подхода – предполагает осуществление гигиенического воспитания на базе индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено, предусматривается дифференциация содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, профессиональной деятельности, пола, возраста, условии труда, быта и т. д. Значение данного принципа возрастает в условиях повышения уровня гигиенической культуры населения, когда гигиеническое воспитание не может осуществляться лишь путем массовой информации. Поэтому важно, чтобы каждый человек имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья на основании своих персональных физиологических и психологических характеристик, социальных параметров. Для этого необходима разработка индивидуальных программ обучения на основе предварительного ознакомления со статусом здоровья (с помощью компьютера).

Конец ознакомительного фрагмента.