Вы здесь

Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие. Глава 2. Образ жизни. Формирование здорового. образа жизни (Н. Б. Раводеева)

Глава 2. Образ жизни. Формирование здорового

образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экологических и социально-психологических ситуаций.

Валеологи разработали большое количество программ формирования здорового образа жизни. В частности предложена универсальная формула здоровья «2 × 2 × 2 × 2», которая включает в себя:

– 2 раза в день выполнение комплекса физических упражнений – утром и вечером или в перерыве рабочего дня;

– 2 раза в неделю посещение любого оздоровительного центра, шейпинга, сауны, фитнес-клуба и т.п.;

– 2 раза в год отдых: отпуск рекомендуется делить на 2 части с интервалом полгода, тогда организм легче восстанавливает силы;

– 2 раза в год профилактически необходимо посещать врача.


Оздоровительные программы объединены названием «Здоровый мир» и состоят из 4-х этапов:

1 этап – Мотивация здоровья и долголетия. Необходимо выработать в себе устойчивую мотивацию на здоровье, его сохранение и укрепление. Человек должен стремиться жить долго, т.к. в нем нуждаются близкие и окружающие. Ощущение ненужности разрушает здоровье.

2 этап – Оценка состояния здоровья. Разработано достаточное количество методик оценки качественного и количественного состояния здоровья, субъективных оценок (дневник здоровья) и объективного тестирования состояния организма. Эти методы доступны и эффективны.

3 этап – Составление индивидуальной программы укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

4 этап – Мониторинг здоровья. Системный и систематический контроль и постоянная коррекция своего состояния.

Большую роль в сохранении здоровья имеет культурный уровень – это соответствие потребностей и возможностей. Чтобы обеспечить это соответствие, необходимо четко представлять систему потребностей.

I. Определение потребностей должно стать обязательным первоначальным шагом при создании программ укрепления здоровья любого уровня.


Общая схема потребностей человека


Биологические потребности человека (биософия жизни):

– Возможность физического существования, обеспечиваемая отсутствием стихийных бедствий, моров, голодовок, хронических болезней.

– Тепловой, радиационный, магнитно-волновой комфорт.

– Состав воздуха.

– Питьевая вода.

– Сбалансированная пища.

– Полноценный сон и отдых.

– Защищенность от паразитарных и вирусно-бактериальных эпидемий.

– Информационно-пространственный комфорт: защищенность от «стресса присутствия» (переуплотнения) и «стресса отсутствия» (разреженность населения).

– Природный комфорт (адекватное воздействие экосистем на организм).

– Наличие подходящей субстратной среды.

– Определенное положение человека в пространстве.

– Определенная степень подвижности.

– Определенный трудовой и жизненный индивидуальный участок (транспорт).

– Продолжение рода.

– Сексуальная потребность.

– Выделительная потребность.

Социальные и социально-психологические потребности (социософия жизни)

– Гарантированные законом и обычаями права гражданской свободы.

– Конституционные и традиционно-общественные гарантии, уверенность в завтрашнем дне.

– Моральные нормы общения.

– Свобода поведения и самовыражения.

– Чувство нужности обществу.

– Возможность образования социальных групп свободного общения.

– Сознание своего пола и возраста.

– Наличие или возможность образования семьи.

– Соответствие выработанных стереотипов и идеалов реальным общественным нормам.

– Равномерность информационно-познавательной среды без перегрузки и вакуума.

– Определенный социальный фон для удовлетворения других потребностей.

Экономические потребности человека (экономософия жизни)

– Обеспеченность пищей.

– Обеспеченность одеждой.

– Обеспеченность постоянным или временным жильем.

– Обеспеченность мебелью, транспортом, животными, растениями, предметами обихода.

– Обеспеченность средствами труда.

– Утилизация производственных и бытовых отходов.

– Обеспеченность сферой услуг, в т.ч. здравоохранением.

– Обеспеченность рекреацией.

– Обеспеченность средствами информации.

– Обеспеченность источниками информации (искусство, запахи, ландшафт, звуки).

– Обеспеченность средствами самовыражения.

– Обеспеченность семьей и детьми.

Этнические потребности человека (этнософия жизни)

– Этническая самостоятельность (наличие чувства объективности существования своего народа).

– Принадлежность к этнически самостоятельной группе (национальная одежда, быт, обычаи).

– Определенная численность этноса.

– Пейзаж «родной природы».

– Соответствующая с детства среда «второй» и «третьей» природы (архитектура, культурные ландшафты, экология).

Психологические потребности человека (психософия жизни)

– Вхождение в этологическую группу – психоэмоциональный контакт.

– Создание своей группы (в том числе семейной).

– Определенная плотность групп в коллективе и адекватная иерархия.

– Определенная степень общения и изолированности особей в группе.

– Определенный этологический климат – поведенческий склад и тип («темп жизни»).

– «Этологический пейзаж» (сочетание природной среды и среды, созданной человеком – «цветущий край»).


Здоровье каждого человека обеспечивает здоровое состояние общества. Общественное здоровье можно предоставить в виде схемы:


Схема составляющих общественное здоровье


Медицинская активность – наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному) и других людей (общественному) здоровью.

Медицинская активность – это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья.

Она включает:

1. Участие в охране и улучшении здоровья населения, заботу о здоровье других.

2. Преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. направленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

3. Посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний.

4. Поведение при лечении, профилактике, реабилитации (в т.ч. самолечении).