Вы здесь

Гигиена. Конспект лекций. Лекция 17. Гигиена детей и подростков – предмет и цели (В. Н. Шилов, 2009)

Лекция 17. Гигиена детей и подростков – предмет и цели

1. Гигиена детей и подростков как научная дисциплина

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Эта дисциплина изучает влияние различных факторов окружающей среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.

На основе научных данных разрабатываются:

• гигиенические нормативы;

• санитарно-гигиенические правила и нормы.

На основе научных данных обосновываются:

• лечебно-профилактические мероприятия;

• оздоровительные мероприятия.

Это направлено на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей, повышение работоспособности и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков тесно связана с различными клиническими, биологическими, педагогическими, техническими науками.

2. Гигиена детей и подростков и практический опыт

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические знания и опыт:

• коммунальной гигиены;

• гигиены питания;

• гигиены труда;

• эпидемиологии;

• социальной гигиены.

От других гигиенических дисциплин отличается тем, что является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья наиболее ранимой части населения.

Характерными особенностями организма детей и подростков являются:

• незавершенность развития;

• пластичность;

• большая подверженность влиянию различных факторов.

Здоровье человека формируется с детства. От того, насколько человек сохранит и укрепит его за годы пребывания в организованных коллективах, зависят здоровье будущего взрослого населения, экономический и оборонный потенциал нашей страны.

Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как самостоятельный раздел санитарно– эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель санитарного состояния детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

3. Проблема изучения состояния здоровья детей и подростков и ее государственный характер

Проблема изучения состояния здоровья подрастающего поколения имеет государственное значение, так как результаты глубоких социально-гигиенических исследований в этой области являются основным критерием организации, планирования и проведения в жизнь широких лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, позволяющих не только сохранять, но и укреплять здоровье детей и подростков.

Государственный характер гигиены детей и подростков как самостоятельной области здравоохранения подчеркивается еще и тем, что деятельность специалистов в этой области основывается на санитарном законодательстве.

Конец ознакомительного фрагмента.