Вы здесь

Гибкое управление проектами и продуктами. Глава 3. Управление продуктом (Борис Вольфсон, 2014)

Глава 3. Управление продуктом

Владельцу продукта Scrum дает уникальную возможность сосредоточиться на требованиях вместо того, чтобы заниматься диспетчеризацией задач или иной оперативной деятельностью, забывая о стратегии. В этой главе я хочу описать инструменты для эффективного управления продуктом.

Построение бизнес-модели

Наиболее подробно построение бизнес-моделей описано в работе Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur) «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» (Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers). Бизнес-модели «Канвас» представляют собой способ визуализации бизнес-моделей, и их можно адаптировать к проектам по разработке ПО (табл. 3.1).

Такую визуализацию лучше всего проводить с помощью стикеров на доске с участием всей команды и заинтересованных лиц, например маркетологов и продавцов.

Персоны

Практика анализа персон пришла в управление продуктами из практик User Experience (опыт использования). Она заключается в описании пользователя создаваемого продукта как реального персонажа с конкретными ценностями и целями.


Таблица 3.1.

Бизнес-модель в виде Lean Canvas

Инструмент Story Mapping

После выявления персон нужно перейти к определению функционала, который необходимо реализовать для персон. Для этого используется Story Mapping (стори маппинг) – способ визуализации и планирования функционала.

Визуализация происходит на доске и начинается с высокоуровневых активностей выявленных персон. Активности разбиваются на задачи, которые, в свою очередь, декомпозируются на подзадачи.

Верхний слой подзадач представляет собой простейшую возможную реализацию функционала и обычно включается в первый релиз. Подзадачи, которые находятся ниже, представляют собой реализацию:

• дополнительных возможностей;

• безопасности;

• удобства использования;

• производительности.

Чем ниже мы опускаемся по подзадачам, тем меньше у них важность.


Визуализация журнала пожеланий продукта с помощью Story Mapping


Журнал пожеланий продукта

Как было сказано выше, журнал пожеланий продукта состоит из бизнес-требований, которые обычно оформляются в виде историй пользователей. Рассмотрим подробнее, что представляет собой отдельная история пользователя.

Уникальный числовой идентификатор истории – обычно совпадает с идентификатором истории пользователя из трекера, которым пользуется команда. Этот идентификатор позволяет точно сказать, о какой истории пользователя в данный момент идет речь.

Название истории пользователя – короткое (примерно до десяти слов) описание функционала с точки зрения пользователя, сформулированное в виде тройки «роль – действие – цель», например: «Пользователь вводит логин и пароль, чтобы авторизоваться на сайте».

Важность – уникальный числовой приоритет истории пользователя. Чем она выше, тем раньше данную историю необходимо сделать.

Оценка – числовая относительная оценка истории пользователя по специальной шкале.

Указанные поля удобно размещать на стикере, который прикрепляется на доску. Например, историю пользователя для авторизации на сайте с оценкой 10 очков (Story Points), важностью 200 и номером в трекере 1453 можно представить на стикере так.


История пользователя для авторизации на сайте


Эти четыре поля являются фактически обязательными, но часто используются и дополнительные поля, которые, например, заносятся в трекер.

Подробное описание – текстовое и графическое описание истории пользователя. Применяется прежде всего в распределенных командах для хранения знаний о функционале продукта.

Демонстрация – достаточно подробный сценарий, позволяющий провести демонстрацию истории пользователя. Например, для приведенной выше истории пользователя с авторизацией можно использовать следующие краткие сценарии для демонстрации:

♦ пользователь вводит логин root и пароль pass и переходит на страницу личного профиля на сайте;

♦ пользователь вводит логин root и пароль wrongpass и получает сообщение Введен неправильный логин или пароль.

Категория – используется для повышения управляемости с помощью категоризации задач. В качестве категорий могут выступать как продуктовые категории (темы и эпики в терминологии Scrum), так и категории типа «оптимизация производительности», «техническая история» и т. п.

Размер журнала пожеланий и стратегическое планирование

Для сохранения управляемости необходимо поддерживать минимальный размер журнала пожеланий, но для стратегического планирования, скажем на несколько кварталов вперед, необходимо иметь достаточно длинный журнал пожеланий. Используя нотацию «грозовых туч» Э. Голдратт, это противоречие можно изобразить следующим образом.


Противоречие между тактическим и стратегическим планированием


Какой бы размер журнала пожеланий мы ни выбрали, все равно не получится разрешить конфликт – нужно прорывное решение. Оно достаточно просто и лежит на поверхности: использовать метод набегающий волны. В рамках Scrum такой подход означает, что мы разбиваем очень подробно истории пользователей на несколько ближайших спринтов, а остальные истории пользователей храним в виде больших фрагментов функциональности, подробно не описывая их. Такие большие истории пользователей, которые в дальнейшем будут разбиты на маленькие, называются эпиками (epic).


Более важные элементы журнала пожеланий определены точнее


Как видите, чем позднее планируется реализация того или иного функционала, тем более крупные фрагменты функционала берутся. Отмечу, что это также согласуется полностью с принципами KISS (Keep it simple, stupid – «Не усложняй, тупица») и YAGNI (You аin’t gonna need it – «Вам это не понадобится»).

Технические истории. В любом проекте по разработке программного обеспечения есть задачи, напрямую не связанные с пользовательским функционалом. Они называются техническими историями или техническими задачами и могут носить разный характер:

• рефакторинг модуля;

• оптимизация производительности;

• исправления сложного дефекта;

• настройка инфраструктуры.

Технические истории крайне желательно вносить в журнал пожеланий, чтобы у владельца продукта была возможность определить их важность. Если у владельца продукта не хватает технической квалификации для этого, необходимо ввести ограничение на количество незакрытых технических историй: как только количество задач превысит этот порог, технические истории с самым высоким приоритетом автоматически берутся в спринт.

Определение приоритетов историй пользователя

I can’t get no satisfaction,

I can’t get no satisfaction.

‘Cause I try, and I try, and I try, and I try.

I can’t get no, I can’t get no.

The Rolling Stones

Владелец продукта определяет порядок реализации функционала путем установки приоритетов, выбирая истории пользователей с наибольшей ценностью. Классическим представлением является мысль, что чем больше будет функционала в продукте, тем выше удовлетворенность конечного пользователя.

Рассмотрим более точную модель – модель удовлетворения потребностей Кано. Японский профессор Нориаки Кано (Noriaki Kano) предложил ее в работе «Привлекательное качество и необходимое качество» (Attractive Quality and Must-Be Quality) еще в 1984 году.

Разделим всю функциональность продукта на три категории в соответствии с удовлетворенностью пользователя и полнотой функциональности продукта.


Типы функций продукта


Таким образом, можно выделить три типа функций продукта.

1. Обязательные функции – пользователь ждет этих функций от продукта, без них ему продукт не нужен. Например, для сотового телефона это возможность совершать звонки.

Конец ознакомительного фрагмента.