Вы здесь

Герольд Морозовых владений. Глава 7. Если вас не утверждали на Совете Вотчины, вам очень повезло (Любовь Данилова)

Глава 7. Если вас не утверждали на Совете Вотчины, вам очень повезло

Когда ты оказываешься в просторном зале, где окна во всю ширь стен, много солнца и ещё больше любознательного до подозрительности народа, то чувствуешь себя не очень комфортно, тем более что весь этот народ смотрит именно на тебя. Как и успела Зимина за считанные дни собрать такое представительство? Здесь были даже десятиклассники из московской школы №13442, той самой, что в Кузьминском лесу. Откуда Егор их знал? Да их весь Устюг знает! Сколько раз этих десятиклассников в пример ставили! За самое заботливое, трогательное отношение к Вотчине, уважительное почитание Старейшего, за патриотизм и трудолюбие, – представляете, сколько всего набирается? А самый страшный укор: «Вы земляки! А такого уважения от вас не дождёшься!» Стоит ли удивляться, что школьники Устюга их не только знали, но и недолюбливали. Кто любит примерных отличниц? Ну, уж если только очень красивые попадаются…

Вопросы к Егору посыпались ворохом – один вреднее другого. По Своду Законов Вотчины Егор плавал, на Указах Старейшего чуть не утонул, а когда дело дошло до постановлений Совета, подумал, что всё – конец. Они эти постановления сами и принимали, а он только читал, да и то, как оказалось, без понятия, что, похоже, и было отражено в протоколе Писарчука. Это такой заяц в Вотчине есть, почерк лучше всех, образование для зверушки отменное – аттестат лесной школы с почётной грамотой по лесоведению. Писарчук и тот над Егором посмеивался, а, чтобы незаметно было, улыбку во весь рот длинным ухом прикрывал, но всё равно фыркал и брызгался во все стороны чернилами.

– А теперь последний вопрос! – строго зыркнув на зайца, провозгласила Зимина суровым тоном судьи, предоставляющим последнее слово подсудимому. – Позвольте задать его мне, – помолчала. Наступила полная тишина, никто не ёрзал на стульях, не шептался и не играл в морской бой, как будто все ждали, что математичка сейчас напишет на доске задачи контрольной по итогам года. Но ни доски, ни задач не было, а Лиза сухо приказала:

– Внести изображение герба Старейшего. Выберите там, из запасников, поточнее и в цвете, – и плюхнулась на стул в ожидании, как будто вопрос уже задан.

За пять минут, в течение которых на стене укреплялся плакат с изображением герба, Егор лихорадочно уточнял свои геральдические познания. Их было слишком много, чтобы вспомнить всё сразу! А как иначе, если Егору всегда хотелось стать не милиционером и не пожарным, не военным и не разведчиком, а именно – герольдом, одной из обязанностей которого в те самые средние века как раз и было составление и описание гербов. А геральдика – это и есть наука о гербах, при создании которых применяется так много геральдических тонкостей.

Да, кстати, если не знаете, герольды в средние века – это доблестные и храбрые ветераны, следившие за соблюдением всех рыцарских правил. Именно они и создали геральдику как науку по самой настоятельной необходимости времени. Иначе, без родовых гербов, как отличить одного рыцаря от другого? Доспехи-то у всех одинаковые, а лиц за забралом не видно. А ведь ещё честь рода, имена славных предков! Герб – это как неписаная родословная, увидел его на щите – и всё про рыцаря знаешь, кто он и откуда и чем его предки отличились.

Правда, герб Старейшего – очень непрост, к тому же он одновременно ещё и государственный герб Вотчины. Так что насчёт своих познаний Егор не обольщался.


Герб перед ним, а что он может сказать? Небесно-лазурная снежинка в серебряном контуре на фоне зелени еловых ветвей. Жезлы с птичьими навершиями положены в косой крест, а поверх их – ещё одна снежинка, уже маленькая, но серебряная. Как много здесь всего! Ещё и серебряная корона, и стальной рыцарский шлем. А над ним белочка-нашлемник держит в лапках золотистый мешочек, на котором вышит герб Великого Устюга – традиционный Водолей. По бокам от шлема причудливо вьются голубые ленты намёта с серебристой изнанкой. Каждый герольд помнит, что когда-то очень давно, отправляясь в далекие, часто жаркие страны, рыцари защищали свои шлемы от солнечных лучей кусками материи, которые в походах и сражениях превращались в причудливые лоскутья. Вот это и есть намёт, который в геральдике получил такой изящный и узорчатый вид.

Под снежинкой на белой девизной ленте всего два слова, самые главные в Вотчине: «Твори добро!» Над ними – маленький золотистый колокольчик точно такой, как в комнате желаний.

А ещё на причудливо изогнутых еловых ветвях фона, поддерживая снежинку, стоят в червлёных, красных тулупах с белой оторочкой два медведя с грозными бердышами на длинных древках – боевыми топорами с лезвиями в виде вытянутых полумесяцев.

Попробуй тут разберись, что к чему, если вопрос будет на засыпку!


– Егор, назови, пожалуйста, главный элемент герба Старейшего и значение этого элемента? – совсем по-учительски после долгой паузы спросила Зимина.

Да-а-а, ничего об этом хранители Егору не рассказывали. Оставалось уповать на собственные знания. Но из спасительной энциклопедии Брокгауза и Ефрона в Егоровой голове сейчас крутилась только уйма малополезных в данном случае сведений: «Следующие элементы составляют герб: щит, шлем, намёт, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия и сень. Щит составляет главнейшую часть герба. В прошлых столетиях существовало много форм геральдических щитов, но в настоящее время почти исключительно употребляется французская форма; высота такого щитa равна 9/8 ширины». Хоть и была у Егора память такая: глянул – как затвором фотоаппарата щёлкнул, – но чем это в данном случае могло помочь, скажите на милость?

О, всё-таки его мозг нашёл подсказку! Подожди, подожди! Что же здесь щит, если это главнейшая часть любого герба? Что делают щитодержатели? Конечно же, держат щит! Кто на Морозовом гербе хоть чего-то держит? Белочка – мешочек, но она одна и на мешочке – герб Устюга. Значит, это не подходит. Медведи! Их двое, в их лапах – бердыши, но не только! Они поддерживают… снежинку! Ну, конечно же! Именно она расположена в самом центре герба, именно на ней скрещены серебряные жезлы власти! Именно она – щит!

– Снежинка! – выпалил Егор, боясь, что уже и так слишком задержался с ответом, которого в полнейшей тишине терпеливо дожидался весь Совет, и поэтому особенно отчетливо было слышно, с каким облегчением вздохнула Лиза. Ага, она, кажется, на его стороне.

– Ещё немножко об её значении, – попросила она.

Егор, собираясь с мыслями, начал издалека:

– Мы так привыкли, что если идёт снег и появляются морозные узоры на окнах, то скоро Новый год, который мы просто не можем себе представить без участия Старейшего. Я полагаю, – Егор глубоко вдохнул и продолжил насколько мог самоувереннее: – щит, изображённый на гербе Деда Мороза, наделён такими же волшебными силами, как и его владелец. Разве может одна хрупкая снежинка быть защитницей морозных владений, если б не волшебство, а? – обвёл взглядом весь притихший зал и сам ответил: – Вполне возможно, что снежинки в Вотчине, одна к одной, становятся её надёжной защитой, и конечно, должны вызывать чувство громадного уважения. Поэтому гербовый щит Старейшего и имеет форму снежинки, – закончил Егор, но уже не так уверенно. На этот раз он был прав, но очень жаль, что так быстро забыл свои догадки.

Лиза поймала его вопросительный взгляд и немедленно продолжила заседание Совета:

– Так, ответ, по моему мнению, достаточно полный. Переходим к голосованию. Не забывайте об ответственности, на вас возложенной. Кто за то, чтобы утвердить Морозова Егора из 6 «Б» класса школы №2 Великого Устюга на должность Новогодника согласно штатному расписанию Вотчины? – и первой подняла руку…

В этот день Егор уезжал в Устюг совершенно вымотанный, но счастливый, почти как спартанец, который возвращался домой, не потеряв своего щита и не утратив чести воина. Его утвердили.