Патология страха
Уже много раз мы говорили, но не лишне повторить: человек болен страхом, и худшие последствия этой болезни проявляются в новых и еще более тяжелых недугах, возникающих день ото дня.
Страх – это ужасная когтистая лапа, которая душит мысли, чувства и волю; он лишает человека малейшей возможности действовать разумно. Вся жизненная активность человека сводится к тому, чтобы защищаться, убегать от всего, уходить от ответственности, избегать определенности, прятаться, – он готов сделать все что угодно, только бы не привлекать к себе внимания. Сегодня в моде серое и тусклое, а ведь это характеристики страха – тоже тусклого и серого.
В этих обстоятельствах возникает особое отношение ко всему – отношение «анти», «против», когда отрицается всё, в чем есть хотя бы намек на проявление индивидуальности. Во всем видится плохое, поскольку в глаза прежде всего бросаются недостатки, а растущий страх лишает всякой возможности разглядеть достоинства.
Быть против всего – а это все равно что не быть ни на чьей стороне, – такова новая патологическая производная страха. Единственно важным считается личное благосостояние человека, его собственное выживание, а если ради подобной цели ему нужно разрушить все вокруг, он это сразу же и делает. очевидно, что здесь мы видим утрированную форму эгоизма, когда «я» самоутверждается за счет унижения всех остальных. Никто и не пытается бороться со злом, которое вредит миру; страх заставляет отрицать само существование этого зла или приуменьшать его, пряча голову под крыло пассивности.
Философ должен искоренить страх, а вместе с ним – все его последствия. он должен учиться различать добро и зло, должен отстаивать свои идеи и делать это всегда решительно. Нельзя просто быть «против», нужно вначале обрести твердые идеалы, чтобы быть в состоянии противостоять чему бы то ни было. Прежде чем отрицать, нужно принять. Прежде чем отвергать, нужно узнать.
Философ может видеть ошибки и недостатки в разных сферах жизни, но он не успокаивается на том, что указывает на них, не боится их. Он усердно трудится, чтобы улучшить то, что в его силах, начиная, конечно, с самого себя.
Философ не забывает, что кроме плохого в жизни всегда есть хорошее, позитивное, пусть даже порой оно спит или погребено под грузом страха и инерции. Добродетели, как полезные растения, нуждаются в заботе и культивировании, чтобы добиться их полного развития.
Философ не идет против жизни, он выступает за нее, принимает все ее переменчивые течения и старается достичь ясности в идеях, которая помогла бы ему идти по жизненному пути. Тот, кто выступает «против всего», в конце концов станет «против всех», против человека вообще, а философ считает человеческое достоинство необходимым условием для создания мира нового и лучшего, о котором мы так мечтаем.