В день 23 октября 1941 года, когда в поселке Пено Калининской области была расстреляна Лиза Чайкина, завершилась Орловско-Брянская операция, в ходе которой часть войск Брянского фронта пробилась из окружения и вышла на линию Белев – Мценск – Поныри – Фатеж – Льгов. Войска Западного фронта остановили наступление противника на подступах к Серпухову, у Тарусы и Алексина. Войска Калининского фронта сорвали попытку противника прорваться от Ожева на Торжок. В эти первые победы советских войск внесла свою лепту партизанская разведчица Лиза Чайкина.
Строительство рвов под Москвой. Октябрь 1941 г.
Елизавета Чайкина
(1918–1941)
Елизавета Ивановна Чайкина родилась 28 августа 1918 года в деревне Руно Пеновского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Окончив четыре класса школы, стала работать в колхозе, помогать в домашнем хозяйстве. Потом работала избачом (библиотекарем в избе-читальне) в деревне Залесье.
В 1939 году была избрана секретарем Пеновского райкома комсомола. Целые дни Лиза проводила в колхозах, в районных учреждениях и школах. В суете больших и малых дел порой недели по две не бывала дома, не видела мать, сестру и братьев.
В начале 1941 года Лизу направили на областные курсы партийных и комсомольских работников в город Калинин (ныне Тверь).
Во время Великой Отечественной войны Лиза продолжала работать секретарем Пеновского райкома ВЛКСМ. Райком превратился в своеобразный штаб. Он поднимал молодежь на уборку урожая, мобилизовал на транспорт и на строительство оборонительных укреплений, организовывал кружки по изучению оружия и военной техники.
Как и другие юноши и девушки, Лиза научилась метко стрелять, бросать гранаты. «Учусь стрелять из винтовки, бросаю гранаты не хуже ребят, скоро доберусь до пулемета. Посмотришь, воином стану, да еще каким!» – писала она своей подруге.
В последний раз Лиза пришла домой неожиданно, поздно ночью. Мать несказанно обрадовалась ее приходу. Накрыла на стол. Дочь молча поела и легла спать. Поднялась затемно и начала собираться.
– Проводи меня, мама, до пристани.
Дорогой Лиза как-то печально посмотрела на мать и сказала:
– Знаешь, мама, может, в последний раз мы с тобой идем.
– Что ты, доченька? Господь с тобой!
– Я в партизаны иду. Сама знаешь: война, всякое случается.
Партизаны. Художник В. М. Петров-Маслаков
Пройдя несколько шагов, тихо добавила:
– Прошу тебя, мама, если услышишь, что меня немцы взяли или убили, молчи, терпи, держи себя в стороне. А то и себя, и всех деревенских погубишь.
Слушала мать наставления дочери и давилась горькими слезами. Дошли они до пристани, крепко обнялись, поцеловались. И твердым шагом Лиза пошла навстречу опасностям…
10 октября 1941 года немцы заняли Пеновский район Калининской области. Многие жители ушли в партизанские отряды, а остальные старались без особой нужды не показываться на улицах, не попадаться на глаза фашистам.
С первых же дней оккупации гитлеровцы испытали ощутимые удары партизан. Почти каждый день жители узнавали об их боевых действиях: то в одной деревне уничтожен вражеский гарнизон, то взлетел на воздух грузовик с оружием, то обстрелян немецкий патруль. Жители стали поддерживать партизан, лесными тропами доставляли в отряд сухари и муку, крупу и мясо.
Лиза возглавляла подпольную организацию молодежи, принимала активное участие в операциях партизанского отряда, действовавшего на территории Великолукской и Калининской областей. Она ходила в разведку, участвовала в дерзких налетах, перевязывала раненых бойцов. Она смело пробиралась в захваченные врагом деревни, где у нее были надежные друзья, добывала для отряда ценные сведения.
Мы вспомним при первой тревоге
Избушки родного села,
Как девочка шла по дороге,
Как Чайкина наша жила,
Смеялась и пела… А ныне
Салюта придушенный гром –
Мы тело своей героини
Сегодня земле предаем.
Над Лизой над нашей, над нею
Встает невысокий курган,
И есть ли печаль тяжелее,
Чем тяжкая скорбь партизан?
Не счесть наших долгих лишений,
Бессонницы нашей не счесть,
Но нет ничего драгоценней,
Чем наша священная месть!
Мы ливнем огня и металла
Всю линию фронта зальем
За все, что она намечала
В девическом сердце своем!..
Так, однажды ночью Лиза Чайкина отправилась в разведку вместе с пятнадцатилетним Васей Тихомировым. Издали послышался шум моторов. Выйдя из леса, они увидели немецкие танки.
– Беги в отряд, – сказала Лиза Васе.
Танковая колонна свернула с дороги и остановилась недалеко от того места, где притаилась Лиза. Солдаты, выскочив из люков, разлеглись на траве. Один из офицеров, сбросив с себя мундир и рубашку, отправился к реке умываться.
– Подходят, – прошептал возвратившийся Вася.
Лиза оставила его в засаде, а сама побежала к реке. На берегу сидел и курил долговязый офицер.
И вот мертвую тишину разрезал оглушительный взрыв, а вслед за ним застрочили партизанские пулеметы, захлопали винтовочные выстрелы. Офицер вскочил, готовый броситься к своим танкам. Лиза, почти не целясь, выстрелила в него раз, другой. Сделав несколько шагов, фашист рухнул на землю…
Бой закончился победой партизан.
Лиза часто пробиралась в деревни, рассказывала местным жителям о положении на фронте, о том, что заявление фашистов о захвате Москвы – обман. Она рассказывала о военном параде, состоявшемся в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года.
– Верьте, – страстно говорила она, – придет к нам Красная Армия и прогонит немцев.
22 ноября 1941 года Лиза Чайкина была отправлена в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути она зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге, где ее заметил староста и его сын, и они донесли о Лизе немцам. Фашисты ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено.
Но даже под пытками отважная разведчица отказалась выдать информацию о местонахождении партизанского отряда. После пыток ее расстреляли 23 ноября 1941 года в поселке Пено.
Фашисты запретили хоронить партизанку. Семнадцать дней ее труп лежал на улице. Только на восемнадцатые сутки партизаны с помощью родных унесли тело в лес и похоронили.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1942 года Е. И. Чайкиной за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу у врага против немецких захватчиков, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.