Вы здесь

Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна. Иван Панфилов. (1893–1941) (М. И. Вострышев, 2015)


30 сентября 1941 года началось наступления немецких войск численностью два миллиона человек на Москву (операция «Тайфун»). Бои и сражения ожесточались с каждым днем. Отдельные подразделения, не выдержав растущего натиска противника, отходили, оставляя закрепленные за ними населенные пункты и участки местности. Но другие не отдали и пяди своей земли…

У разъезда Дубосеково (восточнее Волоколамска) 16 ноября 1941 года в ходе 4‑часового боя с немецкими танками группа из 28 бойцов стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова подбила 18 танков и не пропустила врага. Большинство бойцов пали смертью храбрых, остальные были тяжело ранены. Бой у разъезда Дубосеково вошел в историю как подвиг 28 панфиловцев. Два дня спустя погиб и их легендарный командир дивизии Иван Панфилов.


Расклейка плакатов. Ноябрь 1941 года


Иван Панфилов

(1893–1941)






Иван Васильевич Панфилов родился 20 декабря 1892 года (1 января 1893 года) в городе Петровске (ныне Саратовская область). Уже с 1905 года был вынужден начать работать в лавке у купца. Смерть матери и невысокий достаток отца (конторского служащего) не позволили закончить 4‑классное городское училище. В 1912 году Иван и его младшие брат и сестра остались круглыми сиротами.

В 1915 году Иван Панфилов был призван в армию и после учебы в 168‑м запасном батальоне в городе Инсар Пензенской губернии был направлен на русско-германский фронт в чине унтер-офицера. Затем получил звание фельдфебеля, стал командиром роты.

В 1918 году Панфилов добровольно вступил в Красную Армию и был зачислен в 1‑й Саратовский пехотный полк 25‑й Чапаевской дивизии. В 1920 году вступил в РКП(б). За героизм на польском фронте в 1921 году был награжден орденом Красного Знамени.

В 1923 году окончил двухгодичную Киевскую объединенную пехотную школу, и вскоре он был назначен в Среднеазиатский военный округ. Принимал активное участие в борьбе с басмачами. В 1927 году – начальник полковой школы 4‑го Туркестанского стрелкового полка, с апреля 1928 года командовал стрелковым батальоном. В 1929 году за боевые отличия был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Именно в этих кровопролитных боях за Волоколамск и восточнее его навеки покрыла себя славой панфиловская дивизия. Ее в армии так и называли, и солдаты 316‑й о себе говорили: «Мы – панфиловцы!» Счастлив генерал, заслуживший в массе бойцов так просто выраженную, но неизгладимую в сердцах любовь и веру.

К. К. Рокоссовский

С декабря 1932 года Панфилов командовал 9‑м Краснознаменным горнострелковым полком. В 1937 года служил начальником отдела штаба Среднеазиатского военного округа, а в 1938 году получил назначение на должность военного комиссара Киргизской ССР. В январе 1939 году получил звание комбрига (с 1940 года – генерал-майор).

В начале Великой Отечественной войны Панфилову было поручено формирование 316‑й стрелковой дивизии в Алма-Ате. В нее призывались жители Алма-Атинской, Джамбулской и Южно-Казахстанской областей, а также жители Киргизии. Это были люди из гражданской, а не военной жизни. В конце августа 1941 года дивизия под командованием генерала Панфилова вошла в состав 52‑й армии Северо-Западного фронта. Во время переброски, под Боровичами, дивизия понесла первые потери, попав на марше под авиационный налет.

На полигоне между Ленинградом и Новгородом проходило интенсивное обучение личного состава. В сентябре 1941 года дивизия оборудовала полосу обороны во втором эшелоне армии.

В связи с осенним наступлением вермахта на Москву 5 октября 1941 года дивизия Панфилова была передана в состав 5‑й армии, а затем в состав 16‑й армии, сосредоточенной на подступах к Москве. В начале октября 316‑я стрелковая дивизия держала полосу обороны протяженностью в 41 километр (от населенного пункта Львово до совхоза Болычево).

«На левом фланге, прикрывая Волоколамск с запада и юго-запада до реки Руза, стояла 316‑я стрелковая дивизия, прибывшая из фронтового резерва. Командовал ею генерал И. В. Панфилов, а комиссаром был С. А. Егоров. Такую полнокровную стрелковую дивизию – и по численности, и по обеспечению – мы давно не видели, – вспоминал командующий в это время 16‑й армией К. К. Рокоссовский. – Уже 14 октября я встретился с генералом Панфиловым на его командном пункте, и мы обсудили основные вопросы, касавшиеся действий его соединения. Беседа с Иваном Васильевичем оставила глубокое впечатление. Я увидел, что имею дело с командиром разумным, обладающим серьезными знаниями и богатым практическим опытом. Его предложения были хорошо обоснованы».

Вот как К. К. Рокоссовский охарактеризовал самого Панфилова: «Простое открытое лицо, некоторая даже застенчивость вначале. Вместе с тем чувствовались кипучая энергия и способность проявить железную волю и настойчивость в нужный момент. О своих подчиненных генерал отзывался уважительно, видно было, что он хорошо знает каждого из них. Бывает, человека сразу не поймешь – на что он способен, каковы его возможности. Генерал Панфилов был мне понятен и симпатичен, я как-то сразу уверился в нем – и не ошибся».

Панфилова за глаза солдаты его дивизии называли «батей».


Подвиг 28 героев-панфиловцев. Художник Е. И. Комаров

Большую часть времени Памфилов проводил в полках и даже в батальонах, причем в тех, которые в тот момент испытывали наиболее ожесточенный напор противника. Это не показная безрассудная храбрость. С одной стороны, личный командный опыт комдива здорово помогал исправлять положение на трудных участках, с другой – его появление в критический момент боя сильно поднимало дух солдат и офицеров.

Комиссар артдивизиона 316‑й дивизии С. И. Усанов

На разъезде в Дубосеково стоит мемориал героям-панфиловцам


Уже с 15 октября 1941 года дивизия Панфилова участвовала в ожесточенных боях с врагом. Необходимы были меры, которые помогли бы закалить части дивизии, не имевшие боевого опыта, убедить личный состав в силе своего оружия в борьбе с врагом.

Взвод истребителей танков именно этой дивизии 16 ноября 1941 года, в ходе ожесточенных боев приостановил на 4 часа продвижение 50 вражеских танков, уничтожив 18 из них, что вошло в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев.

16 ноября дивизия была атакована силами двух танковых дивизий немцев – 2‑я танковая дивизия атаковала позиции 316‑й стрелковой дивизии в центре обороны, а 11‑я танковая дивизия ударила в районе Дубосеково по позициям 1075‑го стрелкового полка. Части дивизии во главе с Панфиловым вели тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника, в которых личный состав проявил массовый героизм. В ходе боев 16–20 ноября на Волоколамском направлении 316‑я стрелковая дивизия остановила наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта. За успешные действия в ходе этих боев дивизия, уже ставшая 8‑й гвардейской, 23 ноября получила почетное звание Панфиловской.

Генерал-полковник Эрих Гепнер, командовавший 4‑й танковой группой, чьи ударные силы потерпели поражение в боях с 8‑й гвардейской дивизией, называет ее в своих донесениях командующему группой армий «Центр» Федору фон Боку – «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».

«Массовый героизм – не стихия. Наш негромогласный, неказистый генерал готовил нас к этому дню, к этой борьбе, предугадал, предвосхитил ее характер, неуклонно, терпеливо добивался уяснения задачи, „втирал пальцами“ свой замысел. Напомню еще раз, что наш старый устав не знал таких слов, как „узел сопротивления“ или „опорный пункт“. Нам их продиктовала война. Ухо Панфилова услышало эту диктовку. Он одним из первых в Красной Армии проник в небывалую тайнопись небывалой войны. Оторванная от всех маленькая группа – это тоже узелок, опорная точка борьбы. Панфилов пользовался любым удобным случаем, чуть ли не каждой минутой общения с командирами, с бойцами, чтобы и так и эдак растолковать, привить нам эту истину» – так цитирует комбата Бауржана Момыш-Улы в своей книге «Волоколамское шоссе» писатель Александр Бек.

Панфилов погиб 18 ноября 1941 года у деревни Гусенево Волоколамского района Московской области. М. Е. Катуков вспоминал: «Панфилов принимал группу московских корреспондентов. Когда ему сообщили о танковой атаке противника, он поспешил из землянки на улицу. За ним последовали другие работники штаба дивизии. Не успел Панфилов подняться на последнюю ступеньку землянки, как рядом грохнула мина. Генерал Панфилов стал медленно оседать на землю. Его подхватили на руки. Так, не приходя в сознание, он умер на руках своих боевых товарищей. Осмотрели рану: оказалось, крошечный осколок пробил висок».

Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 года И. В. Панфилову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

На месте гибели Панфилова, в деревне Гусенево, был установлен памятник генералу. Его имя было увековечено в разных частях Советского Союза, улицы Панфилова появились в Москве, Алма-Ате, Бишкеке, Перми, Липецке, Волоколамске, Саратове, Йошкар-Оле, Минске, Омске, Воронеже, Петровске и других городах. В Казахстане город Жаркент в 1942–1991 годах в честь героя-командира носил имя Панфилов, в Киргизии был образован Панфиловский район Чуйской области. Памятник И. В. Панфилову был установлен в Бишкеке, став самым первым памятником в СССР, установленным в честь Героя Великой Отечественной войны.


Портрет Героя Советского Союза генерал-майора И. В. Панфилова. Художник В. Н. Яковлев