Вы здесь

Героическая вера негероических людей. Часть 1. 3. Вера Ноя. Побеждая неполноценность (Михаил Стефанович)

3. Вера Ноя. Побеждая неполноценность

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

(Евр.11:7)


В сравнении с теми героями веры, чьи примеры мы уже рассмотрели, Библия уделяет намного больше внимания и самой личности Ноя, и историям, в которых он был непосредственным участником. Четыре главы книги Бытие рассказывают нам о жизни Ноя до потопа, о строительстве Ноем ковчега, о том, как Ной пережил всемирную катастрофу и что делал после неё. Ещё одна глава перечисляет потомков Ноя. Упоминание о Ное мы встречаем у пророков Исайи и Иезекииля, у Апостолов Петра и Павла. На историю Ноя ссылается Сам Иисус. Определённо, с учётом такого более пристального внимания, из истории Ноя мы можем извлечь поучительного для себя несколько больше, чем из истории Еноха. И, при желании, можно было бы посвятить изучению Ноя отдельную книгу, но перед нами стоит другая задача. Мы хотим понять, какая же вера угождает Богу. А для этого, начнём с рассмотрения сегодняшнего основного стиха из Послания к Евреям.

Итак. Что мы видим в сегодняшнем стихе? Что вера Ноя помогла ему построить ковчег, что вера Ноя подчеркнула неверие мира, которое стало основанием для осуждения мира, что вера Ноя сделала его наследником праведности, что вера Ноя вызывала в нём благоговейное, почтительное и опасливое отношение к Божьим откровениям, повелениям, предупреждениям.

Уже из этих простых наблюдений мы можем сделать вывод, что вера Ноя не была какой-то абстрактной суммой знаний о Боге и мироустройстве, что вера Ноя не была одними лишь эмоциональными переживаниями, когда по спине бегут мурашки, когда холодеют ладони, когда хочется плакать непонятно от чего. Вера Ноя была реакцией на Божье повеление, причём реакцией, выраженной в конкретных действиях, в действиях по воплощению в жизнь того, что повелел Бог. Ной получает откровение о том, что будет, хотя пока ещё и не видно, и затем, опираясь на веру, строит ковчег. Вера Ноя была как раз тем осуществлением ожидаемого, о котором мы и говорили в начале изучения нашей 11й главы Послания к Евреям. И это будет вывод правильный. Однако, неполный. Поскольку, если рассматривать только сегодняшний 7й стих 11й главы, то может создаться впечатление, что герой веры Ной настолько отличен был от своих современников, настолько отличен от любого другого простого человека, живущего сегодня, что для него не составляло никакого труда проявить своё послушание Богу, свою веру, благодаря которой он оказался в списке героев, который мы рассматриваем в наших встречах. Достижим ли для нас, достижим ли для меня его пример? Есть ли у меня хоть какие-нибудь шансы угодить моей верой Богу настолько, чтобы, как и Ной сделаться наследником оправдания, а так ещё, «оправдание», можно перевести греческое слово «дикайосунс», переведённое как «праведность». Или же Ной был совершенно отличен и от меня, и от любого другого жившего прежде или живущего ныне человека, что не стоит даже пытаться повторить его подвиг веры?

Говоря о подвиге, я имею в виду не только строительство впечатляющего своими размерами плавательного средства4, немного уступающего в размерах Собору Парижской Богоматери5, сопоставимого с французским авианосцем времён Второй мировой войны «Беарн»6, или типовой панельной пятиэтажкой эпохи 70х. Я имею в виду не только впечатляющие сроки реализации этого проекта в 120 лет, а тут я соглашусь с мнением тех толкователей Библии, которые считают, что ограничение в 120 лет озвученное Богом в Быт.6:3, относилось не столько к максимальной продолжительности жизни человека, сколько к сроку жизни, оставшемуся человечеству с момента «вынесения приговора» до начала потопа, а значит, к сроку постройки ковчега. Говоря о подвиге, я имею в виду ещё и следующее.

Попробуйте представить себя на месте Ноя. Попробуйте представить тяжесть того психологического груза, который свалился на плечи Ноя. Известие о том, что ему придётся увидеть своими глазами и пережить гибель всего, что могло быть ему дорого. Дом с миленькими занавесочками на окнах и фиалками в горшках. Приятели, пусть и не самые хорошие, но с которыми он знаком с детства и на поддержание добрососедских отношений с которыми Ной потратил столько сил. Ровные грядки урожайного сорта клубники на огороде, над выведением которого Ной трудился не один год. Всего этого не будет? Все усилия коту под хвост? Даже тот пресс для вина, который Ной собирал из деталей, найденных в ближайшем пункте «Вторсырья»? И это ещё не всё.


Г. Доре, Ковчег. [битая ссылка] https://www.wikiart.org/ru/gyustav-dore


Попробуйте представить, о чём он думал и что он чувствовал не в то время, когда Бог говорил ему о Своём решении кардинально очистить Землю от «великого развращения человеков» и от «злых помышлений сердца во всякое время» (Быт 6:5—7), а в то время, когда Бог говорил ему «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9:1). Только подумайте: перед вами огромная Земля, размеры которой в силу отсутствия Википедии и Гугла вам даже не известны, размеры которой не могут вместиться в ваше сознание, и задача – наполнить эту землю при помощи трёх сыновей с их жёнами. Великая задача и ограниченные ресурсы для её выполнения. Кроме того, перед вами стоит задача размножить те биологические виды, которые были сохранены в ковчеге. Тут уже вроде бы ресурсы побогаче, но и задача посложнее. Меня бы такая задача напугала гораздо больше, чем постройка авианосца в одиночку. Может быть потому, что я осознаю себя простым обывателем и бюргером, а не героем? Может быть потому, что я с детства знаю, что великие дела совершают великие люди? И тут-то, для таких как я, пример Ноя становится ещё более полезен. Посмотрим внимательнее на его портрет.

«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт.7:6). Всего он прожил девятьсот пятьдесят лет7. Значит, к выполнению задачи по заселению Земли он приступил в последней трети своей жизни. К выполнению задачи по строительству ковчега Ной приступил, скорее всего, в 480 лет. Если сопоставить возраст Ноя с сегодняшней продолжительностью жизни, то строить ковчег он начал, когда ему было под пятьдесят, а наполнять землю – после шестидесяти. Уже немолодой, уставший и с букетом немощей человек. Юношеский пыл угас. Мысли о том, чтобы сворачивать горы, улетучились. Великие дела совершают великие люди?

В букете немощей Ноя был, к примеру, такой цветок: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем» (Быт.9:20,21). Одно из первых деяний Ноя, которые он совершил после потопа. Насадил виноградник. Один из первых его «подвигов». Опьянел. Справедливости ради надо отметить, что первым его деянием было строительство жертвенника и жертва всесожжения, первым его подвигом было поклонение Господу Богу, описанные в Быт.8:18—22, но из действий Ноя, направленных на прямое указание Бога о распространении по земле, первым было принятие ста грамм для храбрости. Ну, или чуть более ста грамм. Или даже значительно более ста грамм. То ли от страха перед большой задачей, то ли просто от личного пристрастия к пьянству. Великие дела совершают великие люди?

Следующий цветок из Ноева букета – проблемные дети. «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт.9:22). Есть разные толкования преступления Хама, не буду опровергать или доказывать какое либо из них, поскольку для нашего сегодняшнего изучения портрета Ноя достаточно того, что все толкователи сходятся в одном – Хам был хам, непочтительный, невоспитанный, грубый, наглый, готовый на подлости. По крайней мере, такого сегодняшнее значение ставшего нарицательным имени Хама. Хотя двое других сыновей Ноя не были такими хамами, как Хам, но, можно предположить, глядя на их реакцию в отношении поведения своего брата, что они не были особо дружны друг с другом, поскольку не остановили ни его, ни гнев своего отца.

А гнев Ноя – ещё один цветок из букета. «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт.9:24,25). Это каким же должно было быть состояние Ноя, чтобы проклясть родного отпрыска? Причём, натворил делов Хам, а проклятию подвергся внучок Ханаан. Он то за что? У меня нет другого объяснения кроме безмерной раздражительности и гневливости Ноя, особенно в состоянии похмелья. То ли Ханаан просто первый под руку подвернулся, то ли Ной в своём специфическом состоянии настолько плохо соображал, что всё на свете перепутал. Крепко перебрал старик накануне. И вы всё ещё будете говорить, что великие дела совершают великие люди?


Г. Доре, Изгнание Хама. [битая ссылка] https://www.wikiart.org/ru/gyustav-dore


Интересно, а как бы сам Ной оценил своё соответствие тем великим делам, которые перед ним стояли? Как бы он оценил своё необходимое «величие»? С учётом пьянства? С учётом провалов в воспитании детей? С учётом необузданной раздражительности? С учётом преклонного возраста и потери физической силы? Скорее всего, кратким и ёмким словом – крах. Как говорил Гена Козодоев, герой фильма «Бриллиантовая рука»: «Шеф, всё пропало, всё пропало!» Крах самооценки. Крах величия. И, как следствие, крах великого плана? Ничего подобного! Не величие Ноя требовалось для воплощения плана Бога по заселению Земли новым человечеством, одним из этапов которого было строительство ковчега. Нет. Не великие люди совершают великие дела. Не сильные. Не здоровые. Не высокоморальные. Не успешные. А такие, как Ной.

Чем же отличался Ной от всех остальных, живших в его время? Тут я хочу обратить внимание на два момента.

Момент первый. «И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал», – читаем мы в Быт.6:22. «Ной сделал все, что Господь повелел ему», – читаем мы в Быт.7:5. И ещё несколько раз мы встречаем эту мысль о связи действий Ноя с повелением Бога: «… как Бог повелел Ною» (Быт.7:9), «… как повелел ему Бог» (Быт.7:16). Ной не рассуждал «смогу-не смогу», «а кому это надо» и «это глупо и нелогично». Ной не рассуждал «я не самый подходящий кандидат для этого». Ной не рассуждал «стану образцом нравственности, тогда выйду на всеобщее обозрение». Ной просто делал. Делал то, что казалось глупым. Делал то, что казалось неподъёмным. Делал то, что казалось не подходящим. Но то, что повелел Бог. И с этим я хочу связать второй момент, отличавший Ноя от остальных его современников.

Страдал ли Ной, видя свои недостатки, от комплекса неполноценности? Об этом Библия умалчивает. Молчит об этом и современная наука, претендующая на звание «душеведения», психология. Но психология говорит о так называемом «комплексе Наполеона», или «синдроме коротышки», одной из разновидностей комплекса неполноценности, возникающего на фоне осознания своих недостатков. Страдал ли на самом деле Наполеон подобными душевными терзаниями или нет – оставим этот вопрос историкам и биографам, а мы скажем следующее: величие Наполеона заключалось в великой армии, стоящей за ним. В великой цели, к которой он стремился. И в победах над великими комплексами. В психологии есть ещё один «великий» комплекс, так называемый «комплекс Александра». Боязнь выглядеть недостаточно мужественным. Ещё одна разновидность комплекса неполноценности. Историки спорят о движущих мотивах Александра Македонского, прозванного «Великим», но признают, что своему развитию Александр обязан матери, а не отцу, которому было не до сына. Страдал ли из-за недостатка отцовского внимания и любви Александр? Считал ли он себя негодным и недостойным, не заслуживающим внимания в силу своих каких-то недостатков? И этот вопрос мы оставим историкам, а скажем следующее: величие Александра заключалось в великой цели, к которой он стремился. В великой армии, стоявшей за ним. И в победах над великими комплексами. В чём же заключалось величие Ноя? В стоявшем за ним Великом Боге, давшем великое поручение, и в том, что Ной смотрел на Него, а не на свои комплексы!

Посмотрите на следующие стихи Библии:

«Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт.6:8). Правда, здо́рово? А ещё лучше то, что он обрёл благодать ДО того, как приступил к строительству ковчега. Обрёл благодать ВОПРЕКИ тем цветам из букета немощей Ноя, на которые мы уже полюбовались. Обрёл благодать, то есть, незаслуженную милость, которая и подвигла его и на хождение пред Богом, о котором мы читаем в Быт.6:9, и на благоговейное выполнение Божьих повелений, о котором мы читаем в Евр.11:7.

Что же полезного мы можем извлечь из этого для себя?

Перед лицом великих проблем, несправедливости этого мира, болезней, безработицы, обмана; перед лицом великой проблемы неустройства в семье, невоспитанных и непослушных детей; перед лицом великой проблемы внутренней склонности к тому или иному греху, будь то пьянства, или гневливости, или любого другого греха, мы кажемся себе незначительными, неспособными и негодными к выполнению любого, а не то что великого поручения. Но! Бог, стоящий за нами, гораздо величественнее всех проблем нашей жизни!

Вспомните Великое поручение Иисуса: «Научите ВСЕ народы»! Но тут же: «Я с вами»! Великое поручение дал Бог Ною. Не просто построить ковчег, в котором спасутся он и его семья, но наполнить землю. Великое поручение дал Бог нам, не просто построить церковь, в которой спасёмся мы и наши семьи, но наполнить ВСЮ землю учениками. Страшно? Трудно? Невыполнимо? Мы не очень подходим для этого? Кто из нас умеет красиво и убедительно благовествовать? Кто свободен от грехов и пристрастий? Кто достаточно подготовлен для служения и поклонения? У кого в семье мир и лад? Послушные и почтительные дети? Кто здоров и полон сил, для совершения великих дел? Точно не я. И это было бы печально, если бы не пример Ноя. Потому что если и мы как Ной, то и мы станем «наследниками праведности», если будем «осуществлять ожидаемое» от нас, глядя на величие Христа, а не на свои немощи. И не страшны будут Его великие планы перед лицом наших великих комплексов и слабостей. Великие дела совершают не великие люди. Великие дела совершает Великий Бог. И люди, верящие в это.


ВОПРОСЫ:


1. В чём, по-вашему, заключались героизм и величие Ноя?

2. На чём, по-вашему, основывалась вера Ноя?

3. Какое место занимает самооценка в вашей вере?

4. Как вы считаете, достаточно ли в вас сил и праведности для выполнения «малых» Божьих повелений? Таких, как ежедневная молитва? Как рутинный уход за домом?

5. Где брать силы для выполнения этих повелений?


Д/З:


Уделите на следующей неделе место молитвенному размышлению о своих способностях и возможностях. Попросите Бога показать вам что Он ожидает от вас и как вы можете это осуществить.