Сударь, так жаль, что вы наш Naumburg не попроведали…
«В путешествии своем от Лейпцига до Веймара не заметил я ничего, кроме прекрасной долины, на которой лежит город Наумбург», – написали Вы, милостивый государь Николай Карамзин.
Разумеется, мимолетного взгляда из проезжающей коляски недостаточно, чтоб составить впечатление о городе… Ну, так я вам расскажу. Этот живой, зеленый, пахнущий цветами город принадлежит всего лишь 35 тысячам жителей. Когда на город набегают тысячи туристов, он становится похож на центр Барселоны: цветные зонтики кафе, ароматы капучино, сувенирные лавки с замершими у витрин праздными чужеземцами и столетней выдержки трамвайчик в две двери…
Однако зачем они сюда приехали, эти итальянцы, и англичане, и берлинцы, и шведы?
А вот он – Наумбургский собор святых апостолов Петра и Павла. Его начали сооружать еще около 1210 года… А в 1240 году в Наумбург приехал великий скульптор средневековья, имя которого, несмотря на упорные изыскания ученых, неизвестно до сих пор. Его называют просто Мастером из Наумбурга. Вершина его творчества – двенадцать фигур основателей Наумбургского собора, выполненных почти в человеческий рост. Эта портретная галерея не имеет аналогов ни в одной из стран. Образ жены Мейсенского графа Эккехарда Уты считается таким же шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона. Она стоит гордо. Воротник ее плаща поднят с одной стороны, укрывая подбородок.
Удивительно, сколько людей спустя тысячу лет думали о ней… Исследователи творчества Николая Рериха считают, что ее образ читается в картине «Держательница мира». С ее образом связаны романтические баллады, пьесы, выдумки и факты – всего понемногу. В 1937 году Уолт Дисней использовал ее образ в своем фильме «Белоснежка и семь гномов». Это она – красивая и злая мачеха-королева. Помните: «Зеркало, открой секрет, кто красой затмил весь свет?» И Даниил Гранин в 1967 году написал в повести «Прекрасная Ута»:
«Неподалеку был Наумбургский собор, и в нем статуи, сделанные неизвестным мастером в XIII веке. Имя мастера не сохранилось, а имя женщины, которую он лепил, сохранилось. Ее звали Ута. Она придерживает сползающий плащ, рука ее закрывает воротником часть лица знакомым жестом, как это делала одна женщина, которую я знал. Только плащ у нее был нейлоновый, и стояла она у стоянки такси. Мы прощались, и поэтому она казалась мне такой прекрасной, и такой осталась в памяти. И лицо Уты было той же красоты и нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем другим, даже музыкой, не рассказать про ее лицо. И я, знающий про электротехнику, и про кибернетику, и про то, что Вселенная наша расширяется, я стоял в холодном соборе, замирал от восторга, чувствуя себя счастливым и ничтожным перед этой красотой точно так же, как четыреста или пятьсот лет назад».
Из интервью с Умберто Эко в журнале «Панорама»:
«E.S. Кого Вы находите более привлекательной: Венеру Милосскую или Мону Лизу?
У. Э. Я не пригласил бы на ужин ни ту, ни другую. Не знаю, нашлось бы у нас достаточно тем для разговора. Венера, на мой вкус, слишком мускулиста, а Мона Лиза могла бы оказаться трансвеститом. Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфиню Уту из Наумбурга – статую, украшающую собор этого города.
E.S. Почему именно ее?
У. Э. Меня привлекает излучаемая ею грация, овал лица, взгляд, уходящий вдаль».
Готическая церковь Святого Венцеля украшена во внутренних помещениях работами Лукаса Кранаха – старшего. Здесь картины «Христос благословляет детей», «Поклонение волхвов». Эта церковь связана с именем еще одного выдающегося сына Германии – Иоганн Себастьян Бах играл здесь на органе.
Однако давайте выберемся из этого тысячелетнего тумана и окажемся перед домом знаменитого философа и писателя Ницше. Здесь он провел детство и часть своей молодости, и потом здесь же был в последние годы жизни. Как и в любой экспозиции – фотографии, документы, личные вещи…
Меня в Наумбурге очень впечатлила работа современного архитектора. У одной из лестниц в соборе необычные металлические перила. Это путь-дорога в небо, к которому карабкаются всякие живые существа: и люди, и вот епископ торопится, и змея, и черепахи, и слоны… Ты поднимаешься, проводишь рукой по перилам, а они поднимаются вместе с тобой.
Кстати, вы знаете, что Василий Жуковский тоже бывал в этих местах и упомянул их в своих дневниках 1804 —1833 годов? И Эрфурт, и Готу, и Ваймар. И упомянул наш Наумбург, друзья мои.