Бутан
Королевство Бутан – конституционная монархия.
Площадь: 47 000 км2.
Столица: Тхимпху.
Государственный язык: дзонг-хэ (бхотия).
До начала VII в. на территории Бутана существовало полулегендарное государство Мон-юл. В VII в. сюда переселенцами из Тибета был принесен буддизм. В Х-XI вв. Бутан оккупирован тибетскими войсками, затем здесь образовалось множество мелких королевств, самым значимым из которых было Бумтхан г.
В XVII в. в Бутане появился тибетский монах Нгаванг Намгьял, который объединил страну, создав теократическую монархию. Здесь была создана стройная административная система, введен юридический кодекс, возведены большие дзонги (крепости-монастыри). Страна успешно отразила все попытки вторжения тибетских войск. В 1651 г. Нгаванг Намгьял умер, но, во избежание междоусобицы и раскола страны, о его смерти не сообщалось более полувека. После этого новые правители объявлялись реинкарнациями Намгьяла: до середины XVIII в. – «телесными», затем, до начала ХХ в. – духовными. Несмотря на это с 1728 г. в Бутане начались внутренние конфликты, что облегчило проникновение сюда в 1772—1773 гг. британской Ост-Индской компании. Затем, в результате многочисленных успешных экспедиций британских войск, в 1774 г., 1841 г., 1865 г. и 1910 г. были заключены договора бутано-британские договора по которым Великобритания аннексировала часть территории Бутана и установила контроль над его внешней политикой, за что выплачивала ежегодную субсидию.
После нескольких гражданских войн к 1885 г. Бутан был объединен под властью Угуена Вангчука, лидера пробританской фракции, который оказал затем существенные услуги Великобритании во время англо-тибетской войны.
В 1907 г. система «реинкарнации» и двойного управления была отменена и была создана наследственная монархия, родоначальником которой стал Угуен Вангчук. Его наследник продолжил политику централизации и некоторой модернизации: строились школы, дороги, развивалась торговля с Индией.
В 1949 г. Индия заключила с Бутаном договор, признавший независимость страны и установивший «особые отношения». В то же время, после вхождения Тибета в состав Китайской Народной Республики, все связи с ним были прекращены.
В 1961 г. в Бутане введена система пятилетних планов, которые первые 10 лет полностью финансировались Индией, с ее же помощью началось строительство гидроэлектростанций и заводов. С 1970-х гг. Бутан постепенно начал устанавливать дипломатические отношения с другими странами. Однако, принятые на рубеже 1980—1990-х гг. законы (признание только языка дзонг-ке, требования носить традиционную бутанскую одежду, прически и соблюдать буддийские обычаи и ритуалы, ограничения на въезд граждан Индии) привели к волнениям среди лиц непальского происхождения и их столкновениям с армией. С 1993 г. начались официальные непало-бутанские переговоры о беженцах из Бутана, но власти обвиняют оппозицию в «терроризме», а та заявляет, что проводимая политика «бутанизации» направлена на принуждение к выезду из страны лиц, отличных от бутанцев в расовом и религиозном отношении.
Флаг Бутана создан около 1930 г. (пропорции 2: 3) под влиянием буддизма. Верхняя треугольная половина флага – цвета шафрана, что символизирует авторитет короля и его верховенство в религиозных и светских вопросах. Нижняя, первоначально коричневого цвета, а с 1960-х гг. оранжево-красная, – буддизм, который в Бутане существует в виде двух сект тибетского ламаизма (Кагьудпа и Ньингмапа) и является государственной религией.
В центре флага изображен бескрылый дракон – символ власти и вселенной в азиатской мифологии, который держит в лапах яйцо мудрости и знания и морскую ракушку. Белый его цвет символизирует чистоту и добропорядочность. Также дракон символизирует название страны: Бутан по-тибетски означает «окраина мира», на языке же дзонг-хэ название страны «Друк Юлкхап», что означает «страна грозового дракона». Также слово «друк» означает гром, происхождение которого приписывают живущему в облаках дракону.
Герб
Наряду с очень сложным изображением герба существует и несколько его упрощенных версий, одна из который представляет собой изображенных в тибетском стиле двух драконов, обрамляющих два стилизованных орнамента в виде перекрещенных пучков молний, так называемый «Дорьи Гиатум».
Драконы изображены как знак грома, перекрещенные орнаменты в виде пучков молний являются знаками власти и авторитета. Вверху драконы держат трижды драгоценный камень, «камень крылатого дракона», который в буддизме считается символом небесного огня. Драконы также символизируют название страны; пучки молний – власть ламы, настоятеля монастыря Дорьерайа, название которого переводится как «удары молний». Два пучка молний символизируют гармоничность духовной и светской власти; круглая форма герба – буддийское представление о вселенной.