Вы здесь

Геракл. «Древний»-греческий миф XVI века. Мифы о Геракле являются легендами об Андронике-Христе, записанными в XVI веке. Глава 2. Знаменитые двенадцать подвигов Геракла – это двенадцать созвездий Зодиака с семью планетами. Этот гороскоп датируется...

Глава 2

Знаменитые двенадцать подвигов Геракла – это двенадцать созвездий Зодиака с семью планетами. Этот гороскоп датируется 1513 годом

0. Порядок совершения подвигов нам неважен. Подвиги Геракла и рыцарские турниры Средневековья

Тот факт, что подвиги Геракла соответствуют созвездиям зодиака, был замечен «античными» комментаторами давно. Например, «как указывает Сервий, двенадцать подвигов Геракла, очевидно, соответствовали двенадцати знакам Зодиака. Правда, ни у Гесиода, ни у Гомера не говорится, что их было двенадцать. Кроме того, порядок совершения подвигов не совпадает с порядком знаков Зодиака» [196:2], с. 349.

Мы видим, что в отождествлении подвигов Геракла с зодиакальными созвездиями старинные авторы путались. Кроме того, различные источники иногда перечисляют подвиги в разном порядке. Ввиду этого нам пришлось самостоятельно разобраться в том, какие подвиги – каким созвездиям соответствуют. Причем нам не удалось найти источника, где было бы внятно и подробно объяснено – на каком основании тот или иной подвиг Геракла отождествлялся когда-то с тем или иным созвездием. Складывается впечатление, что суть дела была давно забыта и позднейшие «античные» авторы лишь смутно помнили сам факт, что «подвиги – это созвездия». А какие именно – забыли. Поэтому и путались. А проанализировать не пытались.

Исследование оказалось исключительно интересным и вскрыло важные обстоятельства, ускользнувшие от внимания комментаторов. Например, насколько нам известно, никто до нас (ни в древности, ни в новое время) не обнаруживал тот фундаментальный факт, что в описаниях некоторых подвигов Геракла, оказывается, упомянуты планеты. Причем планет указано семь, то есть ровно столько, сколько их было в древней астрономии (напомним, что ранее в число планет включались Солнце и Луна). Но в таком случае возникает интереснейший «античный» гороскоп, который нужно и можно датировать. Ведь он даст нам дату создания «Зодиака Геракла». Гороскопом мы займемся чуть позже, а пока что восстановим правильное отождествление подвигов Геракла с созвездиями.

Отметим, что сам по себе порядок свершения подвигов Геракла сейчас для нас совершенно неважен. Главное другое. Нужно правильно восстановить их соответствие созвездиям, после чего следует выяснить, в каких из них упомянуты планеты. От того, какой номер был приписан тому или иному подвигу тем или иным поздним автором, суть дела, очевидно, не меняется. Ведь порядок перечисления зодиакальных созвездий не влияет на гороскоп. Важно лишь – в каком зодиакальном созвездии находился Марс, в каком – Венера и так далее. Поэтому можно воспользоваться любым перечнем подвигов Геракла. Мы взяли тот, который приведен в труде Роберта Грейвса [196:2], с. 349–388. Грейвс отмечает, что принятый им порядок считается более или менее каноническим, хотя и говорит, что у некоторых авторов он – другой. На рис. 2.1 приведено старинное изображение двенадцати подвигов Геракла на метопах Олимпийского храма Зевса. На рис. 2.2 и 2.3 показаны подвиги Геракла, как они представлены на барельефе «античной» вазы.

В заключение приведем некоторые противоречивые мнения древних (то есть, как мы понимаем, авторов XVI–XVII веков) о порядке подвигов. «Для подвигов Геракла не существует определенной последовательности. Диодор Сицилийский и Гигин (“Мифы” 30) описывают все двенадцать подвигов в том же порядке, что и Аполлодор, за исключением того, что у них четвертый стоит перед третьим, а шестой перед пятым. Кроме того, Диодор ставит двенадцатый подвиг перед одиннадцатым. Почти все мифографы соглашаются в том, что убийство Немейского льва составило первый подвиг, но в предлагаемой Гигином последовательности… убийству льва предшествует удушение змей. В одном месте Диодор Сицилийский включает убийство Антея и Бусириса в десятый подвиг… а в другом – в одиннадцатый… И хотя у многих авторов Геракл в юные годы отправляется в плавание с аргонавтами… есть авторы, у которых Геракл совершает это плавание после четвертого похода… или даже после восьмого. Есть и такие авторы, у которых он сначала совершает девятый… и двенадцатый подвиги… а потом отплывает с аргонавтами…

Альбрик предлагает следующий порядок совершения Гераклом двенадцати подвигов, сопровождая их описание аллегорическим объяснением: победа над кентаврами во время свадебного пиршества, убийство льва, спасение Алкестиды из Аида (когда Кербер был посажен на цепь), получение яблок у Гесперид, убийство Гидры, поединок с Ахелоем, убийство Кака, похищение кобылиц Диомеда, победа над Антеем, пленение вепря, угон коров Гериона и подпирание небес.

Различные подвиги и деяния Геракла изображены на троне Аполлона в Амиклах (Павсаний III.18.7–9), а также на бронзовом святилище Афины в спартанском акрополе (Павсаний III.17.3). Скульптуры, выполненные Праксителем для фронтона фиванского святилища Геракла, изображали почти все двенадцать подвигов, за исключением Стимфалийских птиц, а вместо чистки Авгиевых конюшен был изображен поединок с Антеем. Явное желание многих городов показать свою причастность к двенадцати подвигам Геракла говорит о том, что ритуальные драмы, в которых фигурировали брачные испытания, предшествовавшие коронации, имели широкое распространение» [196:2], с. 387–388.

Рис. 2.1. Подвиги Геракла. Метопы Олимпийского храма Зевса. прорисовка. Взято из [453:2], с. 171.


Рис. 2.2. Подвиги Геракла. Барельеф на «античной» вазе. Первая часть. Взято из [524:1], с. 532, илл. 578.


Рис. 2.3. Подвиги Геракла. Барельеф на «античной» вазе. Вторая часть. Взято из [524:1], с. 543, илл. 594,595.


Рис. 2.4. Звездная карта северного полушария, выполненная А.Дюрером (1471-1528), якобы в 1527 году. Взято из [90], с. 8.


Поскольку Геракл – это одно из средневековых имен Андроника-Христа, то широкое распространение театральных представлений в его честь получает простое объяснение. Мы уже показали, что средневековые рыцарские турниры – это и есть «античные» гладиаторские игры. Как мы теперь начинаем понимать, они же являются «античными» ритуальными драмами в честь Геракла. На самом деле это были христианские представления-мистерии в память как о казни императора Андроника-Христа, так и о последующей ордынской мести за его смерть. То есть в память о Троянской войне, завершившейся захватом Трои = Царь-Града = Иерусалима и наказанием виновных. Такая реконструкция подтвердилась и при анализе жизнеописания короля Артура, то есть еще одного отражения Христа. См. нашу книгу «Христос родился в Крыму…».

Рис. 2.5. Звездная карта южного полушария, выполненная А.Дюрером (1471-1528), якобы в 1527 году. Взято из [90], с. 9.


Итак, повторим, что порядок перечисления подвигов Геракла нам неважен. Перейдем к отождествлению созвездий, соответствующих подвигам. На рис. 2.4 и 2.5 показаны две старинные карты звездного неба, выполненные в XVI веке А. Дюрером и помещенные в одном из изданий «Альмагеста» Птолемея. Они будут нам полезны, поскольку здесь представлены все основные созвездия, включая зодиакальные. На рис. 2.6 показано египетское звездное северное полушарие по старинной книге Корбиниануса [1077]. На рис. 2.7 и 2.8 показаны старинные скульптуры Геракла. Обратите внимание, что здесь очень хорошо представлены мышцы. А в книге «Начало Ордынской Руси» мы указали, что реалистичные «античные» изображения обнаженного человеческого тела с прорисовкой мышц могли появиться лишь после того, как в средние века медики начали выкапывать мертвые тела, резать их и изучать анатомию. Даже согласно скалигеровской истории это началось не ранее XV–XVI веков. Гробокопателей всегда преследовали – и власть и обычные люди, которые, естественно, пытались защитить могилы своих родственников.

Рис. 2.6. Египетское звездное северное полушарие. Взято из книги: Corbinianus, «Firmamentum Firmianum», 1731 год, [1077]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 276, илл. 143.


Рис. 2.7. Геракл. Бронзовая статуэтка. Частное собрание. Взято из [453:2], с. 182.


Рис. 2.8. Геракл Фарнезе. Мраморная копия с оригинала Лисиппа. Якобы III век до н.э. Чьети, Национальный археологический музей. Взято из [453:2], с. 182.


1. Первый подвиг – Немейский лев – это созвездие Льва

«Первый подвиг, который Эврисфей повелел совершить Гераклу… заключался в том, чтобы убить и содрать шкуру с Немейского, или Клеонейского, льва – огромного зверя, шкура которого надежно защищала от железа, бронзы и камня…

Рис. 2.9. Геракл душит Немейского льва. «Античная» медаль. Взято из [524:1], с. 529, илл. 574.


В поисках льва Геракл сначала обыскал всю гору Апес… а затем направился на гору Трет и там увидел льва… Геракл выпустил в него колчан стрел, но они только отскакивали от толстой шкуры… Тогда Геракл прибегнул к мечу, но тот согнулся… Зная, что чудовищу не может повредить никакое оружие, он вступил с ним в схватку… Геракл сумел схватить зверя за шею и огромным усилием задушил его руками» [196:2], с. 350.

Рис. 2.11. Геракл и Немейский лев. «Античная» амфора. Взято из [453:2], с. 169.


Рис. 2.10. Геракл и Немейский лев. Мрамор. Итальянская работа XVI или XVII века. Считается, будто бы по «римскому оригиналу». Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Взято из [453:2], с. 168.


«Эта схватка со львом очень часто изображается на греческих вазах античного стиля. В частности, на вазе, выставленной в Лувре… Эта же сцена встречается также на монетах и рисунках на камнях. Немейский лев был сыном Тифона и Эхидны; после смерти ЕМУ БЫЛО УГОТОВАНО МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ СОЗВЕЗДИЙ» [524:1], с. 529.

Нет сомнений, что данный подвиг соответствует зодиакальному созвездию Льва. На это указывали и «древние». На рис. 2.9– 2.11 приведены старинные изображения данного подвига. Геракл содрал шкуру со льва и потом постоянно носил ее, а череп льва использовал как шлем.

2. Второй подвиг – Лернейская гидра – это созвездие Рака

«Второй подвиг, совершенный по велению Еврисфея, завершился уничтожением Лернейской гидры – чудовища, порожденного Тифоном и Ехидной и воспитанного Герой, чтобы угрожать Гераклу… У гидры было огромное собачье туловище и восемь или девять змеиных голов, одна из которых была бессмертна. Некоторые считают, что у нее было пятьдесят, сто и даже десять тысяч голов…

По совету Афины он (Геракл – Авт.) заставил ее покинуть логово, пуская из лука горящие стрелы… Однако чудовище обвилось вокруг его ног, стремясь свалить его. Напрасно Геракл бил дубиной по головам гидры – стоило ему раскроить одну голову, как на ее месте вырастали две, а то и три новые.

НА ПОМОЩЬ ГИДРЕ ИЗ БОЛОТА ВЫПОЛЗ ОГРОМНЫЙ РАК и вцепился Гераклу в ступню, но Геракл в ярости растоптал его и призвал на помощь Иолая. Иолай поджег часть ближайшей рощи… и стал прижигать горящими головнями обезглавленные шеи… Тогда мечом или золотым клинком Геракл отрубил бессмертную голову… и погрузил свои стрелы в смертоносную желчь гидры. Отныне даже небольшая рана, причиненная такой стрелой, становилась смертоносной.

В благодарность за службу Гера поместила ИЗОБРАЖЕНИЕ РАКА СРЕДИ ДВЕНАДЦАТИ ЗНАКОВ ЗОДИАКА» [196:2], с. 353.

Ясно, что данный подвиг соответствует созвездию Рака. Как мы видим, так считали и «древние» авторы. На рис. 2.12 и 2.13 приведены старинные изображения сражения Геракла с гидрой. На рис. 2.13 справа внизу показано созвездие Рака. На рис. 2.14 – Лернейская гидра. Созвездие Рака и борьба Геракла с гидрой показаны также на рис. 2.15.

Рис. 2.12. Геракл сражается с Лернейской гидрой. «Античная» гравюра. Взято из [524:1], с. 529, илл. 575.


Рис. 2.13. Геракл сражается с Лернейской гидрой и Раком. Рисунок на вазе. Взято из [524:1], с. 530, илл. 576.


Рис. 2.14. Лернейская гидра. Рисунок на «античной» вазе. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Взято из [453:2], с. 170.


Рис. 2.15. Победа Геракла над Раком и Лернейской гидрой. Рак показан под ногами Геракла. «Античная» ваза. Париж, Лувр. Взято из [453:2], с. 172.


3. Третий подвиг – Керинейская лань – это созвездие Козерога

«Третьим подвигом Геракла была поимка Керинейской лани, которую он живой принес на плечах из Энои и Микены. У этого быстрого и пятнистого животного были медные копыта и золотые рога, как у оленя, поэтому некоторые называли его оленем. Это было священное животное Артемиды…

Не желая убить или даже ранить лань, Геракл совершил этот подвиг, не прибегая к силе. Он непрерывно преследовал лань в течение года, причем охота привела его в далекую Истрию и страну гипербореев. Когда, вконец измученная, лань укрылась на горе Артемисий, а затем спустилась к реке Ладон, Геракл выпустил стрелу, которая пригвоздила передние ноги лани одну к другой, пройдя между костью и сухожилием так, что не упало ни капли крови. После этого Гераклу удалось поймать лань, и, взвалив ее на плечи, он поспешил через Аркадию в Микены» [196:2], с. 354.

На рис. 2.16 показано старинное изображение этого подвига Геракла. На рис. 2.17 представлены два подвига Геракла: поимка Керинейской лани и битва с Критским быком.

Рис. 2.16. Геракл с Керинейской ланью и Афина. «Античная» ваза. Толедо, Музей искусств. Взято из [453:2], с. 173.


На Зодиаке есть только одно созвездие, изображаемое животным с рогами и похожим на лань или оленя. Это – Козерог. Следовательно, поимка Гераклом рогатой лани соответствует созвездию Козерога. Этот вывод подтверждается тем, что упомянута стрела, пущенная Гераклом и попавшая в лань. Выше мы уже пояснили, что иногда Геракла представляли Стрельцом из лука (кентавром). А рядом с созвездием Козерога на Зодиаке как раз и расположено созвездие Стрельца-Кентавра. Направление его стрельбы древние астрономы и художники изображали по-разному. Например, на звездных картах Дюрера Стрелец стреляет в Скорпиона, рис. 2.18. А вот на старинной египетской звездной карте Стрелец пускает стрелу как раз в Козерога, рис. 2.19. Следовательно, греческий рассказ о третьем подвиге Геракла следовал этой египетской традиции: Стрелец-Геракл попал стрелой в Козерога-лань.

Рис. 2.17. Слева: Геракл и Керинейская лань. Бронза. Римская копия с греческого оригинала Лисиппа. Якобы вторая половина IV века до н.э. Палермо. Археологический музей. Справа: Геракл и Критский бык. Метопа храма Зевса в Олимпии. Мрамор. Якобы около 460 года до н.э. Париж, Лувр. Взято из [533], т. 1, с. 281.


Рис. 2.18. Фрагмент звездной карты Дюрера. Стрелец стреляет в Скорпиона. Взято из [90], с. 8.


Рис. 2.19. Фрагмент египетской звездной карты. Стрелец стреляет в Козерога. Взято из [543], с. 276, илл. 143.


4. Четвертый подвиг – Эриманфский вепрь – это созвездие Стрельца

«Четвертый подвиг, который должен был совершить Геракл, заключался в том, чтобы поймать живым Эриманфского вепря – свирепого, огромных размеров зверя…

Рис. 2.20. Геракл и кентавр Фол. Рисунок на старинной вазе. Взято из [524:1], с. 482, илл. 518.


По дороге к Эриманфу Геракл… был принят кентавром Фолом (рис. 2.20 – Авт.)… Фол поставил перед Гераклом жареное мясо, а сам предпочел есть сырое, не смея открыть сосуд с вином, принадлежавшим всем кентаврам, до тех пор пока Геракл не напомнил ему, что это тот самый сосуд, который… Дионис оставил в пещере как раз для такого случая. Кентавры пришли в возбуждение, почуяв запах крепкого вина. Вооружившись большими камнями, вырванными из земли елями, головнями и топорами, они помчались к пещере Фола… Геракл смело отразил нападение первых двух кентавров… Нефела, богиня облаков и бабка кентавров, пролила на землю сильный ливень, от которого у Геракла ослабла тетива, а земля под ногами стала скользкой. Однако он… убил несколько кентавров (рис. 2.21, 2.22 – Авт.)… Остальные бежали до самой Малеи…

Рис. 2.21. Битва Геракла с кентаврами. «Античная» медаль. Взято из [524:1], с. 482, илл. 519.


Рис. 2.22. Битва Геракла с кентаврами. Картина Лебрена. Взято из [524:1], с. 483, илл. 520.


Уже на излете стрела, пущенная Гераклом, прошла через руку Элата и вонзилась в колено Хирона (оба они – кентавры – Авт.). Опечаленный тем, что стрела попала в его старого друга, Геракл вытащил из его колена наконечник стрелы, и, хотя Хирон сам готовил снадобья для лечения ран, в этом случае они оказались бесполезными, и он, стеная, удалился в пещеру… Некоторые говорят, что Хирон избрал смерть не потому, что страдал от боли в ране, а потому, что ему надоела его долгая жизнь.

Тем временем кентавры разбежались в разные стороны… (тех, кто побежал в Сицилию – Авт.) истребили сирены. Остальных Посейдон принял в Элевсине и спрятал в горе…

Тем временем Фол хоронил своих мертвых сородичей. Он извлек одну из стрел Геракла и стал ее рассматривать… Но тут стрела выпала из его рук, пронзила ногу, и он упал замертво. Геракл прервал охоту… и предал Фола земле с необычайной пышностью…

Геракл тем временем преследовал вепря… Захватить живым такого свирепого зверя было делом исключительной трудности, однако Гераклу удалось… загнать в глубокий сугроб и вскочить ему на спину. Геракл связал его цепями и живым отнес на плечах в Микены…

Через девять дней Зевс поместил изображение Хирона среди звезд КАК СОЗВЕЗДИЕ КЕНТАВРА. Другие, наоборот, утверждают, что созвездием Кентавра Зевс отметил Фола… СТРЕЛЕЦ СРЕДИ ЗНАКОВ ЗОДИАКА – ЭТО ТОЖЕ КЕНТАВР, некто Крот» [196:2], с. 356–357.

Таким образом, основное содержание данного подвига – это сражение Геракла-Стрельца с Кентаврами, рис. 2.23. Поимка вепря обрамляет главный сюжет – в начале и в конце. Ясно, что этот подвиг Геракла соответствует созвездию Стрельца-Кентавра. Так считали и старинные авторы, утверждая, что еще в древности боги поместили на небо созвездие Кентавра в честь победы Геракла. Кроме того, как мы видели, наименование этого созвездия Стрельцом тоже восходит к древности и отождествляется с Кентавром.

Рис. 2.23. Битва Геракла с кентаврами. Роспись на «античной» вазе. Лондон, Британский музей. Взято из [453:2], с. 174.


Рис. 2.24. Геракл приносит Эврисфею Эриманфского вепря. Эврисфей боялся Геракла и при его появлении прятался в большой кувшин. Фреска из Помпей. Якобы I век н.э. Ошибка в дате не менее тысячи лет. Взято из [524:1], с. 531, илл. 577.


Рис. 2.25. Геракл и Эриманфский вепрь. «Античная» ваза. Лондон, Британский музей. Взято из [453:2], с. 174.


На рис. 2.24 показана «античная» фреска, обнаруженная в Помпеях. Показан Геракл, приносящий Эврисфею Эриманфского вепря. См. также рис. 2.25.

5. Пятый подвиг – Авгиевы конюшни – это созвездие Водолея

«Пятый подвиг Геракла заключался в том, чтобы за один день очистить от навоза конюшни царя Авгия. Эврисфей уже радостно представлял себе, с каким отвращением Геракл вынужден будет складывать в корзины навоз и носить их на плечах…

К тому времени навоз в Авгиевых конюшнях и овчарнях не убирался многие годы, и, хотя зловоние не сказывалось на самих животных, от него распространился мор по всей Пелопоннесу. Более того, пастбища в долине покрывал такой слой навоза, что их нельзя было пахать под зерновые.

Геракл издалека приветствовал Авгия и обещал ему еще дотемна очистить все конюшни… Авгий недоверчиво рассмеялся…

Геракл для начала проломил в двух местах каменную стену, окружавшую конюшни, а затем повернул ближайшие реки Алфей и Пеней, или Мений, так, чтобы их потоки устремились через скотный двор, начисто вымыли его и понеслись дальше, смывая навоз с загонов для овец и с пастбищ в долине. Так Геракл совершил подвиг за один день, вернув земле жизнь и не испачкав даже мизинца» [196:2], с. 358.

Комментаторы считают этот миф странным и добавляют, что «скот Авгия не имеет никакого значения для мифа, если не считать того, что рассказ о его количестве помогает представить, сколько нужно было убрать навоза. Как показывает миф, навоз не ценился греческими земледельцами» [196:2], с. 359.

Отмечается, что похожее сказание бытовало в средневековой Европе, в Скандинавии.

Понимаемая буквально, данная греческая легенда действительно звучит странно. Непонятно, например, почему «античные» греческие земледельцы не ценили навоз как удобрение. Ведь навоз широко использовался и используется в сельском хозяйстве. Неясно также, как получилось, что практически вся страна оказалось покрытой толстым слоем навоза, а люди ничего не делали для его устранения. Нам говорят, будто все покорно жили в этом зловонии много лет. Дошло до того, что из-за навоза не могли пахать землю и сеять зерновые. Значит, население, кроме всего прочего, еще и голодало. Более того, даже не обращало внимания на мор, распространившийся по стране. Попросту, вымирали. Надо полагать, в воздухе кишели заразные мухи, повсюду копошились черви… И тем не менее, никто, мол, палец о палец не ударил, дабы избавиться от напасти. Весьма странными были «древние» греки в скалигеровском описании.

Рис. 2.26. Водолей на звездной карте Дюрера выливает поток воды из кувшина. Взято из [90], с. 8.


Наша мысль проста. Никакого «навозного потопа» не было. А была некая религия, предшествовавшая христианству. Ее исповедовало население страны. Потом появилось христианство. Иоанн Креститель (а потом и сам Андроник-Христос) крестил страну. Причем Иоанн Предтеча крестил ВОДОЙ. То есть людей либо окунали в воду, либо выливали воду на голову. Таким образом, данный подвиг Геракла рассказывает, скорее всего, о крещении водой. Водные потоки смыли «навоз» и очистили людей и всю землю. Выходит, что греческий миф говорит о крещении в слегка символической форме, назвав прежние верования «вонючим навозом». Дескать, нельзя было свободно дышать, зловоние бытовало повсюду. И вот, наконец, могучий герой потоками воды смывает всю «заразу» и люди облегченно вздыхают. Воцаряется новая религия, страна расцветает. Причем все происходит «за один день». И Геракл даже мизинца не испачкал в навозе. Понятно, почему. Потому, что крестил чистой водой.

Напомним также, что, согласно Евангелиям, Иоанн Креститель обрушивается на еще не крещеных людей с гневными проповедями, обвиняя их в грехах. При этом восклицает, что он крестит людей ВОДОЙ, а идущий за ним Христос «будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он ОЧИСТИТ ГУМНО СВОЕ и соберет пшеницу Свою в житницу» (Матфей 3:11–12). Здесь четко сказано, что христианское крещение символически воспринималось как очистка гумна. Фактически об этом же рассказывает и греческий миф. Но только евангельское выражение «очистка гумна» сказители или редакторы XVI–XVII веков заменили на: «очистка страны от навоза».

Любопытно следующее. Откуда в греческом мифе взялся НАВОЗ? Кроме символического его значения могло быть и нечто более прозаическое. Наша гипотеза такова. Евангельское слово ГУМНО, упомянутое в речи Иоанна Крестителя, означает следующее: «ГУМНО (устар.), расчищенный, часто огороженный, участок земли, на котором в единоличных крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна. На гумне иногда устраивали навесы, размещали овин или ригу. Часть гумна, предназначенная для обмолота хлеба, очистки и сортирования зерна, называли током» [85:1].

Но ведь в русском языке слова́ ГУМНО и ГАВНО звучат похоже. Западно-европейские автор, начинающий в XVI–XVII веках уже подзабывать официальный язык Империи, то есть славянский, мог спутать ГУМНО и ГАВНО. И простодушно записал на страницы своей «античнейшей» летописи слово ГАВНО (НАВОЗ). После чего стал восторженно рассуждать о его количестве и о той вони, которую он распространял. Либо же, наоборот, редактор специально подменил слова, дабы устранить очевидные ассоциации с Евангелиями.

На звездных картах Водолей обычно изображается с кувшином или двумя кувшинами, откуда выливается поток воды. См., например, звездную карту Дюрера, рис. 2.4 и 2.26. Два кувшина в руках Водолея мы видим, например, на «древне»-египетском Длинном Дендерском Зодиаке, рис. 2.27. Становится понятным, почему в греческом мифе говорится о ДВУХ реках, водами которых Геракл смыл «навоз» со страны. В очередной раз мы видим, что греческий миф о Геракле близок к «древне»-египетской традиции. Напомним, что Длинный Зодиак датируется 1168 годом.

Рис. 2.27. Обезглавленная мужская фигура рядом с Водолеем, изображенная на «древне»-египетском Длинном Зодиаке. Рядом – мужчина с коротким мечом и две женские фигуры. Скорее всего, это известный евангельский сюжет «усекновения головы Иоанна Крестителя». Водолей, льющий воду из двух кувшинов, это символ христианского крещения водой. Две женщины – это Иродиада и ее дочь, потребовавшие казни Иоанна Крестителя. Взято из [1100], A.Vol. IV, PL. 20.


Обнаруженное нами соответствие подтверждается еще одним фактом. Оказывается, существуют старинные изображения, где очищение Гераклом Авгиевых конюшен представлено так: «герой черпает чашей воду из реки Алфея или Пенея» [524:1], с. 544. Но ведь именно так обычно представлен Иоанн Предтеча, когда он крестит Христа. В его руке – чаша с водой из реки Иордан. Вода выливается на голову Христа, рис. 2.28.

Рис. 2.28. «Крещение Христа». Фрагмент. Пьеро делла Франческа. Якобы 1459–1460 годы. Взято из [40:1], с. 54, илл. 43.


Следовательно, данный подвиг Геракла соответствует зодиакальному созвездию Водолея. Мы показали ранее, что оно является символом Иоанна Крестителя, см. книгу «Реконструкция», гл. 6:2. На рис. 2.29 приведен старинный барельеф, изображающий очищение авгиевых конюшен.

Рис. 2.29. Геракл очищает конюшни Авгия. Метопа храма Зевса. Олимпия, музей. Взято из [453:2], с. 175.


6. Шестой подвиг – Стимфалийские птицы – это созвездие Весов

«Шестой подвиг Геракла заключался в том, чтобы уничтожить птиц с бронзовыми клювами, когтями и крыльями, поедавших людей и считавшихся священными птицами Ареса… Эти птицы перелетели на Стимфалийское болото. Там они… иногда большими стаями поднимались в воздух, чтобы ливнем бронзовых перьев убивать людей и зверей…

Рис. 2.30. Условное изображение весов. Желающие вполне могли назвать их «птицами».


Прибыв на болото… Геракл обнаружил, что птиц несметное множество и что рассчитывать на то, чтобы выгнать их из болота стрелами, было бесполезно… Когда Геракл сидел в нерешительности на берегу реки, Афина вручила ему пару бронзовых трещоток, сделанных Гефестом… Геракл стал издавать трещотками или погремушкой такой шум, что птицы сбились в одну стаю и вне себя от страха поднялись в воздух. Ему удалось перебить множество птиц, когда те летели на остров Ареса в Понте Эвксинском» [196:2], с. 360.

Здесь соответствие с зодиакальным созвездием туманно. Однако на самом деле серьезной проблемы не возникает, поскольку все остальные подвиги Геракла, как мы покажем далее, однозначно отождествляются с оставшимися зодиакальными созвездиями, кроме Весов. Следовательно, подвиг со Стимфалийскими птицами соответствует Весам.

Такой вывод косвенно подтверждается следующим соображением. Весы, как прибор для взвешивания, обычно делались из металла. В том числе из бронзы. По своей форме весы действительно напоминают птицу. На рис. 2.30 мы условно изобразили весы. Коромысло весов с чашами, куда кладутся гири и взвешиваемый груз, могли ассоциироваться с птичьими крыльями, подставка весов – с хвостом птицы, а навершие весов и дуга с делениями (по которой скользит стрелка) вполне могли рассматриваться как птичья голова. Так мог родиться символический образ «бронзовой птицы». На рис. 2.31 показано старинное изображение весов. Наша мысль подтверждается тем, что до нас дошли старинные изображения созвездия Весов, очень похожие на птицу, рис. 2.31a. Мы обнаружили этот рисунок Весов-Птицы при анализе зодиака на известном средневековом ковре из Байе. См. нашу книгу «Крещение Руси», гл. 1.

Рис. 2.31. Взвешивание судеб. Этрусское зеркало. Взято из [524:1], с. 65, илл. 55.


Рис. 2.31a. Симметричный «цветок», изображающий, вероятно, созвездие Весов на ковре из Байе. В то же время эти «Весы» весьма похожи на птицу. Взято из [1028:0], лист 43, нижняя кайма ковра.


Рис. 2.32. Геракл и Стимфалийские птицы. «Античная» ваза. Лондон, Британский музей. Взято из [453:2], с. 172.


На рис. 2.32–2.35 показаны старинные изображения данного подвига Геракла.

Рис. 2.33. Геракл стреляет из лука в Стимфалийских птиц. «Античная» монета. Взято из [524:1], с. 533, илл. 580.


Рис. 2.34. Геракл с палицей сражается с птицами озера Стимфал. «Античная» монета. Взято из [524:1], с. 533, илл. 581.


Рис. 2.35. Геракл и птицы с озера Стимфал. Рисунок с «античной» вазы. Взято из [524:1], с. 533, илл. 582.


7. Седьмой подвиг – Критский бык – это созвездие тельца

«Эврисфей приказал Гераклу совершить седьмой подвиг и поймать Критского быка… В это время бык опустошал Крит… вырывая с корнем посевы и разрушая садовые ограждения…

Когда Геракл отплыл на Крит, Минос предложил ему любую помощь, которая только была в его власти, но Геракл предпочел поймать быка в одиночку, несмотря на то, что тот изрыгал все испепеляющее пламя. После длительного поединка ему удалось одолеть быка и переправить его через море в Микены» [196:2], с. 362.

Рис. 2.36. Геракл и Критский бык. Старинная ваза. Мюнхен, Государственные античные собрания. Взято из [453:2], с. 177.


На Зодиаке есть только одно созвездие, идеально соответствующее «Критскому быку». Это – созвездие Тельца. На рис. 2.36 и 2.37 приведены старинные изображения победы Геракла над быком-тельцом. Любопытно сравнить фотографию барельефа на рис. 2.37 с приведенной нами выше на рис. 2.17. Они существенно различны. Отсюда следует, что за достаточно короткое время, прошедшее между этими фотографиями, каменный рельеф существенно разрушился. Как же он мог простоять якобы около двух с половиной тысяч лет в более или менее первозданном виде? Скорее всего, никаких тысячелетий не было. Изготовлен рельеф, скорее всего, в XVI–XVII веках, и разрушается с примерно постоянной скоростью, причем довольно быстро.

Рис. 2.37. Геракл и Критский бык. Метопа храма Зевса. Олимпия, музей. Взято из [453:2], с. 177.


8. Восьмой подвиг – Кобылицы Диомеда – это созвездия Большой и Малой медведиц, около Северного полюса

Этот подвиг Геракла интересен тем, что соответствующая ему пара созвездий оказалась не зодиакальной, а расположенной около северного полюса. Этот факт – довольно неожиданный, поскольку до этого греческий миф «двигался» по Зодиаку. И все последующие подвиги Геракла опять будут соответствовать именно зодиакальным созвездиям. А вот «Кобылицы Диомеда» выпали из этого правила. О возможных причинах мы поговорим позже.

«Восьмым подвигом должна была стать, по распоряжению Эврисфея, поимка четырех диких кобылиц фракийского царя Диомеда, о котором спорят: был ли он сыном Ареса и Кирены или родился от кровосмесительной связи между Астерией и ее отцом Атлантом… Его конюшни наводили ужас на всю Фракию, поскольку Диомед держал кобылиц прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил их мясом чужеземцев. В одном из вариантов рассказа лошадей этих называют жеребцами, а не кобылицами, и были у них клички Подарг, Лампон, Ксанф и Дин…

Геракл отплыл во Фракию… одолел конюхов Диомеда, отвел кобылиц на корабль, привязал их и оставил на попечение своего любимца Абдера, а затем вернулся на берег и приготовился отразить нападение бросившихся за ним в погоню бистонов…

Геракл напал на них, поразил Диомеда ударом дубины… и бросил его перед его собственными кобылицами, принявшимися рвать еще живую плоть. После этого они уже полностью насытились, так как перед этим сожрали неосторожно приблизившегося к ним Абдера…

Основав город Абдеры у могилы Абдера, Геракл взял колесницу Диомеда, запряг в нее кобылиц, которые до этого не знали ни вожжей, ни узды, и отправился… в Микены…

В Абдере устраиваются атлетические игры… в память о том, что Абдер погиб, когда питавшиеся человеческим мясом кобылицы опрокинули колесницу, в которую он их запряг» [196:2], с. 363.

Данный сюжет сразу обращает на себя внимание своей странностью. Если, конечно, понимать его буквально. В самом деле. Повествуется о кобылицах, которые разрывают людей на части, питаются человеческим мясом, люты настолько, что их приходится привязывать железными цепями к стойлам. Они наводят ужас на всю страну. Возникает вопрос: да кобылицы ли это?

Попробуем разобраться. Поскольку, как мы уже поняли, подвиги Геракла соответствуют созвездиям, то следует понять – что́ за созвездие описано как «кобылицы Диомеда»? Возьмем старинную карту звездного неба, например, Дюрера, рис. 2.4 и 2.5. Здесь изображены все основные старинные созвездия. В южном полушарии никаких кобылиц или коней нет. В северном отмечено только одно «конское» созвездие – это крылатый Пегас (Кентавр-Стрелец не подходит, так как он – наполовину человек. Есть еще созвездие Возничего, но оно на карте Дюрера не отмечено). См. рис. 2.4. Иногда созвездие Пегаса изображают двумя крылатыми конями. Однако Пегас плохо подходит под описание подвига Геракла. Во-первых, в греческой мифологии нигде не говорится о том, что Пегас рвал на части людей, питался человечиной, был прикован железными цепями. Во-вторых, созвездие Пегаса ничем особенным не выделяется на звездном небе с точки зрения расчетной и наблюдательной астрономии. Пегас – не зодиакальное созвездие, в нем нет никаких важных опорных точек систем звездных координат. Совершенно непонятно, на каком основании, «сойдя» с Зодиака, греческий миф вдруг решил бы ни с того ни с сего указать на ничем не примечательного Пегаса. Ведь естественно считать, что «покинув» Зодиак, автор описаний подвигов Геракла хотел отметить какое-то особенное, важное созвездие, расположенное вне Зодиака. Какое? Ответ напрашивается сам собой. Зодиак отмечает на звездной сфере эклиптику, то есть траекторию, вблизи которой движутся планеты. Но есть еще один замечательный астрономический объект в северном полушарии – это Полярная звезда, около которой расположен северный полюс экваториальной системы координат. Для средневекового наблюдателя Полярная звезда была очень важна. Практически именно вокруг нее вращается звездное небо в своем суточном движении. Полярная звезда довольно точно задает положение небесного экватора. Эклиптика и экватор – два важнейших объекта вычислительной астрономии, рис. 2.38. Полярная звезда была исключительно важна для мореплавателей, путешественников, военных. Она указывала направление на северный полюс, по ней можно ориентироваться на местности.

Рис. 2.38. Движение северного полюса вокруг полюса эклиптики вследствие прецессии. В северном полюсе эклиптикальной системы координат расположено созвездие Дракона.


Напомним, что в XV–XVI веках, то есть, как мы теперь понимаем, в эпоху «античности», Полярная звезда была звездой, самой близкой к полюсу (его иногда называют полюсом мира). Она отстояла от него менее чем на четыре градуса. Ближе ее не было ни одной (заметной) звезды. С течением времени Полярная звезда приближается к северному полюсу. В 1900 году расстояние от современной Полярной звезды до полюса было около 1 градуса 47 минут, а в 2100 году будет всего 28 минут. Потом расстояние начнет увеличиваться.

Недаром знаменитый звездный каталог Альмагеста начинается именно с Полярной звезды. См. нашу книгу «Звезды», ч. 1. Итак, важность этой звезды для многих задач практики и астрономии неоспорима.

Теперь вспомним – в каком созвездии находится Полярная звезда и северный полюс? Ответ всем известен – это Малая Медведица, рис. 2.4. Полярная звезда – это Альфа Малой Медведицы и находится на кончике ее хвоста.

А совсем рядом расположено созвездие Большой Медведицы, рис. 2.4. Две медведицы! И тут мы начинаем понимать, что, скорее всего, в данном подвиге Геракла говорится не о лошадях, а о медведицах. Ведь они – действительно опасные звери. Большие, коварные и лютые. Могут неожиданно напасть на человека, разорвать и съесть его. Медведица особенно свирепа, когда рядом с ней находится медвежонок (Большая Медведица и Малая Медведица). Тогда она нападает без предупреждения.

Рис. 2.39. Из этого старого изображения видно, что в средние века по каким-то соображениям созвездие Колесница (левый рисунок) было истреблено и ЗАМЕНЕНО Большой Медведицей (правый рисунок). Взято из [1013]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 91, илл. 53.


Но самым, быть может, неожиданным подтверждением правильности отождествления «кобылиц Диомеда» с Большой и Малой Медведицами является старинное изображение Большой Медведицы, которое мы обнаружили на старых звездных картах. Мы привыкли к тому, что созвездие Большой Медведицы представляется в виде медведицы. Однако раньше так было не всегда. На рис. 2.39 приведено изображение Большой Медведицы на карте из старинной книги Апиана. Это – колесница, запряженная тройкой лошадей. Вот вам и «кобылицы Диомеда»! Тем более, что, как сказано в мифе о Геракле, ДИОМЕДОВЫ ЛОШАДИ БЫЛИ ЗАПРЯЖЕНЫ В КОЛЕСНИЦУ, см. выше. Здесь же, на карте Апиана, мы видим и Малую Медведицу, в конце хвоста которой находится Полярная звезда (STELE POLARIS). Нам повезло, что Апиан привел рядом два изображения Большой и Малой Медведиц – старое (лошади в колеснице) и новое (медведицы).

Таким образом, греческий миф сохранил для нас старое изображение одной из двух Медведиц в виде колесницы, запряженной тремя лошадьми. Всего получается четыре животных: три коня (кобылицы) и одна медведица (малая). Таким образом, выходит, что авторы греческого мифа назвали этих ЧЕТЫРЕХ животных «ЧЕТЫРЬМЯ кобылицами Диомеда».

Рис. 2.40. Геракл, поражающий Диомеда. Рядом – две «кобылицы» Диомеда. «Античная» композиция. Рим, Ватикан. Взято из [524:1], с. 535, илл. 584.




Рис. 2.41. Геракл с конем Диомеда. Рисунок на «античной» вазе. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Взято из [453:2], с. 177.

Кстати, теперь можно обратить внимание и на само имя ДИОМЕД. Оно могло произойти от словосочетания ДУО-МЕД или ДВА-МЕД, то есть ДВА МЕДведя, две медведицы. Согласно нашим результатам, ранее официальным языком Империи был старо-славянский. Так что неудивительно, что Дио-Мед – это старинное славянское название. Напомним также, что в латыни буквы U и V могут переходить друг в друга: дуо ↔ два.

Получается, что в «античном» имени ДИОМЕД довольно откровенно звучит название двух приполярных созвездий: ДВА МЕДВЕДЯ.

Становится также понятно, почему матерью Дио-Меда названа АСТЕРИЯ, то есть ЗВЕЗДА (astrum, по-латински). Вероятно, имелась в виду опять-таки Полярная звезда. Ведь именно около нее расположены обе звездные Медведицы, то есть «Диомед».

Итак, восьмой подвиг Геракла соответствует Большой и Малой Медведицам и, в частности, Полярной звезде, около которой расположен полюс мира. На рис. 2.40 показана старинная скульптура, изображающая Геракла, убивающего Диомеда. На рис. 2.41 – еще один «античный» рисунок на ту же тему.

Конец ознакомительного фрагмента.