Глава II. Геополитические интересы государств и основные направления (векторы) их обеспечения
§ 1. Формирование геополитического пространства, национальные интересы и глобализация экономических, социальных и информационных процессов
Глобализация в геополитике представляет собой процесс расширения и углубления социальных связей и институтов в пространстве и времени, с учетом влияния событий, происходящих как в местных общинах, так и в других частях земного шара, но имеющих или влекущих глобальные последствия.
Множество социальных, экономических, культурных, политических, религиозных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер; расширяются процессы взаимодействия различных общественных уровней как в пределах отдельных государств, так и между государствами; социальные связи распространяются на такие формы деятельности, как технологическая, организационная, административная и др.; взаимосвязи осуществляются через многочисленные сети современных коммуникаций с помощью новых информационных технологий.
На ранних стадиях развития миропорядка процесс установления взаимосвязей между народами и государствами шел в основном за счет экспансии Европы, а затем Запада в целом, поэтому глобализация означала в сущности европейскую, западную глобализацию. Сейчас же эти процессы глобализации охватили весь мир. Границы государств стали прозрачными: товары, капиталы, знания, люди, оружие, наркотики и т. п. стали легко пересекать государственно-территориальные границы. Транснациональные сети, глобальные системы производства, финансов и торговли связали воедино судьбу многих народов и государств.
Современный уровень глобализации отличается огромными объемами инвестиций промышленно развитых стран в экономику друг друга, высоким уровнем движения капитала. Этим процессом охвачен весь мир, а не только Европа (как это было ранее) или какой-то иной отдельно взятый регион. Именно в этом качественное отличие нынешнего уровня глобализации от всех предыдущих (например в рамках существовавшей ранее Британской империи).
Научно-техническая революция в корне изменила все процессы, влияющие на состояние геополитики, и мир в целом. Появились не просто новые технологии производства, но и абсолютно новые его сферы, связанные с развитием компьютерной техники, информационно-телекоммуникационных сетей, освоением морских пространств и космоса, роботизацией и т. п.
Эволюция экономики в направлении информационных, энергосберегающих и наукоемких отраслей снижает ее зависимость от природных ресурсов. Получившие ныне широкое применение полупроводниковые чипы, пластмассы, используемые в автомобилестроении, кабель из волоконного стекла и т. д. требуют значительно меньше сырья. И эти процессы будут углубляться, так что роль природного фактора не будет столь значительной в геополитике и мировой экономике, как это имело место раньше.
Так, за счет новых технологий в сельском хозяйстве объем производства продуктов питания в мире вырос в 2,6 раза, то есть обогнал темпы роста численности населения. Однако с 1984 г. эти темпы прироста сельскохозяйственной продукции заметно снизились и составили лишь около 1 % (в то время как темп прироста населения Земли составляет 1,7 %). То есть необходим прирост производства зерна на 28 млн тонн ежегодно, чтобы накормить все население планеты. Но за последние годы этот прирост составил лишь 15 млн тонн, значит 500 млн человек уже не обеспечены полностью питанием.
Поиск путей увеличения количества продуктов питания привел к созданию с помощью генной инженерии новых технологий производства продуктов не только в традиционном, но и в модифицированном виде. Такие продукты питания часто бывают опасными для здоровья населения, ведут к различным тяжелым заболеваниям. Недаром вся старая Европа категорически отказалась от их употребления, но Америка устами своего президента Д. Буша решительно заявила о том, что она будет и впредь поставлять такие продукты питания в Африку и другие слаборазвитые страны. К сожалению, и рынок России переполнен такими продуктами питания.
Невозможность полного обеспечения населения земного шара питанием даже с помощью новых технологий его производства обусловила необходимость поиска иного решения данной проблемы. Речь теперь уже идет о регулировании численности населения Земли и приведении ее в соответствие с имеющимися ресурсами продовольствия и жизнеобеспечения. В Китае, Индии, в странах Латинской Америки эти проблемы решаются по-разному.
В частности, была разработана неомальтузианская теория «планирования семьи», суть которой сводится к ограничению народонаселения страны таким количеством жителей, которому государство может обеспечить приемлемый жизненный уровень с учетом природных условий, ресурсов, степени развитости и технологичности экономики и инфраструктуры и ряда других факторов. Эта теория разрабатывалась американцами прежде всего для стран Латинской Америки. Реализация этой теории в сочетании со многими другими факторами в ряде латиноамериканских стран дала определенные положительные экономические и демографические результаты.
Для России также пытаются применить постулаты этой теории, говоря, что численность ее населения на сегодняшний день излишне велика. «Теоретики» рассчитали «оптимальный» уровень нашего населения в пределах 90 млн человек (сейчас в России на 55–58 млн человек больше). К сожалению, эти идеи взяты на вооружение многими нашими политиками, чиновниками и бизнесменами и активно проводятся в жизнь, в частности под видом так называемого сексу ального воспитания детей (например, этой деятельностью активно занимается депутат-бизнесмен Е. Лахова).
Следует особо подчеркнуть, что высокие технологии становятся определяющим компонентом инфраструктуры безопасности и геополитического статуса страны в рамках мирового сообщества. В связи с этим усиливается борьба за господство в сфере высоких технологий, что значительно обостряет проблему информационной безопасности России.
Важной особенностью формирования нового геополитического пространства является слияние крупного капитала вне национальных границ государств. Например, в настоящее время частный германский капитал в США превышает более 120 млрд долларов, примерно такая же сумма приходится и на капитал Японии. Решающим в этом процессе становится право собственности и ее перераспределение в государстве, обществе, мире, в чем кроются основные конфликты, в том числе и международного плана.
Необходимо особо отметить, что контроль и раздел территории является главным способом регулирования распределения ресурсов между государствами в рамках международной системы.
Все это стимулирует глобализацию и транснационализацию экономики. Появились глобальные хозяйственные многопрофильные транснациональные корпорации, банки, их союзы и объединения. Создаются «стратегические альянсы» многих государств, имеющих общие и свои собственные интересы в разделе глобальных рынков и установлении правил игры на этих рынках. Этим целям, в частности, служит и Всемирная торговая организация, которая устанавливает жесткие правила игры на рынках сырья и сбыта, устраняя конкуренцию товаров стран-производителей, не являющихся членами этой организации. Создается как бы глобально функционирующий мировой производственно-хозяйственный механизм, интегральными составными частями которого являются отдельные национальные экономики.
За последние годы рост объема международной торговли составил 5,5 %, а мировой объем зарубежных инвестиций – 3 трлн долларов. Это потребовало конвертации валют (в 114 странах она осуществляется) и безналичных расчетов, за основу которых берутся не бумажные, а электронные сделки, совершаемые круглосуточно по всей планете. Тем самым создается всемирный единый рынок, на котором ежесуточно совершается сделок на 1 трлн долларов. Создан таким образом новый вид экономики, в которой компьютеризация и новейшие средства коммуникации создают основу электронного рынка, всецело зависящего от мощных информационных систем, включая Интернет.
Это размывает традиционные экономические границы отдельных государств. Сегодня функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, который охватывает всю экономику земного шара. Типичен в этом отношении Европейский Союз с его единой денежной единицей – евро.
Взаимное влияние государств на экономику друг друга проявляется в безработице, инфляции, экономическом спаде, низком уровне технологий, географическом неравенстве темпов экономического развития некоторых стран, что подчеркивает скорее интернациональный, нежели сугубо национальный характер данного региона. Экономический спад в одной стране сразу же сказывается на экономике других стран региона и мира в целом. Учетные ставки, установленные в США или Англии, автоматически определяют учетные ставки на биржах всего мира. Замедление темпов экономического роста одной страны с крупной национальной экономикой вызывает эффект падающего домино в масштабе экономики всего мира.
Центрами планетарной финансово-экономической цивилизации становятся Гонконг, Сингапур, Стамбул, Кипр, Москва наряду со старыми ее центрами – Парижем, Лондоном, Римом, Берлином, Нью-Йорком, Сан-Франциско.
Важной особенностью глобальной экономики является то, что вне ее рамок ни одна страна уже не в состоянии существовать и обеспечивать эффективную жизнедеятельность в условиях взаимной экономической зависимости. Именно это обстоятельство обусловливает необходимость рыночной экономики и ее открытость.
Происходит интенсивная интеграция экономики отсталых и развивающихся стран в мировую экономику. Экономика России сегодняшнего дня, к сожалению, тоже по существу отнесена к этому разряду.
В середине 70-х гг. страны третьего мира добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об установлении нового международного порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, предусматривающих ликвидацию неравноправия в торговле, перестройку валютной системы, изменение принципов предоставления экономической помощи. В 60–70 гг. прошлого столетия страны – экспортеры нефти совместными усилиями сумели добиться существенного повышения цен на нефть, продаваемую в промышленно развитые страны. Это дало резкий скачок экономического роста этих стран, и многие из них вошли в число стран с развитой экономикой (Южная Корея, Гонконг, Таиланд, Малайзия и др.). В связи с этим произошел резкий перелом в геополитическом раскладе сил в мире. Акцент в международной борьбе за мировое влияние сейчас сместился с армий и идеологий в сторону экономической сферы (курсов валют, процентных ставок, эффективности рынка и т. д.). Если раньше военные обеспечивали контроль и определяли глобальную стратегию экономических отношений (особенно в период холодной войны), то теперь их определяет экономическая реальность. Ослабление гонки вооружений обусловило усиление конкуренции в экономической и научно-технической сферах, регулирование которых будет существенно определять международную безопасность и политические отношения.
В этих условиях происходит также глобализация взаимоотношений развитых и отсталых стран (разрыв по уровню благосостояния ряда стран составляет 1: 100). В конечном счете это может привести к взрыву именно внутри этих глобальных инфраструктур. Уже сегодня проходят массовые протесты населения многих стран против глобализации экономики, которые требуют от богатых стран поделиться своими сверхдоходами с бедными странами. Особенно наглядно это требование было озвучено на третьем всемирном саммите глав государств в Йоханнесбурге в августе 2002 г., посвященном экологическим и связанным с экологией экономическим и социальным проблемам. На саммите подчеркивалось, что идет сознательное игнорирование неизбежных катастрофических последствий современного мирового промышленного развития, в основе которого лежат корыстные интересы крупнейших транснациональных корпораций. Эти корпорации, базирующиеся в странах «золотого миллиарда» (представляющих в основном западный мир), кровно заинтересованы в поддержании такого мирового экономического порядка, при котором 14 % населения Земли потребляют 86 % мировых природных ресурсов (Российская газета. 2003. 22 авг.). Остальной части населения планеты уготовлено нищенское существование, поэтому представители этих народов и требуют, чтобы богатые поделились с бедными. Однако этот призыв не получил со стороны руководителей богатых стран внятного ответа.
Имеется еще один аспект глобализации – экологический. Как утверждают специалисты-экологи, при сохранении существующих тенденций повышения численности населения, загрязнения окружающей среды, увеличения объема промышленного и сельскохозяйственного производства, истощения не возобновляемых ресурсов и т. д. пределы роста на нашей планете будут достигнуты в ближайшие 100 лет и др. Пределы роста, Рим. 1972). Поэтому отдельные страны консервируют свои ресурсы, пополняют их (как, например, США постоянно закачивает приобретаемую нефть в свои подземные резервуары) с тем, чтобы более или менее безболезненно перешагнуть этот барьер истощения мировых ресурсов.
ООН провела специальные конференции по проблемам окружающей среды в 1977 г. в Стокгольме и в 1994 г. в Бразилии. Во многих странах введены посты министров по охране природы и природопользованию. Созданы многие общественные организации по охране природы, в том числе и международные («Гринпис» и др.).
Чтобы будущее человечества все же было благополучным, необходимо поставить перед ним разумные и реалистичные цели, суть которых заключается в рациональном и бережном отношении к природе. А это прежде всего требует отступления, замедления темпов роста, что в свою очередь обусловливает регулирование численности населения. Чтобы поднять уровень жизни основной массы населения Земли (а это 80 % его численности) до западных стандартов потребуется в 20 раз увеличить добычу и потребление природных ресурсов. Такой путь неосуществим и ведет к гибели – об этом четко было заявлено еще на Всемирном экологическом форуме в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и подтверждено на форуме в Йоханнесбурге в 2003 г.
Выход из данной ситуации, реальный путь – в поиске новой философии развития, призванной противопоставить безумному агрессивному потребительству умеренность, воздержание, гармоничное развитие личности и коллектива, природы и общества. Должен быть пересмотрен и лозунг «человек – властелин природы, и задача человека – овладеть природой», его необходимо заменить постулатом «человек – органическая часть природы», и он должен не переделывать ее, а приспосабливаться к ней в соответствии с ее законами.
Важнейшей составляющей глобализации мирового сообщества является также так называемый демографический императив. Рост численности населения земного шара наиболее интенсивно начался в XVII–XVIII вв. В 1925 г. население планеты достигло 1 млрд человек, за предыдущие 100 лет оно выросло в 2 раза, за последующие 50 лет – еще в 2 раза, достигнув к 1976 г. 4 млрд человек. В 1990 г. оно достигло уже 5,3 млрд чел., а сейчас насчитывает более 6 млрд человек. Выросла средняя продолжительность жизни людей: в развитых странах она достигла 75 лет (а в отдельных странах – более 80 лет), в то время как в прошлом веке она составляла лишь 30–35 лет.
Сейчас прирост населения за каждые 4–5 дней увеличивается на 1 млн человек, а за сутки – на 200–250 тысяч. Появляется феномен «перегрузки» населения в отдельных странах и регионах, в связи с чем миграция стала одним из фундаментальных факторов современной геополитики.
Избыток населения толкает на путь экспансии, завоевания, приобретения новых земель, а также обусловливает интенсивное развитие собственных ресурсов, ускорение научно-технического прогресса. В настоящее время в Западной Европе проживает более 20 млн эмигрантов (легальных) из других регионов. Америка многие годы имела численность населения немногим более 200 млн человек, но за счет интенсивной миграции населения из других стран буквально за несколько десятилетий увеличила свою численность до 280–282 млн человек, обеспечив таким образом свои потребности в дешевых рабочих руках. Следует иметь в виду и возможные катаклизмы в тех или иных регионах планеты, в результате которых могут быть выкинуты из переселенных стран (например, Китая, Индии) многие миллионы мигрантов (в том числе и нелегальных). Эта проблема уже сейчас приобретает весьма острое звучание, создает напряженность во многих странах. В связи с этим многие развитые страны принимают усиленные меры к ограничению легальной миграции и пресечению нелегальной, разрабатывают и реализуют коллективные меры, направленные прежде всего на профилактику нелегальной миграции.
Для создания нормальной демографической ситуации в стране среднее воспроизводство населения должно составлять 2,1 ребенка (а во многих странах Западной Европы эта цифра составляет 1,35–1,99 (имеется в виду объективная возможность такого воспроизводства детей, исходя из фертильного возраста женщин этих стран). В связи с этим доля населения индустриально развитых стран в 1951 г. составляла 1/5 часть населения Земли, в 1985 г. – уже 1/6, а на 2025 г. прогнозируется, что она составит всего лишь 1/10 часть населения планеты.
Интересен феномен Японии: в 1925 г. средняя продолжительность жизни составляла 45 лет. На каждую женщину детородного возраста в среднем приходилось 5,1 детей. Сейчас продолжительность жизни составляет около 80 лет: мужчин – 78 лет, а японок – 83 года (Российская газета. 2003. 24 мая), хотя средний уровень фертильности японских женщин составляет сейчас всего 2,1 ребенка. Однозначно оценить этот факт исключительно сложно: с одной стороны, население Японии существенно стареет, уменьшая объем трудовых ресурсов и увеличивая затраты на содержание стариков, с другой – заставляет общество и государство активно изыскивать дополнительные ресурсы для поддержания высокого материального уровня жизни, ранней профилактики заболеваний, полезной занятости и активного образа жизни старшего поколения (Российская газета. 2002. 5 янв. и 2003. 25 июня; Российская мать не хуже японской // Российские вести. 2001. 2 янв.).
На фоне такого благополучного демографического положения Россия выглядит, мягко говоря, не самым лучшим образом. Численность населения России, по данным Госкомстата, опубликовавшего предварительные результаты переписи населения 2002 г., за последние годы катастрофически сокращается: в 1989 г. она составляла 147 млн человек., а в 2002 г. – всего 145,2 млн (Российская газета. 2003. 8 мая). Причем пока неясно, сколько из этого общего количества – коренные жители России, а сколько составляют мигранты (так как всего год назад это же ведомство приводило данные численности населения России на 2 млн человек меньше). Темпы роста смертности населения стали превышать естественный прирост населения за счет рождаемости на 1,0–1,5 % в год. Россия ежегодно теряет свой численный состав населения в количестве 0,9–1,1 млн человек. И эта тенденция, к сожалению, является устойчивой, если она не будет остановлена, преодолена, то «заветная» цифра зарубежных прогнозов – 90 млн человек – через весьма короткое время будет достигнута. Это лишний раз свидетельствует о коренном изменении социально-экономической политики государства.
Такого катастрофического демографического положения в России за последние 100 лет еще не было. По данным В. Кожинова, самым благоприятным для России был период с 1907 по 1914 г., когда прирост населения составил 12,7 млн человек (т. е. 8,3 %), в дальнейшем (до 1938 г.) темпы прироста населения составили 1,5–1,6 %.
К октябрю 1917 г. население России составляло 147,6 млн человек. В 1936 г. население СССР составило 162,5 млн человек, а в 1939 г. – 168,5 млн человек. В январе 1941 г. население СССР с учетом населения присоединенных территорий составляло 195,4 млн человек, а в январе 1946 г. его оказалось всего 170,5 млн человек.
Смертность населения России выглядит следующим образом Загадочные страницы истории ХХ века // Наш современник. 1995. № 9):
– в первое пятилетие (1918–1922 гг.) – 19,5 % живших к моменту революции;
– во втором пятилетии (1924–1929 гг.) – 10,5 %;
– в третьем пятилетии (1929–1934 гг.) – 6,5 %;
– в четвертом (1934–1939 гг.) – 0,5 %;
– во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) – 18,1 %;
– в 1946–1957 гг. – 0,5 %
Как видим, время сильнейших переломов в жизни страны хотя и «выбивало» население в больших размерах, особенно в революционный период и во время Великой Отечественной войны (СССР потерял за войну 14 % своего населения, Германия – 9,3 %, Австрия – 5 %, Италия – менее 1 %, Великобритания – 0,8 %, США – 0,2 %; причем чисто военные потери и СССР и Германии вполне сопоставимы и практически равны ( Воевали не хуже немцев. Демографы публикуют уточненные данные о потерях Красной Армии // Российская газета. 2003. 26 июня), тем не менее прирост населения не только быстро восстанавливал прежнюю численность населения, но и способствовал существенному его увеличению. Лишь в последние 10–12 лет процесс пошел в обратном направление: резко повысилась смертность (включая младенческую), заметно снизилась рождаемость. Рождаемость за последние 10 лет сократилась с 13,4 до 8,3 в расчете на 1000 человек населения, а смертность возросла с 11,2 до 14,7 также в расчете на 1000 человек населения (Российская газета. 2002. 5 янв.). Продолжительность жизни в России является одной из самых низких среди развитых стран: мужчины не доживают даже до 60 лет.
По оценкам американских экспертов (Доклад Специальной группы Центра США, состоящей из представителей министерств обороны, юстиции, энергетики, Государственного департамента, ФБР, Таможенной службы, Бюро иностранных военных исследований, Университета национальной безопасности и других организаций), население России в ближайшие тридцать лет сократится со 147 до 123 млн человек (прогноз давался в 1997 г.). Эксперты подчеркивают, что «это уникальное падение численности населения в мирное время». К сожалению, этот прогноз не просто подтверждается, а идет с большим ускорением. По прогнозу Госкомстата России, к 2016 г. россиян останется 134 млн человек. Демографические службы ООН составили прогноз на 2050 г., согласно которому Россия к этому времени по численности населения переместится с 7-го места в мире на 14-е и будет в лучшем случае насчитывать 121 млн человек, в худшем – 115 миллионов (Российская газета. 2000. 27 окт.). На это обстоятельство указал В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2000 г., а в 2001 г. Правительство РФ приняло Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., целями которой являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Такая демографическая ситуация в России – это результат воздействия многих причин: обнищания основной массы населения, его алкоголизации и наркозависимости, массовой безработицы, разрушения морали и устоев семьи, бездомности и безнадзорности, распространения проституции и нетрадиционных сексуальных связей и многих других. Свою лепту в эту неблагоприятную ситуацию вносят активно пропагандируемые постулаты разных теорий «улучшения» нравственного климата россиян, начиная от «планирования семьи», «сексуального просвещения» детей и молодежи, кончая насаждением чуждых нам различных сектантских религиозных течений, отвращающих людей от созидательной работы, разлагающих их души. В купе с наркоманией и алкоголем это все направлено на «выбивание» генофонда нации.
Это уже аспект национальной безопасности, о чем мы будем говорить в дальнейшем.
Таким образом, наблюдается дисбаланс демографических процессов в мире: с одной стороны, в развитых странах рождаемость сокращается и они вынуждены открыть свои границы для больших потоков мигрантов. С другой стороны, в слабо развитых странах, наоборот, наблюдается демографический бум (взрыв), что в итоге может привести к существенному изменению геополитической обстановки не только в этих странах, но и в мире, к непредсказуемым последствиям.
Создается новое всепланетарное сообщество народов, население, базирующееся на новых формах, типах и средствах коммуникаций, на совершенно новой стратегии взаимодействия не только с другими народами региона, планеты в целом, но и с самой природой, обеспечивающей жизнь человечеству.
Таким образом, общими внешними характеристиками формирующегося нового единого мирового сообщества являются: высокая технологичность или единая технологическая инфраструктура с обязательной экономической рациональностью рыночной направленности; создание новой всепланетарной общности народов и установление новой стратегии взаимодействия человека с природой; снятие внешнеэкономических и автократических форм организации международного общения и др. Таковы составляющие глобализации нового геополитического пространства в современном мире.
§ 2. Эволюция международных систем геополитического развития мира
Эволюция международных систем геополитического развития мира может быть рассмотрена через призму изменений внешней политики государств, понятия и содержания принципа суверенного равенства, перехода от империй к национальным государствам, концепции нового мирового порядка и транснационального мира и системы баланса сил.
Рассмотрим кратко эти направления эволюции геополитики.
Ключевым является понятие «национальный интерес государства». Дело в том, что правительства и политические режимы приходят и уходят, а коренные национально-государственные интересы страны остаются, играя роль доминанты в определении фундаментальных направлений не только политики, но и всей жизни государства. Ни одно государство не может позволить себе роскошь отмахнуться от наследия прошлого, каким бы оно ни было, ибо это его прошлое, прошлое его народа.
Национально-государственные интересы есть прямое свидетельство живого существования государства как полноправного суверенного субъекта политики. Суверенитет – это не просто декларация о суверенитете. Он един и неделим, как едина и неделима верховная власть (так по крайней мере должно быть). Она не может быть растащена между субъектами, входящими в единое (пусть и федеральное) государство, пусть даже если это будет договор о разграничении компетенции между центром и субъектом Федерации.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России определяет через совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
В несколько ином плане формулируются национальные интересы Америки в Стратегии национальной безопасности США для нового столетия. Эти интересы подразделяются на три категории. Первая включает жизненно важные интересы, то есть те, которые имеют первостепенное значение для выживания, безопасности и жизнеспособности страны. Речь идет о безопасности (в физическом плане) нашей территории и территории наших союзников, безопасности наших граждан, нашем экономическом благополучии и защите жизненно важных элементов инфраструктуры. Мы будем делать все, что от нас требуется, для защиты этих интересов, в том числе, при необходимости, решительно и в одностороннем порядке применять нашу военную мощь. Вторая категория предполагает ситуации, в которых затрагиваются важные национальные интересы. Эти интересы не определяют наше выживание как нации, но они влияют на наше национальное благосостояние и на характер мира, в котором мы живем. В таких случаях мы будем использовать свои ресурсы для отстаивания наших интересов, если цена этого и сопутствующие риски соизмеримы с интересами, которые поставлены на карту. Третья категория – это интересы в гуманитарной и других областях. В некоторых обстоятельствах наша страна может предпринимать те или иные действия, если это необходимо, исходя из наших ценностей. Наша стратегия основывается на выполнении трех национальных задач: укрепление нашей безопасности, обеспечение нашего экономического процветания и содействие демократии во всем мире. Как видим, четко сформулированы национальные интересы, их приоритет и ясно выражено стремление их защищать всеми доступными средствами. Конечно, это позиция сильного и бесцеремонного игрока на геополитической арене миропорядка, но она не может не заслуживать если не ее принятия, то хотя бы уважения.
Своевременное и точное осознание страной своих национальных интересов имеет огромное значение при определении внешней и внутренней политики любого государства, при обеспечении его безопасности. Как гибельно нарушение этих правил, мы видели в начале 90-х гг., когда Россия не могла определить свои геополитические интересы и безоглядно встала в строй защитников интересов Запада, потеряв безвозвратно многое из того, что оставили нам в наследие наши пращуры. К сожалению, четкости в определении национальных интересов России пока нет; недаром известный американский политолог З. Бжезинский так уверенно заявляет: России остается одно – следовать за Западом (Российская газета. 2002. 24 дек.). В самой России эта позиция имеет немало сторонников среди политиков и интеллигенции. Обосновывается тезис о вредности для России многополюсного построения современного миропорядка, о том, что у нее есть единственный выбор – стратегическое партнерство с Западом; в этом случае Россия станет частью «северного пояса» – широко понимаемого западного мира – и начинает существовать в рамках более устойчивой и определенной геостратегической организации, базирующейся на наличии одного полюса силы, к которому Россия и должна примкнуть, что якобы принесет ей немалые дивиденды ( Прагматизм глобальной идеи // Независимая газета. 2000. 9 февр.).
Прямое отрицание наличия у России евразийских начал и ориентация только на Запад малоконструктивны, так как они игнорируют очевидное – не только историко-географические, но и культурно-цивилизационные корни российского народа. Механическое противопоставление Восток – Запад в нынешних условиях глобадизации вряд ли будет правильным, так как оно дает одностороннюю и далеко не верную картину. Прав В. Овчинников, когда заявляет, что нет Запада без Востока, и нет Востока без Запада, так как современные достижения науки и техники по-новому раскрывают перед людьми целостность многоликого мира (Российская газета. 2003. 31 мая). Ярким примером этому служит Япония, которая по своим основным технико-экономическим и финансовым показателям и геополитическим ориентациям является ярким представителем Запада, но это глубоко специфическое азиатское государство со своей особой ментальностью, культурой, традициями и многими другими особенностями чисто азиатского образца.
Процесс глобализации касается главным образом четырех компонентов международного обмена: товара, капитала, людей и информации, то есть материальной стороны жизни. При этом далеко не всегда удается сохранить национальную самобытность народа во всем, что касается жизни духовной. Действительно, современный уровень глобализации достиг беспрецедентного роста объемов и свободы передвижения капитала, выходящего из-под контроля не только национальных, но и международных организаций, созданных для этого передвижения. Произошедшая информационная революция (особенно интернетизация) сделала мир совершенно прозрачным и расплывчатым в сфере национально-культурной идентификации, политических традиций и ценностных установок, особенно в плане пропаганды образа жизни Запада, который для большинства жителей планеты является просто недостижимым. Эти люди лишены даже надежды на присоединение к этому иллюзорному для них миру. Особенно сильными такие настроения оказались в мусульманском мире, что стало одним из источников антизападных движений, терроризма (Российская газета. 2002. 28 нояб.).
Определяющим компонентом геополитического положения страны выступает ее суверенитет. Суверенитет – это приоритет идеи целого над его составными частями и функциями. Без единой и неделимой государственной воли не может быть и единого государственного интереса.
Суверенитет предполагает существование общего Центра, обладающего всеми разновидностями власти и, прежде всего, исключительным правом на осуществление внешней политики, на руководство едиными вооруженными силами, на создание единой финансовой системы.
Подлинная суверенная государственная власть в каждом случае, когда ставится под сомнение существование целого, должна иметь мужество действовать решительно и бескомпромиссно, поскольку она действует во имя национальных интересов, выше которых нет ничего.
Специфика национальных интересов государств во многом обусловлена их геополитическим положением.
Мир меняется, но основные принципы отношений между государствами (особенно соседями) изменяться не могут: они остаются сегодня теми же, что и сто, и двести, и более лет назад. В их фундаменте лежат сила государств и основанный на ней баланс сил. Это закон политики. Надеяться в политике на помощь других – большая ошибка. Достаточно вспомнить тезис: «Запад нам поможет», так любимый в России вначале 90-х гг., когда шел слом советского государственного, экономического и общественного строя.
Сила государства особенно важна для современной России, после того как она потеряла статус великой державы и с ней перестали всерьез считаться. Россия по основным показателям мощи государства перешла в разряд слаборазвитых или развивающихся стран, а по многим показателям находится в конце таблиц мировых рейтингов стран планеты. Как только мощь России ослабла, к ней сразу же стали в массовом порядке предъявлять разного рода претензии (от материальных до территориальных), даже наши бывшие сателлиты, получившие государственность и национальное развитие только благодаря бескорыстной помощи со стороны России. Да и наша высшая государственная и политическая власть далеко не всегда руководствуется национальными интересами России при решении конкретных вопросов геополитики. Особенно наглядно это проявилось при заключении соглашения между США и СССР о безвозмездной уступке Россией огромной акватории Тихого океана (7,7 тыс. квадратных километров водной поверхности и 46,3 тыс. квадратных километров континентального шельфа в анклаве Берингова моря), принадлежащей издавна России (так называемая линия Бейкера-Шеварднадзе), в надежде на благосклонное отношение Америки к России в будущем (Российская газета. 2002. 16 авг. и 26 сент.). Потери России от этой акции экономического, политического и военного характера являются просто огромными (достаточно сказать, что только имеющиеся в этом регионе запасы нефти составляют около 17 % всех нефтяных запасов планеты). Или взять пример с Австрией, которая по мирному договору с СССР 1955 г. взяла на себя обязательство быть нейтральной страной. И этот статус она достаточно последовательно сохраняла, что благоприятно сказывалось на отношениях между ней и Россией. Но определенные силы в Австрии поставили вопрос о присоединении ее к НАТО, что для России является достаточно неблагоприятным моментом. Так вот, будучи в 2000 г. с визитом в Австрии, В. В. Путин на вопрос, не будет ли Россия предпринимать какие-либо демарши в связи с вступлением Австрии в НАТО (а по мирному договору 1955 г. она не имела права этого делать), ответил: это внутреннее дело австрийцев, дав тем самым свободу действия силам, заинтересованным в ликвидации нейтралитета Австрии, чем естественно был нанесен определенный ущерб национальной безопасности России. Причем все эти решения принимались на сугубо личностном уровне, без обсуждения в высших органах политической и государственной власти, без участия широких слоев гражданского общества. Чего тут больше – безалаберности, некомпетентности, личного расчета или предательства интересов России – понять трудно, но случилось то, что случилось.
При характеристике мощи государства всегда необходимо иметь в виду баланс сил в регионе и в мире в целом. Всякое отдельное государство, будучи относительно независимой единицей, обладающей к тому же свободой воли, если не встречает перед собой никаких препятствий, естественно стремится к расширению своей власти и влияния на такую большую территорию, которую оно способно захватить и которой способно действенно управлять. Но на практике таким устремлениям обязательно возникает сопротивление других государств (и не только данного региона), также стремящихся к расширению своего влияния.
Следствием этого является столкновение различных интересов и устремлений, в котором решающую роль играет сила государства, которая не является постоянной константой – она все время меняется.
Принцип баланса сил по существу служит не только тому, чтобы сохранить мир или способствовать международному взаимопониманию, но и сохранению независимости каждой единицы в системе государств путем недопущения увеличения мощи любого из них до таких пределов, когда она начинает угрожать остальным Международная политика. Лондон. 1933).
Сохранить мир и международную безопасность можно двумя способами: путем сохранения баланса сил либо путем создания Единого мирового Правительства. Но второй путь утопичен, остается один – сохранить баланс сил.
Речь идет именно о балансе сил, а не о таких понятиях, как «баланс интересов», «приоритет общечеловеческих ценностей» и подобных абстракциях. У. Черчиль говорил, что баланс сил является объективной основой политических отношений, это закон политики, а не простая целесообразность, диктуемая случайными обстоятельствами, симпатиями и антипатиями или иными подобными обстоятельствами. Основатель школы «политического реализма» Г. Моргентау доказал, что стремление к доминированию и преобладанию со стороны нескольких государств, каждое из которых пытается либо сохранить, либо разрушить статус-кво, ведет к конфигурации, называемой «балансом сил», к политике, нацеленной на его сохранение.
Нельзя путать силу политики с балансом сил.
По ряду причин баланс сил находится в постоянном движении, в результате чего происходит нарушение его равновесия. И если он вновь восстанавливается, то уже на качественно новой основе (сравните, например, отношения НАТО – Варшавский блок, обусловливающие противостояние этих двух военно-политических структур в период холодной войны, и то же НАТО и современная Россия и иные государства, но уже на уровне партнерских с этим блоком отношений).
В условиях сохранения баланса сил в наилучшей мере формируется государственный суверенитет отдельных государств и устанавливается межгосударственная система отношений, то есть осуществляется взаимное признание государствами друг друга. Таким образом, признается само государство, его границы, его организационные структуры, этнический состав населения, материальная инфраструктура и т. п. Главным при этом является способность государства обеспечивать и увеличивать свою мощь и контролировать положение дел внутри страны и отношения с внешним миром. Иначе говоря, речь идет о способности государства организовать средства принуждения в лице армии, военно-морских сил и других атрибутов внешней мощи и использовать их в случае необходимости.
Государственный суверенитет предполагает также лишение всех лиц, сословий, образований де-юре властных полномочий и их сосредоточение в руках суверенного государства. Это так называемая Вестфальская система суверенитета, в силу которой все права отдаются исключительно государству в ущерб всем другим сообществам: на территории суверенного государства нет и не может быть иной власти, кроме власти суверена, от имени которого осуществляется и официальное насилие. Захват «ничьих» территорий и колоний впоследствии объявляется как результат распространения суверенитета государства и на эти земли.
Геополитическое соперничество государств существует постоянно, причем ранее – на территориях метрополии, а позднее было перенесено и на колонии. Если раньше Великобритания играла в Европе роль балансира, то после Венского конгресса 1815 г. образовался союз России, Австрии и Пруссии, что существенно изменило геополитическую обстановку. Этот союз не допускал вмешательства в свои внутренние дела, но предусматривал обязательное вмешательство во внутренние дела третьих стран в случае внутренней или внешней угрозы с их стороны.
С образованием в 1872 г. Германской империи геополитическая карта Европы еще более изменилась: она раскололась на два лагеря, система равновесия сил стала нарушаться. До 1914 г. существовала так называемая система вооруженного мира, борьба была перенесена из метрополий и направлена на захват и передел колониального мира. Первая и Вторая мировые войны еще более изменили геополитическую картину мира.
Рост экономической мощи и взаимозависимости государств требует все большей политической координации в международной политике и других международных делах, что и предопределяет международное сотрудничество, но в рамках твердого суверенитета, особенно территориального. Как следствие глобализации экономики, средств коммуникаций и т. п. создается так называемый транснациональный мир, различные межправительственные органы и организации – их сейчас более 1 тыс. Ведущие державы, как правило, участвуют на постоянной основе в работе более 100 различных организаций.
После Второй мировой войны были созданы: ООН, Международный валютный фонд, Организация американских государств, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ныне самораспустилась, а на ее основе возник так называемый Африканский Союз, созданный по образу Евросоюза), Организация «Исламская конференция», ЮНЕСКО (занимающаяся вопросами развития науки и культуры), Международное агентство ООН по атомной энергетике (МАГАТЭ), специальная комиссия при ООН по разработке и осуществлению мер по сохранению среды обитания (ЮНЕП) и многие другие. Формируется Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1989 г. в Азии функционирует Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), образован Азиатский банк развития.
Таковы основные компоненты международной системы и основные направления ее эволюции. Настоящую геополитическую картину мира трудно понять, не зная истоков ее возникновения и основных этапов ее развития.
Образуются и различные транснациональные политико-идеологические формирования типа Всемирного христианско-демократического союза (1961 г.), Международного демократического союза (1983 г.), объединивших консервативные партии Европы, республиканскую партию США, либерально-демократическую партию Японии, а также австралийских консерваторов. Созданы Европейский социалистический союз, Европейская народная партия, либеральная и демократическая партии и ряд других.
Наиболее бурно эти процессы развиваются в экономической сфере, где были созданы: Европейское экономическое сообщество – ЕЭС (1957 г.) шести европейских стран, затем к ним присоединились еще шесть стран – появился так называемый Общий рынок. В 80-х гг. это сообщество было преобразовано в Европейский союз (ЕС). После заключения Шенгенского и Маострихтского соглашений внутри стран ЕС были сняты не только таможенные, но и пограничные контроли и была введена единая денежная единица евро.
В последние годы проходят регулярные встречи глав государств «Большой семерки» (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Канады, Италии) по вопросам экономической и внешнеэкономической политики. Ее еще называют Клубом Рамбулье – по месту первой такой встречи в 1975 г. К ее заседаниям в последние годы стали привлекать и Россию (в самом начале лишь для участия в общих дискуссиях, теперь – в качестве постоянного партнера, что дает российской стороне право говорить об участии в работе «Большой восьмерки»).
Международные организации действуют на всемирном, региональном и субрегиональном уровнях, например, ВМФ, Всемирный банк и Всемирная торговая организация формально являются формированиями ООН и открыты для всех, но фактически их деятельностью управляют индустриально развитые страны. В ВТО Россию до сих пор так и не пускают, хотя осталось снять всего лишь три проблемы из общего огромного числа требований, которые предъявлялись к России с учетом двойных стандартов по отношению к нашей стране (Российская газета. 2003. 12 июля).
Оборотной стороной интернационализации и интеграции являются обострения в этнической, культурной, религиозной сферах, когда на передний план стали выдвигаться проблемы родины, нации, родного очага и т. д. Первым начал борьбу Иран, когда в 1979 г. остро выступил против засилья американской субкультуры. Сейчас это один из важнейших факторов геополитики, особенно в соединении с глобализацией исламского фактора.
Особая роль в урегулировании подобного рода конфликтов принадлежит ООН, которая призвана сохранять мир и обеспечивать безопасность народов. Ее миротворческие функции являются исключительно широкими, включая гуманитарную помощь и использование специальных миротворческих сил. Сейчас Генеральный секретарь ООН имеет в своем распоряжении танки и другую военную технику, десятки тысяч военнослужащих. ООН может быстро развернуть в любом уголке мира лагерь для беженцев в 50 тыс. палаток или накормить 1 млн беженцев.
Таким образом, оценивая возможности конкретного государства или группы государств играть самостоятельную роль в установлении и поддержании миропорядка в собственной стране, в регионе или в рамках всей планеты, необходимо принимать во внимание их совокупную мощь и ее удельный вес в общем балансе сил; только в этом случае можно реально оценить свои силы, силы союзников и вероятных противников.
§ 3. Конфликт идеологий как способ разрешения геополитических интересов государств
Конфликт идеологий и способы разрешения геополитических интересов государств региона, союза, блока и всего мирового сообщества составляет важнейшее направление (вектор) геополитики в целом.
Идеология выступает важнейшей составной частью политики, так как она влияет на авторитет власти, властных отношений, основывается на признании определенной модели общества, политической системы, путей и средств практической реализации этой модели.
Любая идеология носит всегда тенденциозный характер, она заинтересована в привлечении к себе наибольшего числа своих приверженцев.
Каждая идеология стремится обрисовать своего антипода, противника как врага, что в итоге приводит к различным конфликтам как внутреннего, так и международного характера.
Известное определение политики как «искусства возможного» ставит определенные рамки, пределы идеологизации политики. И, наоборот, эти же рамки ставят пределы политики, за которые ей позволено выйти, сообразуясь с основополагающими принципами идеологии, господствующей в данном государстве.
На рубеже третьего тысячелетия произошел крах евроцентристского мира и двухполюсного мирового порядка, конец холодной войны. В этой связи прав оказался великий Ф. Ницше, когда писал, что XX столетие станет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов (хотя фактически эти принципы были заменены идеологическими, идеологические принципы взяли верх над философскими). Однако идеологические догмы (марксизм, национал-социализм, либерализм и др.) в сущности выполняли ту же роль, что и великие религиозные системы – христианство, католицизм, протестантизм, ислам и др. – в прошлом.
В первые десятилетия XX в. развернулась ожесточенная борьба между тремя главными идеологическими системами – реформизмом, фашизмом и большевизмом. После Второй мировой войны остались две – социал-капиталистический реформизм и революционный социализм. Сейчас господствует социал-реформистская идеология с ярко выраженными гегемонистскими устремлениями США, Германии и Японии.
При биполярном мире политика «Восток – Запад» носила не собственно географический характер, а приобрела ярко выраженную идеолого-политическую направленность, что в итоге и составляло основу, ось биополярного мира. Япония перестала быть сугубо восточной страной, а стала частью западного мира.
До конца 80-х гг. в биполярном мире выделялись 3 группы государств: промышленно развитые капиталистические страны, страны социалистической ориентации и страны третьего мира (бывшие колониальные и развивающиеся страны). Страны социалистической ориентации (а к 1986 г. их насчитывалось 26 с населением 1,7 млрд человек) составляли 37 % населения земного шара; развитые страны капиталистической ориентации – около 25 %, а вся оставшаяся часть приходилась на страны третьего мира.
С развалом социалистического лагеря идеологическая борьба приобрела иной характер и другие формы, однако ее интенсивность и антироссийская направленность существенно не снизилась. Холодная война хотя официально и прекратилась из-за отсутствия СССР и социалистического лагеря, но идеологическая экспансия сохранялась по-прежнему. Антикоммунистический «крестовый поход» США и других стран против коммунистической идеологии, начавшийся в период холодной войны, не окончен, он приобретает иную окраску и направленность, например, очевидно стремление разъединить славянские страны и народы, блокировать их, подчинить своим правилам игры.
Крах коммунистической идеологии не означает торжества и победы принципов западного общества, внутри которого усиливается критика индивидуализма и выпестованных им типов демократии. Выдвинуть новый, объединяющий все страны идеологический миф Запад так и не сумел. Традиционные для Запада теории консерватизма, либерализма и другие политико-идеологические конструкции по существу также исчерпали себя.
Под сомнение поставлена сама возможность или правомерность существования каких бы то ни было идейно-программных, политико-идеологических построений как мобилизующих идеалов. Возникает вопрос о способности нынешних форм демократии эффективно ответить на вызов новых исторических реальностей, что может выступить своеобразной объединительной идеей.
Россия сейчас тоже ищет такую национальную идею, которая бы сплотила нацию, помогла побороть возникшие трудности.
Идеологи ни у нас, ни на Западе не могут предложить какой-либо цельной идеологической конструкции. Существующие же идеологические конструкции носят фрагментарный характер, часто имеют импровизационную направленность. Это грозит непред сказуемыми последствиями, так как возможны глобальные сдвиги в результате действия множества факторов социального, экономического, культурного, технологического и иного характера, которые могут приобретать глобальный характер и привести мир к непредсказуемым последствиям. А это в свою очередь может обусловить возникновение различных конфликтов как среди отдельных государств, так и регионов глобального масштаба.
Как отмечают западные исследователи, современные формы производства, восприятия и распространения потребностей усиливают неудовлетворенность общества независимо от того, реализуется или нет та или иная конкретная потребность. Более того, всеобщая неудовлетворенность является сильнейшим мотивационным фактором массового недовольства в современных обществах.
Поиск новых идей, мифов вызвал новый всплеск интереса к религии. Стали говорить о возвращении священного и нового религиозного сознания, о примате религиозных догм при формировании духовности народа. При этом проявляются две тенденции: одна состоит в возврате к фундаментальным религиозным догмам и их осовременивании, но с акцентом не на авторитарные идеи, идеалы, устои, ориентации. Другая тенденция в противовес первой выдвигает на первый план космополитические, анархистские, антиорганизационные идеи, установки, не признающие целостности, дисциплины, ответственности. И мирного существования этих двух идеологий ожидать не приходится.
Конец ознакомительного фрагмента.