Вы здесь

Географические открытия. Вперед, по странам и континентам! (С. А. Хворостухина, 2002)

Вперед, по странам и континентам!

В первой части было рассказано о том, как родилась планета Земля и каким образом на ней сформировались горы, появились реки, озера и моря. Издавна они притягивали к себе внимание людей. Особенно любознательные из них не тратили времени даром, а садились в лодки или в сани (а то и попросту пешком) и пускались в опасные путешествия по воде и по суше. Но тяготы их пути затем с лихвой окупались признательностью людей и славой, которые неизменно сопровождают путешественников-первооткрывателей.

Открытие тысячелетия

Сейчас люди вряд ли догадываются о том, что когда-то давно Европы не существовало. Оказывается, было время, когда даже не было известно такого слова. Согласно древней легенде, однажды прекрасная девушка по имени Европа была выкрадена критскими моряками. Ее перевезли на огромный остров, располагавшийся между Северо-Восточной Африкой, Западной Азией и Юго-Восточной Европой. С тех пор тот остров так и назвали – Европа.




Европа – вид из космоса


Современные ученые относят время появления легенды ко II тысячелетию до н. э. Судя по сохранившимся памятникам письменности, названия Азия и Европа возникли в конце III – начале II тысячелетия. Как известно, к тому времени центром древнейшей цивилизации стали государства Малой Азии – Крит и Греция. При этом Египет утратил значение, уступив пальму первенства другим народам. Таким образом, в названиях терминов отражены не только достижения древних путешественников и географов, которые стремились к тому, чтобы исследовать окружавший их мир, но и уровни культурного развития той или иной цивилизации.

Современные лингвисты говорят о том, что слово «Азия», вероятнее всего, имеет ассирийское происхождение: «асу» в переводе на русский язык означает «восход». А название Европа произошло от ассирийского «эреб», что значит «закат».

Названия Европа и Азия становятся общеупотребительными только к VII веку до н. э. Эти географические наименования впервые появились в датированных VI столетием до н. э. книгах, авторами которых были Фалес и Анаксимандр.

Индийцы в Китае

Два восточных государства, Индия и Китай, соседствуют друг с другом уже несколько тысячелетий. А потому неудивительно, что жители и той и другой страны интересовались жизнью друг друга.

Хараппская культура считается самой древней в Южной Азии. А ее основателями являются древние дравиды. Хараппы жили в Азии в III – первой половине II тысячелетия. А зародилась эта цивилизация в бассейне Инда. Позднее она распространилась на весь полуостров Индостан.

Именно тогда представители одной из самых древних культур сделали величайшие для того времени географические открытия. Так, именно хараппы обнаружили уступ Иранского нагорья, который спускается в долину Инда, пустыню Тар протяженностью вдоль левого берега реки Инд 850 км, находившуюся на севере территории пустыню Тахал, несколько левых притоков реки Инд, берущих свое начало в Гималаях.

Хараппы неслучайно оказались у склонов Гималаев. Дело в том, что для строительства им необходима была древесина. А получить высококачественный материал для строительства – лес – они могли только в горах.

Однако на открытии Гималаев путешествия хараппов не закончились. В начале II тысячелетия они уже знали о существовании территории, прилегающей к среднему течению Ганга, а также его главного притока, реки Джамны. К тому времени Индо-Гангская равнина была почти изучена хараппами.

В дальнейшем путешественников и торговцев интересовали земли, лежавшие в Центральной Азии, на территории современной Туркмении и в Месопотамии (Междуречье). В самом начале III тысячелетия хараппы обнаружили перевалы, проходившие через горы Каракорум и Гиндукуш, а спустя некоторое время они, благополучно миновав пустыню, находившуюся на Иранском плоскогорье, и хребет Загрос, достигли междуречья Тигра и Евфрата.




Гималаи


Покоряли хараппы и морские просторы. Благодаря археологическим находкам стало известно, что представители этой цивилизации использовали для плавания по рекам и морям специальные легкие парусные суда, снабженные одной или двумя мачтами. В основном это были такелажные морские походы. Так, например, ученые говорят о том, что особенно хорошо хараппами были изучены берега Аравийского моря. Кроме того, плавать по морским просторам им помогали знания характера сезонных ветров, направления господствовавших течений. К тому же, судя по памятникам письменности, хараппы нередко выходили и в Индийский океан.




Тибет


Очень скоро хараппы смогли освоить морской путь, который соединил берег Индо-Гангской равнины с Месопотамией. А пролегала водная дорога через острова Бахрейн и Ормузский пролив. После этого хараппы исследовали берега Индостана. Они смогли привести свои суда к южной оконечности полуострова, а также побывали на острове Шри-Ланка (Цейлон), который вскоре стал единственным местом, откуда хараппы вывозили жемчуг.

Индоарии появились на территории Северной Индии примерно за 15 000 лет до н. э. Первые их поселения возникли в районах верхнего течения рек Ганг и Джамна. Письменностью индоарии владели за 800 лет до н. э. Этим временем датируется древнейший памятник индоарийского эпоса – «Ригведа», который повествовал о местонахождении, направлении и характере течения Инда (Синдха), о его притоках, которые, по преданию, берут начало на западных склонах Гималаев. В «Ригведе», в частности, сказано: «Синдху… деятельная из деятельных… огромный размер ее… переполненный силой, вызывает восхищение».

Для освоения водных пространств древние индийцы использовали не только сверхлегкие суда. Еще одним новшеством, введенным индийскими мореплавателями, стал «компас», в качестве которого выступали специальным образом обученные птицы.

Постепенно индоарии все более продвигались на восток, и вскоре их поселения можно было встретить почти на всей территории Индо-Гангской равнины. А спустя еще некоторое время они подошли близко к подножию Восточных Гималаев. На юге они скоро освоили плоскогорье Декан и достигли южной оконечности Индостана. А затем, примерно в VI–V столетиях до н. э., открыли (второй раз после хараппов) остров Шри-Ланка. Очень скоро на острове появились поселения индоариев, колонизировавших островную территорию.

В тот же период, с VI по V век, индоарии осваивали путь через долину Брахмапутры и через верховья рек Меконг и Янцзы, продвигаясь затем к реке Хуанхэ и после этого – в глубь Китая. Многочисленные торговые караваны ходили по этой дороге, длина которой составляла не менее 3000 км, в течение 100 лет.




Река Меконг


Возникновение буддизма подарило миру новых первооткрывателей, которыми стали буддисты-миссионеры. Они исследовали Египет и Грецию, обнаружили ряд перевалов в Гиндукуше, на Памире, в Гималаях и в горах Западного Тибета. Им же принадлежит заслуга открытия пустыни Такла-Макан, а также озера Лобнор с впадающей в него рекой Тарим. А за 200 лет до н. э. буддийские монахи впервые появились в Китае.

Современные ученые говорят о том, что индийцы проникли в Китай прежде, чем китайцы смогли побывать в Индии. Об этом говорят крайне скудные, но дошедшие до наших дней исторические сведения. Китайские хроники гласят о том, что именно индийцы первыми исследовали побережье юго-восточных районов Азии. Имеются также сведения, доказывающие проникновение индийцев на Малайский архипелаг, острова Ява и Суматра.

В XVI веке до н. э. в Китае появилось первое рабовладельческое государство Инь. К V веку до н. э. воины иньского правителя дошли до Сычуаньской котловины, а затем направились к Сино-Тибетским горам. Преодолев хребет, путешественники вышли к небольшой долине, где брали свое начало реки Янцзы, Меконг и Салуин. Однако, судя по памятникам письменности, индийцы побывали там прежде китайцев.

Как открыли Южное полушарие

Одним из самых древних географических открытий, сделанных человеком, является открытие Южного полушария. Современные ученые утверждают, что свидетельства тому можно обнаружить в Библии: «Царь Соломон также сделал корабль… И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону».




Корабль времен израильского царя Соломона


Исследователи утверждают, что тогда из загадочной страны Офир путешественниками было вывезено около 130–420 ц золота. Однако возникает вопрос: где же находилась эта богатая страна Офир? Историки говорят о том, что в то время своим богатством славились Индия и Африка. Следовательно, оттуда израильтяне могли привезти золото.

Судя по сохранившимся памятникам письменности, путь в Офир был не из легких. А потому можно предположить, что той загадочной страной было побережье Восточной Африки. Вероятнее всего, она располагалась за линией экватора, в 20° ю. ш., в районе современного порта Софала в Мозамбике. В то время в этот район, по мнению современных ученых, доставляли золото и драгоценные камни из центральных районов.

Можно предположить, что подданные царя Соломона плавали вдоль побережья восточных районов Африки и, возможно, заходили в моря Южного полушария. Однако известно, что израильтяне шли по уже проторенному пути. Следовательно, они не могли быть первооткрывателями.

Ученые предполагают, что первопроходцами в Южном полушарии были египтяне. Именно Египет ко времени путешествия израильтян считался самой богатой страной. К тому же египетский фараон Рамзес II стал инициатором строительства канала, который должен был соединить Нил и Красное море. По этому каналу путешественники могли достичь Красного моря, а оттуда попасть в Индийский океан. После этого корабли могли беспрепятственно идти на северо-восток, вдоль побережья Аравийского полуострова, а также на юг, к берегам Африки.

Так же как и знаменитый поход фараона Нехо, открытие египтянами пути из Северного в Южное полушарие опровергается большинством ученых. Джордж Бейкер писал: «Его нельзя ни доказать, ни опровергнуть».

Историки утверждают, что египтяне ходили и в Аравию, и в Африку. Кроме того, наиболее выгодным и легким считается путь на Африканский континент, поскольку его побережье изрезано слабо. Золото путешественники могли обнаружить уже через 2000 км. Известно, что достаточно богатое месторождение золота когда-то находилось в районе озера Виктория. По всей видимости, от его берегов золото перевозилось местными жителями на побережье, достичь которого египтяне могли, миновав всего 5° пути южнее экватора.




Восточная Африка


Таким образом, первое путешествие из Северного полушария Земли в Южное состоялось примерно во II тысячелетии до н. э. На сегодняшний день серьезных доказательств тому нет. Ученые могут представить только лишь предположения и умозаключения.

Первооткрыватели Океании

Смелых путешественников, открывателей островов Океании, часто называют героями, сумевшими в жестоком сражении победить его величество грозный океан. Поначалу в научной среде существовало мнение, будто заселение островов и архипелагов Океании происходило в силу естественных причин: вследствие бурь и штормов многочисленные легкие суденышки аборигенов нередко оказывались выброшенными в открытый океан. Затем их прибивало к берегу какого-либо острова, где люди и основывали поселения.




Легкие лодки с балансиром


В последнее время ученые склоняются к иному мнению, касающемуся проблемы изучения истории открытия Океании. Главной причиной его появления стали сведения о том, что на неизведанных землях появлялись предварительно подготовленные к далекому плаванию отряды, полностью снабженные всем необходимым для преодоления тягот морского пути и имевшие на борту запасы семян растений и даже домашних животных.

В настоящее время современные ученые выдвинули теорию об истории освоения островов и архипелагов Океании. Они говорят о существовании в древние времена впоследствии затонувшего материка Пацифик (Му), жители которого и стали первооткрывателями Океании.

Австралийский историк и археолог П. Беллвуд так писал о первопроходцах Океании: «Примерно в XIII веке до н. э. повсюду, от Новой Гвинеи до островов Тонга, между которыми 5000 км, распространились носители археологической культуры, которая, судя по данным радиоуглеродного анализа, расселялась очень быстро… Они были искусными мореходами. Именно эти “викинги Тихого океана” стали культурными героями полинезийских мифов».

Итак, современные ученые пришли к выводу, что когда-то давно в Океании существовали племена, подобные кочевникам, населявшим многочисленные районы Европы или Азии. Они и становились первооткрывателями островов, затерявшихся среди океанических вод.

Ученые предполагают, что такие путешественники никогда не пускались в путь, не приготовившись заранее. Помимо этого, им помогали полученные предками и передававшиеся из поколения в поколение знания о сменяющихся периодах штормов и штилей, характере господствующего ветра, а также о существовавших океанических течениях.

Вероятнее всего, в пути они руководствовались положением солнца, луны и звезд. А местонахождение острова, архипелага или какой-либо другой части суши им указывали птицы, скопления облаков, а также характер волны. Природа помогала туземцам-мореплавателям обнаружить затерянный в Океании островок земли, который впоследствии мог стать для них родным домом.




Суда и поселение жителей Новой Гвинеи


Для того чтобы преодолеть огромное морское пространство, отважным первопроходцам требовались надежные, легкие и прочные суда. Для длительных морских переходов туземцами Океании были изобретены специальные лодки, снабженные одним или даже двумя балансирами. Такие суда были оснащены легким треугольным парусом, изготовленным из листьев пандануса. Путешественники могли преодолевать расстояния со скоростью в 20 узлов.

Лодки напоминали маленький домик.

Экспедиция фараона Нехо II

Нехо II стал фараоном в 609 году до н. э. Его имя навсегда осталось в истории не только благодаря тому, что Нехо II проявил себя как умный правитель, но и потому, что снаряженная им экспедиция совершила самое первое в мире плавание вокруг Африканского континента. К сожалению, об этом путешествии сохранилось очень мало сведений, что лишает ученых возможности восстановить весь путь, который проделали древние египтяне.




Финикийское судно


В 597 году несколько судов отплыло из Египта. С какой целью? Вероятно, фараон решил поправить дела своего государства за счет золота и других сокровищ, которые, возможно, удалось бы добыть морякам за время своих странствий. А может быть, Нехо II думал о том, чтобы исследовать прилегавшие земли и совершить какое-либо географическое открытие.

По мнению некоторых исследователей, Нехо II, занимаясь подготовкой к путешествию, надеялся найти неисчерпаемую сокровищницу – легендарную страну Офир, упоминание о которой встречается в Ветхом Завете.

В сочинениях Геродота содержится следующее описание плавания египтян: «Приостановивши прорытие канала из Нила в Аравийский залив, он отправил финикиян на судах в море с приказанием плыть обратно через Геркулесовы столбы (древнее название Гибралтарского пролива), пока не войдут в Северное море и не прибудут в Египет. Финикияне отплыли из Эритрейского моря и вошли в Южное море».

Так ли было на самом деле? Вряд ли нам когда-нибудь удастся ответить на этот вопрос. Известно лишь, что по прошествии трех лет египетские суда, обогнув Африку (в чем у большинства историков сомнений не возникает), вернулись на родину.

Долгое время современники Нехо не верили в то, что финикийцам удалось пересечь линию экватора. Сам древнегреческий историк писал об этом: «Рассказывали также, чему я не верю, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что во время плавания кругом Ливии финикияне видели солнце с правой стороны».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финикийцы плыли в направлении на юг и при этом их суда шли вдоль побережья Восточной Африки. Скорее всего, они все же перешли экватор и вышли в Южное полушарие. Однако тогда даже сами путешественники не смогли понять, что совершили грандиозное для того времени географическое открытие.




Финикийцы в море. С барельефа VIII века до н. э.


Однако экспедиция, предпринятая фараоном Нехо, имеет не только большое значение с точки зрения уникальности географического открытия. Она важна также и как первое путешествие, имевшее исторически точное описание. Судя по сохранившимся письменным источникам, эта экспедиция состоялась в период с 597 по 594 год до н. э. Точно известно, что финикийцы возвратились из плавания на следующий год после смерти фараона, т. е. в 594 году. Современные ученые склонны считать, что в путь первопроходцев подтолкнула не жажда золота и драгоценностей, а тяга к познанию и открытию новых земель.

Открытие Северо-Западной Европы

Впервые в далекое плавание, целью которого было описание северо-западных районов Европы, пустился известный географ античности Пифей. Это путешествие состоялось в VI столетии до н. э. Стоит заметить, что к тому времени на территории Северо-Западной Европы жили племена, культура которых была развита достаточно высоко. О них-то и хотели получить сведения вездесущие греки.




Греческая триера с гребцами


Нужно сказать, что в те далекие времена мало кто верил в успех начатого Пифеем предприятия. Особенно недоброжелательными и злыми оказались отзывы современника путешественника, географа Страбона. Часто тот открыто говорил о Пифее как о лжеце и мошеннике, который всеми средствами желает привлечь к себе внимание.

К сожалению, в настоящее время ученым, историкам и географам не удалось получить сведений о том, кто является организатором путешествия. Не знают они и о том, каковой была истинная цель морского похода, предпринятого Пифеем. Однако исследователи предполагают, что экспедиция имела секретный характер, а ее результатом должны были стать обнаруженные месторождения олова и янтаря.

Позднее известный античный автор так описал путешествие Пифея: «За сорок дней Пифей объехал весь остров Британию. Шесть дней плыл по Северному морю в землю Туле (предположительно Норвегия, не Исландия), так как населена, есть пчелы. Достиг Юстландии, Северо-Фризских островов… Массилиоты вели торговлю оловом, перевозя его по суше. И Пифей так же мог путешествовать. Полибий писал, что Пифей совершал большие путешествия по воде и по суше…»

В переложении одного из знаменитых авторов античности данное Пифеем описание северной части Европы звучит так: «Варвары… показали место, где солнце отправляется на покой… Ночь… была очень короткой, в некоторых местах– два, в других – три часа…»

К сожалению, до сегодняшнего дня авторские источники, рассказывающие об экспедиции Пифея, не сохранились. Большинство из обнаруженных учеными описаний путешествия даны в переложениях, а потому могут содержать искаженные факты и различного рода неточности. И сейчас в науке не затихают споры о том, смог ли Пифей добраться до Исландии и Балтийского моря.




Британские острова


Вполне вероятно, что корабль, на котором путешествовал Пифей, достиг-таки морей, лежащих около Северного полярного круга. Об этом свидетельствуют данные в пересказе Страбона – описания обнаруженных путешественником земель и морей. Он поведал о том, что, вероятнее всего, Пифею удалось близко подойти к берегам Нидерландов и Ютландского полуострова, а также побывать в Норвегии (как бы то ни было, Пифей смог получить подробные сведения об этой северной стране).

Заслуга Пифея состоит не только в том, что ему принадлежит открытие новой земли. Античный географ смог дать подробное описание исследованных или увиденных им стран. Кроме того, пытаясь определить координаты расположения новых стран, он придал своим открытиям научный характер.

Подвиг дарийцев

Завоевание Персии начал царь Кир. В середине VI века до н. э. он вместе со своим войском смог завладеть территориями, прилегающими к среднему течению Сырдарьи. А оттуда по реке Кабул он отправился к реке Инд. Однако царь не пошел в Индию, а решил покорить народы, населявшие Среднюю Азию. Но осуществить задуманное ему помешали массагеты. Пытаясь догнать воинственное племя и наказать его, войско Кира переправилось через Амударью, которая в то время несла свои воды в Узбой. В горах Большой Балхан войско Кира оказалось наголову разгромленным храбрыми массагетами. На том и завершились невольные географические открытия, сделанные легендарным монархом.




Амударья


После Кира покорить Персию пытался царь Дарий I. Первым его открытием стал Узбой, представлявший собой котловину, находившуюся на 38 м ниже уровня моря. После этого по реке Амударье воины Дария дошли до Аральского моря. Ими впервые в мире была описана дельта Амударьи и обнаружено место впадения Узбоя в Каспий. Затем Дарий отправился в Ферганскую долину. Некоторое время назад у входа в долину останавливался и царь Кир. Однако Дарий продолжил путешествие, продвинувшись на восток в направлении Индии. Историки утверждают, что это событие относится к 517 году до н. э.

По легенде, в золотых песках пустыни Тар когда-то произрастало чудесное растение, из плодов которого местные жители пряли пряжу, по качеству не уступавшую овечьей. Тем таинственным растением был хлопок.

Спустя некоторое время у истоков реки Кабул были построены корабли. С их помощью Дарий и его войско смогли пройти к реке Инд и уже по ней исследовать путь длиной около 1500 км. Вскоре отряд воинов под командованием военачальника Скилака Кариандского вышел в Аравийское море. После этого воины Дария, двигаясь вдоль побережья, достигли Суэцкого перешейка.

В течение трех лет Скилак Кариандский находился в походе, при этом открыв и исследовав множество рек и море. За время похода ему удалось пройти около 7500 км пути. В настоящее время военачальник Дария считается первооткрывателем западных районов Индии. Он же первым выяснил, что за Индом раскинулась пустыня Тар, на территории которой в то время находились поселения множества племен.




Высохшее русло реки Узбой


Каждое такое племя обладало своей собственной культурой и своим собственным языком. Во времена Дария бытовали легенды о том, что народы, жившие в пустыне Тар, были обладателями несметных богатств, золота и драгоценностей. Скилак смог побывать в ряде поселений жителей пустыни. Его путешествие благополучно завершилось в 514 году до н. э.

После похода в Среднюю Азию Дарий отправился на Кавказ. Перевалив через горы, его войско оказалось в Колхидской низменности, территория которой покрыта множеством труднопроходимых болот. Миновав устье реки Риони, дарийцы подошли к побережью Черного моря, а затем смогли легко завоевать населявшие его народы.

Самым значительным открытием Дария стал поход во Фракию. В 512 году до н. э. его войско достигло границы Скифии, владения которой простирались по всему северному побережью Черного моря.

Экспедиция Ганнона

В VI веке до н. э. Карфаген был процветающим городом-государством, раскинувшимся на северном берегу Африканского континента. Его правители в немалой степени заботились о расширении границ своих владений. Чтобы добиться осуществления подобных замыслов, карфагеняне отправлялись в путешествия для обследования близлежащих территорий.




Карфагенский военачальник Ганнон


Пожалуй, одним из самых знаменитых карфагенских походов, повлекших за собой интересные географические открытия, явилась экспедиция под руководством военачальника Ганнона, выступившая из Карфагена в 525 году до н. э. Нужно заметить, что еще до этого знаменательного события карфагеняне достаточно хорошо изучили места, располагавшиеся на протяжении нескольких сотен километров за Геркулесовыми столбами (проливом Гибралтар). Последнее поселение, основанное ими, находилось напротив Канарских островов. Ганнон же со своими людьми, размещавшимися на 60 судах, продолжил путь на юг и спустя некоторое время достиг устья реки Сенегал. Однако попытка высадиться здесь на берег оказалась безуспешной, т. к. коренные жители этих земель встретили путешественников весьма неприветливо. Карфагеняне не отважились вступить в схватку с аборигенами и двинулись дальше.

Интересно, что в Средние века португальские моряки, обладавшие несомненно более совершенными кораблями, спустя два тысячелетия после экспедиции Ганнона смогли пройти по тому же пути, что и древние карфагеняне, в общей сложности лишь за 70 лет.

Встретив покрытые лесом отроги гор (Сьерра-Леоне), члены экспедиции Ганнона вышли на сушу и взяли образцы древесины. Еще через пару дней они оказались в живописной бухте, но насладиться отдыхом им не пришлось: устроившихся на ночлег путников потревожили слышавшиеся отовсюду странные песни, вопли и глухие удары барабанов.

Дальнейший путь экспедиции можно описать словами самого Ганнона, высеченными на одной из каменных плит, обнаруженной археологами при раскопках Карфагена. Военачальник пишет: «Мы прошли мимо знойной страны, полной благовоний, а четыре дня спустя увидели землю, полную пламени. В середине нее находилась величайшая гора, называемая Колесницей Богов (ученые предполагают, что это вулкан Камерун, расположенный в 300 км восточнее дельты реки Нигер).




Западная Африка


Через три дня мы прибыли в залив, именуемый Южным Рогом. В глубине залива был остров, полный диких людей. Более многочисленны были женщины, с телами, покрытыми шерстью (речь идет, по всей видимости, о гориллах).

Дальше мы не плавали. У нас не хватило припасов».

На этом сообщение Ганнона заканчивается. Исследователи, работавшие с этой надписью, пришли к выводу, что карфагеняне достигли Гвинейского залива, прошли в его глубь и, убедившись, что берег резко поворачивает на юг, благоразумно решили повернуть назад. Главным результатом данного путешествия явилось исследование западного берега Африки, увенчавшееся открытием действующего вулкана и составлением первого известного в истории описания горилл.

Покорение Альп

Известно, что еще в I тысячелетии до н. э. кельты, постепенно осваивавшие территорию Европы, обнаружили высокие белые горы, никем из них доселе невиданные. Не рискнув заняться покорением выглядевших неприступными скал, они поселились в предгорьях этого природного барьера, который окрестили Альпами, что значит «высокая гора».

Примерно в одно время с кельтами (около VI века до н. э.) к Альпам приблизились и племена этрусков. Однако они также не пожелали подниматься высоко в горы и предпочли обосноваться на равнинах рядом с ними.




Французские Альпы


В 151 году до н. э. Альпы перешел знаменитый греческий историк Полибий, впоследствии описавший данное путешествие в одной из своих работ, которая сохранилась до наших дней. Таким образом, он не только первым покорил Альпийскую горную гряду, но еще и дал ей подробнейшую географическую характеристику, хотя при этом и указал неточную протяженность массива с запада на восток, уменьшив его почти в два раза.

Именно Альпы явились причиной возникновения в конце XIX века новой науки – глобальной гляциологии, предметом которой стало изучение ледниковых потоков, перемещающихся по склонам гор.

Следующим покорителем Альп является известный карфагенский полководец Ганнибал, который в 217 году до н. э., во время Второй Пунической войны, вместе со своей огромной армией в сложных погодных условиях совершил переход через альпийский перевал Мон-Сени, спустился в долину реки По, протекавшей по Паданской низменности, и неожиданно напал на римлян, и в мыслях не допускавших возможности преодоления горной гряды.

В 57 году до н. э. Альпы преодолели войска римского консула Гая Юлия Цезаря, путь которых пролегал через перевал Сен-Бернар, расположенный между Монбланом и Апеннинскими Альпами. Великий полководец прошел из долины Аосты в долину Роны, ненадолго остановился рядом с местом ее впадения в озеро Леман (Женевское) и открыл истоки Рейна.




Швейцарские Альпы


Далее в истории покорения Альп наступает пауза, длящаяся до тех пор, пока в середине XVIII века этим массивом не заинтересовался естествоиспытатель Орас Бенедикт де Соссюр, задавшийся целью совершить восхождение на Монблан – самый высокий пик альпийской гряды. Однако мечте де Соссюра не суждено было осуществиться, т. к. отправиться в горы в одиночку он не решился, а найти себе подходящего спутника не смог.

В 1773 году певчий Женевского собора Пьер Бурри смог одолеть три четверти пути к вершине Монблана, но покорить ее удалось только спустя четыре года врачу Мишелю Паккару и его проводнику Жаку Бальма.

Великий путь через Тянь-Шань в Европу

Неменьшую роль в истории человечества, чем открытие новых земель, играло прокладывание дорог, по которым из одной части материка в другую следовали торговые караваны. Одной из таких наиболее важных артерий был Великий шелковый путь, который связывал Китай со Средней Азией и Европой. Его первооткрывателем стал китайский путешественник II века до н. э. Чжан Цан.




Озеро Иссык-Куль


В 138 году до н. э. император У Ди решил заключить союз с правителями юэчжей, чтобы вместе с ними вести борьбу против нападавших на Китай кочевников-гуннов. Выполнить эту миссию должен был дипломат Чжан Цан, которому предстояло с отрядом в 100 человек преодолеть высокие перевалы Тянь-Шаня. Однако добраться до предполагаемых союзников посланникам так и не удалось: в пути они были захвачены в плен гуннами, и Чжан Цану десять лет пришлось провести в плену у кочевников. Лишь случайность помогла ему выбраться на свободу.

Однажды гунны остановились на ночлег в одной из горных долин, у самого подножия закрывавших полнеба гор. Вместе с гунном по имени Ганьфу, ставшим его неизменным спутником на протяжении десяти последующих лет скитаний по бескрайним пустыням и горам, беглецы вскарабкались по леднику на горный перевал, прошли по высокогорной равнине и спустились к подножию по узкому ущелью. За лесом, на берегу большого озера Жехай, что означает «незамерзающее теплое озеро» (Иссык-Куль), они увидели кибитки кочевников. Это были мирные скотоводы-усуни. Они поведали Чжан Цану о том, где следует искать юэчжей. Целый год провел путешественник в этом племени, но союз с его правителем ему заключить так и не удалось. Чжан Цану ничего не оставалось делать, как отправиться на родину.

Более 14 000 км пришлось преодолеть первооткрывателю Великого шелкового пути Чжан Цану по Центральной Азии. В своем отчете о «путешествии длиной в 25 тысяч ли» он описал многие неведомые до тех пор горы, реки и озера.

Путешественник преодолел огромное расстояние, записывая сведения о встречавшихся на его пути реках, озерах, горных хребтах. По возвращении Чжан Цан составил отчет о своем путешествии, который с его слов записал древний китайский историк Сыма Цянь, автор многотомных «Исторических записок» («Шицзи»). Благодаря географическим знаниям, полученным Чжан Цаном, гунны были оттеснены китайцами от границ Поднебесной империи, которые значительно расширились за счет присоединения западных земель.




Горы Тянь-Шань


По следам Чжан Цана проложили Великий шелковый путь, по которому из Китая начали вывозить шелк в Римскую империю. Обратно следовали торговые караваны с европейскими товарами. Этот товарообмен, имевший огромное значение для сближения Европы и Азии, просуществовал примерно 100 лет, после чего на тысячу лет был заброшен. Возрождение Великого шелкового пути произошло лишь в двадцатых годах XIII века, после путешествия по завоеванным Чингисханом землям китайского философа Чан Чуня, которое, по мнению историков, стало первым исследовательским путешествием по Центральной Азии.

Первооткрыватели Сахары

Пустыни сравнительно редко привлекали внимание путешественников. В далекой древности европейцы мало что знали о далекой от них Ливии (так в то время называли часть Северной Африки, расположенной к западу от дельты Нила).

Первое упоминание о путешествии в район самой большой в мире пустыни можно найти у Геродота. Он рассказал о том, что греческие путешественники смогли перейти с караваном Сахару и попасть в долину реки, которая начиналась на западе и текла на восток. По всей вероятности, такое описание дали древние Нигеру. Однако в описаниях, предложенных Геродотом, река именовалась Нилом.




Древнее поселение у берегов реки Нигер


Достаточно крупным центром античной культуры долгое время оставался Карфаген, находившийся на северной оконечности Африканского материка. Тем не менее путешествия в глубь жаркого континента очень редко совершались карфагенянами. В настоящее время известен лишь один поход, совершенный в Сахару в то время. Тогда в пустыню отправились храбрые римляне. Немногочисленный отряд, возглавляемый легатом Корнелием Бальбой, смог дойти до пустынных районов Северной Африки. А произошло это в 19 году до н. э.

Одним из наиболее знаменитых путешественников, сделавшим значительные открытия в Сахаре, стал немецкий филолог Генрих Барт. Он преодолел в песках примерно 20000 км пути. Позднее путешественник стал профессором Берлинского университета.

В настоящее время имеется достаточно сведений о походе римских легионеров в Африку. Но до сих пор остается неизвестным, удалось ли им перейти пустыню. Однако существуют доказательства того, что Бальба сообщал о взятых его отрядом африканских поселениях. Плиний Старший писал о том, что Бальбе удалось не только покорить множество народов, но и, кроме того, достичь Кидамуса (ныне Гадамес) и обнаружить несколько неизвестных до той поры африканских рек.

После падения Римской империи европейцы перестали интересоваться Африканским континентом. Новые сведения о первооткрывателях Африки стали появляться только лишь в XIV столетии. Так, например, одним из самых известных путешественников своего времени был Ибн Батута. Житель Танжера, африканского портового города, расположенного на севере материка, прославился как первопроходец многих земель. Среди его открытий: Крым, Поволжье, Приаралье, Индия, Китай и страны Аравийского полуострова.




Сахара


Путешествие Ибн Батуты в Западную Африку относится к 1350 году. Тогда целью его экспедиции был загадочный город Тимбукту. Ибн Батута смог побывать там. А обратный путь домой лежал через пески Сахары.

Европейцы пришли в Сахару только в конце XIX столетия. Тогда по заданию основанного в 1877 году Афганского общества в Африке побывал немецкий доктор медицины Фредерик Конрад Хорнеман. Из Каира он вышел в Сахару, а затем отправился в город Мурзук. Проводником его был Иосиф Фрейдебург, известный в то время как человек, принявший ислам и изучавший культуру африканских племен.

Приключения китайцев в Индии и Японии

Ученые считают, что между соседствующими Китаем и Индией с давних времен существовали тесные торговые отношения. К сожалению, письменных свидетельств связи между двумя древнейшими государствами историками обнаружено не было. А потому первым китайским путешественником, посетившим Индию, принято считать буддийского монаха Фа Сяня. В 399 году он отправился в нелегкое путешествие в составе группы паломников из города Сиань.

Первой преградой на пути странников стали пустыни Алашань, Бэйшань и Такла-Макан. Тогда Фа Сянь так описал то впечатление, которое произвели на монаха пустынные безжизненные районы: «Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле». В то время озеро Лобнор окружал оазис, который был известен всем древним путешественникам под названием Шеншен. Это был поистине райский уголок живительной прохлады посреди мрачных и коварных песков пустынь. Монахи решили провести в оазисе целый месяц, чтобы накопить силы и приготовиться к восхождению на Тянь-Шань.

После того как перевал, перерезающий горную цепь надвое, был преодолен, паломники двинулись в направлении долины реки Инд. После этого они вновь прошли через горный хребет и затем оказались в Ферганской долине. Спустя некоторое время продолжившие путешествие буддийские монахи подошли к Гиндукушу. Этот горный хребет считается одним из самых высоких. Его длина составляет 800 км, ширина равна 35 км, а высота достигает 8 000 м.

Вслед за Гиндукушем на пути паломников возник хребет Каракорум, горы которого, судя по описаниям Фа Сяня, были «круты, подобно стене». Спустившись далее в долину реки Инд, путешественники достигли берегов другой реки, Ганга. На пути монахам встретилось немало буддийских монастырей, где паломники смогли вознести молитвы ко Всевышнему. К тому времени Фа Сянь провел в скитаниях уже около 16 лет. Только достигнув побережья Ганга, упрямый монах решил возвратиться на родину.

Спустя некоторое время Фа Сянь оказался у берегов священной реки индусов. А еще через несколько дней сел на корабль, который и доставил великого путешественника к побережью острова Цейлон. На острове паломник провел два года, после чего, предварительно посетив остров Яву, он возвратился наконец в Китай. С первого дня его путешествия прошло к тому времени 18 лет.

Свои впечатления от долгого путешествия Фа Сянь изложил в книге «Фагоцзы». Автор подробно рассказал о том, что он видел на пути из Китая в Индию. Так, он повествовал о характере природы соседнего государства, о его жителях, их нравах и обычаях. Несколько страниц книги были посвящены очеркам из истории древней страны. Кроме того, Фа Сянь описал и свое пребывание в более чем 30 государствах, которые удалось посетить.

Открытия китайцами западных земель начались со II столетия до н. э. За период правления императора У Ди из династии Хань путешественники исследовали северные районы Кореи, Северный Вьетнам и территории, расположенные в среднем течении реки Меконг.

Книга китайского монаха стала своеобразной религиозной программой, автор которой искренне радовался тому, что смог принять участие в миссии распространения буддизма за пределы Китая.

После путешествия Фа Сяня китайцы почти не заходили в Индию. Следующее посещение китайцами, пожалуй, самой загадочной восточной страны произошло только спустя тысячу лет.

Китай можно по праву считать страной гор – около 90 % всей поверхности территории государства занимают хребты и горные цепи. Низменные равнины имеются только в восточных районах Китая, там, где находятся устья рек Янцзы и Хуанхэ, и в северо-восточной части страны, по которой течет Сунгари.

Особенный интерес представляет тот факт, что почти все горные цепи Китая тянутся вдоль меридианов, а реки, напротив, текут по параллелям. Эту особенность в VIII столетии и использовал составитель карт Синь во время разработки особой системы координат. Долгое время ею пользовались все китайские мореходы. Современные ученые считают, что именно естественная система координат, созданная Синем, и послужила толчком для того, чтобы некто Сюй Ся Кэ отправился в путешествие, которое длилось около 30 лет.

Юному путешественнику было всего лишь 11 лет, когда он отправился к озеру Тэйху. А спустя два года он смог пройти через весь Китай и подойти к стенам Пекина. Но и на этом открытия, сделанные Сюй Ся Кэ, не закончились. За годы жизни китайскому первооткрывателю удалось исследовать территорию, общая площадь которой составляет примерно 2 000 000 км2!




Япония


Однако стоит заметить, что чужие земли китайцы прошли гораздо раньше, чем освоили собственную. Так, например, уже в 219 году до н. э. китайский путешественник Сю Фу отправился в морской поход к берегам Японии. Древних китайцев давно уже интересовал путь к Японским островам, на которых росла знаменитая «трава долголетия», описанная в легенде, получившей название «О Великом острове Бессмертных Восточного моря».




Япония


Таким образом, Сю Фу, отправляясь в далекое плавание, уже знал о том, что на Востоке существует загадочная земля, тайны которой ему предстоит открыть. Доказательством того служит тот факт, что путешественник повелел погрузить на борт корабля зерно, семена растений, а также домашний скот. В составе его экспедиции находилось тогда около тысячи человек.




Пустыня Алашань


Судя по сохранившимся документам, судно Сю Фу прибыло на остров Хонсю. На родину китаец возвратился только спустя девять лет. Он привез стрелков из лука, которые славились как искусные охотники на тюленей. А через некоторое время Сю Фу вновь отправился на остров Хонсю, собственником которого он считал себя.

Открытия китайских мореходов

Китай являлся густонаселенной страной с достаточно высоко развитой культурой. На севере он граничил с Маньчжурией, а на юге – с Вьетнамом. А знаменитый Великий шелковый путь проходил через Центральную Азию, из Китая в Европу. Судя по сохранившимся документам, китайские моряки обычно плавали вдоль побережья юго-восточных и южных частей Азии. При этом их путь вел, как правило, из Тихого океана в Индийский.

Наиболее удобной была для купцов и первооткрывателей именно морская дорога. Верным спутником моряка уже тогда был компас, разработанный и впервые изготовленный китайцами.




Китайская джонка


Одним из самых дальних и длительных путешествий современные ученые считают путешествие буддийского монаха И Цзина, который в период с 689 по 695 год смог достичь Суматры, двигаясь вдоль побережья Индокитая и Малакки. И Цзин был сражен красотой острова, сплошь покрытого зеленью тропических и мангровых лесов.

Прибыв на Суматру, монах высадился на берег и остановился в культурном и экономическом центре острова, городе Шриваджаи (современное название – Палембанг). В течение нескольких месяцев И Цзин жил на Суматре, изучая язык, литературу и культуру островитян. После этого на борту торгового корабля монах отправился путешествовать дальше. Так, он побывал в Индийском океане, а затем через Бенгальский залив подошел к устью реки Ганг. И только после этого И Цзин решил возвратиться на родину с тем, чтобы написать подробный рассказ о своем дальнем, но интересном путешествии.

Китайский император Му Ван, правивший страной в X столетии до н. э., предпочитал морским путешествиям сухопутные. Так, однажды он стал организатором и главой экспедиции, которая совершила сложный переход к горам Куньлунь и далеким северным районам.

Историки утверждают, что еще в начале новой эры китайские суда регулярно ходили к островам Индонезии, а также на Филиппинские острова, в Индию, на Цейлон. Кроме того, нередко корабли китайских путешественников бороздили просторы Аравийского моря и подходили близко к побережью Африканского континента. При этом главной целью морских странствий была торговля. Из Китая везли обычно шелк, фарфор и металлы, а привозили золото, пряные травы, носорожьи рога, бивни слонов и древесину.

До сей поры одним из самых уникальных морских переходов считается путешествие, организованное евнухом, состоявшим на службе при дворе царя, Чжей Хэ. Китайская экспедиция состояла тогда из 317 хорошо оснащенных кораблей, на борту которых находилось около 27 000 человек, сведущих в самых разных областях знаний: мореплавании, навигации, военном деле, картографии и географии.




Индия


В то время одной из самых надежных моделей корабля во всем мире считалась китайская джонка. По своим размерам она немного превосходила европейские суда того же класса, однако по маневренности ничуть не уступала им. На такой джонке Чжей Хэ и путешествовал по морям, побывав у берегов Индостана, Аравийского полуострова, Восточной Африки, Юго-Западной Африки, в Персидском заливе, а также смог обогнуть мыс Доброй Надежды.

Освоение Гренландии

В настоящее время Гренландия считается самым крупным островом. В начале первого тысячелетия северо-западные районы Европы оказались настолько густо заселенными, что многим коренным жителям пришлось уйти из родных мест и пуститься в странствие на поиски новой земли, которая дала бы им приют. Большинство жителей Западной Европы покинули поселения для того, чтобы избавить себя и своих родных от частых набегов викингов.




Исландия


На заброшенный и покрытый льдами остров Гренландия устремились тогда и переселенцы из Ирландии. Это были в основном монахи, которые пожелали отречься от мирской суеты и посвятить себя иной жизни, духовной и аскетической. Однако первым, кто увидел ледяной остров, стал исландский поселенец, некто Эрик Рыжий. Ученые предполагают, что в 981 (982?) году он вместе с небольшой командой моряков отправился в сторону, где находился довольно крупный, но до той поры неизведанный остров, сплошь покрытый льдами и снегом.

Письменные свидетельства, сохранившиеся до наших дней, позволяют говорить о том, что Эрик тогда подошел близко к побережью Гренландии. Более того, имеются сведения и о высадке команды, руководимой Эриком Рыжим, на южный берег острова. Впоследствии Ари Торгильссон Фроде так написал о путешествии Эрика на неизведанный остров: «[Эрик Рыжий] дал стране имя, назвав ее Гренландией; он сказал, что люди захотят туда отправиться, если у страны будет хорошее название. Они нашли на востоке и на западе страны следы жилья, а также остатки лодок и каменных орудий…»

В переводе на русский язык название острова Гренландия, состоящее из слов «green» и «land», означает «зеленая земля». Однако на самом деле остров абсолютно белый, поскольку почти сплошь покрыт прочным ледяным панцирем.

С наступлением весны поселенцы решили исследовать западное побережье острова. Тогда им удалось пройти на запад около 600 км. Там они обнаружили довольно обширные участки, более или менее пригодные для строительства зданий и других хозяйственных сооружений. Таким образом за одно мгновение Эрик Рыжий, бывший когда-то осужденным за убийство двух человек, стал владельцем огромной земли, сулившей богатство. Оставалось только привлечь туда людей.

К тому времени Исландия была перенаселенным островом, жители которого тщетно искали пути к хорошей, сытной и беззаботной жизни. Но вот однажды на остров прибыл Эрик, который обратился к людям с предложением покинуть Богом забытую Исландию и отправиться за счастьем в открытую им Гренландию. Тогда многие согласились следовать за Эриком.




Южная Гренландия


В один из дней 985 года к берегу Гренландии пристала флотилия, состоявшая из 25 судов. В тот день на остров сошли около 400–500 человек, отважившихся пуститься в нелегкое путешествие на поиски счастливой жизни. Известно, что к XIII веку население Гренландии увеличилось до 5000 жителей. Тогда на территории острова насчитывалось примерно 100 более или менее крупных поселений. Однако уже в XIV столетии вследствие ухудшения экономической ситуации население Гренландии, которое составляли в основном норманны, сократилось до нескольких десятков человек.

Первое открытие Америки

Благодаря сохранившимся до наших дней памятникам письменности и фольклорным преданиям современный человек может узнать о жизни многих народов. Так, например, существуют легенды, в которых рассказывается о характере смелых викингов. Но эти сказания представляют собой не просто красивую сказку о людях, бороздивших просторы океанов и нападавших на прибрежные поселения. Чаще всего это своеобразные «отчеты» о прошедших плаваниях и сделанных открытиях.

Одно из таких повествований, дошедших до наших дней, рассказывает о подвиге некоего Бьярни. По-видимому, это был отважный человек, путешественник, не раз пускавшийся в далекие странствия по морям. Однажды он сошел на берег родной Исландии и объявил народу о том, что решил вновь пуститься в плавание с тем, чтобы найти неизведанную землю, которую в то время называли Гренландией.




Североамериканское побережье


Тогда Бьярни сказал: «Я намерен отправиться в Гренландию, если вы захотите плыть вместе со мной…» Мало кто из жителей Исландии не выразил желания отправиться в далекое и опасное путешествие, возглавляемое смелым Бьярни. Однако тот отобрал только нескольких, самых надежных, по его мнению, человек, которые славились на острове как превосходные мореходы.

По мнению современных ученых, повествование о Бьярни датируется XIII веком. Судя по описаниям, викинги уже тогда владели достаточно обширными знаниями о местоположении некоторых земель, а также использовали компас во время морских походов.

Далее в легенде говорится о том, что корабль отошел от берегов Исландии сразу же после того, как были завершены необходимые приготовления. Спустя трое суток после начала плавания он вышел в открытое море. Коварная Фортуна, казалось, только этого и ждала. Как-то раз на рассвете попутный ветер внезапно сменился резким и холодным северным, на море опустился густой туман. Поэтому отважные викинги так и не смогли определить свое местонахождение.

Только через несколько дней туман начал постепенно рассеиваться, а сквозь тучи показалось солнышко. Тогда капитан приказал поднять все паруса. Так прошел еще один день плавания. А наутро вдали показалась земля. Однако моряки не пожелали сойти на берег, а отправились дальше.

Спустя двое суток впереди вновь показались берега неизведанной земли. Тогда моряки обратились к Бьярни с вопросом о том, может ли быть увиденная ими суша Гренландией. Однако знаменитый путешественник так ответил своим товарищам: «Это не Гренландия, ибо в Гренландии, как рассказывают, много больших ледников».




Северная Америка


Действительно, найденная викингами земля не была Гренландией. В этом убедились и сами путешественники, когда сошли на берег и увидели перед собой равнину, сплошь покрытую густым лесом. Однако моряки решили не останавливаться там и снова отправились в путь.

Еще через четыре дня путешествия викинги увидели землю, которая действительно оказалась Гренландией. Так закончилось путешествие отважных викингов, которые, не ведая того, в 985 году (почти за 500 лет до путешествия Христофора Колумба) стали первооткрывателями Северной Америки.

Путешествие викингов в Америку

Как-то раз, вернувшись из очередного путешествия, Бьярни объявил о том, что во время морского перехода видел вдали берег неизвестной земли, которая находилась якобы на западе от Гренландии. Услышавший об этом житель ледяного острова некто Лайф, которого все островитяне знали под прозвищем Счастливый, решил во что бы то ни стало добраться до неведомой суши.




Корабль викингов


Итак, примерно в 1000 году экспедиция, организованная Лайфом, отправилась на поиски увиденной Бьярни земли. Позднее неизвестный автор «Саги о гренландцах» так описал путешествие отважных мореходов: «Лайф и его спутники взошли на корабль, всего их было 35 человек… Они приблизились к земле, спустили лодки и высадились на берег. Вся земля от берега до самых ледников напоминала плоский камень. Тут Лайф сказал: “Мы вступили на нее. Теперь я дам ей имя и назову Хеллуленд (в переводе на русский язык означает “валунная земля”)”».

Однако на этом приключения Лайфа и его команды не закончились. После того как они обнаружили «Валунную землю», моряки вновь взошли на борт судна и отправились в путь. Затем они достигли другой земли, которой дали название Маркланд, что в переводе на русский язык значит «лесная земля». Действительно, остров (или материк) поразил путешественников изобилием зелени. Всюду на обнаруженной земле простирались густые леса. А берега неведомой страны были обрамлены красивой, почти белоснежной песчаной полосой.

Один из участников экспедиции, руководимой неустрашимым Лайфом, некто Тюркир, обнаружил на неизведанном острове винные ягоды (по мнению ученых, это была черная смородина). А потому было решено назвать землю Винланд («виноградная земля»).

Но отважные первооткрыватели не захотели останавливаться на вечное поселение на этом острове. Они вновь поднялись на свои корабли и отправились дальше. Вскоре они подошли к берегу, который был разделен надвое широкой рекой. Капитан Лайф отдал рулевому приказ о том, чтобы войти в реку и пройти по ней в глубь острова. Достигнув озера, моряки сошли на берег и разбили лагерь.

Осмотревшись, путешественники решили, что попали в благословенную страну. Тогда было принято решение построить жилища и провести на острове зиму. Так викинги впервые попали в Америку.




Северная Америка


Современные ученые говорят о том, что капитан Лайф и его сотоварищи, вероятно, остановились на полуострове Лабрадор. Хотя имеются мнения о том, что благословенной землей могло оказаться и северное побережье Ньюфаундленда.

Высадившись на берег новой земли, норманны приняли решение остаться там на зимнее время. С приходом весны корабли, на борту которых находилась древесина, столь ценная для строителей и корабельщиков Гренландии, отправились к берегам родной страны. Таким образом, можно говорить о том, что Америка была открыта задолго до появления там Христофора Колумба и Америго Веспуччи.

Несколько позднее, спустя год после плавания Лайфа, к берегам Америки пристали корабли, которые вел другой отважный викинг, брат первооткрывателя, Торвальд. А примерно в 1007 году там появилась экспедиция, которой руководил Торфин Карлсефни.

Путь из Европы в Азию

Возникшее в середине XIII столетия пристальное внимание европейцев к народам Азии объясняется вполне естественной причиной. Именно в это время почти вся Азия была подчинена татаромонголам, которые к тому же желали подчинить себе и Европу.

К 1240 году относится текст летописного свода, составленного Мэтью Парижским. Вот что рассказывал летописец: «Подобно саранче распространились они [монголы] по лицу земли, они принесли ужасающие опустошения в восточных частях, разорив их огнем и мечом. Пройдя через землю Сарацин, они разрушали до основания города, рубили леса, низвергали крепости… убивали горожан и крестьян».




Монгольский воин


С течением времени владения, принадлежавшие татаромонголам, расширялись все дальше в направлении на запад. Вскоре монголам подчинились Польша, Моравия и Силезия. А взятием Лигница и Пешта было ознаменовано открытие пути в глубь Европы. Тогда-то жители ряда европейских государств и стали все чаще задумываться над тем, какими способами можно предотвратить наступление татаромонголов.

Долгое время европейцы считали единственным выходом из сложившейся ситуации организацию Крестового похода. Однако даже большое войско, состоящее из нескольких тысяч солдат, не смогло бы справиться с монголами, сумевшими подчинить Азию. Нужно сказать, что серьезной помехой для европейцев на пути освобождения соседней Азии от монголов стало незнание азиатских земель. В то время у европейцев не существовало карт земель, расположенных на севере от Индии и Персии. Таким образом и возникла в Европе необходимость исследования восточных областей.

В привезенном Папе Римскому письме монгольского хана говорилось: «Силою бога все земли… пожалованы нам… Ты сам во главе королей, все вместе… придите предложить на службу и покорность… Если воспротивитесь… то станете нашими врагами…»

Первыми европейцами, посетившими монгольского хана, стали посланники Папы Римского. Во главе группы монахов стоял Иоанн Плано Карпини. Миссионеры шли к Киеву через Чехию и Польшу. Затем они перешли Русскую равнину и Арало-Каспийскую впадину, после чего пошли вверх по течению Сырдарьи. После того как монахи обошли озеро Балхаш, они оказались в пустынном гористом районе. Немалых трудов им стоило преодоление горных перевалов. Однако отважные путешественники смогли перейти горы и предстать перед ханом в его ставке, находившейся в Каракоруме. А случилось это 22 июня 1246 года. В столице Монгольской империи римских посланников встретили довольно дружелюбно. Изучая жизнь монголов, монахи провели в горах Каракорума несколько месяцев.




Каракорум


В Рим они возвратились только летом 1247 года. А спустя некоторое время Иоанн Плано Карпини смог предоставить папе рукопись, озаглавленную так: «Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского, история монголов, именуемых татарами». Необходимо признать, что автор дал всестороннее описание той страны, где он побывал. Прежде всего он обстоятельно рассказал о местоположении татаромонгольского государства, о том пути, которым шли монахи, а также о климате Центральной Азии.

Разнообразие мира Марко Поло

Ветер странствий призвал Марко в далекое путешествие в совсем юном возрасте. Его отец Никколо и дядя Матфео были богатыми купцами. Их торговые караваны нередко бывали на востоке: в Константинополе, Крыму, в устье Волги и даже в Китае. В одну из экспедиций с ними отправился Марко. Путешественники долго странствовали, побывав во многих уголках Евразийского континента. На протяжении 17 лет Марко находился на службе у монгольского хана Кубилая (Хубилая) в Китае, а решив вернуться на родину, проплыл вдоль всего побережья Юго-Восточной Азии.




Индонезия


Первооткрывателем Марко Поло стал благодаря великому хану, который включил юношу в свою почетную свиту. По поручению хана Марко постоянно совершал поездки по огромной империи, выступая в качестве посла, и записывал свои наблюдения. Заметки эти были утеряны, но их содержание сохранилось в памяти путешественника.

Время шло, и Марко Поло стал подумывать о возвращении на родину, однако император не желал отпускать его, потому что высоко ценил его способности: каждое поручение великого хана Марко исполнял с неизменным успехом. Кто знает, сколько еще времени путешественник провел бы на чужбине, если бы не счастливое стечение обстоятельств.

В одной из своих детских повестей Виктор Шкловский утверждал, что Марко Поло был разведчиком-наблюдателем. Но разведка эта была географической: путешественник проделал долгий путь по Юго-Восточной Азии и совершил множество географических открытий.

Однажды персидский царь обратился к Хубилаю с просьбой отдать за него замуж одну из его дочерей. Поскольку путь по суше в те времена был довольно опасным, Марко вместе с другими своими соотечественниками, опытными мореплавателями, вызвался сопровождать принцессу по морю. Флотилия с запасами пищи на два года в сопровождении тысячи воинов отправилась в дальний путь в 1292 году. Венецианцы проплыли вдоль всего юго-восточного побережья Азии и возвратились на родину после 24-летнего отсутствия.

Во время заключения в генуэзской тюрьме, куда Марко Поло попал в качестве военнопленного после участия в одном из морских сражений, он рассказывал другому узнику, Рустичано, о своих путешествиях. Тот эти рассказы записал. Так появилась «Книга о разнообразии мира», которая быстро приобрела необычайную популярность и принесла всемирную известность своему автору.




Индия


Марко Поло восторженно рассказывает о китайских и монгольских городах, описывает необычные мосты, великолепие дворцов правителей, мощеные дороги, нравы и обычаи их жителей. Есть в ней также и сведения о Японии, Индонезии, Индии и Аравии. Многое в книге Марко Поло для европейцев выглядело абсолютно фантастическим, но, несмотря на это, нашлись все же люди, которые отправились на поиски дальних стран, воодушевленные сообщениями о них великого путешественника. В их числе был Христофор Колумб, который открыл Новый Свет. Книга Марко Поло путешествовала вместе с ним. А что же он сам? Освободившись из тюрьмы и вернувшись в Венецию, Марко Поло женился, обзавелся тремя дочерьми и благополучно дожил до старости.

«В далекой бухте Тимбукту…»

«В далекой бухте Тимбукту…» – звучит в популярной песне. На самом деле, Тимбукту – это город, находившийся в Западной Африке. О нем и пойдет речь в настоящей статье.

Вплоть до XIX века большинство районов Западной Африки оставалось белым пятном на карте мира. Однако еще в XIV столетии путешественники (главным образом жители Аравийского полуострова) смогли побывать в ряде областей Западной Африки, в частности посетить таинственный, легендарный город Тимбукту. Первое упоминание о нем как об одном из самых богатых городов мира встречается в путевых заметках, сделанных Ибн Батутой, уже в то время прославившимся своими открытиями.




Привычные обитатели Западной Африки


В XV веке на берегах Западной Африки появились европейцы. Это были португальские моряки, стремившиеся найти водный путь, ведущий из Европы в Индию. А уже в середине того же столетия к северному побережью Африки пристали корабли итальянских купцов. Они пересекли Сахару вместе с арабским караваном и таким образом смогли попасть в Тимбукту. В конце XVI века в Тимбукту побывал первый француз. Это был плененный арабами Поль Эмбер.

Рене Кайе ожидал увидеть блистающий великолепием город. Каково же было его удивление, когда он увидел «просто скопление плохо построенных глинобитных домов». Онписал: «В какую сторону ни глянешь, видишь… огромную равнину, покрытую сыпучими песками».

Первая научная экспедиция в Западную Африку была организована в XVII столетии. Тогда французы исследовали дельту Сенегала, а англичане – берега Гамбии. Однако участникам экспедиций не удалось в то время найти загадочную реку, о которой рассказывали те, кто когда-то гостил в Тимбукту.

На поиски истоков Нигера европейцы отправились только в 1795 году. Руководителем экспедиции был тогда шотландец Мунго Парк. Спонсором предприятия выступило Лондонское африканское общество. Путешествие по Африке оказалось не из легких. Европейцам все же удалось достичь довольно широкой реки, местное название которой звучало как Джолиба. Это и была река Нигер, так долго разыскиваемая европейцами. Однако тогда путешественники не смогли добраться до Тимбукту.




Сенегал


Для того чтобы вызвать у соотечественников желание изучить загадочный город Тимбукту, Парижское географическое общество объявило о том, что первопроходцу достанется премия в 10 000 франков. Нужно сказать, деньги и на этот раз сделали свое дело. Побывать в Тимбукту вызвался английский офицер, майор Александр Ленг. Действительно, Ленг смог благополучно перейти Сахару и добраться до Тимбукту. В самом загадочном и красивейшем городе мира он провел три месяца. Однако ему не суждено было получить премию за сделанное открытие: англичанин был убит местными жителями при попытке покинуть город.

В то время пока англичанин находился в Тимбукту, туда же направился француз по имени Рене Кайе. К сожалению, первая экспедиция закончилась полной неудачей, а потому француз вынужден был ни с чем вернуться домой. Второе его путешествие в Африку относится к 1824 году. Он подошел к стенам знаменитого африканского города 20 апреля 1828 года.

Забытый первооткрыватель

Португальский король Жуан I по праву может быть назван счастливым отцом. Его сыновья были наделены массой талантов. Увлечением старшего сына была литература. Средний сын прославился как смелый и отважный рыцарь. А младший сын монарха, принц Энрике, известный в Европе как Генрих Мореплаватель. Ходили слухи, что, еще будучи мальчиком, Энрике всерьез увлекался географией и мечтал о том, чтобы самому сделать значительное открытие.

Первое путешествие принца Энрике состоялось в 1415 году. Тогда его отец, король Жуан, отправился к берегам Африки. Его флотилия должна была завоевать африканский город Сеуту. Все трое сыновей монарха сопровождали его в военном походе.




Принц Энрике


Участвуя в сражении, принц Энрике должен был думать о вступлении в рыцарский орден. Действительно, в битве он продемонстрировал все самые лучшие человеческие качества: смелость, справедливость, терпение, смекалку и самоотверженность. Однако, по-видимому, не воинские почести и завоевания занимали мысли юноши. Почти сразу же после сражения он встречался с опытными караванщиками, которые рассказывали ему о Южной Африке.

Тогда-то и созрела в голове принца мысль о возможности добраться до Индии, минуя Африку. Однако не скоро португальский корабль отправился в путешествие. Причиной тому были как реальные трудности пути, так и придуманные самими моряками легенды. Так, например, историк Валентин Фердинанд писал: «Никогда ни один человек не отваживался обогнуть мыс Бежадор (Бахадор) как из-за новизны этого предприятия, так и из-за старой легенды, распространенной среди испанских моряков, которая предвещала плачевные последствия. Царило большое смятение по поводу того, кто же первым не побоится рискнуть своей жизнью… Ни разу не нашлось человека, который бы согласился рискнуть жизнью».

Принца Энрике часто называют первооткрывателем, который не совершил ни одного плавания. Он умер в 1460 году и вошел в историю как монарх, положивший начало работорговле в Португалии.

Однако смельчак, отважившийся обогнуть мыс Бахадор, все же нашелся. Им оказался опытный мореход Жила Эанниша. В 1433 году его корабль вышел из португальского порта и направился к Африке. Однако обогнуть мыс испанцам не удалось и на этот раз.

Обойти Африку португальские мореплаватели смогли только в 1434 году. В последующие годы португальцы продвигались все дальше на юг. Из таких путешествий европейцы привозили на родину рабов-негров и золото. Жажда наживы была настолько велика у португальских моряков, что они, уже не задумываясь об опасности путешествия за мыс Бахадор и своих былых страхах, отправлялись в путь, к Африканскому континенту.




Африка


Очень скоро португальцы исследовали северо-восточное побережье Африки. А спустя еще некоторое время они смогли подойти к Зеленому Мысу, который считается самой западной точкой материка. Так началось освоение испанцами морского пути, ведущего из Европы в Индию. Позднее, вследствие материальных затруднений, принц Энрике отказался от идеи продолжить освоение южного водного пути.

Морской путь в Индию. Как все начиналось…

Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были монахи из монастыря Мурано, находившегося недалеко от Венеции. Эта карта известна и современным специалистам под названием Большой венецианской карты, или карты Фра-Мауро. Благодаря ей современные историки и географы утверждают, что путь в Индию был известен португальцам с незапамятных времен. На той карте указано месторасположение Европы, Азии и Африки, а также путь в Индию, проходивший из Западной Европы вдоль южных берегов Африканского континента.

Первым серьезным препятствием на пути португальцев в Индию стал мыс Бохадор. Но он, к огорчению путешественников, не стал единственным. Следующим препятствием оказалась самая южная точка Африканского континента. Долгое время португальские моряки, сопротивляясь Бенгальскому течению, юго-восточным пассатам, бурям и штормам, никак не могли обогнуть южный мыс Африки. Как бы то ни было, отважные первооткрыватели смогли-таки победить силы природы.

В 1494 года Папа Александр VI издал буллы о том, что Испании будут принадлежать земли, лежавшие к западу от островов Зеленого мыса, а Португалии – к востоку. Это решение и стало причиной отправки Мануэлом I Васко да Гамы на поиски пути в Индию.

В науке говорят о том, что период открытия португальцами пути из родной страны в Индию длился почти 85 лет! Действительно, дата начала поиска морской дороги относится ко дню завоевания Сеуты, которое произошло в 1415 году. А годом завершения столь длительных поисков португальцами наиболее короткого и легкого пути в Индию принято считать 1499 год. Именно тогда знаменитый путешественник Васко да Гама сошел на берег родной Португалии после пребывания в стране индусов.

Все то время, пока португальцы искали путь в Индию, можно разделить на два больших периода. Первый период оканчивается 1462 годом. Тогда португальские моряки впервые побывали в водах Гвинейского пролива. А торговые суда стали регулярно ходить по этой дороге только спустя несколько лет, начиная с 1470 года. А спустя еще пять лет, в 1475 году, путешественники перешли границу, условно разделяющую Южное и Северное полушария.




Индия


Второй период открытий португальцами новых земель и морских путей относится к 1482 году. Тогда Диогу Кан смог добраться со своей флотилией до Африки и исследовать прибрежную линию континента, простиравшуюся вплоть до песков Намиба.

В 1487 году в далекое путешествие по бескрайним морским просторам отправился другой португальский мореплаватель, Бартоломеу Диаш. Он возглавлял экспедицию, которой суждено было исследовать берега реки Конго (Заир) и даже пересечь зону тропиков.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.




Афанасий Никитин в Индии


Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого – царь обезьян.

Конец ознакомительного фрагмента.