Вы здесь

Гениальный дошкольник. Азбука для родителей. Часть 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (Елена Гвозденко)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

В предродовой палате слушала разговоры моих соседок. Они подшучивали над молодыми мамами, которые что-то тихо рассказывали своим новорождённым малышам. Через несколько дней, мы вновь оказались вместе, но уже в палате мам. Каково же было моё удивление, когда я услышала их лепет.

Постоянный диалог мамы и малыша с первых дней жизни – очень важное условие для развития ребёнка. Голоса близких людей дают новорождённому ощущение защищённости, комфорта, возможность познания мира. Недостаток общения с малышом в первый год жизни может привести к задержке его развития. Задача этой книги ответить на два самых главных родительских вопроса: «что» и «как». Для того чтобы определить, правильно ли развивается ваш малыш, я хочу предложить вам родительские подсказки.


ПОДСКАЗКИ:

Уже в 3—4 месяца ребёнок различает голоса матери и других членов семьи, пытается подражать звукам. В этом возрасте можно проследить его звуковые предпочтения. Он слушает музыку, обращает внимание на звучание погремушек. От 1,5 до 3 месяцев ребёнок начинает гулить, произнося отдельные звуки или звуковые сочетания (ма, ба, гу, к, г и т.д.). Дети, лишённые постоянного речевого общения с взрослыми, начинают этот процесс гораздо позже.

4—5 месяцев – время первого подобия слов. Малыш многократно повторяет одинаковые звуки, слоги: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба…

В полгода в речи малыша появляются лепетные слова, в основном состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, дядя, баба, би-би). В этом возрасте малыш выполняет простые просьбы. К году ребёнок произносит около 10 слов. Он понимает значение множества слов. От года до полутора лет – этап стремительного речевого развития. Малыш произносит новые слова и словосочетания, различает предметы на картинках, произнося первый слог. В 1,5 года словарный запас составляет уже около 40 слов, к 2 годам – 300. Это время первых предложений из 2—3 слов.


Теперь малыш различает качественные и количественные признаки предмета, но испытывает трудности при их сопоставлении. Например, ребёнок легко отличит большое ведёрко от маленького, но может спутать маленькое и синее. Их речь состоит из существительных, прилагательных и глаголов. К 3 годам ребёнок свободно использует около 1200 слов. Это время оформления грамматической речи и работы над правильным произнесением звуков.


В последнее время участились случаи неврологических заболеваний детей, которые ведут к задержке речевого развития. Если ваш малыш молчит, его словарный запас не соответствует возрасту, то вам лучше обратиться к специалисту.

0—3 месяцев.

В раннем периоде трудно вычленить развитие речи из общего развития ребёнка. Это время интенсивного узнавания мира. Малыш ещё мало двигается, у него ограничен угол обзора. Именно поэтому речь родителей, демонстрация игрушек, прикосновения играют определяющую роль. Чаще всего разговор с ребёнком строится как беседа, как диалог, когда взрослый задаёт вопросы и сам отвечает на них. Диалоговое общение даёт возможность малышу узнавать различать интонационную наполненность речи. Очень важно следить за реакцией младенца. Полезно подвесить погремушку в зоне, доступной для малыша. Задевая игрушку, ребёнок фокусирует взгляд, развивая внимание. В этот период особенно важны тактильные ощущения. Делайте малышу массаж, поглаживайте его, понуждайте его потрогать мягкую игрушку, а затем гладкую.


3—6 месяцев.


Подвижность малыша увеличилась. Теперь он легко лежит на животике, делает попытку сидеть, а это значит, что и мир вокруг него стал более наполненным, несущим большую информацию. Это время первых игр.

Прятки

Родители прячут своё лицо ладонями, приговаривая: «Где мама?», затем открывают: «Вот она». Прятать можно и малыша, и игрушки, но не забывать проговаривать свои действия.

Игры обычно сопровождают потешками или пестушками, стишками для детей этого возраста, которые обладают определённым ритмом, в лёгкой форме знакомят малыша с миром, который его окружает. Кроме того, чтение стишков обычно сопровождается движениями, что развивает моторику ребёнка.


Сорока-ворона

Эта игра с ладошкой и пальчиками. Мама водит по ладошке, приговаривая:

Сорока-ворона

Кашу варила,

Детей кормила, – загибая пальчики:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому – не дала.

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Печку не топил,

Кашу не варил,

Тебе – нет ничего!

Ладушки

Игра сопровождается хлопаньем в ладошки и движениями, имитирующими взмах крыльев.

Ладушки-ладушки,

Где были?

– У бабушки.

Что вы ели?

– Кашку.

Пили?

– Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели,

На головку сели,

Сели-посидели,

Прочь улетели!

Игры с массажем


Поглаживая ребёнка:

Потягушки-потянушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Это кто же тут проснулся?

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся:

Вот так, вот так, мы растём!

Вот так ножками пойдём

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Ротик мой умеет кушать,

(касаемся каждой части тела)

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки все хватать-хватать.

Купания

Здесь водичка холодненька…

Здесь водичка холодненька, здесь – тёпленька,

Здесь – горяченька, а здесь – кипяток, кипяток!

Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)

По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг,

В ванне ножкой – дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

Водичка, водичка

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Развлечения


Это потешки, которые можно сочетать с движениями и имитацией звуков (шуршание, поскрёбывание), а можно, используя игрушки, устроить театрализованное действие.

Ах ты котенька, ты мой серенький

Хвостик беленький! Как тебя не любить?

Мышка, мышка,

Что не спишь?

Что соломою шуршишь?

Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится.

Как у наших у ворот

Муха песенку поет

Ай, люли, вот поёт. Ай, люли, вот поёт!

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Тень-тень, потетень

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день:

Похвалялася лиса:

– Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

– Поди, догоняй-ка!

Похвалялись ежи:

– У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

– Могу песни я петь!

– Курочка-рябушечка

Куда пошла?

– На речку.

– Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляточек поить.

– Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Русские народные колыбельные

Котик серенький

Хвостик беленький

Он по улице ходил,

Ночевать к нам приходил.

Деточку попросил:

«Пусти меня ночевать,

Буду я всю ночь качать».

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю.

Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Сели на воротушки.

Воротушки «скрип, скрип»

Мой сыночек спит, спит.

6 месяцев – 1год


В этом возрасте ребёнок понимает отдельные просьбы и запреты. Его двигательная активность увеличивается. В его лексиконе уже несколько лепетных слов, повторяемых за родителями (ма-ма-ма, па-па-па).

В занятиях остаются игры-потешки. Теперь очень важно подготовить ребёнка к ходьбе. Читая стишки, мама поочерёдно похлопывает по ступне младенца, чтобы активизировать тактильные ощущения и подготовить к ритму ходьбы.

Застучали ножки по ровненькой дорожке, Застучали много раз, будет весело у нас

Кулачком сильнее бей, только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком и покружимся волчком!

Токи-токи-тошки

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ – топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Раз подскок!

Два подскок!

Высоко потолок!

Я скачу!

Я лечу!

Стать высоким хочу!

Прибаутки


Чтение прибауток и небылиц сопровождается показанными движениями и стимуляцией к их повторению или иллюстрацией на игрушках и картинках.

Сидит белка на тележке

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даёшь?

Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Полезно продолжить игру, задав, например, вопрос: «Как поёт петушок». Имитация звуков животных – важный шаг в развитии речи.


К году ребёнок способен собрать и разобрать пирамидку, простейший конструктор. Помните, что детали игрушек должны быть крупными, чем младше ребёнок, тем крупнее детали. Можно строить башни из кубиков, не забывая указывать на их цвет, а также понуждая выполнять ваши просьбы: «Дай синий кубик. Теперь дай красный. Ставим красный кубик на синий. Где у нас синий кубик? А красный?»


Полезно играть с ребёнком в игру «Угадай, кто у меня». В большой мешок или наволочку надо спрятать какую-либо игрушку. Потом показать её часть и предложить ребёнку угадать кто это. Задание можно усложнить, показывая все меньшую часть, а потом предложить определить на ощупь.


Покажи предмет


Перед ребёнком выставляют несколько игрушек и предлагают показать, например, зайку.


Кто пропал

Игра – упражнение на внимание. Перед ребёнком выставляют две игрушки. Потом незаметно для него прячут одну. Ему предлагают определить, что пропало. Эту игру постепенно усложняют количеством предметов, а в дальнейшем используют вариант «Что изменилось», в котором предметы меняют местами. Для этой игры хорошо использовать парные по размеру или цвету предметы. Например, мишка большой и мишка маленький, мячики красный и зелёный. В такой игре отрабатываются понятия величины и цвета.


Игры с зеркалом


Игры с зеркалом можно начинать гораздо раньше. Ребёнок рассматривает отражение, запоминает своё имя, указывает части лица. Чем взрослее ваш малыш, тем больше возможностей предоставляет зеркало. Теперь можно провести целый ряд логопедических игр, которые подготовят к правильному произнесению звуков. Например, игра «Надуваем щеки». Вы с малышом надуваете щеки и рассматриваете его отражение. «Пыхтим». Произносим «П-п-п-п». «Играем язычком». Ударяем язычком о верхнюю губу с постепенным ускорением. «Облизываемся». Облизываем язычком верхнюю и нижнюю губу. «Качели». Рот открыт. Язычок двигается вверх-вниз и вправо-влево.


Вашему малышу скоро год, пора браться за карандаши и мелки. Рисуйте как можно больше и чаще, развивая мелкую моторику ребёнка. К году он должен уметь держать карандаш или мелок и рисовать каляки-маляки. В его жизнь теперь должны прийти не только новые игрушки, но и картинки, книжки.


Подводим итоги

К первому году ребёнок должен:

– произносить звуки «А», «У», «И», «О» понятно для окружающих, а также звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г».

– уметь выполнять простые просьбы: «положи мишку на стол»

– знать своё имя

– реагировать на запреты

– иметь словарный запас, состоящий из 10 слов

– повторять простые одно и двусложные слова

– рисовать каракули

– подражать различным звукам, в том числе и голосам животных

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ГОДА

Вы отпраздновали первый день рождения малыша. Ребёнок заметно вырос, стал очень активным. Любознательность толкает на постоянное изучение вещей, которые стали, наконец, доступными. Это время, когда от взрослых требуется особое внимание и не меньшее терпение. Оградив малыша от опасных предметов, не стоит постоянно одёргивать и прикрикивать на него за естественное желание все потрогать, попробовать на вкус. Новые виды деятельности требуют и новой информации. В речи малышей, по-прежнему присутствуют лепетные слова и его собственные творческие словоформы. Часто ребёнок объединяет несколько понятий под одним словом. Моя дочка называла прогулку, улицу, любое движение «Пруа». Для меня до сих пор загадка, что подвигло на такое обозначение.


ПОДСКАЗКИ:

К полутора годам дети понимают значение многих слов и выполняют несложные поручения, например, показать картинку с изображением знакомого предмета, показать части тела. В этом возрасте у ребёнка словарный запас составляет около 40 слов. К двум годам он расширяется до 300. Это слова, которыми ребёнок свободно оперирует. На втором году жизни появляются простые предложения, состоящие из 2—3 слов. Предложения должны быть согласованы. Например: «Мишка сидит».


Именно это время стало для меня главным экзаменом мамы. В год словарный запас достиг 10 слов. Но на этом процесс остановился. Она продолжала оперировать словами-обозначениями, активно включая мимику и жесты, но не спешила расширять лексикон. К двум годам стало очевидно, ребёнок значительно отстаёт от своих сверстников. Позже я узнала, что у этой проблемы было медицинское решение. Но это будет ясно значительно позже, и что-то изменить было возможно только педагогическими методами. Я перечитала множество книг по педагогике и психологии, пока не поняла простую истину. Если хочешь чему-то научить ребёнка, попробуй взглянуть на проблему его глазами.


Попробуем взглянуть глазами моей 2-летней дочки. Она довольно активна, а познавательный интерес требует речевого сопровождения. Это очевидно, достаточно посмотреть на отчаянные жесты и мимику, заметить раздражение, когда взрослые не понимают. Она сгруппировала множество понятий, объединив их одним словом-обозначением. Различное толкование, на её взгляд, вносят все те же жесты. Малышка хорошо понимает то, что я ей говорю, но не торопится воспроизвести мою речь. А это значит, что воспроизведение затруднено. Этому могут быть несколько причин. От физиологических особенностей речевого и аппарата до моей невнятной речи. В случае с моей дочкой оказалось, что проблемы была в плохом запоминании слов. Если представить, что я попала в страну, где все говорят на незнакомом мне языке, при этом несколько слов мне кажутся знакомыми, и я улавливаю ту информацию, что мне хотят донести. Значит ли это, что я могу повторить эти слова? При каких условиях эти слова войдут в мой лексикон? Правильно. Я должна чётко разобрать их произношение и запомнить. И все. Как мы знаем, что лучший способ запоминать – многократно повторить.


Теперь смоделируем ситуацию с ребёнком. Он ежедневно слышит множество новых слов, не всегда понимая значение. Есть ли у него уверенность в том, что он слышит их правильно и способен повторить? Возможно, родителям стоит подумать над неким фильтром собственных слов, который позволит малышу запомнить основные определения?


Первый вывод – вводить новые слова надо постепенно, объединяя понятия. У каждой недели теперь появилось свое название – неделя одежды, неделя игрушек и т. д.


Всю первую неделю я, играя, рассказывала своей дочке об одежде. При этом, я выбрала всего несколько слов: платье, майка, колготки, пальто, шапка. Я старалась весь день чётко произносить эти слова в контексте всевозможных занятий. Уже через пару дней, я почувствовала, что можно добавить и обувь. Изменения были заметны. Моя дочка не торопилась повторять эти слова за мной, но я видела по быстрой реакции, что эти слова она запомнила хорошо.


Следующая неделя стала фруктово-овощной, но я не забывала довольно часто повторять слова первой недели. Затем наступила неделя игрушек. Внезапно наши занятия пришлось прервать, я попала в больницу, а дочку увезла к себе бабушка. Когда я забирала свою малышку через короткое время домой, я думала, что придётся начинать все сначала. Но моя девочка приготовила мне сюрприз. Мы ехали в переполненном вагоне пригородного поезда. Дочка устала сидеть на месте и порывалась пройти по вагону. Я пыталась отвлечь играми, тщетно. Я не выдержала: «Да слышишь ты меня?» Она подняла на меня свои васильковые глаза и довольно спокойно произнесла: «Да слышу я, слышу». После всех её «Пруа, дай, га-га, мяу» это была первая сложная фраза, да ещё и выстроенная не совсем обычным способом. А сколько достоинства при произнесении! Весь остаток пути я выслушивала непрекращающийся словесный поток моего ребёнка. Наше общение поднялось на новый уровень.

Конец ознакомительного фрагмента.