Вы здесь

Гениальный дошкольник. Азбука для родителей. Часть 1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (Елена Гвозденко)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребёнок должен развиваться гармонично. Трудно представить малыша 2—3 лет, терпеливо сидящего за столом, ему необходимы движения, поэтому от привычной модели надо отказаться. Все занятия проводятся в привычной для ребёнка обстановке и не ограничивают подвижность малыша.


Общаясь с некоторыми мамами, жалующимися на занятость и загруженность, я вспоминаю, как мы с пятилетней дочкой, гуляя зимой, рисовали на снегу геометрические фигуры. Эти кружочки и квадратики, поделённые на равные части, дали моему ребёнку элементарное представление о дроби. Занимаясь приготовлением обеда, я разрезала яблоко на части, и мы с дочкой решали простейшие задачи с дробями, не отрываясь от приготовления пищи. На прогулке мы считали деревья, разучивали стишки, проводили игры на развитие внимания, памяти. Главное – желание мамы видеть своего ребёнка успешным.


Начиная занятия, мы стараемся не ограничивать подвижности ребёнка, скорее наоборот, организовываем его день таким образом, чтобы физическая нагрузка удачно сочеталась с развивающими упражнениями.


Доминирующий вид деятельности у детей этого возраста – игра. Так они познают этот мир, овладевают навыками общения, получают необходимые знания. Все наши занятия мы строим в игровой форме. В восприятии ребёнка – мы не обучаем, мы играем с ним. На подготовку к занятиям маме не стоит жалеть времени. Сейчас множество различных пособий от развивающих ковриков, столиков до различных конструкторов, пазлов. Но стоит помнить, что эти игрушки вовсе не для того, чтобы развлекать малыша, освобождая собственное время. Ребенка надо учить, играя вместе. Приобретать новые игрушки вовсе не обязательно. Можно легко изготовить пособия своими руками, использовать подручный материал. Перед началом нам лучше набросать определённый план, конечно, если идея научить чему-нибудь, не пришла в нашу голову спонтанно. Приучите себя к планомерному обдумыванию какой-либо проблемы, и вы убедитесь, что множество игр возникают в голове, казалось бы, ниоткуда.


Общение с малышом имеет свою специфику. Представьте, что вы оказались в мире, где все значительно выше ростом. Вы пробуете заглянуть им в глаза, но это плохо получается. А если ещё великаны разговаривают с вами покровительственно? Есть у вас желание общаться? Примерно то же ощущает ваш ребёнок, именно поэтому, желая донести до него какую-либо информацию, чаще присаживайтесь. Очень важный в психологии контакт глаза – в глаза должен проходить строго по горизонтальной линии. Именно так рождается доверие, вы подаёте ребёнку сигнал: «я – друг, я хочу услышать и твою оценку происходящему, я уважаю в тебе личность».


Позитивный доброжелательный настрой, контакт глаза – в глаза.


В психологии есть понятие вербальных и невербальных средств общения. К вербальным средствам общения относится речь, а невербальные это мимика, жесты, пространство общения. Если говорить о речи, то надо помнить, что говорить надо доступным, но правильным языком. При общении уместны многократные повторения слов, желательно в разных контекстах.


Поговорим подробнее о невербальных средствах общения. Вы попали в страну, где разговаривают на неизвестном языке. Вы понимаете всего несколько слов. Попробуйте объяснить местному жителю, что хочется пить. Конечно же, вы активно включите мимику и жесты. Ребёнок, с весьма ограниченным словарным запасом, находится в таком же положении. Общаясь, сами активно включайте жестикуляцию, иллюстрируя понятийную основу слова. О мимике хочется сказать особо. Понаблюдайте за вашим малышом. Какое количество информации он передаёт мимически? Коммуникации – двусторонний процесс. Если, произнося новое слово, ваше лицо не бесстрастно, ребёнку гораздо легче понять смысл.


О пространстве. Нас интересуют два вида пространства общения:

Интимное – от 0 до 0,5 м. Именно на таком расстоянии проходит доверительный контакт. В это пространство мы допускаем только самых близких людей.

Межличностное. Его параметры – 0,5 – 1,2 м. Чем меньше расстояние между вами, тем легче установить двустороннюю связь. На расстоянии более 1,2 м процесс общения с малышом сильно затруднён.


Секрет любого продуктивного общения – способность ощущать себя одновременно собой и своим собеседником, отказ от эгоцентризма.

Внимание вниманию

Когда-то меня, совсем юную учительницу, проработавшую в школе всего год, отправили покорять неизведанное, обучать шестилеток. В те времена действенных рекомендаций, практически, не было. Разумеется, была методическая литература, были и курсы для учителей, но все советы сводились к формальным, наукообразным постулатам, ничего общего не имеющим с практикой. Учителя находились в постоянном стрессе, многие увольнялись, не выдерживая. Результатов добивались те, кто менторством насаждали привычные методы, рассчитанные на взрослых детей. На всевозможных собраниях учителя устраивали что-то вроде мозговых штурмов, пожалуй, впервые я столкнулась с «живым» обсуждением в среде, привыкшей к формальным, практически ритуальным, заседаниям. Казалось бы, обучение строили в игровой форме, подбирали красочные пособия, но «собрать» класс, добиться усвоения материала было сложно. Помню, маленькие ученики в какой-то момент просто доставали игрушки или шли в игровую комнату, заявляя, что учиться им надоело. Так в чем секрет «строптивых шестилеток», почему учителя столкнулись с такими трудностями? В поисках ответа я перечитывала всю доступную литературу, заново изучала основы психологии. Именно тогда я поняла, что главный секрет шестилеток – возрастные особенности их внимания.


Так что же такое внимание? Что мешает ребенку сосредоточиться на определенной деятельности? Какие характеристики внимания надо знать, чтобы помочь малышу?


«Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида».


Иными словами, это избирательность восприятия какого-либо объекта. Внимание всегда тесно связано с умственными, сенсорными процессами, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом. Это лишь свойство этих процессов, имеющее, впрочем, органическую природу. За это свойство отвечают нейроны – детекторы новизны, активизирующиеся при необычных явлениях, фиксируемых восприятием. Устойчивость, концентрацию внимания обеспечивает ретикулярная формация ствола мозга, сеточка нервных волокон. Именно эта тончайшая сеть регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания.


Различают три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.


Непроизвольное внимание возникает как ответ на всевозможные раздражители. Присмотритесь к рекламным роликам. Основная задача их создателей – привлечь, растормошить волшебные клеточки-нейроны новизны. Требуется ли для этого ваше сознание? Непроизвольное внимание возникает без его поддержки.


Вот небольшой перечень некоторых инструментов, которые используются для раздражения волшебных нейронов: неожиданность, новизна или необычность, контрастность, динамизм, некая сила (звук, свет).


Эти инструменты используют и педагоги, если требуется быстрое переключение с одного объекта на другой. Организовывая занятия с малышом используйте эффект неожиданности. Если вы планируете работать с картинкой, книгой, игрушкой – они должны появиться именно на том этапе занятия, когда будут востребованы. Используйте «секретики» на прогулке и дома, пряча задания в привлекательную форму, обостряющую восприятие.


Сознание управляет другим видом внимания – произвольным. Это проявление воли человека, усилие, напряжение, направленное на решение задачи. Разумеется, учеба требует от ребенка проявление воли.


Произвольное внимание возникает из-за очага возбуждения в коре головного мозга. Этот очаг – реакция на сигналы, подаваемые второй сигнальной системой. Словесное оформление цели, задач запускают механизм произвольного внимания. Напряжение, испытываемое при произвольном внимании, вызывает утомление, поэтому так важен отдых (релаксация или переключение на другую деятельность).

Давайте проведем небольшой тест. Поставьте таймер на 3 минуты. Выберите какой-нибудь объект в комнате. Постарайтесь все 3 минуты думать только о нем. Было трудно?


Возьмите любую книгу и карандаш. Делайте пометки на полях всякий раз, когда ваше внимание не было сосредоточено на читаемом материале.


Напряжение требует расслабления. Я на уроках использовала не только физкультурные минутки, но и минуты музыки или тишины, восстанавливающую релаксацию.


Даже взрослому человеку трудно концентрироваться более 15 минут. Эту особенность хорошо знают ораторы, сценаристы, писатели, предлагая неожиданные сюжетные повороты, расслабляющие шутки, снижающие напряжение.


Главным «секретом шестилеток» явилось ограниченное произвольное внимание, короткая по времени концентрация, в сочетании со слабым переключением. Мне пришлось планировать занятия таким образом, чтобы каждые 3—4 минуты переходить на новый вид деятельности.


Эту особенность концентрации внимания часто используют коучи, призывая ограничивать деятельность 10—15 минутными временными рамками. Подробнее о том, как развить концентрацию внимания позже.


Если ваш ребенок отвлекается, рассеян – это не показатель его нерадивости, это сигнал к тому, что он испытывает утомление. Как его преодолеть? Можно попробовать «стимулировать» сигналы, воздействующие на очаг возбуждения в коре головного мозга. Иными словами, продублировать значимость цели и поставленных перед ребенком задач. Можно переключить на другую деятельность или провести минутку релаксации – послушать музыку, подвигаться или просто пошутить.


А что же такое послепроизвольное внимание? Иногда деятельность, которая вызывала напряжение, увлекает настолько, что вы забываете о времени. Это и есть проявление послепроизвольного внимания. Возникая как произвольное от сформулированных целей, оно вызывает такой интерес, что становится непроизвольным.


Мы сетуем на недостаток внимания, жалуемся, что нам трудно концентрироваться, упрекаем в невнимательности детей, клиентов, коллег. Все чаще слышим понятия: «дефицит внимания», «гиперактивность», «клиповое восприятие». Оказывается, это психическое свойство и до сих пор вызывает споры профессионалов-ученых. Умение сосредоточиться на определенном объекте уже не определяют как сопутствующую характеристику иных психических функций, а оценивают как самый значимый критерий. Сложность определений и бытовая распространённость понятия вносят путаницу.


Помните героя известного стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»?

«Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

Оказалось, это брюки».

Казалось бы, рассеянность мы используем исключительно как синоним невнимательности, как неспособность сосредоточиться на чем-либо, слабости концентрации. Но представьте, что этот «человек рассеянный» – писатель, обдумывающий сюжет книги или ученый, разрабатывающий новую теорию. Сосредоточенность настолько высока, что остальные объекты не кажутся актуальными. Подумаешь, сковорода вместо шляпы.


Для того чтобы понять, что же такое внимание, надо разобраться в его свойствах.

Основные свойства внимания

Когда мы говорим о внимании, чаще всего говорим о таком его свойстве, как сосредоточенность.

Удержание внимания на одном объекте при отвлечении от остальных раздражителей и есть сосредоточенность. Сила сосредоточенности измеряется в концентрации или интенсивности. Ребенок увлечен новой игрушкой. Его зовут гулять, кушать, он не реагирует. В этом случае, можно говорить о высокой концентрации на игрушке, интенсивности, которая не позволяет реагировать на иные раздражители.


Устойчивость и колебания внимания


Устойчивость характеризуется длительным удержанием на определенном объекте. Это свойство – основа успешного выполнения любой деятельности. Неустойчивое, колеблющееся внимание – постоянное переключение с одного предмета на другой.


Устойчивость внимания индивидуальна, но и у одного человека разные объекты, виды деятельности, вызывают разную степень устойчивости. Она напрямую связана с интересом, с волевыми характеристиками, с особенностями предмета. Известно, что неподвижные, «скудные объекты», к примеру, геометрическая фигура на листе, не способствуют устойчивости внимания, в отличие, скажем, от живописной картины.


Объем внимания. Сколько объектов мы можем одновременно удерживать в своем восприятии? Как оформить рекламный слоган, чтобы он не вызвал трудности восприятия? Как рассчитать оптимальное количество участников переговоров? Зная особенности такого свойства внимания, как его объем, можно легко ответить на все эти вопросы.


Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) – от 2 до 5 объектов.

Чем меньше ребенок, тем меньше эти показатели. А это значит, что малышу не стоит предлагать более двух объектов в игре.


Распределение внимания. По известной легенде, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон.

Распределение внимания – умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Это свойство развивается со временем, ученикам начальной школы, к примеру, очень сложно выполнять два дела одновременно.


Переключение внимания – это способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение нельзя путать с отвлекаемостью, в случае переключения срабатывает фактор сознательности. Переключение всегда сопровождается некоторым напряжением, усилием воли.


Можно ли корректировать, развивать эти свойства? Можно и нужно. Существуют несколько известных методик диагностики и развития.


Таблицы Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках таблицы в случайном порядке. Нужно как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять.


Если на выполнение задания уходит 40 секунд и менее – концентрация внимания на хорошем уровне.

От 40 до 50 секунд – средний показатель.

Свыше 50 секунд – слабая концентрация.

Для детей, знающих цифры, можно приготовить простую таблицу, в которую хаотично вписать числа от 1 до 10. Усложненным вариантом задания может служить нахождение цифр в обратном порядке.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)


Суть этой методики в вычленении слов из случайно подборки букв. Задания ограничивают временем и количеством спрятанных слов.


Этот метод подходит для старших дошкольников, умеющих читать.


Тест Бурдона

Тест проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Различные модификации теста в играх – зачеркни (закрой) лишний предмет. На этапе первичного чтения хорошо работать на вычленение букв из текста (подчеркнуть, зачеркнуть). Очень эффективная методика запоминания буквенного написания.


Перепутанные линии, лабиринт


Возможные модификации лабиринта. Можно использовать карточки с перепутанными линиями, соединяющие числа. Результатом игры должны стать записанные пары чисел.


Увеличение объема внимания и кратковременной памяти


Метод Айвазовского

За ограниченное время стараться запомнить как можно больше объектов в ограниченном пространстве, чтобы позже воспроизвести их по памяти.


Как вариант игра «Ищи безостановочно». В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.)


Игра «Заметь все». Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили, последовательность размещения. Картинки или предметы убираются или меняются местами. После 10-секундного просмотра, предлагается определить, что изменилось.


Тренировка переключения внимания


Ограниченное время концентрировать внимание на стекле окна, затем перевести взгляд на вид улицы. Постараться запомнить как можно больше объектов. Через 10 секунд вновь переключиться на стекло.


Переключение с подвижного, наполненного объекта на неподвижное стекло потребует усилия воли.


Тренировка распределения внимания


Предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. К примеру, правой рукой надо поглаживать, а левой стучать по поверхности. Справляетесь легко? Тогда подключайте покачивание левой ноги.


Действия с помехой. Считаем вслух от 1 до 20, а на бумаге записываем обратный счет. Читаем книгу и выстукиваем определенный ритм. Слушаем аудиокнигу и вычеркиваем определенные слова (буквы, сочетания букв) из текста, выполняем другие задания, к примеру, находим различия картинок.


От степени развития внимания зависит успешность любой деятельности. Характеристики внимания корректируются систематическими упражнениями.