Топ и Шлеп
1. Добрые ладошки (от 1 года)
В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Во время чтения первой части стихотворения покажите обе ладошки и «покружите» ими. Во время второй возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальчики, пока он не научится делать это самостоятельно.
Топ и Шлеп так хороши,
Их похвалим от души —
Что за чудо мальчики
Расскажите, пальчики:
«Раз – конечно, ты хороший,
Два – конечно, ты пригожий,
Три – конечно, ты красивый,
А четыре – ты счастливый,
Пять – конечно, ты любим!»
С другой ручкой повторим.
Книги и журналы можно не только читать. Давайте поиграем, например, в игру «Книга с сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Вложите в книжку небольшую картинку, календарик или фантик, а ребенку нужно будет его найти, перелистывая страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая «сюрприз», запрещено – ее нужно именно постранично листать. «Сюрпризов» может быть несколько – их количество тоже может оставаться неизвестным до конца игры. Найденные «сюрпризики» перекладываются в другие места или заменяются на новые.
2. Ах и ох (от 2 лет)
Эту игру-разминку полезно повторить несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом двумя одновременно, постепенно увеличивая темп. На первую и вторую строчки стихотворения ладошки поднимаем вертикально, на третью и четвертую – раздвигаем пальцы врозь, на пятую и шестую – собираем их вместе.
Утром смотрит Топ в оконце —
Поднялось на небе солнце:
Лучики на небесах
Рассыпает солнце – ах!
Тучка ловко этих крох
Собирает вместе – ох!
Из ненужного уже журнала можно сделать полезную развивающую игру «Сколько цветов у радуги?». Дайте ребенку прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь. Из журнала нужно вырезать картинки определенных цветов (тех, которые малыш уже знает) и приклеить их на разные страницы тетради. Например, одна страница будет желтой, вторая – красной и т. д. Количество цветов постепенно увеличивайте. Если малыш будет вырывать картинки из страниц журнала, а не вырезать, – ничего страшного, это тоже полезно для развития мелкой моторики.
3. Плих и плюх (от 1 года)
Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под первую, вторую и третью строчки ритмично потираем ладошки, изображая мытье рук и умывание, под четвертую – грозим пальчиком.
Утром Топ водичкой
Моет руки, личико:
Плих и плюх, плих и плюх —
Убегай, грязь, от чистюх!
С помощью самого обычного предмета, который есть у каждого, можно поиграть в игру «Гребень волшебницы». Нам понадобится расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите нитку к крайнему зубчику и покажите малышу, как ее можно пропустить между другими зубчиками. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но все равно, такая расческа в руках юного парикмахера станет похожа на гребень волшебницы. С увеличением количества цветных нитей будет расти и магическая сила гребня.
4. Топ и Шлеп (от 1 года)
Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. На пятой и шестой строчке, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлеп-шлеп-шлеп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.
Топ и Шлеп повсюду вместе,
По отдельности ни с места —
Топ идет: то-о-оп, то-о-оп
И Шлеп вперед: шле-е-еп, шле-е-еп,
Топ бежит: топ-топ-топ
И Шлеп спешит: шлеп-шлеп-шлеп.
Если вместо обычной расчески взять массажную и пропустить цветную нитку между ее зубчиков, получится совсем другая игра – «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложными и многослойными.
5. Бух и плюх (от 1 года)
Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлепшлеп», под «бух» стучим по столу (коленям) кулачками, а под «плюх» – ладошками. Проделать это надо несколько раз в разном темпе.
Топ и Шлеп вдвоем гуляли:
Топ-топ-топ,
Всех ворон пересчитали:
Шлеп-шлеп-шлеп,
Топ споткнулся – слы-ы-ышим: бух!
Падал Шлеп под гро-о-омкий плюх!
Не спешите выбрасывать фантики от конфет – они ждут не дождутся, когда с ними сыграют в игру «Снежинка». Научите ребенка вырезать яркие веселые снежинки из конфетных оберток.
6. Кап-кап-кап (от 1 года)
В этой игре, развивающей помимо всего прочего ловкость рук, во время чтения первой и второй строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения третьей – соединяем кончики пальцев правой и левой руки (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения четвертой – поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
Кап-кап-кап – закапал дождик.
Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
Раз, два, три, четыре, пять —
Дождику нас не достать.
Загадки можно загадывать и при помощи обычных спичек или небольших тонких палочек. Получится игра «Спичечные загадки». По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расческу, клюшку, вязальный крючок, лопату, щетку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т. д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится предмет: одежда – юбка, шапка, брюки; мебель – стул, кровать; посуда – стакан, блюдце, кастрюля; растения – куст, елка, цветок и т. д.
7. Хлип и хлюп (от 1 года)
Эту увлекательную для малыша игру проводим так: читая первые две строчки стихотворения, шлепаем ладошками по столу или коленям. Под чтение третьей складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под чтение четвертой, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца.
Вот идут купаться братцы,
Чтоб поплавать, поплескаться,
Прыгнут в пруд – то там, то тут
Раздается хлип и хлюп.
Из конфетных фантиков получаются красивые веера – если их гофрировать и закрепить ниткой или скотчем с одного конца. А если зажать в середине, то получается бантик. Наденьте его на заколку-невидимку – и у вас будет новая красивая заколка для куклы. Бантик можно за ленточку привязать на шею плюшевому коту. А если изготовить несколько таких бантов и соединить в середине, получится цветок. Прикрепите его на проволоку и кусочком пластилина закрепите на картоне. Мальчики вместо бантов и цветов могут сделать вертолеты разных моделей. Соорудите с ними целую вертолетную эскадрилью. А в целом получается игра «Веера, банты, цветы, вертолеты».
8. Хряп и тяп (от 1 года)
В этой сюжетной игре под чтение первых четырех строчек стихотворения изображаем движения дровосека. Читая пятую, складываем ладошки лодочкой, под шестую поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении седьмой дуем на парус, и ладошки-лодочка движется вперед со словами «поплыли».
Громко топоры стучат:
Хряп-тяп, хряп-тяп —
Братцы лодку мастерят:
Хряп-тяп, хряп-тяп.
Лодку на воду спустили,
Парусами снарядили
И поплыли.
Две обертки от шоколада можно превратить в материал для занимательной игры «Плетение бумажного коврика». Для этого одну обертку надо разрезать поперек на полоски шириной примерно один сантиметр, а вторую – вдоль на такие же полоски, но не доходя до краев на один сантиметр. После этого покажите ребенку, как можно сплести из этих полосок коврик.
9. Чик-чик и жмых-жмых (от 1 года)
В этой энергичной игре под чтение первых четырех строчек стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под чтение пятой и шестой строчек сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая седьмую строчку, пальцы собираем «щепотью» – «солим салат», под восьмую слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед.
Если резать все подряд —
Будет кукольный салат.
Братцы овощи мельчили: чик-чик, чик-чик,
Братцы овощи мешали: жмых-жмых, жмых-жмых,
А потом все посолили,
Куклу Машу угостили.
Используя фольгу от оберток конфет и шоколада, можно организовать игру «Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на прямоугольники размером примерно один на два сантиметра. Накрутите их на стержень от ручки или карандаш. Теперь выньте стержень – получится маленькая трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие кусочки фольги скомкать, можно сделать серебряные бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус надо нанизать (с помощью иголки) на нитку, и у вас будут прекрасные серебряные бусы.
10. Шик и пшик (от 1 года)
Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку ладонью вниз, а правую руку – ладонью вверх. Во время чтения всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую кладем ладонью вниз, а левую – тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.
Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой,
Повернем на бок другой.
Было бы полезно в домашних условиях почаще устраивать игру «Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Нужно нарезать или порвать на мелкие кусочки фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций из цветной бумаги и т. п. – и подбросить их вверх. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать ее с пола. Устраивайте состязания – кто соберет больше кусочков и быстрее всех.
11. Хруп и хряп (от 2 лет)
В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время второй половины изображаем шитье иголкой.
Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Топ и Шлеп рубашку шили —
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп, хруп-хряп.
Все разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!
Можно сделать цветы из семечек (семян подсолнечника или тыквы). Это игра «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка приплюсните его и по окружности воткните семечки. Если шарик небольшой, то и лепестков уместится немного. А если увеличить диаметр пластилинового шарика, цветок будет крупнее. Если вы хотите не ромашку, а хризантему, то семечки воткните не только по окружности, но и по всей полусфере пластилинового шарика.
12. Жик и вжик (от 1 года)
Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью вперед-назад по другой раскрытой ладони.
Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец —
Распилили доски вмиг,
Только слышно: жик и вжик.
Из конфетных фантиков получаются самые разные миниатюры. Устройте конкурс и выясните, кто сможет путем сложения фантика получить самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр. Эта игра «Миниатюры из фантиков» поможет еще и в изучении или повторении геометрических фигур.
13. Тук и стук (от 1 года)
Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой стихотворения кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают тук-тук-тук,
Раздается стук-стук-стук.
Устройте «охоту» за природными материалами – камешками, палочками, листиками, семенами и т. п. Дома эти предметы обрисуйте карандашом или фломастером на листе бумаги. Это занятие можно превратить в игру-загадку. К примеру, один участник обводит какой-то кленовый листочек из собранного букета, а другой путем подбора должен угадать, след какого листочка представлен. Это игра «СЛЕДственный эксперимент».
14. Цок-цок (от 1 года)
В этой игре во время чтения первой половины стихотворения надо поочередно сгибать пальцы сначала одной, потом другой руки, а на последней строчке перевернуть кулачки и, прижав их друг к другу, поводить ими вперед-назад, имитируя езду на лошадке. Во время чтения второй половины стихотворения поочередно разгибаем пальчики, а на последней строчке разводим руки в стороны.
Топ лошадку запрягает —
На лошадку надевает:
Одну красную уздечку – цок-цок,
На уздечку два сердечка – цок-цок,
Три серебряных кольца – цок-цок
И четыре бубенца – цок-цок,
Пять тесемок на попонку – цок-цок,
Шесть цветочков в ее челку – цок-цок,
Семь косичек вплел ей в гриву – цок-цок,
Восемь бантиков красивых – цок-цок,
Девять кружев, десять лент – цок-цок —
Теперь можно ехать в свет!
Топ лошадку распрягает —
И с лошадки он снимает:
Одну красную уздечку – цок-цок,
А с уздечки два сердечка – цок-цок,
Три серебряных кольца – цок-цок
И четыре бубенца – цок-цок,
Пять тесемочек с попонки – цок-цок,
Шесть цветочков с ее челки – цок-цок,
Семь он кос расплел из гривы – цок-цок,
Восемь бантиков красивых – цок-цок,
Девять кружев, десять лент —
Больше ничего и нет!
Полезна для развития ловкости рук игра «Особо ценный груз». Для нее сгодится любая бумага (подойдет и газетная) и несколько небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т. д.) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребенок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закреплять бумагу. Таким же образом можно поиграть, допустим, в «магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребенка запаковать их.
15. Тяп и ляп (от 1 года)
Во время этой интенсивной игры имитируем процесс вымешивания теста: на первую, вторую и третью строчки очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно); на последней строчке совершаем руками такие движения, как будто лепим снежки.
Топ со Шлепом вместе
Месили тили-тесто:
Месим тесто – стряп-стряп,
Пышки лепим – тяп-ляп.
Загадки можно загадывать и с помощью клякс. Это игра «Загадки-кляксы». Для ее проведения налейте в несколько крышечек от пластиковых бутылок воду и окрасьте краской (цвета могут быть разными). Либо возьмите лотки для заморозки льда. Научите ребенка делать кляксы при помощи пипетки или кисточки. Затем вместе рассмотрите получившиеся «картинки» – какие предметы, отдельные детали они напоминают? Обведите и дорисуйте их. Кляксы могут стать основой для целого сюжета.
16. Гол! (от 2,5 лет)
Для проведения игры скатайте небольшой комочек из фольги, бумаги или пластилина (это будет мяч) и смастерите ворота из трех спичек и пластилина. С его помощью укрепите ворота на столе. Указательным и средним пальцами (остальные прижаты к ладони) погоняйте с ребенком «мяч» по столу, перекатывая его друг другу. Постарайтесь забить гол – попасть мячиком в ворота.
Топ и Шлеп в футбол играли —
«Гол!» – болельщики кричали.
Для рисунков из раскрасок можно сделать рамочки и украсить их с помощью пластилина. Эта игра «Багет из пластилина». Скатайте пластилиновый жгутик такой же длины, как сторона рамки, прижмите его по краю рисунка и палочкой выдавите узоры на мягком материале. Украсьте бусинками, пуговками, ракушками, кусочками бересты, зернышками, горошинами, семенами подсолнечника, тыквы, яблок, выкладывая из них орнаменты. Можно сплести разноцветную пластилиновую косичку, составить рамочку из цветных шариков из пластилина одной или разной величины.
Конец ознакомительного фрагмента.