Глава 1
Становление артиллериста
Из крестьян-тружеников белорусской земли
Родился Иван Миронович Пядусов 23 июня 1901 года в небольшой белорусской деревушке Парадино Мстиславского уезда Могилевской губернии в многодетной крестьянской семье. Какие перспективы были у мальчишки? И каких высот он достиг, благодаря своему упорству, уму, душевной чистоте…
По историческим данным фамилия Пядусов в 50 % случаев имеет русское происхождение, в 30 % случаев ее могут носить представители из народов средней полосы России (татары, мордва, башкиры, буряты и др.), в 10 %—белорусы, в 5 %—украинцы и в 5 % случаев – болгары или сербы. Эта фамилия считается довольно редкой в России, но также достаточно древней. В сохранившихся важных старинных протоколах Пядусовы были важными персонами из русского московского мещанства в XV–XVI веках, носившими «почтенную царскую привилегию». Исторические корни фамилии Пядусов можно обнаружить в таблице переписи населения Руси в век правления Ивана Грозного. У государя хранился список привилегированных и приятно звучащих фамилий, которые вручались приближенным в случае особого расположения или награды.
Село Парадино расположено в 9,5 километрах от Мстиславля, до него можно добраться всего за 10 минут на машине. Рядом протекает извилистая речка Сож, образуя небольшие болота и озерца. Красивые, заповедные места, где веками жили и добывали хлеб насущный белорусские крестьяне. Наверное, от них Иван Миронович и унаследовал трудолюбие и умение не пасовать перед трудностями.
Из автобиографии, написанной Иваном Мироновичем в 1938 году: «По социальному происхождению и по положению – крестьянин.
Родители до Октябрьской революции и после занимались сельским хозяйством. Место жительства не меняли. По имущественному положению хозяйство относилось к маломощно середняцкому. Семья состояла из 12 человек. Земли имели 5 гектаров, 1 лошадь, 2 коровы и избу. Имущественное положение таким было до революции и после. Отец умер в 1918 году, мать умерла в 1924 году. Работать в хозяйстве отца начал с семилетнего возраста и проработал до 1920 года»[6].
Сквозь эти скупые строки сквозит горечь нелегкой судьбы простого крестьянского паренька, с детства привыкшего к тяжелому деревенскому труду. В те времена дети «взрослели» очень рано и наравне со взрослыми пахали, сеяли, собирали урожай, вели хозяйство. А когда умер отец, на его, еще некрепкие мальчишеские плечи, легла вся ответственность за дом, землю, престарелую мать и младших братьев и сестер. Обратимся опять к автобиографии: «В 1915 году окончил сельскую школу в деревне Парадино. Вследствие того, что для продолжения образования средств не имелось, с 1915 по 1917 год не учился, работал дома и одновременно готовился по программе городского училища и по программе учительской семинарии. В 1918 году поступил в школу 2 ступени, которую окончил в 1920 году»[7].
Как видим, еще тогда в мальчишке проявилась неуемная жажда знаний, которая, несмотря на тяжелый крестьянский труд от зари до зари, отсутствие денег, помогла получить образование, а потом и привела в столицу молодой Советской республики – Петроград. Судьба братьев и сестер Ивана Мироновича сложилась не так успешно: «старший брат Ефим, – писал в автобиографии Иван Миронович, – умер в 1925 г., брат Максим с 1915 по 1917 год был шахтером на Донбассе. С 1918 по 1920 год находился в РККА красноармейцем и был убит на фронте. Сестра Феодосия Платонова (фамилия мужа) в колхозе. Сестра Ульяна Ханусова (фамилия мужа) в единоличном хозяйстве – имущественное положение 1 лошадь и изба. Брат Михаил работает плотником. Все живут в деревне Парадино, Рыловщенский сельсовет, Мстиславский район»[8].
После пережитых лет голода, оккупации, затем освобождения родного края вопрос о политическом, жизненном и нравственном самоопределении у Ивана Пядусова не возникал. Все было предельно ясно – Красная Армия, армия-освободительница, прогнавшая сначала немецких, затем и польских захватчиков. Армия, в рядах которой воевал старший брат. В мае 1920 года Иван Пядусов добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянского Красного Флота, став матросом Военно-морской Кронштадтской базы Балтийского флота. Однако морское дело пришлось не по душе уроженцу Белоруссии. Неоднократно впоследствии в семейном кругу Иван Миронович вспоминал: «Родное село! Оказывается, можно почти десять лет его не видеть, месяцами не вспоминать о нем, а оно все равно живет в тебе! Выходит, где и что бы ты ни делал, по каким бы морям тебя ни носило, но здесь ты был каждый миг, потому что в родном селе, как якорь, все время лежит частица твоей души»[9].
В сентябре 1920 года он становится красноармейцем 6-го запасного стрелкового полка в г. Дороговище.
Осваивая артиллерийское дело
После окончания Гражданской войны, с переходом Красной Армии на мирное положение перед её руководством встала проблема совершенствования подготовки командных кадров. В ходе преобразований был осуществлён переход от краткосрочных командных курсов к военным школам с нормальным сроком обучения и по единым программам. Такие курсы по всем родам войск были созданы ещё в феврале 1918 года. Как правило, базой для них становились училища царской армии, ликвидированные приказом Наркомвоена от 27 ноября 1917 года. Руководство курсами осуществляло управление военно-учебных заведений. Одним из первых удачных опытов в создании новых военно-учебных заведений в Петрограде была организация в ноябре 1917 года на базе Михайловского (современный адрес – ул. Комсомола, 22) и Константиновского (современный адрес – Московский пр., 17) артиллерийских училищ 1-х и 2-х советских артиллерийских командных курсов.
Здания училищ, видевшие в своих стенах на протяжении века только представителей знати, увидели своих новых хозяев – людей нового мира, жадно стремившихся к военным знаниям. Они начали учёбу, не выпуская из рук винтовок, уверенные в правоте своего дела, спокойные и мужественные. Спустя несколько месяцев они уже пошли по военным дорогам Гражданской войны, били немцев под Псковом, Колчака под Уфой, Деникина под Орлом, Юденича под Петроградом, преодолевали пустыни Средней Азии, болота и леса Белоруссии и степи Украины.
Однако уже в 1920 году, когда напряжённость обстановки на фронтах ослабла, правительство приняло решение о реорганизации сети военно-учебных заведений. Краткосрочные командные курсы, выполнившие свою задачу выпуска красных командиров в военное время, были реорганизованы в военные школы с трехгодичным сроком обучения. И одними из первых в сентябре 1920 года 2-е советские артиллерийские командные курсы были преобразованы во 2-ю Петроградскую артиллерийскую школу комсостава РККА с трехлетним сроком обучения. И Иван Пядусов, имея неплохую математическую подготовку, изъявил желание поступить во 2-ю Петроградскую артиллерийскую школу.
Как и других абитуриентов, красноармейца Ивана Пядусова подвергли вступительным экзаменам по политграмоте, русскому языку, географии, математике и естествознанию. Экзамены имели своим назначением определить общее развитие (политическое и общеобразовательное) лиц, поступавших в военно-учебное заведение. И красноармеец Иван Пядусов с честью их выдержал.
Приказом Реввоенсовета Республики № 2116 от 12 октября 1920 года курсы стали именоваться 1-й Петроградской артиллерийской школой командного состава. Согласно этому приказу школа перешла на новые штаты в составе двух батарей: 76-мм пушек и 122-мм гаубиц. Курсанты каждой батареи были разбиты по курсам на отделения по 25–30 человек, в одном из которых находился и курсант Пядусов. Каждая батарея изучала материальную часть, правила стрельбы обоих систем, но более детально изучалась своя система.
Свои славные традиции Константиновское артиллерийское училище и 2-е Петроградские советские артиллерийские курсы целиком передали школе. Старое знамя курсов, пронесённое курсантами по полям сражений Гражданской войны, стало символом этих традиций, на которых воспитывались новые поколения курсантов в условиях мирного времени.
Переход школы на трехлетний срок обучения вызвал коренную перестройку всей учебной и воспитательной работы, при этом в очень тяжёлых условиях: школа не была обеспечена топливом, не хватало обмундирования и обуви. Курсанты получали скудный паёк.
Как и в грозном 1919 году, курсанты не раз покидали учебные классы, чтобы ликвидировать последние очаги контрреволюции. Одним из них в марте 1921 года был антисоветский Кронштадтский мятеж. 1-я Петроградская артиллерийская школа выделила на его подавление четырёхорудийную батарею, однако Ивану Пядусову пришлось участвовать в других событиях, на Карельском перешейке. Здесь в конце декабря 1921 года белофинны предприняли попытку осуществить захват Советской Карелии.
Пользуясь малочисленностью наших пограничных частей, белофинны вторглись в пределы Советской республики и стали продвигаться к Мурманской железной дороге. В этих условиях Реввоенсовет Республики поставил задачу Петроградскому военному округу в кратчайший срок закрыть финскую границу, отрезать пути отхода противника и уничтожить его. В помощь частям Действующей армии на Карельском фронте артиллерийская школа сформировала отдельный артиллерийский дивизион в составе трёх батарей, вооружённых 76-мм пушками образца 1902 года на конной тяге. Командование одним из огневых расчётов было поручено Ивану Пядусову.
Дивизион выступил в район боев 4 января 1922 года. Батареи успешно совершили 100-километровый марш от ст. Лодейное Поле до окрестностей г. Олонец в условиях суровой зимы, бездорожья и без снабжения по пути следования. Тогда молодой курсант и предположить не мог, что с этим театром боевых действий ему придётся иметь дело в будущем. И ознакомление с ним в боевой обстановке окажется полезным и поучительным с точки зрения организации боевых действий артиллерии в условиях глубокого снега, непроходимых лесов, опасности огневых засад врага на дорогах.
Дивизион артиллерийской школы в назначенный район прибыл своевременно и без потерь и оказал пехоте необходимую огневую поддержку. Около двух недель Иван Пядусов с товарищами по оружию участвовал в ликвидации на советско-финляндской границе вооруженных формирований, состоявших главным образом из финских националистов шюцкоровских военизированных организаций, вторгшихся на территорию Советской Карелии. После выполнения поставленной задачи дивизион снялся с огневых позиций и 24 января 1922 года возвратился в расположение своей школы в Петрограде.
За время боёв в Карелии курсанты получили богатый опыт действий в зимних условиях как на марше, так и в бою. Некоторые курсанты, в том числе и Иван Пядусов, были награждены памятным знаком «Честному воину Карельского фронта»[10]. Примечательно, что таким же памятным знаком был награжден будущий Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин, который был начальником оперативного управления штаба Карельского района.
В артиллерийской школе преподавали не только красноармейцы-фронтовики, но и офицеры царской армии, имевшие боевой опыт и хорошую теоретическую базу Иван Миронович вспоминал, как «один из преподавателей Соколов (в прошлом граф) поставил ему высшую отметку по одному из предметов и подчеркнул, что сделал это впервые за свою преподавательскую практику»*.
Осенью 1922 года в число курсантов школы были зачислены бывшие курсанты расформированных 8-х Саратовских артиллерийских курсов и школы тяжёлой береговой артиллерии. Оказался двойной контингент курсантов, что позволило провести тщательный отбор. В школе остались только дисциплинированные, имеющие хорошую общую подготовку курсанты. Один из старейших преподавателей школы генерал-майор инженерно-технической службы А. Д. Блинов очень лестно отзывался о курсантах тех лет: «Поражаешься, с каким вниманием слушают наши курсанты, как они стараются всё усвоить, всё понять».
Коренной перелом методов работы учебной части и не только 1 – й Петроградской артиллерийской школы, но и всех других военных школ осуществился в 1922/23 учебном году. В начале этого учебного года школа получила директиву Управления военно-учебными заведениями о переходе на новый метод обучения – лабораторный метод. Новый метод состоял в том, чтобы развивать самостоятельность, активность курсантов и прививать им исследовательский дух.
Эту директиву в школе немедленно приняли к исполнению. В течение зимнего периода, несмотря на огромные трудности, были оборудованы физическая, химическая, артиллерийская и топографическая лаборатории и метеорологическая станция.
Учебная часть разработала тематику учебного процесса: разбила весь курс на темы, определила время на изучение каждой темы. Введение лабораторного метода одновременно по многим дисциплинам проходило болезненно. Курсанты не всегда успевали выполнять лабораторные работы, поэтому отставали в учёбе. Первые два месяца работы показали необходимость значительных изменений в организации учебного процесса. Снова раздумья и поиски. Метод самостоятельной лабораторной работы был заменён работой преподавателя с курсантами в лаборатории. При таком методе курсант не был предоставлен самому себе, а в любой момент мог получить помощь преподавателя.
Несмотря на трудности, с которыми сталкивалась школа, преподаватели, командиры и курсанты справлялись с поставленными перед ними задачами. Летом 1923 года боевые стрельбы, проведённые в лагере, показали прочные знания старшекурсников-выпускников. В лагерный период были проведены артиллерийско-стрелковые состязания между батареями на первенство школы.
Ровно и красиво трогаются запряжки и следуют на сборный пункт, где будет указан район выбора позиции для поражения целей. Задача поставлена. Пущены секундомеры. Сначала выступает вторая батарея. Быстро выезжает разведка. Разбит фронт батареи, определена буссоль (дирекционный угол), конные телефонисты моментально установили телефонную связь с командиром батареи, а у него уже готовы команды для скачущей галопом на позицию батареи.
Одно мгновение, и батарея приведена в боевое положение и уже посылает снаряды по болванкам, изображающим огневые точки. Небольшая корректура, и цель накрывается беглым огнём. В результате из 50 болванок поражёнными оказались 33. Выступает первая батарея, которая также проделывает всё на галопе. Местность пересечённая, позиция умышленно выбрана худшей, чем может встретиться на войне. Сильно прыгают передки и зарядные ящики по пням и выбоинам. Один номер расчёта падает с передка. Круто повернув уносы, ездовой спасает жизнь курсанта. Ещё одна канава, и неожиданно сломалось дышло. Но курсанты не растерялись, на руках выкатили пушку на позицию, и уже снаряды разят цель. В итоге 42 поражённых болванки из 50.
Состязания закончены, подсчитаны поражения и оглашён результат: победила первая батарея. Таков был заключительный аккорд практических стрельб курсантов 1-й артиллерийской школы.
На боевых стрельбах в этом же году школа впервые применила методы «уточненной стрельбы» (полную подготовку).
По окончании лагерного сбора школа участвовала в осенних манёврах Петроградского военного округа. Манёвры продолжались семь дней. Обе батареи школы входили в состав артиллерии 11-й Петроградской стрелковой дивизии. Это был первый опыт, положивший начало связи артиллерийской школы с войсками и показавший пути выработки практических профессиональных навыков у курсантов в мирное время. Уже в это время в 1-й Петроградской артиллерийской школе сложилась традиция постоянного совершенствования полевой выучки курсантов.
Именно такое обучение, сочетающее теорию и полевую практику, дало ту основу, которая обусловила превращение Ивана Пядусова, крестьянского паренька из глубинки, в опытного военачальника Великой Отечественной войны.
В августе 1923 года школа произвела первый выпуск командиров-артиллеристов, которые прошли нормальный курс обучения. 63 питомца школы направлены в различные военные округа страны.
1923/24 учебный год школа начала по новому учебному плану, первому плану, разработанному Главным управлением военно-учебных заведений. Успешному выполнению плана задач боевой и политической подготовки во многом способствовали крепнущие шефские связи с предприятиями и учреждениями Петрограда.
С самого начала 1924 года осуществляется живая связь 1-й Петроградской артиллерийской школы и родственных артиллерийских школ в Москве, Киеве, Одессе, Полтаве.
Во время взаимопосещений курсанты всесторонне знакомились с постановкой учебной, боевой и воспитательной работы, бытом. Затем они докладывали о своих впечатлениях на открытых собраниях.
В годы Гражданской войны курсанты и рабочие вместе, рука об руку, дрались с врагами революции. А затем общими усилиями они крепили оборонную мощь страны. Идея дружбы, постоянной связи армии и народа нашла своё выражение в шефстве предприятий и учреждений над частями Красной Армии. Между партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями Петрограда и военными школами установились самые дружеские и тесные взаимоотношения.
В день 4-й годовщины Красной Армии—23 февраля 1922 года – над школой взяли шефство Северо-Западное Промбюро, а затем вагоностроительный завод имени Егорова. Шефы оказывали школе материальную и культурную помощь. Промбюро помогало деньгами и оборудованием, отдало школе в эксплуатацию типографию. Издательство «Красная Новь» бесплатно или с большой скидкой снабжало школу книгами и учебными пособиями. Культурное шефство над школой взял Дом печати.
В день 5-й годовщины школы шефы завода имени Егорова вручили курсантам своё шефское знамя. Шефские связи с этим старейшим заводом страны прерывались только в годы Великой Отечественной войны. Взаимная помощь шефов и подшефников, материальная поддержка со стороны шефов, трудовая помощь со стороны курсантов позволили быстрыми темпами улучшать хозяйство школы и одновременно укреплять связи будущих командиров с рабочим классом.
14 января 1924 года в жизни школы произошло знаменательное событие. За выдающиеся заслуги курсантов и воспитанников школы в годы Гражданской войны приказом Реввоенсовета СССР № 2811 от 31 декабря 1923 года школе было присвоено почётное имя Красного Октября. В этот день был зачитан приказ, который гласил: «1-й Петроградской артиллерийской школе комсостава впредь присвоить наименование 1-я Петроградская артиллерийская школа командного состава имени Красного Октября». Вскоре в соответствии с решением II съезда Советов о переименовании Петрограда в Ленинград школа получила наименование 1-й Ленинградской артиллерийской школы имени Красного Октября.
На торжественном заседании личного состава, с присутствием представителей шефов, городских партийных и советских организаций, курсанты и командиры дали обязательство с честью носить имя Красного Октября и добиться ещё более высоких успехов в своей работе. Они дали руководству страны клятву быть готовыми в любой момент выступить на защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и мирного труда рабочих и крестьян.
У Ивана Пядусова на всю жизнь остались тёплые воспоминания о преподавателях школы. Тщательно подобранный командный, начальствующий и преподавательский состав способствовал тому, что 1-я Петроградская артиллерийская школа являлась головной и руководящей школой для всех артиллерийских школ республики.
Как и другие курсанты, Иван Пядусов был человеком своего времени, он принимал активное участие в общественной жизни, в 1923 году вступил в ряды ВЛКСМ. Комсомольских ячеек в батареях тогда ещё не было, но в каждой батарее были организаторы, которые вели подготовительную работу.
Одним из них и был Пядусов. Комсомольцы быстро завоёвывали авторитет среди курсантов, и число их увеличивалось с каждым годом.
Служба на земле уральской
После окончания Ленинградской артиллерийской школы (1924 год) Иван Пядусов получает назначение на должность начальника разведки батареи в 57-м артиллерийском полку, дислоцировавшемся в Перми. К новому месту службы молодой краском убыл вместе со своей спутницей жизни, ленинградкой Валентиной Петровной Филатовой.
Иван Миронович в автобиографии написал: «Жена Валентина Петровна по социальному происхождению рабочая. Отец, Петр Филатов, до революции и после был рабочим и работал на предприятиях и заводах Ленинграда. Отец жены умер в 1924 году. Мать, Анна Филатова, работница консервной фабрики, умерла в 1937 году. Брат жены Алексей Филатов – рабочий (до революции состоял на иждивении родителей) литейщик. Сестра Мария Евдокимова (фамилия мужа) до революции домохозяйка, после революции – работница швейной фабрики. Все они живут (и раньше жили) в Ленинграде.
Адрес: Фонтанка 47, кв. 9»[11].
Иван Миронович Пядусов последовательно прошел должности командира батареи, помощника командира дивизиона, командира дивизиона, начальника полковой школы, начальника штаба 93-го артиллерийского полка.
Анализируя становление Ивана Мироновича как артиллерийского командира, небезынтересно привести некоторые оценки его служебной деятельности при аттестовании.
Выписки из аттестаций на И. М. Пядусова[12]
1925 год. Начальник разведки 57-го легкого артиллерийского дивизиона, начальник разведки 2-й батареи 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Артиллерийское дело и службу в артиллерии знает. Дисциплинирован, исполнителен, вежлив, но требователен. Авторитетом у подчинённых пользуется. Здоровье хорошее. Самолюбив, не любит замечаний. Политически развит удовлетворительно, инициативы в общественной работе не проявляет, избегает хозяйственных вопросов.
Вывод. Занимаемой должности соответствует…»
1926 год. Помощник командира 2-й батареи 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Общеобразовательная подготовка хорошая. Быстро ориентируется. Энергичный, сообразительный. Дисциплинирован, настойчивый. Политически развит хорошо, член ВКП(б). Активно работает в общественных организациях. Подлежит продвижению вне очереди на командира батареи.
Вывод. Занимаемой должности соответствует…»
Несложно заметить в первых характеристиках ключевые слова: «подготовка хорошая», «быстро ориентируется, энергичный, сообразительный, настойчивый». Следует отметить, что эти качества либо есть, либо их нет. Что дала тебе природа, то твое. Конечно, можно эти качества улучшить, но только в том случае, если они имеются.
Судя уже по первым характеристикам, командирские качества у Ивана Пядусова имелись. Все остальное: «самолюбив, не любит замечаний, инициативы в общественной работе не проявляет, избегает хозяйственных вопросов» – можно исправить.
В 1927 году в Приуральском военном округе впервые были оборудованы дивизионные лагеря, в которые выехало большинство частей[13]. Здесь шло слаживание войск. Пехота училась взаимодействию с артиллерией. Учеба в таких условиях способствовала росту тактического мастерства командира батареи Ивана Пядусова.
Лагерные сборы в 1927 году проходили в условиях резкого обострения международной обстановки. Стремясь затормозить процесс индустриализации нашей страны, империалисты устраивали различные провокации. В Англии был совершен налет на советское торговое общество «Аркос», потом правительство консерваторов заявило о разрыве дипломатических отношений с СССР и стало угрожать нам войной.
В ответ на это воины-уральцы собрались на митинг и заявили в единогласно принятой резолюции: «На всю провокационную работу наших врагов мы ответим спокойной хладнокровной учебой. Мы против войны, но, если она против желания нашего правительства будет нам навязана, мы к ней готовы»[14].
1927 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«Самоуверен, склонен упорствовать и раздражаться. Здоровье среднее. Любит конное дело и знает артиллерийское дело. С работой справляется хорошо. Обладает командирским тактом. Остальное как в аттестации 1926 г. Занимаемой должности соответствует.
Вывод. Соответствует должности командира и политрука батареи…».
1928 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«К работе относится добросовестно и аккуратно. Инициативен. Занятия достаточны. В обстановке разбирается хорошо. Знаком с тактикой пехоты, конницы и артиллерии. Батарея выделяется по внутреннему распорядку в лучшую сторону. Может быть единоначальником. Остальное как в 1926 г. Занимаемой должности вполне соответствует.
Вывод. Соответствует должности. Может быть единоначальником…».
1930 год. Командир батареи артиллерийского дивизиона 169-й Пермской стрелковой дивизии.
«Хорошо знаком с тактикой пехоты и конницы. Батарея подготовлена хорошо. Остальное как в 1928 г. Должности занимаемой соответствует, подлежит продвижению на должность помощника командира дивизиона.
Вывод. Должности командира батареи соответствует. Подлежит продвижению на должность помощника командира дивизиона…»
1931 год. Помощник командира дивизиона 57-го артиллерийского полка (г. Пермь).
«Сообразительный. Упорный в выполнении поставленной задачи. К работе относится хорошо. Хорошо планирует и контролирует работу.
Политические занятия проводит хорошо. Морально и политически устойчив.
Член ВКП(б) и может быть единоначальником. Тактическая подготовка вполне удовлетворительная. По другим дисциплинам удовлетворительно.
Хорошо знаком с тактикой пехоты и конницы. Оружие содержит в порядке.
Умеет вести занятия с красноармейцами и комсоставом. Артиллерийские стрельбы провёл сам хорошо. Стрельба из ручного оружия удовлетворительная. Оперативные документы составлять может. Может работать по штабной и учебно-педагогической работе (остальное как в 1928 г.). Подлежит выдвижению на должность командира дивизиона (единоначальника)…».
В конце августа и начале сентября 1931 года боевую подготовку 57-й Уральской стрелковой дивизии проверял народный комиссар по военным и морским делам К. Е. Ворошилов. Все части, в том числе и 57-й артиллерийский полк, получили высокие оценки. Вскоре пополненная бойцами и командирами до штатного состава и преобразованная в кадровую Уральская дивизия отбыла в Забайкалье. И. М. Пядусов после проверки наркомом обороны пошел на повышение – в сентябре был назначен командиром дивизиона в артиллерийский полк 65-й стрелковой дивизии.
В январе 1932 года назначен начальником полковой школы в этом же полку.
1932 год. Начальник полковой школы 65-го артиллерийского полка.
«С работой начальника полковой школы справляется вполне. Работает планово, спайке уделяет достаточное внимание, индивидуально подходит к подчинённым в вопросах воспитания. Хороший организатор и руководитель. Интересуется военной литературой, повышая свои знания кропотливой работой над собой. Из винтовки стреляет хорошо – из нагана слабо. Артиллерийские стрельбы провёл (личные) удовлетворительно. Батареи полковой школы показали хороший темп огня и полную слаженность (остальное как в 1931 г.). Хороший начальник полковой школы. В порядке очереди подлежит выдвижению на должность начальника штаба полка.
Вывод. Подлежит выдвижению в очередном порядке на должность начальника штаба полка…».
Примечательно, что в должности начальника полковой школы были такие известные артиллерийские военачальники, как главный маршал артиллерии С. С. Варенцов[15], маршалы артиллерии В. И. Казаков, Г. Ф. Одинцов, Н. Д. Яковлев, П. Н. Кулешов. Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов командовал учебным артиллерийским дивизионом. Следует отметить, что на такие должности назначали, как правило, перспективных командиров, имеющих высокие командирские качества, способных организовать учебно-воспитательный процесс и являющихся отличными методистами. Ведь не случайно многие из них стали известными военачальниками. Вот и Иван Миронович был начальником полковой школы, а это означает, что он был перспективным командиром.
1934 год. Начальник полковой школы 94-го артиллерийского полка (г. Красноярск).
«Подготовка курсантов полковой школы вполне удовлетворительная. Взводы полковой школы в большинстве получили хорошую оценку подготовки. Матчасть содержится в порядке (имеет поощрения). Склонен к невыдержанности. Методические навыки имеет, занятия проводит хорошо. Политически и морально устойчив. Много читает художественной и военной литературы. Должности начальника полковой школы соответствует.
Достоин выдвижения на начальника штаба полка.
Вывод: Заслуживает продвижения на должность начальника штаба полка…».
1935 год. Начальник штаба 93-го артиллерийского полка (г. Иркутск).
«Начальником штаба полка четыре месяца. За короткий промежуток времени показал хорошие организаторские способности. Проявил много энергии, смелости, решительности, инициативы. Добросовестно относится к работе. В стрелково-тактическом отношении подготовлен хорошо. Умело проводит занятия с комсоставом. Работает над собой. Хороший начальник штаба полка, должности вполне соответствует…
Член ВКП(б) с 1926 года, работая нач. штаба артполка, проявил хорошие организаторские способности. Новые методы артстрельбы усвоил хорошо, упорно внедряет их всему командному составу. Штабы дивизионов в полку подготовлены вполне удовлетворительно. Умело проводит занятия. В тактических и стрелково-артиллерийских вопросах подготовлен хорошо.
Добросовестный, энергичный, инициативный и дисциплинированный командир. Много работает над собой. Политически устойчив. Физически развит и в походах вынослив. Строевую работу любит, должности нач. штаба полка вполне соответствует…».
Заметим, что практически во всех характеристиках отмечается отличная профессиональная подготовка и умение Ивана Мироновича проводить качественно занятия с подчиненными. Это не могло остаться незамеченным для вышестоящего командования и стало основанием в управлении кадров начальника артиллерии РККА для выдвижения Ивана Мироновича Пядусова на должность преподавателя тактики. С такой рекомендацией был согласен и начальник артиллерии РККА комдив И. М. Роговский.
В сентябре 1936 года Иван Миронович возвращается в родные стены 1-й Ленинградской артиллерийской школы, которую возглавлял будущий Главный маршал артиллерии комбриг Н. Н. Воронов, сам окончивший школу в 1918 году.
Преподавательская деятельность
Под руководством Н. Н. Воронова и в результате напряжённого труда личного состава 1-й Ленинградской артиллерийской школы были достигнуты высокие результаты в боевой и политической подготовке. Школа превратилась в передовое военно-учебное заведение Красной Армии. Её положительный опыт изучали другие военно-учебные заведения, и не только артиллерийские.
Командование школы, возглавляемое И. И. Вороновым, его заместителем майором И. И. Филатовым, начальником политотдела бригадным комиссаром Г. Ф. Голубевым, обращало особое внимание на улучшение артиллерийско-стрелковой подготовки. Начальник школы лично занимался артиллерийской стрельбой. Теперь на зачётных стрельбах выпускников должен быть присутствовать весь личный состав школы. По окончании стрельбы производился подробный разбор действий стреляющих, указывались ошибки, причины их и пути устранения. Подобные разборы давали курсантам очень многое. У них вырабатывалась способность к анализу и совершенствовалась методика разбора и оценки стрельбы. В конце 1936 года была удовлетворена просьба Н. Н. Воронова о посылке его волонтером в сражающуюся республиканскую Испанию.
После представления начальнику школы и руководителю преподавателей тактики майору Н. К. Борисову майор И. М. Пядусов с головой окунулся в работу. К этому времени происходят существенные изменения в организации учебного процесса. В 1936 году впервые набор курсантов производился не через военные комиссариаты и войсковые части, а непосредственно школой. Это было очень важным по своим последствиям мероприятием, повысившим ответственность командования школой за подготовку принятых курсантов. Среди них подавляющее большинство имело оконченное среднее и неоконченное высшее образование. Такой высокий общеобразовательный уровень при приёме в военные школы вызывался необходимостью успешного освоения сложной и разнообразной боевой техники, начавшей поступать на вооружение артиллерии РККА. Требовали реформирования вопросы преподавания многих дисциплин, и в первую очередь тактики и стрельбы. При анализе работы выпускников школ в войсках было установлено, что учебные программы имели существенный недостаток: в них не уделялось должного внимания изучению курсантами тактики мелких подразделений. Не мог не знать об этих недочётах и прибывший из войск майор И. М. Пядусов.
Ещё до прибытия его в коллектив преподавателей тактики в школу поступила директива начальника управления военно-учебных заведений, в которой предписывалось обратить основное внимание на изучение тактики мелких подразделений. Кроме того, начальник УВУЗа приказал при составлении рабочих планов учитывать общеобразовательный уровень различных категорий курсантов (бывшие красноармейцы, бывшие студенты и т. д.) и в соответствии с этим строить их обучение. Значительный объём работы, в которой принял участие и И. М. Пядусов, провел учебный отдел по пересмотру программы и учебных планов и приведению их в соответствие с новыми требованиями УВУЗа. Участвовал он и в работе группы преподавателей школы, возглавляемой дивизионным инженером А. Д. Блиновым. Эта группа разработала программу, составленную с достаточной полнотой, с глубоким знанием дела, получившую одобрение УВУЗа РККА.
Командование школы приняло решение об увеличении занятий с практической направленностью – действиями курсантов в должности командиров мелких подразделений. Для этой цели было организовано несколько выходов в поле и первый в истории школы выход в зимний лагерь в Лугу
16 марта 1937 года в жизни преподавательского состава школы и её структурных подразделений произошло важное событие. Приказом народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова за № 38 от 16 марта 1937 года школа, в числе других военно-учебных заведений РККА, была преобразована в училище и стала называться 1-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября.
Преобразование военных школ в военные училища связано с тем, что в СССР произошла культурная революция, резко повысился культурный уровень рабочего класса и колхозного крестьянства. Развитие народного образования привело к тому, что значительная часть молодёжи заканчивала полную среднюю школу, получая в ней серьёзные знания по математике, физике, химии, русскому языку и литературе, истории и т. д. Необходимость в изучении этих предметов в военно-учебных заведениях отпала.
Главное внимание уделялось боевой и политической подготовке. Преобразование школы в училище сопровождалось сокращением срока обучения с трёх до двух лет и, следовательно, значительным изменением учебных планов и программ.
С марта 1937 года начинается период работы училища по планам и программам двухлетнего срока обучения.
Сокращение сроков обучения и набор в артиллерийские училища молодежи, имеющей среднее образование, вызвали к жизни новые формы учебно-методической работы. Основным методом обучения курсантов стала лекция с последующей самостоятельной работой. На самостоятельную работу было отведено по четыре часа в день. Увеличено время на артиллерийско-стрелковый тренаж, который теперь стал проводиться ежедневно.
Итоги боевой и политической подготовки, подведённые в училище к XX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, дали хорошие результаты и показали правильность новых методов обучения курсантов.
В день XX годовщины Красной Армии Правительство СССР отметило образцовую работу ряда командиров и преподавателей училища. Были удостоены наград: майор Р. А. Дзивин – орденом Красного Знамени; дивизионный инженер А. Д. Блинов и майop П. П. Филатов – орденом Красной Звезды; старший лейтенант М. Д. Смирнов – орденом «Знак Почёта».
Юбилейной медалью «XX лет РККА» были награждены 32 командира училища, а 8 из них – и денежными премиями. В числе награждённых юбилейной медалью был и Иван Миронович Пядусов.
В марте 1938 года училище отмечало 20-ю годовщину своей деятельности. Наступил радостный день не только для тех, кто находился в училище, но и для всех его воспитанников, вышедших из стен училища за 20 лет. Со всех концов СССР шли приветствия и поздравления от артиллерийских командиров, бывших питомцев училища.
Заслуги училища были отмечены и Верховным Советом СССР. 27 марта 1938 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Красного Знамени 1-го Ленинградского артиллерийского училища:
«В ознаменование 20-й годовщины 1-го Ленинградского артиллерийского училища за боевые заслуги в годы Гражданской войны и его успехи в подготовке кадров командиров-артиллеристов, наградить 1-е Ленинградское артиллерийское училище орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
Москва, Кремль. 27 марта 1938 г.»
Это была высокая правительственная награда, налагавшая на весь коллектив новые серьёзные обязательства.
Народный комиссар обороны СССР, приказом № 285 1938 года поздравляя личный состав училища с высокой наградой, высказал уверенность в том, что и впредь наши артиллерийские военно-учебные заведения будут готовить и выпускать в РККА всесторонне грамотных командиров-артиллеристов, верных и преданных сынов социалистической Родины.
Этим же приказом 1-е Ленинградское артиллерийское училище стало именоваться 1-м Ленинградским Краснознамённым артиллерийским училищем имени Красного Октября.
На торжественном митинге, посвящённом награждению училища, курсанты и командиры дали клятву советскому народу отдать все силы и знания делу подготовки кадров артиллерии для Красной Армии.
В 21-ю годовщину своего существования училище вступило с орденом Красного Знамени. Высокая награда отныне становилась символом славных боевых традиций училища, символом его борьбы за высокие показатели в боевой и политической подготовке. Отныне орден Красного Знамени становился высшим мерилом новых успехов училища. Каждый шаг курсанта и командира стал рассматриваться с точки зрения достоинств и чести Краснознамённого училища.
Безусловно, Иван Миронович Пядусов пусть даже в течение короткого периода своей преподавательской деятельности внес определенный вклад в достижения училища по подготовке командиров-артиллеристов для Красной Армии накануне Великой Отечественной войны.
В аттестации на Ивана Мироновича за 1936–1937 годы, подписанной начальником и военным комиссаром 1-го Ленинградского артиллерийского училища, отмечалось: «Военное дело любит. Подготовка специальная и общевойсковая хорошая. Стремится получить академическое образование. Методические навыки в преподавании недостаточны. Работой преподавателя тяготится, её не любит. Обладает волевыми качествами, дисциплинирован. Воспитывать и обучать может. Политически подготовлен хорошо, общественной жизнью интересуется и принимает в ней участие. Должности преподавателя соответствует, целесообразен перевод на должность помощника командира полка по строевой части…»[16].
По всей видимости, Иван Миронович не хотел ограничивать свою военную карьеру сугубо преподавательской деятельностью. Надо отметить, что у большинства красных командиров и учеба в вузах, и преподавательская деятельность не были в должном почете. Если кто и оказывался на преподавательских должностях, то при первой же возможности старался убыть в войска. С другой стороны, Иван Миронович все же стремился получить академические знания, что отмечается в его характеристике. Настораживает то, что были отмечены его слабые методические навыки. Трудно с этим согласиться, если вспомним его прежние характеристики. Там как раз отмечались его способность качественно проводить занятия с подчиненными. Вероятнее всего, это было предвзятое отношение к нему его непосредственных начальников, обусловленное его прохладным отношением к преподавательской деятельности вообще. У авторов есть определенные сомнения в недостаточной методической подготовке Ивана Мироновича. Забегая вперед, отметим, что командующий войсками Ленинградского фронта Л. А. Говоров, наблюдая, как И. М. Пядусов проводит занятия на Токсовском полигоне, принял окончательное решение назначить Ивана Мироновича командующим артиллерией 67-й армии, действующей на направлении главного удара Ленинградского фронта в операции «Искра». Заметим, что сам будущий Маршал Советского Союза Л. А. Говоров, кроме всех других достоинств, обладал и великолепными методическими навыками. Поэтому, принимая такое решение, Л. А. Говоров увидел в Пядусове отличного методиста. В то же время в ходе проведения занятий можно увидеть и оценить, насколько руководитель сам подготовлен, каковы у него организаторские способности и т. д. Заслужить у Говорова положительную оценку в такого рода деятельности было очень сложно. Об этом мы еще вспомним.
Вот еще фрагменты характеристики на И. М. Пядусова.
1937 год. «В строю работал (то есть служил в войсках. – Авт.) до 1936 года, имеет хорошие практические навыки. Успешно передаёт свои знания курсантам. Политически развит хорошо. Вполне предан делу партии и Советской власти. Стремится в строй. Может быть использован как заместитель командира дивизиона училища…».
НАЧАЛЬНИК УЧИЛИЩА полковник (Шалунов)
ВОЕННЫЙ КОМИССАР УЧИЛИЩА полк, комиссар (Лялин)
Командир дивизиона капитан (Рожанович)»
Могла ли судьба И. М. Пядусова сложиться в период репрессий по-иному? Вероятно, могла! Ведь приказ о выдвижении на должность преподавателя тактики ему подписал «враг народа», репрессированный начальник артиллерии РККА И. М. Роговский, но, по всей видимости, оснований для того, чтобы упрекнуть Ивана Мироновича в неблагонадежности, не было.
Оценка служебной и общественной деятельности И. М. Пядусова способствовала его выдвижению на должность начальника учебного отдела (1938–1939 гг.) училища.
Учебный процесс под руководством и контролем нового начальника учебного отдела начался в училище по новым штатам. В училище стало четыре дивизиона. Число батарей и курсантов увеличилось вдвое. С начала 1939 года курсанты и командиры готовятся к принятию военной присяги в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 года.
Подготовка к принятию военной присяги проходит в обстановке упорной борьбы за высокие показатели в боевой и политической подготовке. Каждый курсант и командир проверяет себя, свою работу.
23 февраля 1939 года в торжественной обстановке личный состав училища принял военную присягу Красной Армии на верность Родине.
Личный состав училища продолжал упорно трудиться над освоением военных знаний и новой военной техники. В классах, лабораториях, на строевом плацу и в манеже – везде шла напряжённая учёба. Упорная и настойчивая работа коллектива увенчалась заслуженным успехом. Умножились ряды отличников учёбы. Имена лучших занесены на училищную доску почёта.
На выпускных государственных экзаменах 1938 года большинство курсантов получили отличные и хорошие оценки по всем предметам. В эти же годы И. М. Пядусов заочно учится в Краснознаменной ордена Ленина военной академии РККА имени М. В. Фрунзе, которую оканчивает в 1939 году с отличием. Принимает активное участие в общественной и партийной жизни города и училища. В 1937 году во время выборов в Верховный Совет СССР был парторгом и доверенным лицом 54-го избирательного участка Московского избирательного округа Ленинграда. С 1937 по 1938 год состоял членом парткомиссии 1-го ЛАУ.
Советский народ, занятый мирным социалистическим строительством, всегда был заинтересован в последовательном и неуклонном осуществлении миролюбивой внешней политики, основанной на принципах мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем. Советское правительство, проводя политику мира и укрепления дружбы между народами, стремилось предотвратить развязывание Второй мировой войны, боролось за осуществление коллективной безопасности, что давало миролюбивым народам наиболее надёжные гарантии обуздания агрессивных устремлений фашистской Германии. Однако политика Советского правительства не нашла поддержки со стороны правящих кругов наиболее сильных капиталистических государств, и прежде всего
Англии и Франции. Они рассчитывали использовать германский милитаризм в своих целях, натравить Германию на Советский Союз и упорно отказывались общими усилиями предотвратить развязывание Второй мировой войны. Советский Союз не мог не учитывать сопротивление стран Запада мирной политике. Народы Советского Союза, бдительно следя за происками реакционных сил, укрепляли оборону своей страны.
К началу Советско-финляндской войны Иван Миронович Пядусов в свои 38 лет был достаточно подготовленным командиром в профессиональном отношении, получил академическое образование. Умел организовать управление огнем артиллерийского полка (группы), артиллерией общевойскового соединения (объединения). Многое ему дала преподавательская работа, он хорошо знал тактику рода войск, вооружение и боевую технику, состоявшие на его вооружении. Безусловно, Ивану Мироновичу надо было расти в военном отношении дальше и не останавливаться на достигнутом. И он правильно определил свой дальнейший путь – служба в войсках.