Масонские степени. – Последовательное учреждение 83-х ступеней шотландских ритуалов
Нам недостаточно иметь краткий исторический перечень разных ритуалов. Чтобы ознакомиться с ними, необходимо проникнуть глубже и, оставляя для последующей работы полное и детальное изучение масонского символизма, указать в ритуалах настоящей характер идей с точки зрения предания, имея, конечно, в виду тех, которые интересуются масонством.
Сначала предостережем читателей от исследований, принадлежащих перу клерикалов. Мы уже говорили о стремлении последних смешивать иллюминизм с масонством. Исходя из предвзятой идеи, а именно, предполагая присутствие дьявола в ложах, клерикальные писатели смешали анализ масонских обрядов с тем, что они лично подразумевают и с собственными явно смешными измышлениями. Под видом беспристрастного анализа, они, время от времени, вставляют небольшие комментарии, цель которых сбить с пути доверчивого читателя. Действуя таким образом, они остаются в своей роли, которую знаем по личному опыту, и сумели вдохновить Лео Таксиля осмеявшего их столь же искусно, сколь умело они его потом изругали, усвоив, однако вполне его взгляды на тайное значение оккультизма в наше время.
Исследуем преобразования ритуала, делая общий обзор его исторического развития.
Первый масонский ритуал, объединяющий каменщиков духа и материи, был создана иллюминатами братства Креста и Розы, из которых известны Роберт Флуд и Илья Асмоль[4].
Разгадка символических степеней
Три первых степени (ученика, подмастерья[5] и мастера) были обоснованы на применении четверного цикла к идее числа десять, т. е. на герметической квадратуре универсального круга.
Степень ученика должна была открыть, сделать предметом изучения и вновь облечь первую четверть круга; степень подмастерья (или товарища) соответствовала второй четверти, а степень мастера двум последним четвертям круга и его центру.
Истолкование каждой ступени, посвящающим вытекало из общего значения символического круга и из его частных применений.
Так, если применить этот круг к движению Земли вокруг самой себя, то первая четверть круга опишет символически исход ночи с 6-ти до 9-ти часов утра, вторая четверть – восхождение – с девяти часов утра до полудня, а две последних четверти – захождение – до ночи, или время от полудня до вечера.
В этом случае ученик будет человеком утра или восходящего солнца, подмастерье – человеком полудня и полного солнца; мастер же – человеком заходящего солнца. Если применить символический круг к годовому движению солнца, то четверти круга будут соответствовать временам года и изобразят последовательно: весну, лето, осень и зиму.
В этом случае ученик будет распускающимся зерном; подмастерье (товарищ) – цветущим растением, мастер – растением, приносящим плод, и плодом, падающим с целью произвести новые растения, при помощи заключающихся в нем зернышек.
Каждую из этих аналогий можно применять к миру физическому, нравственному или же духовному и становится понятным, каким образом настоящие иллюминаты могли вести призванных к посвящению профанов к свету истины, к тому «свету, который освещает всякого человека, приходящего в этот мир», и к живому Божественному Глаголу.
Но для этого необходимо, чтобы основной герметический ключ степеней и их применений был сохранен оккультным университетом. Такова была роль, которой задались Розенкрейцеры и иудео-христианские посвященные. Они доселе хранят эти разгадки, в которых чисто масонские писатели усматриваюсь только прикладные знания. Предлагаемый же труд, хотя и очень краткий, но открывает на этот предмет глаза тех, которые имеют глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать.
Если некоторые нас оскорбляют и обвиняют в почитании дьявола, то предоставим им говорить что угодно, нам остается только пожать плечами.
С точки зрения алхимиков три первые степени представляют приготовление к Деланию; труды ученика изображают материальную подготовку Делания, труды подмастерья – розыскание истинного философского огня, степень же мастера соответствует прибавлению в атанор философской ртути и воспроизведению черного цвета, откуда должны выйти все светлые цвета.
Надо на самом деле не отдавать себе отчета в идеях и трудах герметистов – членов Брастства Креста и Розы, чтобы не видеть, что настоящие оккультисты устраивают свои посвятительные кадры на основании строгих правил применения принципов и что месть исключенного претендента играет здесь только второстепенную роль.
Происходя из мира профанов, ученик дойдет впоследствии до должности мастера, приняв предварительно посвящение. Вот построение герметического кадуцея, дающего ключ к герметическим степеням.
Его знал Martines[6], как и всякий иллюминат, так как он распределил свое посвящение по четвертям круга.
Из одного плана нельзя перейти в другой, не переходя через царство мрака и смерти; таково первое наставление, которое будущему посвященному преподносят Темная Храмина и ее символы.
Ученик ничего не может начинать самостоятельно, под угрозой большой ответственности; он должен полагаться на видимых проводников, приобретших уже опыт; таково именно обучение, обнаруживающееся из бесед и вопросов, в которых принимает участие будущий ученик со времени своего вступления в ложу.
Но устное обучение не имело бы никакого значения, если бы оно было лишено личного опыта; его поэтому пополняют путешествиями и испытаниями на различных степенях.
Ученик растет, не покидая своего плана. От трудов материальных он переходит к трудам, касающимся астральных сил, он учится владеть приборами, дающими возможность преобразовывать вещество при посредстве сил, управляющих его интеллектуальным развитием; он узнает также, что вне физических сил существуют силы высшего порядка, изображаемые излучением пламенеющей звезды: – это те именно астральные силы, которые он предчувствует, глядя на пламенеющую звезду, но которые он назвать еще не может.
Когда ученик становится подмастерьем, то он уже должен быть обучен элементам истории преданий.
Товарищ, готовящийся стать мастером, должен быть готов к перемене плана. Он отправляется вновь в царство мрака и смерти, но на этот раз он идет туда один и не имеет надобности в проводнике; он делает сознательно все то, что он делал бессознательно, находясь в Темной Храмине.
Но предварительно он находит ключ трех степеней и их взаимоотношений в сказании о Хираме и о трех его убийцах.
Как мы это доказали раньше[7], солнечное объяснение легенды о Хираме есть только частное объяснение общего принципа, а именно: движение по кругу с четвертным периодом и с двумя фазами: развития и увядания.
Теперь же запомним, что посвященный не только услышит легенду о Хираме, но он должен пережить ее, т. е. изобразить главное лицо этой легенды.
Здесь имеет место замечательный приём введенный на практике Асмолем, создавшим эту степень в 1649 г. (степени ученика и мастера были им созданы соответственно в 1646 и 1648 г.г.). Чтобы посвященного в таинства действительно полезно научить истории этого предания, надо дать ему пережить его. Вот ключ к разгадке будущих степеней и их обрядов. Вот обстоятельство, которое всякий раз надо иметь в виду, когда желают преобразовывать ритуалы и приноровлять их к новой эпохе, не желая все-таки удаляться от принципа, на котором они основаны.
Введение тамплиерских степеней
[8]
Чтобы избежать неясности и утомительного перечисления, проследим развитие масонских степеней.
К трем чисто символическим степеням: ученика, подмастерья и мастера, Рамзай прибавил в 1738 году три новых степени, называемые: Шотландцем, Послушником и Рыцарем Храма.
Эти степени исключительно тамплиерские и цель их дать вступающему в общество пережить:
1) Начало и основание Ордена тамплиеров, т. е. Ордена Храма, который продолжает собою храм Соломона;
2) внешнее разрушение и тайное хранение Ордена;
3) Mесть всем виновникам разрушения.
Таков ключ трех степеней, приспособленных к легенде о Хираме и связывающих, таким образом Иерусалимский Храм с Орденом Якова Бургунда Моле.
Масоны, желавшие достигнуть высших степеней, должны были научиться оккультизму и элементам каббалы. Послушник (степень названная впоследствии Royal Arche) узнавал следующие божественные имена:
Одновременно с этим его обучали зависимостям между буквами и числами и первым элементам символики форм.
На следующей ступени, Шотландской (ставшей потом Великой Шотландской), прибавили к этому начальному обучению еще и другое, основанное на соответствиях в природе.
Следующая таблица указывает эти именно соответствия между нагрудными драгоценными камнями у еврейских первосвященников и божественными именами:[9]
Посвящение на этих двух степенях разъясняло единство, существующее между храмом Соломона и Тамплиерами; оно совершалось в подземельях, чтобы указать ту необходимость, к которой был приводим Орден.
Только на степени Рыцаря Храма (перешедшей отчасти в Кадош) вступающей в общество был настоящим образом посвящаем в Мстители Ордена. Таким образом, посвящение преобразовывали в политическую войну, в которой Мартинисты всегда отказывались участвовать.
Следующие слова, начертанные на символической гробнице Моле, указывали, что процесс достижения до недр второй смерти был известен тем, кто установил эту степень.
Кто может победить страх смерти,
выйдет из недр земли
и будет иметь право
быть посвященным
в великие тайны.
Подробности посвящения в степень Кадош с ее четырьмя комнатами: Черной, где председательствует великий мастер Тамлиеров, Белой, где царствует Зороастр, Синей, где господствует Начальник Судилища Saint-Woehme, и Красной, где Фридрих управляет работами, указывает, что эта степень является синтезом всех мщений и осуществлением на земле той ужасной кровавой книги, которая очень часто невидимо раскрывается, когда Бог разрешает заявить о себе адским силам.
Вот эта именно степень всегда осуждалась мартинистами, которые предпочитают политике молитву и остаются послушными воинами Того, Который сказал:
«Кто воюет мечом – погибнет от меча».
Ритуал тамплиеров вмещает в себя не только эти четыре степени Рамзая, но еще и восемь степеней, которые М. Розен неправильно приписывает (согласно нашим исследованиям) шотландским степеням от 19й до 28-й в своем сочинении: «Satan demasque», т. е. «Разоблаченный Дьявол» (в котором сотрудничал должно быть какой-то добряк-клерикал, ибо автор слишком хорошо образован для того, чтобы наговорить столько наивностей, сколько заключается в этой книге).
1) Ученик или посвященный в тайны;
2) Подмастерье или посвященный в тайны внутреннего устройства;
3) Адепт;
4) Адепт Востока;
5) Адепт Черного Орла Святого Иоанна;
6) Совершенный Адепт Пеликана;
7) Оруженосец;
8) Рыцарь Стражи внутренней Башни.
К указанными выше тамплиерским степеням масонской системы Ритуал Совершенства (1758 г.) сделал следующие добавления:
1. Исторические и нравственные отделы, в которых вступающий в Общество переживает историю первого Храма в Иерусалиме, начиная с его основания и кончая его разрушением; затем он принимает участие в открытии Слова. Которое, воплощаясь, порождает как Христианство, так и Новый Иерусалим, рыцарем коего и становится вступивший в Общество.
Этот исторический отдел приводит к глубоким размышлениям о падении и об естественном возрождении человеческого существа.
2. Герметический отдел, посвященный развитию сверхфизических способностей человеческого существа; в своих посвятительных обрядах он воспроизводит фазы астрального раздвоения и алхимические применения.
Этот отдел заключает в себе две степени, находящиеся только в Ритуале Совершенства, а именно:
Принца адепта, и Принца Королевской Тайны.
3. К этим двум отделам, как мы сказали, прибавляют весь тамплиерский отдел.
Проследим наскоро 25 ступеней этого Ритуала Совершенства, чтобы этим пояснить предыдущую классификацию.
С четвертой до пятнадцатой ступени председатель
Ложи изображает либо Соломона, либо одного из его помощников, или же кого либо из его вассалов. На этих ступенях занимаются либо построением Храма, либо мщением за Хирама, либо замещают последнего.
Эта именно идея мщения заставила подумать Г. Розена[10], что ступени Избранных относятся к ритуалу
Sainte-Woehme; такую ошибку не мог бы сделать иллюминат. Sainte-Woehme было применение немцами идей пифагорейских мстителей, подражающих мстителям Озириса, как это хорошо усмотрел автор
Thuileur de I'Ecossisme. Однако, Ольней не вышел за пределы незначительных обрядов и понимает посвящение с точки зрения естественного и полового плана, как это делают и теперь клерикальные писатели. Следующая выдержка осветит этот вопрос:
Если третья степень в Масонстве, именно степень мастера, изображает нам картину смерти Хирама – т. е. Архитектора Храма, или лучше храмов: Озириса, Пана, Таммуза и Великого Архитектора Храма Природы – то с первым избранником вырывается и первый крик мести, в которой Хорус упражнялся относительно убийц своего отца, Юпитер – против Сатурна и т. д. Эта большая и непрерывная система мщения, более или менее ясно выраженная множеством ступеней, ведется с незапамятных времен.
Независимо от ее представлений, которые можно отыскать даже в явлениях Природы, выражающихся рядом действий и противодействий между началом созидающим и началом разрушающим, она всегда относилась к деятельности теократии – одному из древнейших учреждений. – Смотря по различным обстоятельствам, в которых находились основатели тайных обществ и смотря по их частной идее, которая их воодушевляла, так либо иначе, этой местью, объясняли ту либо другую былину, тот либо другой исторический факт; отсюда-то и произошло различие между ритуалами; все же основные принципы последних остались одни и те же[11].
На 17-ой ступени (Рыцарь Востока и Запада) мы застаем взятие Иерусалима римлянами и разрушение Храма.
Вот здесь, именно, мы находим в масонстве степень действительно христианскую. Именем этой масонской степени иллюминаты Креста и Розы присвоили свое собственное название, и в ней заключается наиболее чистая часть предания.
Однако материалисты, не понимая в ней ничего, говорят, что эта степень создана иезуитами: последние же взволнованы тем, что видят в масонском Храме Крест и Христа в славе и говорят что эта степень – создание Сатаны.
Как видит читатель, она удовлетворяет всяким вкусам.
Степень Масонского Креста и Розы есть применение обрядов, символизирующих приобретение знаний, дающих звание Брата иллюмината Креста и Розы; последнее звание принадлежит не франкмасонству, а создавшему его – Обществу иллюминатов. Масон Рыцарь Креста+Розы, знающий хорошо свою степень, может быть рассматриваем как ученик-иллюминат; он владеет уже всеми элементами духовного развития, как это мы увидим при анализе этой степени.
Посвящение в Масонскую степень Креста+Розы требует четырех комнат: Зеленой, Черной, Астральной и Красной, которые на практике приводятся к трем, ибо первая комната пропускается.
Тема этой степени та, что Слово, благодаря которому можно было восстановить Храм, было утеряно.
Вступающий в Степень находит его вновь, это – имя Иисуса Христа: INRI; благодаря этому слову он переправляется сквозь астральную область, через ее нижний иди адский отдел и достигает комнаты христианского очищения и возрождения.
С алхимической точки зрения – это создание красного камня благодаря открытию астральных сил;
это выход головы ворона и переход ее в Феникса или Пеликана.
С нравственной точки зрения это – зарождение в человеке искры Божественного Глагола, который был заключен в его душе; зарождение, происшедшее от упражнения в молитве в любви к ближнему, в самопожертвовании и подчинении Христу.
Заставьте, однако, понять это винного торговца, избирательного куртье и сановника Великого Востока или же достопочтенного иезуита. Первый заменит Веру, Надежду и Любовь своим любимым девизом: Свобода, Равенство, Братство… или Смерть, а второй захочет найти анаграмму, преобразующую имя Христа в имя Князя миpa сего, ибо он не в состоянии усвоить себе, что можно понимать Христа и не пользуясь дорогим посредничеством тех, которые считают себя единственным духовенством на земле. – Для клерикала – это «гностицизм», как и все то, чего он не понимает.
Вернемся к анализу посвящения.
Зеленая комната напоминает вступающему на символические ступени первую эволюцию.
Черная комната откроет ему двери второй смерти.
Она укажет ему перемену плана. Она обтянута черным флером с серебряными слезами.
Разрушение первого Храма изображено сломанными колоннами и инструментами для постройки, разбросанными по земли. Одиноко стоят только три колонны, и надписи, царящие над ними, гласят: на Ю.-З. – Вера, на Ю.-В. – Надежда, на С.-З. – Любовь.
На востоке находится один из самых многозначительных символов: впереди стол, покрытый черным сукном; на нем, кроме инструментов для постройки (циркуль, наугольник, треугольник), находится также символ рождения человеком его духовного существа, а именно: Крест, имеющий Розу на месте взаимного пересечения его плеч.
Конец ознакомительного фрагмента.