То, что должен знать Мастер[2]
Масонов можно разделить на две категории: на масонов, желающих образоваться и понимать, т. е. осмысленных масонов, и на масонов безразличных.
Последние во франкмасонстве видят только возможность к нему принадлежать и в нем присутствовать. Для них это – общество, такое же, как и всякое другое, более удобное; вот и все.
Осмысленный же масон, наоборот, вскоре отдает себе отчет, что существуют учения, требующие причины. Он размышляет обо всем, что невольно поражает его в Ложах: о словах, которые он слышит, об обрядах, совершаемых при нем, – и вследствие этого он заключает, что должна существовать Масонская Наука, подобно тому, как существует математическая наука, пользующаяся алгеброй.
Какие же данные Масонской Науки?
Если обратиться за справками в область истории, то можно заметить, что первые образованные масонские центры зародились во Франции при посредстве алхимиков, мистиков и адептов оккультных наук, каковы: авиньонские иллюминаты, розенкрейцеры, христианские теософы и мартинисты. Они-то и применили к масонству Тайную Науку и удержали в нем предание.
Элементы этой Науки заключаются:
В Символах, Цифрах и символических Числах: Тройном, Четверном, Семерном и т. д.
В Фигурах: Треугольники, Пламенеющая Звезда (Пентаграмма), Печать Соломона (Гексаграмма), Таблица Лож.
В Легендах: Легенда о Хираме, Легенда Соломона, INRI, История I. В. Molay.
В Ритуальных принадлежностях: Молоточек, Уровень, Масштаб, Наугольник, Циркуль, Кубический камень, Шпаги, Колеты и т. д.
В Словах: Еврейские и Латинские словесные пропуски. Слова на языки профанов для посвя-щенного в тайны.
В Знаках: Знаки и Прикосновения для каждой ступени.
В Украшениях и Драгоценностях: Знамена.
В писанном шифре тайного характера, сообразно со ступенями.
Все это вместе взятое предполагает и требует Частного Знания, обучение которому должно быть установлено посвящением в настоящие тайны истинного Масонства.
Надо однако напомнить, что Масонство было примешано ко множеству политических событий.
Понимая пользу этой удивительной ассоциации, некоторые государственные люди и даже обыкновенные честолюбцы желали использовать этот Орден для целей чуждых социальным применениям масонской науки. Отсюда то и вытекает пренебрежение символическим учением и преобразование франкмасонства в общества с политической деятельностью, философским обучением и с материальными стремлениями.
Ложи, выбравшие этот путь, имеют сильное стремление покинуть символизм, не имеющий для их членов никакой пользы, и пренебречь высшими степенями, на которых учение должно продолжаться.
С другой стороны, и это всегда наблюдается заграницей, масоны, руководствующиеся древними формулами, не оставили частных изысканий и в области чистой масонской науки.
Из этих различных стремлений возникли различные масонские системы обучения, работы и даже обряда посвящения.
На языке масонов эти системы называются ритуалами; последние можно разделить на три главных рода, при чем все прочие ритуалы образовались либо вследствие слияния предыдущих, либо вследствие своего приспособления к ним.
1) Ритуалы элементарного философского обучения и непосредственного политического действия. – В них презирают или же не понимают всего того, что вытекает из подобной деятельности и таким образом пренебрегают изучением чистой масонской науки.
Степени здесь сведены к числам, физические и другие доказательства заброшены, а обряд высших степеней игнорирован. Стремление этих ритуалов направлено к преобразованию масонства в общество профанов.
Сюда принадлежат: Великий Восток Франции или Современный Французский Ритуал и несколько иностранных Великих Востоков.
2) в стороне от этих ритуалов, изменяющих традиционный символизм, существуют другие, в которых тщательно сохраняются как чины, так и высшие степени. – Последовательность степеней изображается в действительности историей таинственных преданий, известных обществу профанов, начиная с Соломона и кончая алхимиками, переходя при этом через крестоносцев, тамплиеров и всех преследуемых папской властью. Более того, последовательность обучения синему, красному, черному и белому масонствам, дает возможность рационального развития масонской науки, преподаваемой в ложах, капитулах, ареопагах и регулируемой при обучении главным управлением или верховным советом.
Эти ритуалы принадлежат к шотландской системе, которая имеет только название шотландской и которая повсюду известна под этим названием.
Перечислим ритуалы, связанные с этой шотландской системой.
Древний шотландский ритуал, принятый Мореном и преобразованный Пиком.
Древний шотландский ритуал, принятый Серно.
Первоначальный и оригинальный франкмасонский ритуал.
Национальный Испанский Ритуал, Древний Первоначальный Ритуал и т. д.
Смешанный Универсальный Ритуал.
Слово «древний», или «первоначальный» указывает вообще на связь с Шотландской Системой, тогда как слово «новый» указывает на принадлежность к предыдущей системе.
3) Некоторые масоны, связанные с обществами Креста и Розы или предавшиеся частному изучению некой Науки, стремились развить последнюю и применили к ней каббалистические и мистические ступени.
Этот род масонства был всегда в запасе у избранного, часто не понимающего, что высокие ступени оставляют другим ритуалам заботу о подготовке будущих учеников.
Самый известный из этих ритуалов – это ритуал Мизраим, затем ритуал Мемфис, оба основанные со специальной целью. Они часто образовывали соединенные могущества под названием Мемфис-Мизраим.
Этот Ритуал имеет от 90 до 96 ступеней.
Вообще члены Верховных Советов заграницей принадлежат к трем Ритуалам и замещают ступени 33ю, 90-ю и 96-ю.
К этим частным Ритуалам относятся Ритуалы Сведенборга и Христианских Иллюминатов[3].
Заметим здесь, что мы придерживаемся исключительно только истории. He желая никого осуждать, мы указываем только на существование и состояние ритуалов различного рода. Беспристрастный исследователь должен сначала констатировать факты без предвзятого мнения, предоставляя всякому интеллигентному читателю работу сделать о них полное и независимое умозаключение.
Многие же из французских масонов игнорируют эти основные положения для каждой Масонской организации, и кроме этого стараются усиленно скрыть друг от друга очень простые вещи. Наконец каждый ритуал имеет особенное стремление считать самого себя единственно правильным или настоящим. Отсюда происходят раздоры и взаимные бесконечные отлучения. Позволим себе сказать об этом настолько ясно, насколько это возможно.
Очевидно, что всякая масонская организация, имеющая несколько лож или капитулов, всегда злобно посматривает на рождение или на прибытие на место ее деятельности новой организации. Грубо забывая все поучения о братстве, терпимости и правде, провозглашаемые на официальных собраниях, она ведет себя с вновь образовавшейся организацией совершенно так же, как одна религия ведет себя с религией вновь появившейся: призывает к беспорядкам, отлучает в большей или меньшей степени, запрещает братьям посещать вновь прибывших и, наконец, делает все то, в чем упрекают религиозных сектантов.
Но беспристрастное изучение истории показывает, что всякий ритуал соответствует всегда либо политической, либо философской необходимости.
Таким образом, если бы Франция в настоящий момент, была оставлена масонскими организациями, существующими в ней, она была бы скоро вычеркнута из числа стран, способных выполнять серьезные масонские труды.
Что такое отлучение одного Ритуала с точки зрения другого?
То же, что и отлучение одной церкви с точки зрения другой.
Реформатов не считают правыми католики, последние, равно как и реформаты, неправы с точки зрения православных; все же вместе обременяются историческими документами с целью удостоверить свою собственную правоту.
Грустно видеть людей, обладающих светлым умом, которые не должны бы позволить влиять на себя предрассудкам, подчиняться ослепляющим страстям и вести себя подобно клерикальным сектантам.
В этой борьбе комичнее всего то, что говорящие о неправоте обязаны накинуть скромную завесу молчания на свое собственное происхождение; история, однако, не знает снисхождения для фабрикантов ритуалов и строго указывает место сегодняшним отлучителям, которые часто, если не всегда, были неправы вчера.
Так, Великий Восток Франции побил рекорд неправоты. Он был создан Лакорном и рядом братьев, изгнанных из масонства по веским причинам. Устав этого Ордена был соткан из оскорблений всех общих уставов масонства и из всевозможных ругательств составляющих его братьев, по отношению к прежним, серьезным основателям. Но подобно женщинам полусвета, ставшим честными благодаря запоздалому замужеству, нет масонской организации, которая была бы больше расположена говорить о неправоте других, нежели Великий Восток Франции и происшедшие от него организации, как например, Швейцарская ложа Альпина.
Древний шотландский ритуал, созданный Мореном и преобразованный Пиком, тоже неправилен в своих началах, что доказали братья, принадлежащее к древнему шотландскому ритуалу, основанному Серно.
Ритуал Морена не имеет настоящей учредительной хартии, а мнимый документ Фридриха II, согласно справкам самого Альберта Пика, есть невинная шутка, чтобы не сказать ложь.
Даже Великая английская ложа, организация самая требовательная по вопросу масонского происхождения, не могла предъявить своих учредительных аттестатов, ибо их не существует.
Пусть так! Однако это не мешает ни одной из перечисляемых нами организаций иметь в своей среде людей очень большого значения с точки зрения масонской науки. Если мы и приводим эти исторические справки относительно правильности, справки освященные учеными трудами брата Тедера, то не ради того, чтобы презирать братьев, твердо верующих и прекрасно образованных; а ради того, чтобы показать, что франкмасоны обязаны своим происхождением началам, одобренным неизвестными нам старшими и что последние учредили ритуалы, не давая им никаких хартий для обеспечения выполнения своего плана.
Надо быть современным, т. е. быть самим собою или человеком, не имеющим никакой необходимости в предках (Self Made Man), и потому надо иметь мужество признать выдающихся деятелей всеобщего масонства и не заводить прений об историческом значении каждого ритуала с момента, когда он принимал братьев согласно обыкновенным правилам и когда он имеет известное число лож.
Согласно исследованиям знаменитого F. Villarino del Villar'a существует 300 000 масонов, причисленных к масонским организациям, которые сами себя считают правильными, и 2 миллиона братьев, связанных с другими организациями.
Нам кажется необходимым составить беспристрастно таблицу всех масонских организаций, чтобы при суждении не смешивать одних с другими. Наконец, если это удастся, надо найти средство, дающее возможность объединения ритуалов, при чем автономия каждого из последних была бы уважена. Таким именно способом устроено это в Северо-Американских Соединенных Штатах, где уважена конституция каждого штата, что не мешает фактическому могуществу Союза. Мы наблюдаем то же самое и в Швейцарии. То же самое должно иметь место и во франкмасонстве, в котором каждый Ритуал, как бы незначителен он ни был, имел бы свою автономию. Европейские Соединенные Штаты должны быть опережены Учреждением всеобщей масонской федерации.
Федерация же может быть основана только на уважении другого.
Франкмасонство всегда было великим инициатором политических и социальных реформ. Для своих членов оно разрушает границы и предрассудки относительно рас и цветов кожи, оно уничтожает привилегии личные и корпоративные, которые душат несостоятельную интеллигенцию, оно поддерживает вековую борьбу с обскурантизмом во всевозможных видах.
Настал момент, чтобы оно вышло из периода жалких споров и личного соперничества. Федерация Ритуалов будет предшествовать Федерации Европейских Масонских Потентатов, поэтому мы и рассмотрим все ритуалы, которые находятся как на нашей, так и на противной нам стороне.
Дело, к которому мы призываем сегодня наших братьев, требует не мало времени и совместных усилий, чтобы отдельные индивидуумы могли рассчитывать дожить до его выполнения.
Мы, без сомнения, исчезнем из физического плана, когда явятся братья, сорвут на наших могилах ветку акации и представят ее на первом, федеральном собрании масонских держав, говоря: «Встаньте братья и к порядку; план Хирама выполнен. – Рабочие распределены сообразно с родом их труда, они осуществляют часть великого дела земного человечества».
С. Батенберг, 26 июля 1908 г.