Вы здесь

Где кот идет (сборник). Где кот идет. Фантастический роман (Игорь Водолеев, 2014)

Где кот идет

Фантастический роман

Предисловие автора

Если говорить о В. Шефнере, то его фантастику я читаю с детства. Шефнер, спору нет, хороший поэт, стихи его легки и прозрачны. Но хороших поэтов много, даже слишком. А вот прозу, такую как у Шефнера, нигде больше не встретишь. Иногда стиль автора «Девушки у обрыва» кажется нарочито примитивным. Один критик как-то сказал, что Шефнер просто не умеет писать как надо. Замечу, у того, кто читал шефнеровскую «Сестру печали», подобная мысль не возникнет никогда.

Случилось так, что во время рождественских каникул мне позвонил некто Руслан Мамаев, который отрекоменовался другом нашего общего знакомого. Мамаев сообщил, что представляет финансовую корпорацию «Саянспромко» и хотел бы переговорить по вопросу кино. Он признался, что давно увлекается фантастикой, и с ходу предложил написать сценарий для кинокартины, лучше по книге российского автора. Деньги, веско сказал финансовый представитель, не имеют значения.

Для меня уже не было секретом, что некоторые олигархи, заработав огромные капиталы, вдруг начинали вкладывать серьёзные деньги в культуру. Не успели устихнуть слухи о фантастическом выкупе за яйца Фаберже, как в прессе замелькали сообщения о цене, которую готовы заплатить за вещи покойного Растроповича. То ли угрызения совести у наших нуворишей растут пропорционально величине счёта в швейцарском банке, то ли закон не разрешает покупать более двух островов в одном океане, точно не знаю. Скажу только, что условия Мамаева были по тем временам просто сказочными, и я немедленно согласился.

Я сразу подумал о романе Шефнера «Лачуга должника». В этой книге заложена не обычная для фикшн-литературы проблема: сможет ли поэт сочинять «бессмертные» стихи, если вдруг сам станет бессмертным? Думается, такие парадоксы характерны скорее для основного течения. Хотя вывод в книге не бесспорен, я сразу решил, что «Лачуга» это именно то, что нужно олигархам из «Саянспромко». В пользу романа говорили также простота стиля и знание реальной жизни. Герои Шефнера не тратили время на застольные беседы (как в известной русской утопии), объясняя друг другу устройство общества, в котором сами живут. Они больше гуляли на свежем воздухе в поисках приключений. Кроме того, в книге имелось достаточно материала для «боевых» сцен на земле и в космосе. Разумеется, исходный текст нужно было серьёзно переработать. Книга рассказывает, а кино показывает! Всё, что невозможно снять на плёнку: мысли героев, их переживания и т. п. – всё это подлежало безжалостному удалению. С другой стороны, в сценарий нужно было вставить романтическую героиню, чтобы создать любовный треугольник для небольшого конфликта, который, как известно, является двигателем сюжета. Наконец, я сразу решил отказаться от летальной развязки. Признаюсь, никогда не понимал традиции советской классики обязательно укокошить в конце хорошего парня, который уже успел полюбиться зрителю.

Опуская неинтересные детали, сразу скажу, что написанный в достаточно короткие сроки сценарий был принят на совете директоров «Саянспромко» без замечаний. При этом было поставлено перед молодым режиссером Лосевым условие: не приглашать на главные роли суперзвезд (как в «Кинг Конге» 2005 года). Дело сначала застопорилось, но затем выручил сам заказчик. В конце марта Мамаев привел на на пробы приятеля, некоего Сергея Саничева, руководителя народного театра «Комната смеха» при Доме культуры машиностроительного завода. С первой же пробы Лосеву (да и всем нам) стало ясно, что Саничев прирожденный артист и других кандидатов на роль бессмертного поэта искать не надо. Довольный Мамаев даже пытался сравнить своего протеже с Иваном Миколайчуком, но, по-моему, это было слишком.

Лосев, как это принято в кино, начал снимать картину с конца. Он понимал, что пока есть деньги, надо отснять дорогостоящие трюковые сцены. Его опасения оправдались. Постановка финальной битвы с монстрами съела весь остаток бюджета картины. Правда, к этому моменту операторская съемка была практически закончена. Оставалось снять массовку на палубе авианосца и небольшую эротическую сценку в павильоне. Мамаев не сомневался, что без труда получит нужную сумму и уже договорился о встрече с руководителем корпорации. Но тут грянуло известное постановление правительства «О банках и корпорациях», после которого президенту «Саянспромко» стало не до кино. Незаконченная картина под рабочим названием «Обречённый на бессмертие» была поставлен на полку. Авторы получили мизерную неустойку и твердое обещание возобновить финансирование картины, как только это станет возможным.

Нам оставалось сидеть и ждать. Но тут Саничева осенило. Он предложил мне переработать сценарий в роман и опубликовать его. Возможно, среди новых русских, разбогатевших на поставках нефти-газа, найдутся любители фантастики, желающие сделать вклад в российское кино. С их помощью мы могли бы доснять материал и смонтировать картину. Идея показалась стоящей и к новому году роман по мотивам незаконченной картины был написан. Название пришлось снова сменить, поскольку текст был переделан так, что от сценария практически ничего не осталось.

В заключение хотелось бы поблагодарить коллектив киногруппы за удивительно доброжелательную атмосферу, в которой проходила работа над фильмом. Особое спасибо С. Саничеву за помощь над сценой «катастрофа в океане», поскольку мой вариант снять не удалось по техническим причинам.

В тексте использованы стихи В. Маяковского, В. Шефнера, И. Джавадова, Ю. Кузнецова. Перевод стихов с азербайджанского выполнен И. Джавадовым.

С искренним уважением, Ваш И. Водолеев.

Где кот идет

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

Будущее… Объединённое человечество уже научилось бороться с неизлечимыми в прошлом болезнями и освоило технику межзвёздных перелётов. Космос оказался населённым разумными существами и контакты с инопланетянами стали для землян обычным делом.

Станция космической связи принимает сообщение дружественной расы из созвездия Тельца. В послании говорится, что в звёздном скоплении Гиады на планете земного типа возникла эпидемия смертельно опасного заболевания. Масштабы бедствия таковы, что поставлено под угрозу само существование инопланетной цивилизации. Долг землян – помочь гуманоидам.

Командир звездолёта Терин готовит спасательную экспедицию. Он включает в команду аналитика Пауля Беллоу, поведение которого иногда кажется странным. Впоследствии выясняется, что Белоу родился в далёком прошлом. К началу описываемых событий его возраст достиг нескольких сотен лет. Белоу вынужден скрывать свое бессмертие, полученное от инопланетного существа, которое совершило аварийную посадку на Земле ещё в доисторические времена…

Утро в первобытном лесу. Матёрый зубр-одиночка продирается через густой подлесок. Выбравшись на полянку, он шумно фыркает, распугивая шмыгающих под ногами зайцев, и принимается с аппетитом поедать сочную траву у подножья огромного валуна, принесенного ледником, растаявшим пару тысяч лет назад.

Зубр не слышит, как сзади раздвигаются ветви. Из-за куста выглядывает бородатое лицо дикаря. Охотник осторожно втягивает воздух широкими ноздрями. Его толстые губы раздвигаются в довольной усмешке. Сунув за пояс каменный топор, дикарь перехватывает обеими руками длинное копье с кремнёвым наконечником и начинает подкрадываться сзади к могучему животному.

Высоко за облаками зарождается звенящий гул. Звук усиливается, в небе появляется яркая точка, которая через мгновение превращается в летящий над верхушками деревьев аппарат. Сверкающий отполированным корпусом аппарат в форме овоида снижается над поляной и зависает над валуном. Поляну заливает яркий свет.

Выронив копьё, охотник бросается ничком на землю и прикрывает голову руками. Зубр глухо ревет, угрожающе раскачивая рогами. Затем животное круто разворачивается и бежит прочь от валуна. Внезапно на краю поляны открывается обрыв. Внизу видна узкая полоска берега, за которой начинается открытое море. Зубр срывается с обрыва и падает на плотный песок, ломая ноги.

Свет над поляной гаснет, на некоторое время становится темно, как в сумерки. Охотник осторожно поднимает голову. В нижней части аппарата появляется окно, из которого вылетает узкий луч света и упирается в траву. От земли поднимается пар. Овоид медленно вращается, луч описывает небольшую окружность на траве. Вырезанная дымящаяся пластина дёрна отваливается в сторону. Открывается отверстие колодца, из которого выбивается столб пара. Луч обегает отливающие металлом стены. Аппарат плавно опускается в колодец. Сбоку выдвигается металлическая пластина, которая перекрывает вход. Кусок дёрна переворачивается и опускается на крышку корнями вниз. Трава выпрямляется. Наступает тишина.

Охотник поднимается. Подобрав копьё, он подкрадывается к валуну и проводит наконечником по теплой траве. Раздается негромкий хлопок. Кремнёвый наконечник растекается чёрной жидкостью, которая с хлюпаньем всасывается в землю. Над травой взлетает столб пара, в воздухе проносится тяжелый вздох.

От страха у дикаря стучат зубы. Трясущимися руками он отбрасывает бесполезное древко и мчится прочь от валуна. Добежав до обрыва, охотник садится на край и съезжает по крутому склону вниз, тормозя на ходу пятками и локтями. Слетев на берег, он кубарем катится по песку и врезается ногами в тушу зубра, который беспомощно распростерся на песке в нескольких шагах от полосы прибоя.

Беспомощное животное с усилием поднимает огромную голову и глухо ревёт. Охотник вскакивает на ноги. Оскалив крупные белые зубы, он с воплем выхватывает из-за пояса топор и наносит зубру смертельный удар в затылок. Раздается хруст ломающейся кости. Зубр безжизненно роняет голову на песок. Охотник вспарывает зубру брюхо и запускает руку внутрь. Вырвав дымящуюся печень, он усаживается на неподвижную тушу и с жадностью впивается зубами в окровавленный кусок.

Доев печень, охотник утирается волосатой ладонью и громко рыгает. Звук эхом возвращается от обрыва. Охотник испуганно оглядывается. У стены стоят вооружённые копьями и луками воины, которые внимательно наблюдают за дикарем. Это высокие могучие люди, одетые в кожаные плащи без рукавов.

Дикарь лихорадочно озирается, но все пути к отступлению отрезаны. Решившись, он мешком валится за тушу зубра, затем вскакивает и бежит к морю. Воин в кожаной безрукавке натягивает лук.

Дикарь бежит по воде, которая уже достигла середины его бёдер. Сзади щелкает тетива, слышен свист пущенной из лука стрелы.

Мелькнув в воздухе, стрела догоняет беглеца и вонзается ему под лопатку. Дикарь падает лицом в воду. Береговое течение уносит в открытое море мертвое тело с торчащей из спины стрелой.

Пришла зима. Сосны, окружившие поляну, стоят в снежном уборе. На большом валуне выросла пушистая снежная шапка.

Через поляну пробегает заяц-беляк. Возле валуна он вдруг проваливается в снег по шею и отчаянно бьётся на месте, схваченный за ноги неведомой силой. Из-под снега вылетает облачко пара, над поляной проносится разочарованный вздох. Отпущенный на свободу косой высоко подпрыгивает и со всех ног улепётывает в лес.

Наступило лето. На поверхности валуна разноцветными красками изображено суровое лицо лесного божества. Под изображением расчищена площадка, на которой сложены побелевшие от времени человеческие черепа, украшенные венками из свежих цветов. Из лесу выходит одетая в домотканую рубаху босоногая девчушка. Она ставит у подножья валуна лукошко, завязанное чистой тряпицей. Из-под лукошка выбивается легкая струйка пара и слышится слабый шум. Девушка кланяется изображению и бежит к обрыву. Приложив руку к глазам, она всматривается в морскую даль.

В море проплывает белый пароход. Издав гудок, судно уходит за горизонт.

По лесной тропинке шагает светловолосый паренёк, одетый в шорты и футболку. Он несет саженец дерева и ведро с водой. На поясе у него висит короткая сапёрная лопатка в чехле.

Паренёк выходит на знакомую поляну. На большом валуне от лика божества осталось несколько едва различимых мазков. Площадка для жертвоприношений заросла высокой травой. Парёнек выбирает место для посадки и начинает копать ямку в нескольких шагах от валуна. Посадив деревце, он поливает его водой из ведра и присыпает землёй. Из-под лопаты выкатывается человеческий череп. Юноша поднимает его. Отставив ногу, он вытягивает руку с черепом и говорит шёпотом: «бедный Йорик».

Из черепа выползает жук. Расправив крылья, потревоженное насекомое взлетает в небо. Юноша меняется в лице. Он осторожно опускает череп к подножью валуна. Из-под травы выбивается едва заметная струйка пара, слышится слабое шипение. Юноша заинтересован. Он поднимает лопату и вонзает в землю. Раздается металлический лязг. Штык лопаты растекается красной жидкостью, которая мгновенно всасывается в траву.

Над поляной разносится мощный мажорный аккорд. Паренек бросает черенок и прячется за камень. Пласт дерна отваливается в сторону, крышка уходит в сторону. Потускневший за тысячелетия ожидания аппарат выплывает из колодца.

Поднявшись в воздух, аппарат приближается к замершему на месте юноше и зависает над ним. Несколько мгновений юноша смотрит на овоид. Затем он закрывает глаза и вытягивает руки перед собой. Аппарат опускается на его ладони и начинает переливаться всеми цветами радуги. Юноша легко поднимает овоид и надевает, как шлем, себе на голову. Время останавливается. На поверхности валуна появляется надпись «ГДЕ КОТ ИДЕТ». Проплывают первые титры.

Овоид снимается с головы юноши и зависает над валуном. Человек открывает глаза. Его взгляд изменился, он стал серьезным и сосредоточенным. Человек ставит пустое ведро на край колодца. Овоид втягивается в ведро и растекается серебряной жидкостью. Человек осторожно опускает в колодец ведро с жидким металлом и задвигает крышку. Он укладывает дёрн на место и уходит по тропинке в лес.

Время ускоряется. Деревце, посаженное у валуна, начинает расти, быстро покрываясь зелеными листьями. Листья желтеют и осыпаются, затем на ветках снова появляется зелёная листва, которая снова желтеет и снова осыпается. Эти сезонные циклы ускоряются, мелькание листьев сливается в непрерывно расширяющийся круг, который вдруг останавливается. Над валуном возвышается громадный дуб с могучей раскидистой кроной.

Часть 1

Глава 1

По длинному белому коридору энергично шагают спортивного вида молодые люди, одетые в удобную униформу. Впереди идет высокий шатен в синем комбинезоне с серебряными шевронами на рукавах. За ним следует стройная блондинка в оранжевом комбинезоне с нагрудным знаком в виде молнии. Рядом с девушкой шагает среднего роста брюнет, одетый в зелёный комбинезон с жёлтой змейкой на груди. За тройкой специалистов идут четверо техников, одетые в серую униформу без знаков отличий.

Шатен открывает дверь и входит в конференц-зал. Бросив взгляд на ряды пустых мягких кресел, он спускается вниз к подиуму, на котором стоит длинный стол с образцами оружия и снаряжения. Брюнет и блондинка усаживаются в первом ряду. Техники располагаются сзади. Шатен подходит к столу и берет в руки пульт-указку в виде короткой трубки с кнопками.

– Коллеги! – начинает он. – Я, Гелий Кортин, историк и социолог, назначенный заместителем начальника экспедиции на Аррет, должен сообщить, что вы, Алла Краско, лингвист и связист, и вы, Артур Чекрин, врач и биолог, успешно сдали тесты на владение средствами биозащиты. Техническому персоналу зачтены оценки, полученные в предыдущей экспедиции. Министр уже подписал распоряжение о выдаче вам звёздных сертификатов.

Краско улыбается Чекрину. Техники вполголоса обсуждают приятную новость.

– Напоминаю, – продолжает Кортин, – Что экспедиция является не столько разведывательной, сколько спасательной по сути. На планете Аррет возникла пандемия, которая угрожает местной цивилизации. Эту информацию мы имеем благодаря работе лингвиста Краско. Она первой расшифровала сообщение, принятое от негуманоидной расы с планеты в скоплении Гиады. По праву первооткрывателя Краско имеет право быть зачисленной в состав звёздной экспедиции вне конкурса.

Девушка откровенно радуется. Чекрин с чувством пожимает ей руку. Краско мягко освобождается.

Кортин поднимает пульт-указку и нажимает кнопку. Включается экран, на котором высвечиваются строки непонятных символов. Текст сменяет изображение сверкающего диска планеты. Диск начинает вращаться и разваливается на куски. Экран заволакивает легкая дымка. Кортин нажимает вторую кнопку. Туман рассеивается, на экране появляется морская гладь и оранжевое солнце, опускающийся за горизонт. На переднем плане виден низкий песчаный берег, на который чередой накатываются волны. Внезапно вертикальная красная черта делит экран надвое. Левая часть темнеет, покрываясь ровными светящимися строчками непонятных символов. Затем из глубины всплывают цветовые пятна, которые превращаются в хороводы созвездий и бешено вращающихся галактик. На правой половине сквозь морской песок проступает бородатое лицо старика с закрытыми глазами. Экран гаснет.

– Вы просмотрели сообщение, принятое на Луне аналитиком первого класса Паулем Беллоу. Беллоу интуитивно оценил его как исключительно важное и незамедлительно передал на Землю. Результат расшифровки подтвердил высокую квалификацию специалиста. По праву первооткрывателя Беллоу лично выбрал земное имя для планеты, нуждающейся в помощи. Кстати, где сам Белоу? – Кортин вопрошающе смотрит на Краско.

Девушка качает головой. Чекрин пожимает плечами. Кивнув, Кортин кладет трубку на стол.

– Из текста сообщения следует, что планета на девяносто процентов покрыта водой. Суша в основном состоит из двух небольших континентов, которые почти симметрично расположены относительно экватора планеты. Вы могли видеть, что антропологически население планеты представляет расу земного типа. Именно поэтому дружественные ящероподобные обитатели из Гиад отправили перехваченное сообщение нам. Они пришли к верному выводу, что гуманоиды больше доверятся жителям Земли. А сейчас прослушайте информацию об условиях работы. В основу организационнных мероприятий приняты данные, что к началу катастрофы технический уровень местной цивилизации соответствовал первой половине XX века земной эры. Как я уже говорил, поверхность планеты почти полностью покрыта водой. Исходя из этой информации, комиссия приняла решение изготовить оболочку спасательного космолёта в виде корпуса корабля, отвечающего уровню судостроения XX века Земли от Рождества Христова.

Кортин нажимает несколько кнопок подряд. На экране появляется изображение корабля, похожего на авианосец с расширенной к носу палубой. На корме, сбоку от осевой линии, возвышается командная башня с антенной локатора на крыше.

От входной двери доносится иронический мужской голос:

Линкор «Куин Элизабет»

Везёт пятнадцать тонн конфет.

Произвучавшие слова внезапно проявляются на экране в виде подписи под рисунком корабля. Все поднимают головы. На пороге стоит светловолосый молодой человек среднего роста с живыми проницательными глазами. Он одет в серые брюки и шерстяную рубашку песочного цвета.

– Опаздываете, Белоу! – строго сказал Кортин.

– Виноват, – аналитик склоняет голову. – Терин задержал.

– Проходите, – смягчился заместитель. Белоу быстрой походкой пересекает зал и опускается в кресло рядом с Краско. Не обращая внимания на докладчика, он наклоняется к девушке и шепчет в маленькое ушко:

Зайцу молвила медведица:

Разрешите присоседиться?

Двустишие про медведицу появляется на спинке кресла, в котором сидит Краско. Девушка смущенно улыбается. Кортин продолжает объяснять устройство космолёта. По ходу его рассказа отдельные части корабля высвечиваются различными цветами.

– Посадочное устройство, – Кортин указывает на нос корабля, – Обеспечивает приводнение с высоты 10 мегаметров с точностью плюс-минус один миллиметр. Мы сможем заходить в порт под видом местного судна, высаживаться на сушу для сбора научной информации, а также оказывать неотложную первую помощь. Магнитогидродинамический движитель (луч-указка замирает на утолщении в задней части киля) обеспечивает, при данной солёности морской воды, скорость до двухсот километров в час. Этой скорости достаточно, чтобы обогнуть любой из континентов менее, чем за двое местных суток.

– Коллеги! – повысил голос Кортин. – Учитывая морскую специфику нашей экспедиции, командор Терин принял для ее участников дополнительную программу подготовки. Нам предстоит двухнедельное плавание в открытом море на специально оборудованном судне, конструкция которого полностью соответствует началу XX века. Начиная с сегодняшнего дня, вы условно зачисляетесь матросами в состав экипажа «Моряны». Вам даётся один час на сборы. Через 60 минут мы встречаемся в порту у причала номер восемь. Прошу не опаздывать. Отплытие судна – через два часа. Вопросы есть? Вопросов нет. Все свободны!

Участники экспедиции спешат к выходу. Чекрин догоняет Краско.

– Алла, задержись, пожалуйста, на минуту, – попросил он. – Я должен тебе кое-что сказать.

Краско замедляет шаг и останавливается у стены, украшенной большой картиной в тяжелой раме.

– Понимаешь, Алла, – начал, запинаясь, Чекрин. – Прежде, чем мы окажемся в далеком и враждебном нам мире, я хочу знать… Дело в том, что я… Видишь ли… Смутившись, он берёт девушку за руку и заглядывает ей в глаза. Алла мягко освобождается. Отвернувшись к стене, она с подчёркнутым вниманием изучает картину, на которой изображен скалистый пейзаж далекой планеты.

– Интересно, – оживилась Краско, – А на Аррете есть горы?

– Аррет, Аррет! – раздражённо сказал Чекрин. – Ведь это – «Терра» наоборот! Нехорошо поступил аналитик. Разве можно так называть планету, куда надо лететь? Подумаешь, первооткрыватель! Ему просто повезло принять сообщение из космоса. На Луне он не один дежурил. Мог бы и с коллегами посоветоваться. Нет же, решил соригинальничать, назвал планету «Антиземля». Тоже мне поэт-неудачник, не смог придумать ничего лучше. У нас, астронавтов, так не принято. Ведь нам работать на этой планете, туземцев спасать. Еще неизвестно, как он в Космосе себя поведет. Это ему не на Луне сидеть, к праздникам стишки сочинять.

– Артур, ты не прав, – возразила Краско. – У Пауля есть хорошие стихи, ты их просто не читал. А быть таким суеверным в наше время просто глупо!

Рассмеявшись, она берет Чекрина под руку и заглядывает в его каменное лицо.

– Не злись, Арт. Я думаю, с этим именем у него связана ка-кая-то история, очень личная и важная для него. Просто мы пока не знаем. Я уверена, что Белоу не подведет. Он хороший аналитик и мужественный человек. Коллеги отзываются о нем очень хорошо. Ведь это он спас группу селенологов, когда их вездеход притянуло к скале из чистого пермаллоя. Приборы намагнитились, вышли из строя, ребята приготовились к самому худшему. Но Белоу сразу понял, в чем проблема. Интуиция и на этот раз его не подвела. Он предложил ребятам укрыться в багажнике за стальной дверцей и просто подождать до рассвета. Утреннее солнце нагрело сплав до точки Кюри и поле исчезло. Вездеход освободился из магнитного плена и благополучно вернулся на базу.

– Всё понятно, – усмехнулся Чекрин, отступая на шаг. – Для тебя все смелые и хорошие. Все, кроме меня. Может, и мне сочинить пару стишков?

– Не надо, Артур. Ты ничего не понял. Но это не важно. Мне пора. Извини.

Краско уходит. Чекрин провожает ее застывшим взглядом.

Глава 2

Летнее солнце стоит высоко над акваторией морского порта. У деревянного причала, стилизованного под начало XX века, пришвартована «Моряна», небольшое грузопассажирское судно водоизмещением около тысячи тонн. Участники экспедиции поднимаются по трапу. Командор Терин, черноволосый мужчина лет тридцати с энергичным загорелым лицом, на пристани заканчивает разговор с двумя провожающими в белых костюмах. На прощание он пожимает им руки.

Белоу стоит на верхней палубе. Облокотившись на поручни, он задумчиво смотрит в зеленоватую воду. К аналитику подходит Кортин. Он довольным видом стучит кулаком по обшивке судна.

– Обратите внимание, Белоу, – воскликнул Кортин, – Как это всё выдержано в духе начала XX века. Эти крышки угольных шахт для питания паровой машины, лазерный радар на мачте, солнечные батареи на крыше мостика. И, конечно, три дымовые трубы! Это я настоял, чтобы их было ровно три, как на легендарных крейсерах XX века. В свое время я написал ряд статей по истории великих морских путешествий. Наши предки обязательно брали с собой живую птицу, которая напоминала им о родном доме. Вы заметили курятник на средней палубе?

– Заметил, – невозмутимо ответил Белоу. – Еще вчера.

Специалист по морским путешествиям удивлённо моргает. На палубе появляется Терин.

– Вот вы где! – обрадовался командир. – Я как раз хотел предложить вам стать напарниками и разместиться в одной каюте. Матрос Кортин, думаю, вам будет интересно общение с матросом Белоу, поскольку его вторая специальность – история XX века. Ваше мнение?

– Как матрос, я обязан подчиниться, согласно уставу, – четко ответил Кортин.

– Так, понятно. А вы, Белоу?

– Гелий товарищ не вредный, – сдержанно ответил аналитик. – Но уж очень он заутюжен своими уставами и справочниками.

– А вы, товарищ Белоу, «заутюжены» своим двадцатым веком, – отпарировал Кортин. – Настолько, что порой забываете, в каком столетии мы с вами живем.

– Прошу не трогать двадцатый век, – сухо сказал Пауль. – Это была эпоха героев, уничтоживших фашизм и открывших человечеству дорогу в космос.

– А я попрошу не читать мне популярных лекций! – взвился Кортин. – Я сам веду курс в университете и вполне профессионально разбираюсь в истории войн и вооружений.

– Не верь в романы и рассказы, – усмехнулся Белоу. – А верь в что видят твои глазы.

– Поговорили? – подвел черту командор. – Вот и отлично. Некоторые шероховатости, очевидно, имеются. Но у меня предчувствие, что вы можете стать хорошими напарниками. Прошу вас занять места согласно стартовому расписанию. «Моряна» отчаливает через десять минут.

Кортин и Белоу в своей каюте готовятся ко сну. Кортин расправляет койку. Белоу стучит кулаком по переборке.

– Они все ушли! – аналитик озабоченно поднял палец.

– Кто ушли?

– Крысы покинули этот ржавый ночной горшок. Гелий, нам предстоит бурная ночь:

Хочешь стать барабулькой,

Славной рыбкой морской?

Утопай и не булькай,

Распрощайся с тоской.

Стихи про барабульку проявляются на переборке у изголовья Кортина, но он их почему-то не замечает. Выслушав прогноз аналитика, он хмуро укрывается с головой одеялом и поворачивается лицом к стенке.

Наступила полночь. За иллюминатором шумит море. Напарники мирно спят в своих койках. Каюту заполняет могучий храп. Храпит Белоу.

Кортин просыпается. Он садится на койке и вслушивается в рулады, испускаемые спящим поэтом. Покачав головой, Кортин снова укладывается в постель.

Наступило утро. Напарники одеваются к завтраку.

– Пауль, оказывается, вы храпите во сне, – заметил Кортин. – Вам раньше это не говорили?

– Говорили много раз, – хмуро признался Белоу.

– А почему вы скрыли это от Терина? – удивился Кортин. – Разве вы не знаете, что храпунов не берут в звёздные экспедиции?

– Потому и не сказал, что не берут, – проворчал Белоу. – А мне позарез нужно на Аррет. Только прошу вас, не выдавайте меня.

– Моряки не выдают своих напарников! – заявил Кортин. – Можете на меня положиться. А лечиться вы не пробовали?

– Пробовал много раз, да ничего не помогает. У самого Шпивака курс прошел. После его методики от меня чуть жена не ушла. А храпеть меньше всё равно не стал.

– Вы что-то путаете, – поднял голову Кортин. – Профессор Шпивак умер тридцать шесть лет назад. Уж я-то точно знаю, мой дядя по материнской линии работал у него учеником-лаборантом.

– Ну да, конечно! – поспешно согласился Пауль. – Я имел в виду совсем другого профессора. Который учился у Шпивака.

Проходят несколько дней напряжённой работы. Будущие астронавты изучают старинные методы кораблевождения. Под руководством седого наставника они разворачивают бумажные карты и прокладывают курс графитными карандашами при помощи деревянного транспортира и линейки.

Астронавты сидят в спасательном вельботе. Обложившись канатами, они учатся вязать морские узлы.

Вельбот отходит от корабля. Астронавты надевают акваланги и ныряют в море.

Ночь. Сильно штормит. В динамике звучит сигнал тревоги. Кортин, проснувшись, спрыгивает с койки. Белоу уже на ногах. Он достает из шкафчика спасательный жилет и протягивает напарнику.

– Что случалось? – спросил Кортин, застегивая пояс.

– Все в порядке, – успокоил Белоу. – Идем ко дну.

Напрасны все крики и стоны,

Для паники нету причин,

Поскольку мы, граждане, тонем

Во тьме океанских пучин.

На этот раз четверостишие проявляется на груди жилета Белоу. Засветившись на три секунды, надпись исчезает.

– Внимание! – послышался голос в динамике. – Говорит командор Терин. Объявляю штормовое предупреждение. Приказываю участникам экспедиции занять места согласно аварийному расписанию!

Напарники выбегают из каюты.

Светает. Шторм разыгрался не на шутку. «Моряну» сильно качает. Верхушки огромных волн начинают захлестывать судно. Люди изо всех сил цепляются за канаты, протянутые вдоль палубы.

Приходит большая волна. Поток отрывает от каната матроса небольшого роста и тащит его к борту. Кортин и Белоу бросаются на помощь. Белоу держит утопающего за воротник. Его сапоги скользят по мокрой палубе. Кортин протягивает руку и хватает Белоу за рукав. Волна уходит. Белоу кивает Кортину и помогает маленькому матросу стащить с головы капюшон. Из-под грубой ткани выглядывает белое лицо Краско. Девушка влажными глазами смотрит на Пауля и шепчет «спасибо». Белоу молча пристегивает связиста к канату.

Волны бросают «Моряну» всё сильнее. После удара очередного вала раздается громкий треск. Судно заваливается на борт и начинает тонуть.

Из рубки на палубу спускается Терин. По его приказу участники экспедиции занимают места в спасательном вельботе. Терин подводит стрелу лебёдки. Кортин и Беллоу прицепляют крюки к кольцам на носу и корме вельбота. Командор поворачивает рычаг. Вельбот с людьми выносится за борт. Улучив момент, командор ловко спускает вельбот на вершину большой волны и сбрасывает канат. Гребцы берутся за вёсла.

Наступает полдень. Ветер заметно ослабел, хотя волны вздымаются всё еще высоко. Вельбот осторожно подходит к борту большого корабля. Сверху на канате спускают стальное коромысло с крюками на концах. Белоу и Кортин прицепляют крюки к вельботу. Лодка с людьми поднимается в воздух.

На палубе астронавтов встречает Терин. Он пожимает руку Кортину.

– Коллеги, поздравляю вас! – объявил командор. – Вы успешно выдержали заключительный экзамен «катастрофа в океане».

Глава 3

Участники экспедиции снова собираются в конференц-зале. Собрание ведёт сам командор Терин. Он поднимается на подиум и берёт в руки пульт-указку.

– Коллеги! С сегодняшнего дня вы официально зачислены в основной состав экспедиции. Наш космолёт уже построен и принят комиссией. Это новейший космический корабль, способный доставить нас на Аррет всего за две недели. Но у космолёта пока нет имени. Согласно традиции, вы должны сами дать имя своему кораблю. Это приятная, но ответственная церемония. Напоминаю, каждый из вас имел ровно сутки, чтобы придумать свой вариант имени. Сейчас вы должны ввести свои предложения в компьютер. Пароль для входа в систему – «Гиады». Дождитесь ответного сигнала и введите придуманное вами имя. Приступайте!

Астронавты начинают нажимать кнопки на радиобраслетах. При каждом нажатии радиобраслет отзывается характерным звуковым сигналом «блипом». Зал наполняется музыкальным перезвоном.

На экране высвечивается текстовая таблица, в графах которой видно одно или два слова. С каждым коротким блипом экран мигает, а после длинного сигнала количество строк в таблице увеличивается на одну.

Отзвучал последний блип. Количество строк в таблице достигло десяти. Экран застыл. Терин нажимает кнопку. Внизу на экране появляется табло таймера, на котором высвечивается цифра «300». Терин нажимает ещё кнопку. Строки таблицы разлетаются в стороны. Затем они собираются в середине экрана и начинают складываться в треугольники, квадраты и пятиугольники, меняясь местами при каждом обратном отсчете на табло таймера.

– Коллеги! – Терин отложил пульт в сторону. – Все дальнейшие изменения и дополнения невозможны. Нам остается ждать. Через пять минут компьютер завершит сортировку вариантов и мы узнаем имя нашего корабля.

Командор сходит с подиума и усаживается рядом с Чекриным. Неожиданно открывается дверь. На пороге появляется полный лысоватый человек лет пятидесяти. В руке он держит толстый портфель. При виде нежданного посетителя, Кортин издает невнятный звук. Скорчив гримасу, он пытается вжаться в мягкую обивку кресла. Заметив, что напарник чем-то расстроен, Белоу довольно бесцеремонно толкает его в бок.

– Кто это? – спросил он вполголоса. – Только не говори, что не знаешь.

– Как не знать, – промычал Кортин. – Это Тим Маков, мой дядя.

– Родной?

– Тёщин брат, куда родней. Вообще-то он химик, хороший химик. А вот вторая его специальность – парфюмер. Дядя просто помешан на запахах. Мечтает осчастливить человечество новыми ароматами. И для этого ставит опыты на ближайших родственниках. Среди знакомых известен под псевдонимом Дядя Дух Тим, сокращенно – ДДТ.

– Приятно видеть в наш скучный век такого целеустремленного человека, – засмеялся Белоу.

На крышке портфеля Тима Макова появляются строки:

Лишай стригущий, бреющий полет,

В чем сходство их? – В стремлении вперед!

И ты, приятель, брей или стриги,

Но отступать от цели не моги.

Оглядевшись, Маков безошибочно определяет в Терине главного и устремляется прямо к нему.

– Вопрос мировой важности! – взмолился он. – Прошу разрешить выступить на пять минут.

– Разрешаю четыре минуты, – соглашается Терин, бросив взгляд на экран.

– Благодарю! – обрадовался парфюмер. Взлетев на подиум, он привычным жестом водрузил портфель перед собой.

– Дорогие астронавты! – начал дядя Дух, встав в позу лектора. – На уроках биологии вам, конечно, рассказывали о сверхчувствительном обонянии четвероногих братьях наших меньших. Конкретно, я имею в виду собак. Ах, собачий нос, это удивительнейшее творение природы. Он способен различать тончайшие оттенки запахов, улавливать буквально отдельные молекулы ароматов. Люди, к сожалению, не собаки. В смысле обоняния, они плетутся в хвосте у овчарок и даже у кериблютерьеров. Так было, дорогие космонавты, так было. Но впредь так не будет! Мне, Тиму Макову, удалось в результате усиленных творческих поисков синтезировать новое вещество, которому я, по праву первооткрывателя, присвоил заслуженное название МУЗИМ, что означает «Миллионократный Усилитель Запахов Имени Макова». И это действительно так! Любой из нас, приняв перорально одну таблетку МУЗИМа, моментально усилит свой индивидуальный запах в миллион раз и станет полностью обоняем для окружающих и друзей. Учитывая, что не все мои коллеги пахнут приятно, я внес в МУЗИМ различные ароматические добавки. Предвижу, ах как я предвижу грядущие времена, когда сограждане будут узнавать друг друга на улицах не по костюмам и прическам, а по тончайшим и изысканнейшим благоуханиям. Внимание! Первую опытную партию таблеток МУЗИМа я вручаю вам, мои отважные звездопроходцы. Вы станете проводниками моего изобретения в глубоком космосе!

– Благодарю за выступление, – поднялся Терин. – Боюсь, человечество пока ещё не доросло до ваших идей. Как начальник экспедиции, я не имею права разрешить моим подчиненным принимать непроверенные препараты.

– Кем не проверенные? – возмутился Маков – Этими бюрократами из Санитарной службы? Что они понимают в запахах! Ну, хорошо, я вам докажу. Сейчас, на глазах у вас, я лично приму таблетку моего МУЗИМа.

Маков вываливает из портфеля на стол десятка полтора разноцветных коробочек. Открыв коробочку зеленого цвета, он достает таблетку и демонстративно проглатывает ее. В зале раздаются смешки. Все принюхиваются. Белоу втягивает носом воздух.

– Вроде банным листом повеяло, – фыркнул он. – Дух, как от березового веника.

Поверь в счастливую звезду,

Цветок в петлицу вдень.

Пусть для тебя хоть раз в году

Наступит банный день!

Степенно сойдя в зал, Маков идет по рядам и раздает астронавтам коробочки с МУЗИМом. Астронавты растерянно принимают подарок и оглядываются на Терина. Командор, повернувшись к экрану, внимательно следит за таймером, начавшим отсчет последней минуты. Маков протягивает Беллоу футляр красного цвета.

– Каков максимальный срок действия? – деловито спросил аналитик.

– Не меньше месяца! Берите, не пожалеете!

Затем дядя Дух протягивает жёлтую коробочку Кортину, но, узнав племянника, отдергивает руку и проходит мимо, бормоча что-то о неблагодарных потомках. В конце концов, коробочка жёлтого цвета достается Краско.

– Ты, что, Геля? – спросил Белоу. – С дядей Духом на ножах, что ли?

– Скорее, поддерживаю нейтралитет. Мы с женой перестали принимать его после того, как он подбросил в наш санузел таблетку с запахом конского навоза. Чтоб мы стали ближе к природе, как сказал он.

– Ну и как? – засмеялся Белоу. – Стали ближе?

– Ближе некуда. Клео сразу к маме переехала. А мне, моряку, не полагается отступать перед трудностями. В общем, неделю жил, как на конюшне. Хорошо, что таблетка оказалось семидневной, не семимесячной.

Тем временем Маков, раздав все коробочки, забирает портфель и уходит. В дверях он оборачивается и торжественно поднимает руку.

– Благодарю за поддержку творческой мысли, – парфюмер вильнул портфелем в сторону Терина. – Пусть на далеких планетах торжественно благоухают все ароматы Земли! – Дверь закрывается за дядей Духом.

– Непроверенный препарат прошу сдать врачу экспедиции Чекрину, – приказал Терин.

Чекрин проходит по рядам, собирая коробочки. Кортин вдруг замечает, что Белоу прячет коробочку в карман.

– Пауль, ты что делаешь? – прошептал Кортин. – Был приказ сдать таблетки!

– МУЗ мне самому сгодится!

– Для чего?

– Подложу тёще в кофе. Пусть поблагоухает месячишко.

Кортин открывает рот. Не найдя слов, он показывает пустые руки Чекрину. Врач выжидающе смотрит на Белоу. Аналитик отвечает кристально-чистым взглядом. Чекрин проходит мимо.

На таймере застыли цифры «05.00.00.». Терин нажимает кнопку. По залу проносится легкий возглас. На экране крупными буквами выведено имя космолета:

ТЁТЯ ЛИРА

– Я протестую! – возмутился Чекрин. – Это издевательство, так назвать космолёт!

– Я тоже против, – поддержал Кортин. – Корабли так не называют.

– Кто предложил это имя? – спросил Терин.

– Это я придумал, – привстал Белоу. – В честь одной знакомой тёти.

– Нам нет дела до твоей тёти! – крикнул Чекрин. – Мы, звездный экипаж, требуем отзыва неприемлемого имени.

– Говори, пожалуйста, от себя, – поморщилась Краско.

– Должен напомнить, что компьютер, которому по большому счёту всё равно, уже официально зарегистрировал имя нашего корабля, – сказал Терин. – Традиция не допускает замены имени, разве что в случае явной грамматической ошибки.

– Это не ошибка, – сказал Белоу. – Просто мне дорога память моей тёти. Ладно, чего уж там! – махнул он рукой. – Согласен признать это ошибкой и переименовать космолёт в «Тэту Лиры». Есть такая звезда на южном небе.

– Не вижу особой разницы, – заметил Терин. – Более того, я уверен, что все будут называть корабль по первому варианту. Такова психология астронавтов. Могу внести ходатайство в Комитет по Названиям, но уверен, что оно не будет принято. КОМНАЗ свято чтит традиции. Что ж, пусть будет «Тётя Лира». Остается надеяться, что это имя принесёт нам удачу. Коллеги! Старт, э… космолёта назначен на послезавтра. Завтрашний день отводится на сборы и ликвидацию дел, а сегодня вечером мы приглашены на концерт в честь нашей экспедиции. Концерт начнется в 20 часов на Центральном стадионе. Прошу не опаздывать. Все свободны.

Конец ознакомительного фрагмента.