Глава 2
Практическое применение гармоник в астрологической практике
Гармоники в астрологии
Итак, прочитав все вышеизложенные примеры, вы уже наверняка поняли, какую роль играют колебательные и волновые процессы в строении и структуре нашего мира. Но как же можно работать с этим информационным пластом, имея в своем распоряжении астрологию как метод? Ответ приходит сам собой: работая с техникой и картами гармоник, мы фактически работаем с волновой структурой.
.Гармоники связаны с аспектами и, как уже говорилось раньше, изначально являлись углубленным методом исследования аспектов. Как и любая «специальная методика», гармоники не отменяют традиционного прочтения карты. Они – лишь инструмент, своеобразная лупа, которой вы пользуетесь, высвечивая те или иные участки. Поэтому, прежде чем браться за гармонические карты – изучите карту в целом. В моей практике были случаи, когда я практически не анализировал традиционную карту. Но тогда я знал, что искать. В общем же случае анализ любой астрологической карты начинается «как обычно», с анализа радикса. Затем переходите к картам гармоник, прослеживая, как в них будут разворачиваться те или иные паттерны натальной или прогностической карты. Поверьте, это очень увлекательное занятие.
Для нас изначально будут важны так называемые гармоники простого ряда, которые в первую очередь связаны с аспектами. Первым и самым важным аспектом в астрологии считается соединение. И действительно, когда две планеты взаимодействуют друг с другом, так сказать, напрямую, то возникающее взаимодействие порождает очень сильное поле возмущения. Благоприятное оно или нет – это зависит от природы самих планет, но сам факт соединения говорит о единении или единстве. В эзотерике числу один приписывается символизм активного созидательного начала, энергии, которая воздействует на материю.
Второй группой аспектов, которые традиционно считаются «дисгармоничными» и «напряженными», считаются аспекты, так или иначе кратные числу два; это оппозиция, квадратура и полутораквадрат.
Символизм этого числа связан с понятием «бинера». Бинер – это противоположность, бинер – это пары взаимоисключающих элементов, бинер – это напряжение от неразрешенности того, что получилось.
С другой стороны, символизм числа два говорит нам о пассивном начале, материи, природе. Той питательной среде, которая должна поглотить энергию единицы для того, чтобы что-либо произвести.
Как можно заметить, напряженная конструкция двойки нежизнеспособна, хотя и порождает мощнейший импульс к действию, и должна рано или поздно себя уравновесить. Таким образом, мы подходим к следующей группе аспектов.
Третьей группой аспектов является группа аспектов, так или иначе связанных с числом три. Тройка в эзотеризме – это то, что получается при воздействии активного начала (1) на пассивную природу (2). Именно поэтому, возможно, группы аспектов, связанные с числом три, являются «мягкими», «гармоничными», «стабилизирующими».
Кроме этого, мы имеем большое количество аспектов смешанной природы. И если вы внимательно прочли вышеизложенное, то уже можете увидеть внутренний смысл некоторых таких аспектов. Например, секстиль – мягкий, но не убаюкивающе-укрывающий аспект, в отличие от тригона.
Однажды ко мне на консультацию пришел клиент. Такое ощущение, что он был после приема большого количества какого-либо седативного препарата: речь замедленная, движения мягкие, мысли текут медленно. Построив его гороскоп, я увидел, что основная масса аспектов у него – это тригоны, а в космограмме был один даже не большой, а огромный тригон, который и играл роль того самого седативного средства. Вот вам и тригоны.
Так вот, секстиль – это аспект, кратный числу 6, то есть 2 х 3. Исходя из этого, мы можем сказать, что природа секстиля – это удовольствие и удовлетворение (3) от преодоления препятствий. С другой стороны, не проходя через трудности (2), ты не получишь желаемого удовольствия (3).
Интересны в этом случае так называемые полуаспекты. Давайте возьмем, например, полусекстиль или 1\12 круга. Считается, что этот аспект глубинный и мягкий. При его анализе, как мне кажется, нужно рассмотреть, с чем мы имеем дело. А имеем мы дело с взаимодействием единицы и двенадцати. И тут возникает вопрос: а что такое для нас число двенадцать? Это число, по интерпретации Хемблина, 2 х 2 х 3 – то есть мы имеем смешанный паттерн. Общее число компонентов – три, среди которых мы имеем, двукратное напряжение и разряжение его в виде числа 3. Мне кажется, что аспект числа 12 можно разобрать еще и по другой схеме.
12 – это 3+3+3+3, то есть «квадратура из троек». Такая ситуация может говорить нам о том, что данный аспект выражает ту «загнанную внутрь» неудовлетворенность, которую испытывает человек. Ему хорошо, и это его пугает. Он должен куда-то пойти, но не знает, куда. Такая ситуация напоминает жизнь Одиссея на острове прекрасной Нимфы. Все хорошо, все замечательно, но хочется домой.
Соответственно 1\12 мы можем трактовать как аспект, который «мягко стелет, но жестко спать». То есть при внешней мягкости и видимой стабилизации именно этим он и порождает напряженность. Все слишком стабильно, слишком статично, а природа не терпит не только пустоты, но и статичности. Все статичные конструкции рано или поздно обрушаются или изменяются.
Как рассчитать карты гармоник
Каким же образом рассчитывается та или иная гармоника? При расчете мы делим зодиакальный круг на определенное количество сегментов, и рассматриваем этот сегмент как целый круг. Таким образом, мы практически реализуем концепцию микрозодиака. То есть при построении карты четвертой гармоники мы делим круг, фактически – карту первой гармоники, на 4 части; если это карта десятой гармоники, то мы получаем деление на десять частей, и так далее.
Дэвид Хемблин в своей книге «Карты Гармоник» пишет по этому поводу следующее:
«Возьмем, например, карту пятой гармоники. Круг из 360 градусов (начиная от 0⁰ Овна) мы делим на пять равных сегментов. Первый – от 0⁰ Овна до 12⁰ Близнецов, второй – от 12⁰ Близнецов до 24⁰ Льва, третий – от 24⁰ Льва до 6⁰ Скорпиона, четвертый – от 6⁰ Скорпиона до 18⁰ Козерога, пятый – от 18⁰ Козерога до 0⁰ Овна. Каждый сегмент будет иметь угловую длину 72 градуса.
Теперь будем рассматривать каждый из сегментов, как если бы он содержал весь зодиакальный круг. Это означает, что мы умножаем угловые расстояния внутри сегментов на пять. Планета в 0⁰ Овна так и останется в 0⁰ Овна, но планета в 1⁰ Овна теперь оказывается в 5⁰ Овна, а планета в 2⁰ Овна оказывается в 10⁰ Овна. Это относится ко всему сегменту и ко всем остальным сегментам.»
Вот, собственно, и весь метод расчета. Как вы понимаете, планеты и, соответственно, аспекты такой карты будут выглядеть совершенно по-другому и покажут нам, как (в данном случае мы рассматриваем пятую гармонику) карта резонирует на уровне пятиричности.
Итак, повторю еще раз алгоритм расчета:
– переводим зодиакальные координаты планет в абсолютную долготу;
– умножаем значение абсолютной долготы на номер гармоники. Для предыдущего примера, соответственно, на число 5;
– если полученное число больше 360 – вычитаем из него 360;
– возвращаемся к зодиакальной долготе.
Сейчас, в отличие от того времени, когда работали Эдди, Гоклены и Хемблин, имеется достаточно большое количество астрологических программ, которые умеют рассчитывать гармонические карты. Приведу некоторые примеры таких программ:
Семейство программ «Зет». Программы серии «Зет» умеют рассчитывать карты гармоник, начиная с шестой версии этой программы. Блок расчета гармоник натальной карты встроен в свободно распространяемую версию «light». Программа рассчитывает гармоники со 2 по 13 включительно, или произвольно по вашему выбору. Если вы используете в своей работе программы семейства «Зет», то для расчета гармонической карты необходимо сделать следующее:
– запустите программу;
– постройте ту карту, чьи гармоники вы будете впоследствии исследовать;
– откройте меню «Установки Натальной карты»;
– в появившемся окошке выберите вкладку «Зодиак»;
– в правом нижнем углу появится меню «Гармоники».
Программа «Janus» (Новая Зеландия) Данная программа также рассчитывает гармоники. Janus можно считать самым мощным астропроцессором в настоящее время, и функция расчета гармонических карт в нем реализована следующим образом:
– запустите программу;
– постройте карту, чьи гармоники вы хотите рассчитать;
– в верхнем меню выберите пункт «Chart», а затем – «Cast a secondary chart»;
– в появившемся меню выберите пункт «Harmonics»;
– введите описание гармоники и ее номер.
Программа «Solar Fire» (Австралия) Данная программа тоже умеет производить расчет гармонических карт. Пользователи этой программы могут произвести расчет следующим образом:
– запустите программу;
– в верхнем меню выберите пункты «Chart» и «Harmonic», или просто нажмите клавишу F6;
– в появившемся меню выберите номер рассчитываемой гармоники и карту, c которой вы работаете. Вот, собственно, и все. В появившемся меню вы можете выбрать еще несколько параметров, но они для нас не столь критичны.
Когда вы занимаетесь исследованиями, то всегда возникает необходимость проверить и перепроверить. В процессе же работы вы наверняка воспользуетесь какой-либо астрологической программой, и тут выбор будет за вами.
На мой взгляд, наиболее гибко механизм расчета гармонических карт, а также их анализ реализован на настоящий момент в программе «Solar Fire», хотя это всего лишь личное предпочтение автора.