5
Торнадо «Тоттенхэма»
Мы не хотим наверстывать упущенное. Мы не хотим лишний раз усложнять себе жизнь.
– Итак, – обратился Реднапп к команде, – в Бремене все прошло как нельзя лучше. Но теперь вы должны показать, что можете дать отпор командам, которые борются за место в Премьер-лиге. Такие команды, как «Манчестер Юнайтед» и «Челси», блестяще выступают в Европе, а затем возвращаются домой и повторяют свой европейский успех в лиге. Наша цель – сделать то же самое.
Гарет и остальные игроки одобрительно закивали, соглашаясь с Гарри Реднаппом и его философией успеха на площадке в Чигвелле через несколько дней после матча Лиги чемпионов в Германии. Тренер был прав. Поскольку все знали это, никто и не возражал.
Гарет потратил больше двух лет тренировок на то, чтобы сделать свою игру более стабильной. И он почти добился желаемого результата. Он чувствовал, что может достичь настоящего триумфа, он вот-вот станет футболистом мирового масштаба.
Но он не справится в одиночку. Если они хотели стать как «Челси» или «Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэму» нужно было основательно взяться за работу и выкладываться по полной, чтобы выигрывать у более слабых команд.
Нельзя работать на публику, то есть играть хорошо против именитых команд, но терпеть поражения от более слабых соперников. Этому пора раз и навсегда положить конец. Гарри твердо решил, что теперь они будут играть стабильно и бороться за необходимые очки, если потребуется.
И начнут они прямо с домашнего матча против «Вульверхэмптона». Это означало, что во время игры команда не должна думать о матче с «Арсеналом» во вторник.
– Гарри ясно дал нам понять, что большинство игроков, которые выйдут на поле в матче против «Вульверхэмптона», не будут играть против «Арсенала», – поделился со мной один из футболистов. – Так что в матче против «Вульверхэмптона» мы должны были выложиться по полной, ведь нас ожидала целая неделя без футбола. Это был хитрый ход, лишивший нас всякого самодовольства.
Защитник Ледли Кинг полностью поддержал тренера после его напутствия, сказав:
– Без обид, но есть такие игры, когда нам просто нужно победить и доказать, что мы не случайно заняли 4-е место в прошлом сезоне. Мы хорошо играем дома, пытаемся выиграть каждую игру. Но с «Уиганом» мы не справились, слишком расслабились. Против «Вульверхэмптона» мы должны сыграть намного лучше, попытаться забить гол как можно раньше и вынудить их сменить тактику.
Ободряющие речи тренера и решительный настрой сработали на «ура» и помогли «Тоттенхэму» избежать очередной звездной болезни после успехов в Европе. Они выиграли со счетом 3:1. А ведь было раньше: продули «Уигану» (0:1) после того, как разгромили «Янг Бойз» в отборочном матче Лиги чемпионов.
Причем нельзя было сказать, что Гарет «зазвездился». Ничуть. В этом сезоне он стал лучшим игроком «Тоттенхэма», разыграв несколько великолепных навесов, которые оставили защитника «Вульверхэмптона» Ричарда Стирмана в полном недоумении.
И Гарет, и другие игроки боялись взбучки от тренера в случае проигрыша.
Первый гол в конце первого тайма забил Стивен Флетчер, и «Вульверхэмптон» повел в счете, вызвав у болельщиков опасения, что игроки «Тоттенхэма» в очередной раз переживают «звездную болезнь». Но на 77-й минуте «Тоттенхэм» сравнял счет после того, как Стивен Уорд подставил подножку Алану Хаттону в штрафной зоне. Рафаэль ван де Варт пробил пенальти, обманув вратаря Маркуса Ханеманна. Голы Павлюченко и Хаттона на последних минутах матча принесли «Тоттенхэму» три очка и позволили Бэйлу вздохнуть с облегчением.
– И Гарет, и другие игроки боялись взбучки от тренера в случае проигрыша, – поделился один из знающих источников «Тоттенхэма», – они не хотели повторения матча с «Уиганом». Они знали, что победят, иначе на них обрушится гнев Гарри.
Реднапп, улыбаясь, признался, что после матча также испытал облегчение. Он рассказал корреспонденту The Guardian:
– Я не был расстроен нашей игрой, поскольку мы делали все правильно. Но было бы абсолютной неправдой сказать, что я ни капли не боялся, что мы проиграем.
Далее «Тоттенхэм» ждал домашний матч против «Арсенала», и ни одному игроку не требовалось дополнительной мотивации. Однако Гарету пришлось пропустить игру Кубка Футбольной лиги. Вначале он был расстроен, ведь он, как и игрок «Манчестер Юнайтед», Уэйн Руни, хотел играть в каждом матче, но затем, когда тренер объяснил ему причину своего решения, Бэйл согласился сделать небольшой перерыв. Позже Гарри поделился с прессой, почему же он принял такое решение. По его мнению, Гарет просто очень устал. Реднапп рассказал газете The North Wales Daily Post:
– Не могу же я до смерти измотать Гарета на поле. Сначала он отыграл дома, а затем отправился в Германию, где пробежал больше тысячи миль в матче против «Вердера». Он еще очень молод, и силы его на исходе. Я должен защитить его.
Это был как раз такой матч, где репутация игрока становится только лучше от того, что он не принимает участия в игре. После 120 минут игрового времени «Тоттенхэм» разгромил «Арсенал» со счетом 4:1, победив с самым крупным счетом на «Уайт Харт Лейн» за последние 32 года и отомстив за свое поражение (1:5) два года назад.
– Гарет радовался не меньше остальных, – сообщает один из источников. – Хотя он и не играл, соперник все равно не справился бы с ним. И неважно, в каком чемпионате встретились бы «Тоттенхэм» с «Арсеналом», никто из «Шпор» не желал проигрывать.
Четыре дня спустя Гарет снова вернулся в строй. На этот раз им предстояло отправиться в северный Лондон и сразиться в «Вест Хэмом». И вновь результаты были удручающими, «Тоттенхэм» проиграл со счетом 0:1 команде, набравшей за пять туров лишь одно очко. После победы (лишь третьей в истории личных встреч в XXI веке) «Вест Хэм» слегка поднялся в турнирной таблице.
Для Реднаппа это поражение стало особенно досадным, ведь он ни разу не проигрывал «Вест Хэму» с тех пор, как перестал быть их тренером в 2001 году. После встречи Гарри сказал:
– В начале матча они показали сильную игру, а их нападающие постоянно создавали нам помехи на поле. Они работали на износ. Все игроки «Вест Хэма» приложили немало усилий, и никто не знал, к чему это приведет. Игра была очень интересной, от начала и до конца.
Она напоминала, скорее, – привел неожиданное сравнение Реднапп, – баскетбольный матч: сначала атакуют они, потом – мы. Если бы Том Хаддлстоун, оставшись один на один с вратарем, забил бы во втором тайме, все сложилось бы иначе. Тогда они остались бы позади, а мы были бы на высоте.
Могло показаться, что Гарри настроен оптимистично, но это было не так. Впрочем, и Гарет тоже приуныл. Они расстроились из-за двух поражений подряд, и оба знали, что им срочно нужно спасать ситуацию, иначе для них сезон и Премьер-лиги, и Лиги чемпионов, для выхода в которую они так отчаянно боролись за четвертое место, закончится еще до Рождества. В следующую среду во втором матче группового этапа им предстояло сыграть дома с голландским клубом «Твенте».
Поражение или ничья стала бы для них настоящей катастрофой после того, как они проиграли в первом матче в Германии.
– Мы не хотим наверстывать упущенное, – сказал Гарет, – нам нужен достойный результат в матче против «Твенте». Мы не хотим лишний раз усложнять себе жизнь.
И они исполнили задуманное, в очередной раз с улыбкой выпутываясь из сложной ситуации. Рафаэл ван дер Варт получил вторую желтую карточку и удалился с поля, успев до этого забить гол и пропустить пенальти. Еще один невероятный матч в Европе завершился со счетом 4:1 в пользу «Тоттенхэма». Дома команду встречали с почестями.
Корреспондент The Telegraph Генри Уинтер в своей статье написал о подвигах Бэйла и остальной команды:
«Это было настоящее зрелище. Ребята утерли носы всем тем, кто считал матчи группового этапа Лиги чемпионов скучными. Конечно, «Твенте» еще далеко до группы А, а «Тоттенхэм» играл в меньшинстве, и, тем не менее, англичане показали то, чему научил их Реднапп: футбол в наступлении. «Лига чемпионов, мы вдоволь похохотали», – распевали радостные болельщики «Тоттенхэма» в конце второго тайма. Когда Гарет Бэйл и вся команда уходили с поля, они скандировали под дождем «оле-оле-оле». УЕФА стоит поблагодарить Реднаппа и «Тоттенхэм» за то, что они напомнили всем, что футбол создан для того, чтобы забивать голы и прославиться».
Роман Павлюченко дважды забил с пенальти, а Бэйл (разумеется, кто же еще) завершил матч красивым четвертым голом. Гарет добежал до штрафной и, не снижая скорости, ударил по мячу. Несчастный вратарь, болгарин Николай Михайлов, не смог спасти ворота, и мяч залетел в сетку.
После гола на последних минутах матча Гарет бегал по полю как заведенный, радуясь победе.
– Вся команда пребывала в состоянии настоящего экстаза, – поделился со мной один из доверителей, – они дурачились и смеялись. Вечер удался на славу.
Тренер был также доволен тем, что его команда наконец-то принесла ему первую победу в Лиге чемпионов и сделала это красиво. Его напутствие целиться в самое уязвимое место и наказ Модричу «пойти и уничтожить их» принесли свои плоды. Гарри отметил Гарета, похвалив его за полную деморализацию защитника Ники Кайпера и за забитый гол. Реднапп сказал:
– Игра была потрясающей. Два первых пенальти мы получили вполне заслуженно: сначала Крауча сбили с ног, прижав к газону, а перед вторым одиннадцатиметровым Бэйл переиграл соперника, как он делает это всегда, но соперник повалил его на землю. Конечно, это – самый что ни на есть пенальти. Третий одиннадцатиметровый был спорным, но такое иногда случается. Ван дер Варт четко забил гол, а в конце матча Бэйл закатил еще один, четвертый мяч.
Мы выступили своим привычным, сыгранным составом, – продолжал Гарри, – и отлично справились с поставленной задачей. Я мог бы взять кого-то вместо ван дер Варта, но я отказался от этой идеи, и в итоге мы забили четыре гола. Это просто потрясающий результат. Мы выиграли со счетом 4:1, так что я считаю, что угадал с составом команды. В этом нет ничего страшного: для разных игр нужны разные составы. Я чувствовал, что здесь нужно рискнуть, хотя во многих других матчах этого не стоило бы делать.
Перед следующим матчем у Гарета оставалось всего лишь три дня. Он хорошо тренировался в Чигвелле и хорошо выспался перед матчем. Он знал, что, если он хочет достичь своей цели и стать звездой мирового масштаба, нужно вести правильный образ жизни. Он никогда не напивался и не тусовался ночи напролет. Гарет всегда был образцовым футболистом. Его не интересовали ночные гулянки, ночью он спал. Он предпочитал работать ногами, а не молоть языком.
Он не был завсегдатаем ночных клубов или баров. У него была постоянная девушка, его ровесница и его первая любовь – Эмма Рис-Джонс. По вечерам они заказывали еду на дом и смотрели фильмы. Эмма рассказала, что долгое время они поддерживали отношения на расстоянии: они встречались то в Кардиффе, то в его квартире в Эссексе.
По ее словам, это было похоже на роман на расстоянии героев ситкома «Гейвин и Стейси», где главный герой был родом из Англии, а героиня жила в Уэльсе. Эмма говорила друзьям:
– Мы проделали такой же путь, как Гейвин и Стейси. Мы постоянно шутим на эту тему, и я даже иногда называю Гарета Гейвом, произнося его имя нарочито сентиментальным голосом…
Сейчас они вместе живут в доме Гарета, в Эссексе.
К тому времени, как «Тоттенхэм» отыграл матч с «Твенте», Гарет уже стабильно хорошо выступал за свою команду, и ему хотелось поддерживать свой уровень мастерства – как в домашних матчах, так и в европейских турнирах. Он прекрасно понимал, что европейские матчи широко освещаются в прессе, поэтому, если он хорошо покажет себя в Европе (а он знал, что способен на это), он станет настоящей звездой. Однако Гарет размышлял так же, как и Гарри: оба хотели выступить достойно не только в Европе, но и в Премьер-лиге. В конце концов, именно Премьер-лига была их насущным хлебом и приносила средства к существованию.
В субботу «Тоттенхэму» предстояло сыграть домашний матч против «Астон Виллы». Бывший тренер «Ливерпуля» и нынешний тренер «Астон Виллы» Жерар Улье возвращался в Лондон, желая сорвать большой куш. Однако удача ему не улыбнулась. Несмотря на то что на 17-й минуте Марк Олбрайтон забил гол, «Вилла» проиграла со счетом 1:2. На этот раз Рафаэл ван дер Варт перещеголял Бэйла, забив два гола, а Гарет умудрился получить красную карточку в добавленное время.
Гарет сказал, что в воскресенье планирует просто расслабиться и сходить куда-нибудь на ужин со своей девушкой. Так он справлялся со стрессом.
Ван дер Варт разыграл мяч в центре за спиной Крауча, забив свой третий и четвертый гол за три игры. Теперь Реднаппу пришлось ломать голову, пытаясь придумать, куда же можно поставить Дефо, который уже оправился от травмы и вернулся в строй. Тренер пояснил:
– Если я поставлю двух игроков в нападение, а Рафу в защиту, куда тогда девать Бэйла? Можно, конечно, расположить игроков ромбом в центре поля, но тогда Гарету придется играть на совершенно непривычной ему позиции.
– Не так-то просто, – продолжал Реднапп, – сохранить баланс в команде. У «Виллы» один нападающий играл в зоне нападения, а Эшли Янг – в защите, ближе к центру, и после перерыва мы атаковали именно эту зону. Я поставил Рафу за Крауча, а Аарона Леннона определил на правый фланг, так наша команда казалась мне более сбалансированной.
– Гарету нравится играть на своей позиции, – с улыбкой сказал Гарри, – но ему никогда не сидится на месте. Если поставить его на правый фланг, он обязательно сместится к центру, поскольку всегда хочет быть в гуще событий.
В течение следующих двух недель клубные игры приостанавливались, поскольку футболисты возвращались в сборные своих стран, чтобы принять участие в отборочных матчах Евро-2012. В составе сборной Уэльса Гарет забил гол, однако поражение 1:4 от сборной Швейцарии положило конец всем надеждам валлийцев на выход из группы, впрочем, как и тренерской карьере Брайана Флинна. Еще одна неудачная глава в международной футбольной карьере Бэйла.
Через неделю Гарет был рад воссоединиться со своими товарищами по клубу и с предвкушением ждал поездки в западный Лондон, где в субботу, 16 октября, их ждала встреча с «Фулхэмом». Этот матч давал им возможность восстановить свою репутацию в глазах болельщиков после двух досадных поражений от лондонских клубов-соперников – «Вест Хэма» и «Арсенала».
К тому же им необходим был небольшой заряд уверенности в себе перед матчем Лиги чемпионов с «Интером» в предстоящий вторник. Эта игра, без всякого сомнения, будет самой сложной из всех, поэтому им понадобится вся их уверенность, удача и любая помощь, чтобы одолеть такого сильного соперника.
Команда покидала стадион «Крейвен Коттедж» с победой в кармане (2:1), которая стала для ребят живительным бальзамом. Учитывая, что в этом сезоне «Тоттенхэму» постоянно приходилось наверстывать упущенное, эту победу можно было назвать триумфом, который они буквально вырвали из лап неприятностей и неудач. Да, чтобы получить желанные три очка, им пришлось (снова) отчаянно бороться.
Кроме того, в ходе матча было много разногласий. Например, тренер «Фулхэма» Марк Хьюз сетовал на невезение своей команды и поносил арбитра Майка Дина. Сначала арбитр не засчитал гол Тома Хаддлстоуна (второй гол «Тоттенхэма»), объявив положение вне игры. Однако после того, как Хаддлстоун подал апелляцию, посовещавшись со своим ассистентом Мартином Йерби, Дин признал второй гол.
Хьюз негодовал:
– Мы считаем, что гола не было, поскольку во время удара Вильям Галлас находился в положении вне игры. По мнению мистера Дина, Хаддлстоун первым успел к мячу, и это стало для арбитра веским аргументом посоветоваться со своим ассистентом. В тот момент Галлас находился в поле зрения Марка Шварцера. Что помешало арбитру увидеть, как Галлас рванулся к мячу? Нечасто случается так, что решение бокового судьи превалирует над решением главного арбитра. Возможно, арбитр решил, что футболист обманывает его, но, мне кажется, ему следовало бы настоять на решении в пользу Галласа.
В этом сезоне ни сам «Тоттенхэм», ни его болельщики не были удивлены тем, что Гарет Бэйл в очередной раз помог забить гол Хаддлстоуну. Гарет навесил мяч, а Том, перехватив его, забил с расстояния чуть дальше одиннадцатиметровой отметки.
Вообще-то, счет в этом матче открыл Диоманси Камара, забив гол в пользу «Фулхэма», но Павлюченко успешно сравнял счет. Этот матч также положил конец череде побед «Фулхэма» в Премьер-лиге.
После игры в раздевалке Гарет ликовал.
– Он был рад избавиться от очередного «проклятия» в матчах против лондонских клубов-соперников и сделать эту победу точкой отсчета для триумфа в матче против «Интера» в предстоявшую среду, – сообщил один из источников. – И он, и его команда знали, что им нужно отдохнуть и физически, и душевно, чтобы как следует подготовиться к встрече с итальянским клубом. Гарет сказал, что в воскресенье планирует просто расслабиться и сходить куда-нибудь на ужин со своей девушкой. Так он справлялся со стрессом. Ведь предстоявший матч с «Интером» действительно был очень волнительным.
Между тем Гарет говорил:
– Играть эти матчи не сложнее, чем состязаться с европейскими чемпионами на их же собственной территории.
Реднапп также с предвкушением ждал поездки в Италию. Он, как и Гарет, собирался отдохнуть в воскресенье, а в понедельник начать упорно работать. Вот как он вспоминает этот день:
– Воскресенье обещает быть чудесным! Моя дорогая Сандра приготовила копченую рыбу, и я с удовольствием съел ее вприкуску с тостом и чашкой чая. Я собирался посмотреть матч «Интера», их транслируют по телевидению, как, скажем, матч «Ливерпуль» – «Эвертон» или «Блэкпул» – «Манчестер Сити». Так что Сандре пришлось пойти наверх и смотреть свои любимые сериалы с ноутбука. Обычно я редко смотрю телевизор. Последний фильм, который я видел, был «Доктор Живаго». Еще один раз это случилось в Саутгемптоне, когда нас пригласили на премьеру фильма о Джеймсе Бонде. И то я заснул через пять минут и проспал все два часа. Это было потрясающе…
И Гарет, и Гарри отлично провели воскресенье, но в понедельник утром оба рвались поскорее начать играть. Они знали, что пора отложить все разговоры в сторону и ринуться в бой. Их ждал самый крупный матч «Тоттенхэма» с тех пор, как в начале шестидесятых он прославился в матчах Лиги и Европы. Они ехали в Милан на встречу с судьбой, надеясь, что выступят достойно и вернутся домой с победой.
Болельщики «Тоттенхэма» разделяли их точку зрения и рассчитывали встретить своих героев, осыпав их почестями. Для Гарета Бэйла этот матч станет самым важным за всю его карьеру, поскольку именно он сделает его звездой мирового масштаба.