Письмо третье
Дорогой внучек! Помнится, я закончил предыдущее письмо тем, как нам подарили Гаврика. Слово «подарили» тут не подходит. Нужно заменить его словами «мы приобрели Гаврика». Очень плохая примета, когда тебе дарят животное, рассаду на посадку. Дарёная живая вещь долго не просуществует. Есть такое поверье. Поэтому я тогда отдал Татьяне десять рублей. Она с понятием отнеслась к этому факту, и мы счастливые пошли домой.
Гаврик вёл себя удивительно раскованно, как сейчас принято говорить, без комплексов. Как будто всю свою жизнь прожил с нами. По дороге нам встречались большие бездомные собаки. Кстати, их полно у нас в деревне. Когда-то милые щеночки на второй-третий день были выдворены за порог. Некоторые из них сумели продержаться в семье весну, лето, а осенью, ближе к зиме стали беспризорными, – хозяева их съехали с дач, а их бросили на произвол судьбы. Они злы и агрессивны. Нередко нападают на людей, я уже не говорю о маленьких собачках, таких, как Гаврик. Я специально хожу с тростью не потому, что слишком старый и немощный, а чтобы оберечь Гаврюшу от них. Теперь меня, благодаря этой трости, знает каждая собака, и обходит нас с Гавриком за версту. Одна женщина, заводчик собак, гуляла с тремя своими крохотулями. Стая собак налетела на неё из-за кустов. Женщина взяла на руки своих крошек, так свора бездомных накинулась на неё, и стали кусать за ноги. Она закричала. Хорошо, что рядом была автобусная остановка, и люди разогнали свирепую стаю. Когда мы возвращались втроём от дачников, нам тоже пришлось не просто. Свора впервые видела Гаврика, и конечно же, желала «попробовать его на зуб». Но не на того нарвались. Гаврик чуть не свалил с ног Ангелину, когда рванулся навстречу своре. Мне пришлось взять поводок в свои руки и с трудом сдерживать его рывки. Он, как лихой скакун не стоял на месте и готов был в любую минуту ринуться в бой. Проходивший мимо мой знакомый заметил:
– Хорош у вас защитник! С таким не пропадёшь.
Знакомый этими словами напомнил мне удивительную книжонку из моего детства. С каким упоением я её читал! Страницы таяли на глазах, конец книги неумолимо приближался, а мне так хотелось, чтобы история эта продолжалась и продолжалась. С той поры я полюбил животных и всю жизнь к ним неравнодушен. К сожалению, не помню автора. Книга эта называлась кличкой собаки «Алдан». Хорошо помню её сюжет, захватывающий, с неуловимыми поворотами событий. Не успеешь пережить одни страсти, вдруг перед глазами плывут уже другие события, не уступающие по динамике развития предыдущим. Вкратце, я могу вспомнить, о чём повествовалось в этой книге. Парнишка, к сожалению, имени его не помню, но назову его Асаном. вырастил себе из щенка настоящего друга. Они были неразлучны, как два глаза на человеческом лице. Как два сокола были бесстрашны, как два камня были крепки и терпеливы. Асан был бедняком, часто недоедал. Впроголодь жил и Алдан. Асан делился с другом последней крошкой хлеба. Сначала служил у богатого торговца водовозом. Затем стал пастухом, пас отару в степях и предгорьях. С Алданом ему было легче справляться с большим стадом овец. Много врагов было у Асана и Алдана. В первую очередь это сильные ветры и холода ночью. Иногда проливные дожди со снегом. Уснуть ночью под открытым небом было практически невозможно. Спасала верблюжья шкура, под которой прятался Асан и Алдан. Они спали вместе, прижавшись друг к дружке. Но самым злым врагом были волки, которые ночью стаей окружали отару. Хозяин отары и Асан заключили договор о том, что до глубокой осени пастух сбережёт стадо овец в целости и сохранности. За это хозяин разрешит Асану жениться на его прислуге Гульсаре, и, вдобавок, даст им на свадьбу одного барана. Но злые волки помешали планам Гульсары и Асана. Его посадили в долговую яму. Как-то Гульсара, передавая лепёшки Асану, сообщила ему неприятную весть: пропал Алдан. Собака целыми днями искала Асана, худющая, лохматая, она наводила на жителей кишлака панику. А потом и вовсе пропал. Наверное, кто-то убил его. Кому такой страшный пёс нужен.
Шло время. У родственников Асана не было средств заплатить долг за него. Так и сгнил бы он в этой яме. Непокорный и жизнелюбивый Асан решил сам вершить судьбу свою. Он попросил Гульсару принести ему металлическую ложку и незаметно от охранников передать её ему.
Долговая яма находилась под землёй. Стены её были выложены из известняка, а сверху она накрывалась металлической решёткой. Решётка была всегда на замке, ключ от которого находился у хозяина отары.
Прошло какое-то время, Асан и говорит Гульсаре:
– Жди меня каждый вечер у лысого камня в распадке. Если к полуночи не приду, возвращайся домой.
Проходило время, Асан не появлялся у лысого камня. Дело в том, что, делая долговую яму, хозяин отары предусмотрел, чтобы из неё даже маленький зверёк не сбежал. Дедушка Асана ещё в детстве рассказал ему, что вокруг стен злополучной ямы была пещера, вход в которую, был завален лысым камнем. Пещера та была страшна тем, что в ней кишмя кишели крысы, гадюки, летучие мыши. Голодные псы иногда стаями бегали здесь, поедая всю живность, которая с той же быстротой размножалась.
Асан обследовал стены долговой ямы, и пришёл к выводу, что угол стены, по которому во время дождя вода стекала вниз, не совсем прочный. В щелях этого угла гулял свободно сквозняк. Значит, швы в этих местах не плотны. Стоит только вытащить один камень, и лаз в стене нетрудно будет сделать. Металлической ложкой Асан стал подтачивать камень, который показался ему слабым. Долго пришлось ему точить этот злосчастный камень, пока он станет подвижным. В очередной раз, подтачивая шов, Асан услышал какие-то шорохи с той стороны стены. Он пригнулся к щели, сквозняк донёс до него запах собаки. Сомнений не было. Это Алдан! Да, да, он. Пёс начал скулить и быстро-быстро царапать стены когтями. Асан стал тихо уговаривать друга не скулить громко, ибо сторож-обходчик мог услышать звуки из ямы. Неожиданное появление друга утроило силы Асана, лаз был сделан. Покидая долговую яму, в тёмной пещере Асан увидел блестящие огоньки, много огоньков. Это стая злобных бродячих собак ждут, не дождутся, когда узник окажется по эту сторону, чтобы утолить им голод. Но Алдан, ах этот Алдан! Он ни одному зверю не дал приблизиться к другу, к своему хозяину. У лысого камня они вышли из подземелья, где их ждала Гульсара. Втроём они торопливо пошли вверх к перевалу, чтобы покинуть обжитую местность навсегда.
Нас тоже трое счастливых. Ангелина счастлива, её мечта сбылась. Гаврик нашёл новых хозяев. Я тоже счастлив, ибо счастье дочери – это счастье и отца.