Вы здесь

Гавана – Варадеро. Куба. Два города в один Weekend. Часть 1 Гавана (Александр Жидченко)

Часть 1 Гавана

Весь колорит кубинской столицы не передать словами, поэтому я буду в этом путеводителе больше использовать визуальных образов. Гавану можно изучать бесконечно – она не просто большая и интересная, она еще и яркая, самобытная, шумная, жаркая, историческая, во многих отношениях одна такая в мире.

Население кубинской столицы составляет немногим более 2 миллионов человек. Город разделен на 15 муниципальных районов, которые крайне неоднородны по своему внутреннему содержанию – от вычищенных до блеска старинных улиц до трущоб и заваленных мусором окраин.




Город мы будем изучать по порядку. Но поскольку времени не так много – ведь у нас всего 1 Weekend, будем смотреть все самое главное и расставлять приоритеты правильны. С самого начала определиться с главной целью своего пребывания здесь – памятники, музеи, пляжи, старинные кварталы или все по чуть-чуть. Я, как и многие, выбрал последний вариант.

Гавана была основана испанцами в 1519 году. А уже с 1563 года этот город стал центром административной жизни острова. Отсюда стали управляться другие поселения, торговые отношения и т. д. С тех пор Гавана сохраняла за собой статус столицы.

Город стал быстро застраиваться зданиями в испанском колониальном стиле. В 1728 году в городе был основан Гаванский университет, в 1860-е гг. открылась табачная фабрика «Партагас». В городе строились католические соборы, ансамбли зданий, предназначавшихся для колониальной администрации и представителей элиты страны.

Уже в ходе американской зависимости в Гаване было построено множество других достопримечательностей, самым видным в числе которых является возведенный в 1920-е гг. Капитолий. Многие выдающиеся произведения архитектуры столицы Кубы были внесены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время здания, кварталы и улицы Гаваны реставрируются и обновляются. Проходя мимо некоторых из них, Вам будет казаться, что Вы вовсе не в Латинской Америке, а где-нибудь в дорогих районах Мадрида или Валенсии. Но стоит отойти чуть подальше от них, и Вам будет казаться, что Вы попали в Калькутту или Дакку. Гавана – город контрастов, точно также, как и та страна, столицей которой она является.

У Гаваны можно найти много разных образов – колониальный, социалистический, столичный, автомобильный, современный, самобытный и множество других. Постараемся в этом путеводителе, хоть по-немногу, но раскрыть каждый из них.

Теперь давайте пройдемся по всем знаковым местам этого города и узнаем о нем больше.

Международный аэропорт имени Хосе Марти

Это самый большой аэропорт на Кубе, и расположен он в 18 километрах к юго-западу от центра города.

Интересно, но построен он был еще в 1930 году и тогда назывался Havana Columbia Airport. В том же году авиакомпания «Кубана» совершила первый рейс, доставив почту на противоположный конец острова – в Сантьяго-де-Кубу. Спустя 6 лет из этого аэропорта отправился первый самолет в Мадрид. В годы Второй мировой здесь был командно-диспетчерский пункт.






В 1961 году аэропорт был подвергнут бомбардировке со стороны США, а после этих событий международное авиасообщение между странами было прервано до 1988 года.

В 1970-80-е гг. сюда прилетали самолеты таких авиакомпаний, как Аэрофлот (СССР), Интерфлюг (ГДР), Малев (Венгрия) и Чешских авиалиний. В середине 1980-х гг. было начато строительство второго терминала для рейсов из США, который был открыт в 1988-м, а спустя 10 лет, в 1998 году открыт современный третий терминал для обслуживания основной массы международных рейсов. 4-й терминал обслуживает грузовые рейсы, а 5-й – внутренние перелеты.




Что интересно, 3-й терминал, куда я прилетел, и откуда я вылетел, находится дальше всего от общественного транспорта. Видимо потому, что все иностранцы, приезжающие на остров, просто не пользуются дешевым транспортом, а ездят на такси.

Bienvenido a Cubа

Уже около багажной ленты стало понятно – мы на Кубе. Такая лента имеется в терминале только одна. Она на все самолеты. Ждали свой багаж мы тоже довольно долго – где-то около 40 минут. Заодно разговорились с теми, кто тоже прилетел на Кубу. Пожилая супружеская пара из России отправлялась в круиз на теплоходе в Гондурас, поэтому на Кубе они должны были пробыть всего одну ночь. Вообще, хороший способ совместить просмотр нескольких стран. Но это если позволят средства.




С громким скрипом багажная лента стала перемещаться и на ней появились первые чемоданы. Уже через несколько минут стало понятно – основной турист на Кубе – из Китая. Чемоданов с иероглифами было очень много – и все одинакового размера и одного синего цвета. Их очень долго никто не забирал, и лента практически полностью окрасилась в синий цвет с редкими вкраплениями чемоданов наших соотечественников.

В целом, на паспортный контроль, хоть и была большая очередь, прошли мы ее быстро. Мне, как гражданину Российской Федерации, вопросов не задали вообще никаких. Поставили печать на одной из страниц загранника и «Bienvenido a Cubа».

Затем было заполнение деклараций, проход через просмотр багажа. Смотрели только большие чемоданы, а мою небольшую сумку смотреть даже и не стали. Продуктов там было много, но ничего запрещенного.

Прилет

Если Вы прилетели на Кубу по туристической путевке, то Вас не о чем думать и переживать – уже в аэропорту Вас встретят с табличкой Вашего туроператора и на комфортабельном мини-автобусе с кондиционером довезут до отеля, а дальше море, пляж, столица, все дела. Но страну Вы таким способом не почувствуете.

Вариант второй – Вы самостоятельный путешественник. И здесь главное, не растеряться. На стойке информации предприимчивые барышни разводят Вас на поездку до Вашего отеля на Варадеро в составе группы по самой выгодной цене – 40 куков (для удобства – 40 евро, чуть позже объясню). Вообще, стойка информации уже первое, что очень запомнилась. Напоминает она стойку из фильма 1970-х гг., вроде фильма «Невезучие» с Пьером Ришаром и Жераром Депардье. Они там, кстати, много раз бывали в латиноамериканских аэропортах. Колоритным женщинам без компьютеров и с сигаретами в руках добавили атмосферу ароматические свечи, горящие здесь же.

Женщины на инфостойке разъяснили мне, что стоимость моей поездки до Варадеро самостоятельно обойдется гораздо дороже. Это 25 евро на такси до автовокзала и 25 евро на автобус до Варадеро, а там еще и на такси до отеля сколько-то. Ну, в общем, цены в их аргументах были сильно преувеличены.




Мысленно я почти отказался от затеи ехать с ними, и пошел интересоваться, сколько стоит такси, но попросил 5 минут придержать для меня местечко.

Куки или песо

Обмен валюты – важный пункт любого путешествия.

На Кубе эта история сложная, но разобраться в ней легко. В стране в обороте действуют две валюты – одна для туристов – куки и вторая для местных – песо. Поэтому и цены часто можно увидеть на прилавках двойные – и в песо и в куках. Но за песо Вам, за исключением некоторых случаев (например, в общественном транспорте), никто ничего не продаст. На Варадеро и в Гаване вообще мало мест, где что-либо Вы сможете купить за местные песо, поскольку это самые популярные для туристов места. А вот в сельской глубинке вполне можно сторговаться и за куки на рынках, в лавочках и так далее.




Разница в ценах между этими двумя валютами составляет аж 25 (!) раз. То есть то, за что местные будут платить всего 1 доллар, Вы выложите 25 баксов.

Но ничего не поделать, наверное в этом большой плюс для кубинской экономики и развитии туристической инфструктуры.

Такси

Вообще, все такси на Кубе государственное. Поэтому и цены на проезд для туристов здесь определяются не прихотью водителей, а опять же, – государством.






Подошел к первому таксисту – 25 евро. Переведя на рубли, сразу думаешь, ну как же так? – ведь дорого. Наверно это «бомбилы», спросим у других. Сколько? – 25. И у третьих 25. И тут целая толпа таксистов подошли и сказали, что у них у всех 25. Такой, вроде как, тариф. В доказательство того, что эту сумму они взяли не из головы, таксист открыл переднюю дверь своего автомобиля и показал наклеенную на дверце таблицу с расценками на дорогу до центра города, до автовокзала и до других районов Гаваны.

Поначалу моему возмущению не было предела. В 10-миллионной Москве за 25 евро можно добраться на такси с самой южной точки до самой северной – условно говоря, от аэропорта Домодедово до аэропорта Шереметьево, и еще сдача останется. А в двухмиллионной Кубе вот такие расценки на услуги такси. Может быть, когда Вы окажитесь на Острове Свободы, здесь уже будут автобусы для бюджетных туристов (если они Вам, конечно, нужны), но пока их не было и вроде не планировалось в ближайшем будущем.

Тут я подошел к нашим русским ребятам, с которыми летел в самолете. Они путешественники со стажем и уже бывали на Кубе. Их совет был таков – езжай с этой конторой за 40 евро – это нормальная цена, чтобы добраться до отеля на Варадеро. Вроде бы люди знающие, послушал их, вернулся к инфостойке – а автобус уже уехал. Ну, делать нечего: пошел собирать компанию на такси. Тут же увидел одного нашего туриста, который стоял с потерянным видом посреди вестибюля аэропорта, а потом подхватили еще одного студента-путешественника. Самое интересное, все они были транзитом на Кубе, и летели дальше в Латинскую Америку. Наконец, я увидел, как одна бойкая молодая женщина с 6-летней дочкой торгуется с таксистом на испанском. К ней мы и присоединились, и сели в мини-вен. Двое попутчиков покинули нашу машину в центре города, а с этой дамой и ее дочкой мы доехали до самого автовокзала. Она же помогла мне купить и билет на автобус до Варадеро. Сама она, как оказалось, была замужем за кубинцем, и ей нужной было ехать на автобусе почти сутки в центр страны.

Самое поучительное в этой истории, что вместо 25 евро (куков) я заплатил всего лишь 5.

Дорога к автовокзалу

Первое знакомство с Гаваной и с Кубой было по дороге от аэропорта к автовокзалу.




Путешественника без большого стажа вояжей по странам Латинской Америки, Азии и Африки, сразу шокирует такой разгул эмоций, как здесь. Но автомобили на 60% из эпохи середины – второй половины ХХ века, поэтому временами все «чинно и благородно» как в ушедшем тысячелетии.


Автовокзал Гаваны

Сразу дам несколько советов – междугородние перевозки на острове обслуживаются государственной компанией Viazul. Поэтому если на такси Вам нужно будет сюда, то так смело можете и говорить – «мне Viazul». Расписание автобусов до Варадеро и других городов на Кубе можно узнать на сайте https://www.viazul.com/.




Отдельное спасибо моей попутчице за то, что сориентировала меня на этом автовокзале. У меня были с собой только евро, и обменять их поблизости было негде – не так оказывается часто заезжие иностранцы бывают здесь – на междугороднем автовокзале Гаваны. Так вот, она по-испански договорилась, чтобы мне поменяли деньги прямо там по курсу один к одному. Билет стоил 10 куков, а никак не 25, как обещали женщины на инфостойке.

Здание автобусной станции двухэтажное, и судя по тому, сколько кубинцев здесь просто сидят и смотрят по сторонам, сняв обувь разложив ноги на соседние сиденья, создается впечатление, что многие сюда приходят каждый день просто так, как на работу, и чтобы провести время за общением друг с другом. А у проходящих редких гостей европейской внешности просят немного деньжат.

Билеты выписывают от руки, повсюду летают мухи, жарища стоит невыносимая.

Колорит! Мне нравится!)

А автобус выезжал только через пару часов. Делать было нечего – пришлось идти в зоопарк напротив, чтобы скоротать время.

Гаванский зоопарк


Это первая достопримечательность Кубы, которую я посетил. Цена билета составляла 4 кука (4 евро). Вроде бы для столицы не так уж много. Но если честно, зоопарк этих денег стоит с натяжкой. Если у Вас чуть больше времени, чем было у меня, и Вы хотите увидеть животный мир острова в «среде обитания», отправляйтесь в Кубинский национальный зоопарк (Парк Зулоджико Насиональ), который кстати находится недалеко от аэропорта Хосе Марти. Добраться до него можно либо на такси – если уж наверняка и к входу, или на автобусе P12, если не боитесь заблудиться и желаете еще несколько километров поискать дорогу к нему.

У входа в зоопарк Вас встретят фигуры оленей.




Главный вопрос по пути был один – где оставить вещи? На автовокзале никакой камеры хранения я не нашел, а вот если спросить у сотрудников, то сразу возникала мысль, какую сумму за эту услугу они могут затребовать. Поэтому я решил идти прямо с сумкой в зоопарк, но попросил оставить вещи у охранников. Они согласились и в небольшой кирпичной сторожке открыли железный сейф, где я и оставил вещи. После двух часов прогулки по парку, вернувшись, конечно, с меня стали просить деньги. Я отдал монету в 50 сентаво (половина одного евро) – вроде бы не мало. Громкоголосая женщина – охранница в светло-коричневой форме, отвечала на мой вопрос о том, как доехать до Парка Ленина, и сжала сразу эту монету крепко в руке.








По своему содержанию зоопарк довольно обычный. Ничего сверхъестественного нет. Хищных животных тоже практически нет. Больше он, конечно, напоминает детский зоопарк. Но вот что действительно здесь очень нравится посетителям, так это красота природы и имитация диких джунглей около главной аллеи. Здесь же есть ажурные скамейки в колониальном стиле, которые дополняют общий колорит места.

Колон. Кладбище имени Христофора Колумба


Это старое кладбище находится в пешей доступности от автовокзала. Оно было основано в 1876 году. Это вроде Ваганьковского кладбища в Москве. Здесь похоронены многие знаменитые граждане Кубы, причем разных исторических эпох.

Конец ознакомительного фрагмента.