Глава 3
Часть 1. Всему свое время
В книге «Коэлет» (Экклезиаст) Царь Соломон разбирает вопрос, в чем смысл всего. Начинает свои размышления с предположения, что смысла нет, все суета сует. А потом исследует «смыслы», ради которых живут люди. К какому выводу в конце он приходит, мы узнаем в 12-й главе.
В 1-й главе он говорил, что нет ничего нового под солнцем, всё повторяется из поколения в поколение. Во 2-й главе – что, возможно, следует постоянно радовать себя. И он радовал себя. Увеселял вином и мясом. Накопил огромные материальные богатства. Построил Первый Иерусалимский Храм и дворец для себя, каких не было в то время ни у кого в мире. Только слуг и охраны у него было 30 000 человек! И все же пришел он к выводу, что нет в этом никакой особой радости.
Есть такая шутка, что в жизни у человека, который покупает яхту, есть два счастливых дня. Первый день – когда он ее купил. Второй – когда ее продал. Все остальное время – заботы и мучения. Она стоит, деньги съедает, пользы никакой нет, только заботы. Царь Соломон знал это уже около трех тысяч лет назад.
И он говорит, что все это расстройство для духа, так как неизвестно, какими будут наследники. Может, они будут праведными, а может – злодеями. И неизвестно даже, это богатство будет им на пользу или нет. Богатому ребенку-наследнику не к чему стремиться. Он живет на всем готовом и не может принимать никакие решения, потому что родители за него все решают. Это не самая лучшая среда для формирования личности.
Если рассмотреть сферу денег, то согласно журналу Forbes, официально сейчас есть более 2000 миллиардеров в мире. Из них 1300 заработали деньги с нуля. Они не родились в семьях, где у них были богатые родители, они родились в семьях или бедных, или со средним достатком и сумели стать миллиардерами.
Существует исследование ученых, которое показывает, что при формировании личности в детстве недостаток чего-то намного больше развивает, чем избыток. Потому что, когда у людей избыток, они не знают, к чему стремиться.
Сейчас мы пришли к 3-й главе, в которой Царь Соломон разбирает другие аспекты, за чем люди гонятся. Начинается 3-я глава так: «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами».
Бог установил всю эту систему. И она работает. Вот взять, к примеру, механические часы, с календарями какими-то вечными, в них 100-200 колесиков. А Бог так завел весь этот мир, что в нем миллионы колесиков, которые крутятся, одно за другое цепляется, приводит к действию. Вся система работает, и всему свое время.
Дальше Царь Соломон начинает перечислять разные события, которые случаются в жизни человека. Второй отрывок он начинает так: «Время рождаться, и время умирать». Имеется в виду, что этот мир начинается с рождения и заканчивается смертью. Это главные события, которые волнуют человека.
Царь Соломон говорит, что человек не знает, когда родится ребенок. Есть пары, которые годами пытаются зачать ребенка и не могут, а потом через много лет рождается ребенок. А есть те, которые не хотят зачать ребенка, а он появляется. И потом снова беременность.
Точно так же со смертью. Никто не знает день своей смерти. Есть время, и оно установлено. Царь Соломон объясняет, что это очень хорошо. Если бы человек знал день своей смерти, то тогда мир не мог бы существовать. А так каждый надеется, что впереди долгая жизнь, и работает до последнего момента. Если бы человек знал, что остался месяц, год или 10 лет, то он бы жил совсем по-другому.
Представь, как бы ты жил, если бы знал, что остался год или месяц?
Дальше Царь Соломон говорит: «Время насаждать, и время вырывать насаженное».
Раши объясняет, что здесь речь идет совсем не о том, о чем мы подумали. Речь идет не о растениях, а о жизни человека и жизни народов. Бог насаждает народы – они появляются, потом Он эти же народы уничтожает.
В начале отрывка говорится о жизни отдельного человека («Время рождаться, и время умирать»). А во фразе «Время насаждать, и время вырывать насаженное» речь идет о народах. Мы можем посмотреть, что были татаро-монголы, которые владели всем миром, хазары, древние египтяне, ассирийцы, персы, хетты. Бог целые народы и цивилизации насаждает и забирает.
3-й отрывок говорит так: «Время убивать, и время лечить. Время взламывать, и время строить».
Мы видим это в истории: Вторая мировая война, разрушена вся Европа, бывший Советский Союз. В это же самое время появляется Государство Израиль (1948 год), которое сейчас самое сильное, самое яркое на всем Ближнем Востоке, просто Рай на земле. А до этого была полная разруха и голод.
В Америке была Великая депрессия, упадок. Именно война в Европе подняла Америку из кризиса. С 50-х годов в Америке началась эпоха процветания.
Потом начался кризис 80-х годов, кризис 90-х. 2008 год, когда рухнула вся банковская система. Сейчас кризис. Все здесь зашифровано: «Всему свое время».
Далее в 4-м отрывке говорится так: «Время плакать, и время смеяться; время скорбеть, и время плясать».
Время оплакивать – когда кто-то умер. Время плясать, например, когда люди женятся, веселятся. Всему свое время.
Весь этот мир крутится, как заведенный механизм. Говорят, что было у Царя Соломона кольцо, на котором было написано: «И это тоже пройдет». И когда что-то плохое случилось, он смотрел на кольцо и читал эти слова.
Далее написано в 5-м отрывке: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни».
Здесь много глубоких, метафорических смыслов. По-простому: есть у человека дом, например, и есть время ломать – делать open space (открытое пространство), а потом решает все комнатками расставить.
«Время обнимать, и время удаляться от объятий». Вот дружили люди, а потом отдалились друг от друга, изменились. Бывает, люди женятся, спят вместе, у них рождаются дети. А потом – раз, и эти же люди начинают ненавидеть друг друга, разводятся, детей делят, становятся злейшими врагами. Всему свое время.
Мы сейчас изучаем эту Божественную мудрость, которая пришла через Царя Соломона, и делаем для себя выводы, что все в этом мире непостоянно и идет волнами, циклами. Это нужно знать.
Дальше Царь Соломон продолжает в 6-м отрывке: «Время искать, и время терять; время хранить и время бросать». Ничего нет постоянного, все идет циклами.
В 7-м отрывке говорится так: «Время разрывать, и время сшивать; время молчать, и время говорить».
В этой 3-й главе Царь Соломон говорит, что нет ничего в этом мире постоянного и однозначного. Всему свое время. Иногда хорошо смеяться, иногда – хорошо плакать. Он говорит, что нет никакой жесткой системы, за которую можно было бы зацепиться, потому что все в этом мире устроено неоднозначно.
В 8-м отрывке написано: «Время любить, и время ненавидеть; время войне и время миру».
Если человек стремится только к миру, то он в каких-то ситуациях будет попадать. Почему? Потому что есть время, когда надо воевать.
Например, если на тебя идут бандиты с оружием, ты не можешь сохранять мир. Но если люди перед тобой стоят нормальные, мирные и ты на них идешь с оружием, тогда подобное поведение неправильно. Потому что ты бы мог идти к ним с миром и взять их на свою сторону, тогда они бы тоже заключили с тобой мир. Это – наивысшая мудрость.
Царь Соломон говорит в 9-м отрывке: «Что пользы тому, кто свершает, от того, что он трудится?»
В случае, когда все неоднозначно, лучше сидеть и ждать, и в какой-то момент ты точно угадаешь. Это как стоящие часы, они два раза в день показывают самое точное время.
Была история, когда Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, ехал с одним человеком в машине, и тот человек хотел побыстрее доехать. Он ехал на желтый свет, обгонял, нервничал, злился, ругался. А Рав Зильбер ему говорит: «Кто тебе сказал, что тебе будет хорошо, если ты раньше приедешь? Вот ты сейчас спешишь, стараешься, злишься, нервничаешь, но откуда у тебя уверенность, что тебе надо приехать раньше? Может, в этот момент Бог тебя так ведет, чтобы ты опоздал, и это для тебя лучше?»
В общем, тот человек расслабился. Едут они спокойно. Приезжают к тому месту, куда им надо было доехать, а там стоянка, где никогда не было места. Тот человек обычно делал два-три круга, чтобы припарковаться, а тут подъезжает, и там сразу освобождается место для парковки! Если бы он спешил, то потом бы еще 10-15 минут ездил, искал, где припарковаться. А так он приехал, и ему была подготовлена парковка.
Этот вопрос и задает Царь Соломон: «Что пользы тому, кто свершает, от того, что он трудится?»
Если человек сам не знает: это в нужное время или в ненужное? К хорошему приведет результату или не к хорошему?
И говорит Царь Соломон дальше в 10-м отрывке: «Увидел я дело, которое дал Бог сынам человеческим, дабы изнурять (отвечать) этим».
Так Всевышний устроил ход жизни, что с человеком происходят разные события. Обычно эти события – следствия решений человека, они лишь антураж[1].
Например, писатель пишет рассказ или роман и решает, что в качестве героев будет влюбленная пара. Где будет разворачиваться действие? Может, их отправить на курорт? Или, наоборот, в шахту? А может, отправить их на круизный лайнер? Что они решат? Куда они хотят?
Допустим, они выбрали круиз. А лайнер разобьется, и я их отправлю на необитаемый остров. Это все – внешний антураж.
Для Бога, как говорит Царь Соломон, не важен весь этот антураж. Это просто внешние условия, в которых происходит жизнь человека. Важен для Бога духовный выбор человека в сторону добра или зла. И если он выбирает сторону добра, то Бог ему отвечает (в молитве), а если сторону зла, то отвечает наказанием. «Изнурять» и «отвечать» на иврите записывается одинаково.
Царь Соломон говорит в 11-м отрывке: «Все создал Он прекрасным в свое время, даже мироздание вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца».
На иврите в этом отрывке написано «мир» не как «Шалом», а как «мироздание» (Олам). Мироздание (Олам) на иврите еще значит «скрытый». Бог сокрыл себя в нем, и Он сделал так, что нет ни одного человека, который бы полностью понимал суть всего.
Это мы понимаем из того, что на иврите слово «мироздание» написано без буквочки «Вав». Неполное написание говорит о том, что Бог никому из людей не дал полную картину мира. Каждый человек крутится в своем кино, в своем каком-то сериале, и видит все только частично. И никому Бог не дал полную картину мира, чтобы понять суть всего и всех событий.
Тогда Царь Соломон, мудрейший из людей, советует в 12-м отрывке: «Узнал я, что нет для него ничего лучшего, чем веселиться и делать добро в жизни своей».
Главное – сколько ты успел сделать добра, добрых дел, как исполнял заповеди. И надо спешить все хорошее сделать и почувствовать СЕЙЧАС. Следующей серии может и не быть!
Никто даже приблизительно не знает конец своей жизни. Так специально задумано. Поэтому Царь Соломон говорит, что нет другого добра, кроме как радоваться тому, что есть сейчас, и делать добрые дела.
Часть 2. Радуйся и веселись сегодня
Царь Соломон продолжает двигаться в направлении поиска смысла в бессмысленной жизни: «И узнал я, что нет ничего хорошего в жизни кроме как радоваться и делать добро».
Мне кажется, что он имеет в виду – не гонись ни за чем конкретным. Цели сами по себе не имеют значения. Имеет значение только радость и добро, которое ты получаешь, когда достигаешь желаемое.
Например, человек мечтает о большом доме. И когда он наконец-то его купил, оказывается, что он уже не хочет в этой стране жить. Или еще хуже, в ней началась война. И дом этот счастья уже не приносит. Получается, что не дом был важен, а радость от проживания в нем.
Или рассмотрим другой вариант. Он мечтал о доме, купил, но от него ушла жена с детьми, потому что он завел себе любовницу. А потом любовница вместе со своим сообщником убила его. Была такая реальная история в Америке.
Получается, не цели важны, а радость и добро, которое человек делает и чувствует.
Дальше Царь Соломон говорит: «Каждый человек, который кушает и пьет, и видит добро в своем труде (прим. авт. – то есть у него получается то, что он делает), он должен знать, что это подарок от Бога».
Человек не должен говорить, что это он заработал, но это подарок от Бога. То, что ты делал – ты молодец. Ты сделал правильные вещи, которые должен был сделать. И ты знаешь, что многие делают даже больше, чем ты, но то, что именно ты получил результат – это от Бога. Радуйся этому!
«Узнал я, все то, что делает Бог – это навечно»
Все то, что Бог сделал в первые шесть дней творения – Он сделал навечно. И законы природы, и то, как запрограммирован человек, и инстинкты.
«И нельзя на это добавить, и нельзя отсюда убрать. И Бог делает, чтобы боялись перед Ним»
Например, откуда мы вообще знаем, что есть Бог? Десять казней египетских, расступление моря, все эти катаклизмы и чудеса (нарушение естественного хода вещей). Зачем это Бог делает? Чтобы боялись перед Ним, чтобы знали, что Он есть. Что мир – это не просто запрограммированный механизм, а Бог присутствует, управляет и делает чудеса.
«То, что было, уже сделано» – то, что раньше было, уже прошло и сделано.
«Тот, кто гнался за ближним и сделал ему зло – уже сделал. И также то, что в будущем должно произойти – уже было»
Очень интересная вещь. Это значит, что уже было постановление на Небесах, что человек может сделать кому-то зло, даже если он только собирается это сделать.
«И Бог спросит за того, за кем гнались»
Мудрец Гилель смотрел, как по речке плывет череп. И сказал: «За то, что ты топил, утопили тебя. Но за то, что утопят тебя, они будут утоплены».
Это очень глубокая тема. В Торе написано, что Бог сказал Аврааму, что твои потомки будут изнуряемы, угнетаемы в чужой земле, будут рабами в Египте. Потом, когда египтяне были уничтожены, ангел Египта обратился к Богу и спросил, а за что наказание? Ведь это было Твое постановление, что евреи будут угнетаемы, и египтяне просто выполняли задание. А Бог говорит: «Нет, они не выполняли задание, они делали то, что хотели делать (угнетать), за это им наказание». То есть у них был выбор: угнетать или нет, убивать или нет. И это наказание должно было произойти. Без воли Небес ничего не может произойти. Но кем и как будет это сделано – этого мы не знаем.
Но мы знаем, что Бог дальше продолжит эту цепочку, потому что «Бог взыщет с преследователя».
«Еще он видел под солнцем место суда, и там злодеи, место справедливости – и там злодеи»
Что имеется в виду? Что в суде должны сидеть судьи и справедливо судить, а там злодеи. То есть нет справедливости в этом мире.
Есть известная история, как один человек дал взятку судье. И второй дал. Один дал больше, другой меньше. Судья думает: что же делать? Он старался быть честным судьей, поэтому он отдал одному разницу, чтобы взятка была одинаковая и чтобы судить честно.
В таком месте, где должны сидеть справедливые люди, там может сидеть и злодей и спорить с ними. Если человек – праведник, а вокруг злодеи, то у него руки связаны. В Торе написано: «К справедливости, к справедливости стремись». Два раза написано «к справедливости». Одно из объяснений: что ты можешь стремиться к справедливости только справедливым путем. Ты не можешь обмануть, чтобы восстановить справедливость.
Например, привел человек двух лжесвидетелей и говорит, что ты ему должен денег. Он обманывает. Но ты не можешь в ответ привести еще двух лжесвидетелей и сказать, что тот у тебя украл машину.
«Сказал я в сердце: и праведника, и злодея будет судить Бог» То есть Бог контролирует всю систему. И он в любом случае восстановит справедливость.
«Есть время и срок для каждого дела, для каждого предмета» Рано или поздно справедливость будет восстановлена, потому что Бог видит всю систему и выносит справедливые решения.
Что говорят мудрецы? Что есть праведник, который ошибся, и есть злодей, который его обманул. Но Бог будет их судить, и каждому даст воздаяние за то зло, которое они сделали. Придет расплата даже за желание сделать плохое. Есть у Бога учет всех мероприятий.
Как написано в «Пиркей Авот», посмотри на три вещи, и ты не придешь к преступлению. Знай, что сверху тебя глаз видит, ухо слышит, а все твои дела записываются в книгу.
Когда приближается День Суда (РОШ аШАНА), эти книги достаются и смотрятся, потом приближается Йом-Кипур, когда есть возможность исправиться и раскаяться. И тогда плохие постановления небесного суда могут стереться.
В такое время евреи встают до восхода солнца, читают молитвы о прощении. Просят у Бога прощения за то, что не выполняли свой долг перед Богом, стараются исправить свои отношения с людьми.
Есть отношения между людьми, а есть отношения с Богом. Они очень тесно связаны, так как написано, что тот, кого любят люди, того любит Бог. И когда ты с людьми вступаешь в конфликт (есть заповеди между человеком и Богом, а есть – между человеком и человеком), то это нехорошо.
«Сказал я в сердце своем: как люди ведут себя»
Люди проясняют и проявляют величие Бога. И когда они смотрят с этой Божественной позиции на себя, то они видят себя как животных.
Когда ты видишь разницу между божественным и животным, то можешь найти в себе это животное. Многие люди, которые углубляются в духовное, начинают отрицать свое человеческое.
19-й отрывок: «С людьми, как и с животными. И один случай: как умрет этот, так умрет и этот». «Есть один дух на всех. И преимущества человека над животным нету. Потому что все это – суета». Следующий отрывок: «Все идет в могилу. Все из праха взято, и все возвратится в прах».
Если возьмем таблицу Менделеева, то весь материальный мир состоит из праха, который как-то организовывается и потом возвращается обратно. Каждый день умирает 150–200 тыс. человек. Рождается 300 тысяч.
«Кто знает разницу, дух человека поднимается вверх, а дух животного спускается вниз»
Тот, кто знает Бога и свою духовную составляющую, свою душу, дух того поднимается вверх. А если человек живет как животное, то его дух тоже спускается в землю.
Последний отрывок: «И увидел я, что нет добра в этом мире. А только пусть радуется человек своим делам, потому что в этом его удел. Кто приведет его увидеть, что будет после него».
У Царя Соломона был дух пророчества, и он страдает. Он старается для Бога, самый мудрый из людей, а что оставил он после себя?
Два колена Израиля остается у его сына, десять колен отходит. Он всю жизнь старался, строил Храм, служил Богу, приближал евреев к Торе, а его сын теряет страну. И Йеровама, который становится царем над десятью коленами (Царство Израиль), ставит двух идолов, которым заставляет служить весь народ.
Поэтому Царь Соломон говорит, что надо радоваться своим делам. Что нет добра и счастья во всех аспектах, а только радоваться должен человек своему имуществу, которое он собрал делами своих рук, кушать и радоваться от этого, потому что это его удел. Эта радость – единственная польза, потому что когда он умрет и оставит имущество сыновьям, которые идут после него, он не увидит радость, которая будет у его сыновей.
Главная мысль: никто не знает, что будет завтра. А поэтому, если ты не знаешь, уделяй внимание своему сегодня. В изучении Торы и радости.