Глава 2
Часть 1. Об удовольствиях и радости
С Божьей Помощью мы начинаем изучать вторую главу книги «Коэлет» (Экклезиаст). И чем дальше, тем грустнее картина.
2-я глава начинается с того, что Царь Соломон говорит в 1-м отрывке: «Сказал я в сердце своем: давай испытаю себя весельем и познаю благо. Но и это тоже суета».
Вот так человек ходит по кафе, ресторанам, наслаждается вином и мясом, но потом понимает, по происшествию времени – это все пустота.
И говорит царь Соломон во 2-м отрывке: «О смехе сказал я: он безумен, а о радости: что это сделает мне?»
Даже когда человек радостен, что дает эта радость? Если вдуматься, то ничего, это тоже пустое.
Взять, к примеру, современные развлекательные шоу. Во время просмотра вроде весело, но когда повторяешь шутку, уже не смешно. Через полчаса и не вспомнишь конкретно, над чем смеялся.
Раши добавляет, что любой смех перемешивается с плачем. Даже если взять самые радостные события в жизни человека, то они все равно уже смешаны с небольшой долей грусти.
Есть известная история, когда на 8-й день праздновали обрезание ребенка, кто-то стоял и плакал. Его спрашивают: «А ты чего плачешь?», а он говорит: «Разве вы не понимаете, что с каждым часом жизни ребенок всё ближе к смерти?» И он прав, ведь когда человек рождается, уже понятно, что он умрет.
Всему своё время; есть время радоваться, есть время плакать. Продолжает Царь Соломон в 3-м отрывке: «Пытался я увлечь плоть свою вином, хотя сердце мое руководилось мудростью, придерживаться глупости, пока не увижу, как лучше поступать сынам человеческим под небесами за считанные дни их жизни».
Царь Соломон решил одновременно заниматься тремя вещами:
1) Телу давать удовольствия. 2) Интеллект занять изучением Торы.
3) А речь и бытовые дела – занять будничным.
Известно, что Юлий Цезарь мог заниматься несколькими делами одновременно. Так Царь Соломон это делал почти на тысячу лет раньше! Он устраивал пиры с вином и мясом, чтобы тело получило удовольствие.
Кстати, написано в Талмуде: «Нет радости без мяса и вина». Наслаждаясь и услаждая свое тело вином и мясом, Царь Соломон, будучи мудрейшим из людей, стремился думать о мудрости, о Торе, о заповедях и служении Богу.
Есть у хабадников (одно из направлений ортодоксального иудаизма, глубоко изучающих Тору по методике великого Мудреца (Альтер Ребе) такой метод служения – фарбренген. Они собираются вместе, кушают, выпивают и тогда говорят только о Боге и Торе. В это время «сердце раскрывается», то есть спадают интеллектуальные заслоны, за которыми прячется Душа, и человек может почувствовать истинность Слов Торы.
Как раз это и делал Царь Соломон, с него этот обычай начался. И Праотец Ицхак, когда хотел благословить своего сына, попросил приготовить вкусные блюда.
После этого Царь Соломон говорит, что начал думать о глупых вещах. И пробовал и так, и так – думать о мудрости и глупости в пьяном состоянии, для того чтобы увидеть, что хорошо для людей, которые живут под небесами все дни жизни. Он это экспериментально проверил и нам объяснил суть того, что происходит с человеком.
По мнению некоторых комментаторов, то, что он начал делать дальше, и называется «придерживаться глупости».
В 4-м отрывке Царь Соломон поясняет, как он поступил: «Большие я делал дела: строил себе дома и насаждал для себя виноградники».
Он занялся девелопментом. Построил «Mandarin Plaza», «Афимолл Сити», дворцы и фабрики, наверное, потому, что для пиров нужны были деньги.
В 5-м отрывке он продолжает: «Я устроил себе сады и парки и насадил в них разных деревьев плодовых».
У него была великая мудрость, он знал, что и на какой земле сажать, что где хорошо растет.
В 6-м отрывке Царь добавляет: «Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья». И в эти же пруды он запустил рыбу.
Таким образом, мы видим, что царь Соломон организовал целый агрохолдинг. На пиры приходило все больше людей. Приезжали с разных стран делегации, надо было всех кормить, принимать. Царь Соломон был самым богатым из всех, кто был до него в Иерусалиме.
Он продолжает в 7-м отрывке: «Приобрел я себе рабов и служанок, и были у меня домочадцы; также крупного и мелкого скота у меня было больше, чем у всех, что были до меня в Иерусалиме».
Об этом есть Мишна в «Пиркей Авот» (Учение Отцов), которая говорит: «Умножая имущество – умножаешь заботы». И дальше Устная Тора предупреждает о причинах и следствиях. Идет перечисление, какой следует порядок в материальном мире.
Так, к примеру, написано: умножая рабов – умножаешь грабеж. Нужно помнить, что нужен контроль. Рабы – это те, кто работает, только если их заставляют.
«Умножаешь рабынь – умножаешь разврат» – когда у мужчин появляется власть над женщинами, они первым делом используют ее для развратных дел.
«Умножаешь жен – умножаешь колдовство» – в какую-то из рабынь можно влюбиться и жениться на ней, потом – на другой. А женщины готовы на всё, чтобы уничтожить соперниц.
Дальше в 8-м отрывке Царь Соломон пишет: «Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровища царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы».
Говорится, что набрал Царь Соломон себе серебра и золота, приобрел все понты, которые были приняты среди царей на то время в других странах. Накупил себе Rolls-Royce, Mercedes. Приглашал к себе Beyonce и Баскова петь. Сделал Иерусалимские фестивали музыки. В общем, испробовал Царь Соломон все удовольствия, которые только были возможны.
И говорит он в 10-м отрывке: «И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне».
Было у Царя Соломона больше богатств и имущества, чем у тех, кто был до него в Иерусалиме. При этом мудрость его помогала ему, и он продолжал изучать Тору и использовать ее.
Раши объясняет: «Мою Божественную мудрость я не оставил из-за всех этих дел, и осталась у меня она, я ее не забыл». Это первое объяснение. Есть еще другое объяснение, которое поясняет: «От всего этого больше всего мне помогала моя Божественная мудрость».
Дальше в 10-м отрывке он продолжает: «И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал я сердца своего. Ибо радовалось сердце моё от всех трудов моих, и это была моя доля от всех трудов моих».
Царь Соломон ни в чем себе не отказывал, все, что видели его глаза – покупал.
Я как-то сыну купил книжку «Самые дорогие вещи мира». Купил ее, к слову, со скидкой. Я же из небогатой семьи, и привычки детства остались до сих пор. Я люблю покупать только со скидками.
И вот подарил книгу сыну, которому было 7 лет, чтобы показать границы, до каких пределов глупости люди могут дойти.
Дети входят в мир и живут в мире, который им показывают их родители, в том числе и границы мира. Родители говорят ребенку: «Смотри, вот твои границы». И могут для того, чтобы описать их, использовать такие фразы: «Каждый сверчок – знай свой шесток», «Много хочешь – мало получишь».
А мне было интересно провести эксперимент и раздвинуть границы своему сыну. Показать ему, что такое деньги, и посмотреть, какой у него будет взгляд на мир. Рассказать ему, что в этом мире есть совершенно безграничные деньги у людей, которые готовы платить 10 миллионов долларов за полную ерунду.
И вот он эту книжку изучил и увидел, что хлеб может стоить 20 долларов за буханку, в Лондоне, например. Почему столько стоит? Потому что если есть люди, у которых есть деньги, то найдутся люди, которые придумают что-то интересное, чтобы вытащить эти деньги. Иногда это «Черный квадрат» (картина за 5 млн долларов), иногда это хлеб за 20 долларов.
В книге представлена и самая дорогая машина, и самая дорогая игрушка, и многое-многое другое. Даже золотые унитазы. Всё то, к чему стремятся люди при материальном подходе к жизни.
Вернемся к Царю Соломону. Он говорит, что не останавливал свое сердце ни от какой радости, позволял ему радоваться от всякого дела. А радость, которую он испытывал в этот момент, и считалась наградой за весь труд.
Что имеется в виду? Объясню на примере. Вот человек ставит себе цель купить машину. Купил, ездит на ней, уже привык. Что является наградой за машину? Радость в сердце, которую он получил в момент, когда приобрел эту машину. То есть когда выполнил желаемое – порадовался. А дальше что?
Дальше он снова ищет какую-то новую цель для того, чтобы порадоваться в тот момент, когда её получит. Ведь эта его уже не радует. Потому что, если бы его радовала уже достигнутая цель, он ходил бы все время счастливый. Но он счастливый только в момент приобретения, а после этого – снова грустный и снова за чем-то гонится.
И Царь Соломон говорит: вот эта радость, которую я получал в момент приобретения – она и была конечным итогом того, что я столько трудился для того, чтобы это получить.
В 11-м отрывке он продолжает: «Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот всё суета и погоня за ветром, и нет в том пользы под солнцем».
Представьте, какой труд проделал Царь Соломон. Накупил рабов, рабынь, построил дома, насадил деревья, построил парки, сады, пруды. И когда он посмотрел на все свои приобретения со стороны, то понял, что если посчитать всё время, усилия и то, что он в итоге получил, то всё это пустота и расстройство для духа. И нет никакой пользы от этого под солнцем.
В этой главе он часто повторяет фразу «под солнцем», то есть описывает то, что творится в обычном мире, к которому мы привыкли. И делает вывод, что смысл не в материальных достижениях.
В 12-м отрывке Царь Соломон вернулся к своим размышлениям: «Обернулся я, чтобы взглянуть на Божественную мудрость, на безумие и глупость…»
В этом отрывке идет речь о том, как можно пренебрегать вещью, которую сотворил Бог, в том числе и глупостью. Разве Он это все сотворил впустую? Это был вопрос Царя Соломона.
И исследовал Царь Соломон в этом направлении. В 13-м отрывке он приходит к такому выводу: «И увидел я, что есть преимущество у Божественной мудрости пред глупостью. Оно такое же, как преимущество света перед тьмою».
Царь Соломон пишет, что у человека, у которого есть Божественная мудрость и который понимает, как все работает, есть преимущество. И если сравнивать мудрого человека и того, кто просто пользуется материальными вещами, но не понимает, как это всё работает, то разница между ними будет, как между светом и тьмой.
В 14-м отрывке говорит Царь Соломон: «Глаза мудреца – в его голове, а глупый ходит во тьме».
То есть мудрец смотрит вглубь вещей, он просчитывает следствия. А дурак идет в темноте и видит всего лишь одномерную картинку.
Дальше добавляет Царь Соломон: «Но и то я узнал, что единая участь постигнет всех их».
Их обоих не станет. И никакой умный не сможет просчитать полностью всё.
Во второй части второй главы мы узнаем, к каким выводам пришел царь Соломон. Но пока запомним, что как бы там ни было, есть преимущество знания перед незнанием (глупостью). Поэтому надо учиться, учить Тору и понимать, как эта вся система работает!
Часть 2. Радуйся тому, что есть
Сегодня мы изучаем 2-ю часть 2-й главы книги «Коэлет». Первую часть мы закончили на том, что Царь Соломон очень сильно расстроился. Он понял, что даже алкоголь не помогает.
Начал он сравнивать мудрость и глупость. Хотел понять, может, глупым быть легче? И вывод у него такой: все-таки есть польза и преимущество у мудрости перед глупостью.
И разница между мудростью и глупостью подобна разнице между светом и тьмой. Человек умный, знающий смотрит вперед, а дурак в темноте идет. Но все равно, как ты вперед ни смотри, а конечная точка у всех одна.
И говорит Царь Соломон: «И увидел я, что случай один случится со всеми», всех людей не станет.
Продолжает он в 15-м отрывке: «И сказал я в сердце своем: участь глупца и меня постигнет, так зачем же я стал столь премудрым? И сказал я себе, что и это – суета».
Что именно является суетой – мудрецы разошлись во мнениях. Одни говорят, что суета – это стремление приобретать мудрость, а другие говорят, что само предположение, что нет разницы между глупостью и мудростью – это и есть суета.
В 16-м отрывке продолжает Царь Соломон свое рассуждение: «Ибо как о глупце, так и о мудром вовек не вспомнят, всё будет забыто в грядущие дни; как же это мудрый с глупцом (наравне) умирает?»
Раши и Мецудат Давид (комментаторы «Коэлета») по-разному объясняют этот отрывок. Раши говорит, что всё забудется, и нет разницы, глупость или мудрость. Мецудат Давид говорит, что Царь Соломон с удивлением спрашивает, как такое вообще возможно, что забудется мудрец, как и дурак?
Как часто бывает, и тот, и другой прав. О миллиардах людей, которые жили до нас, мы не помним. А были среди них и выдающиеся мудрецы, и выдающиеся праведники.
Но о мудреце и злодее вспоминают по-разному.
В «Мишлей» говорится, что когда упоминают человека праведного и мудрого, то добавляют: «Да будет благословенна память праведника», или «Благословится его память». Например, правильно будет сказать: «Как говорил рав Зильбер, да будет благословенна память праведника».
А когда говорят о злодее, например о Гитлере, добавляют: «Да сотрется имя его и память о нем».
Но Раши не зря говорит, что через несколько поколений большинство людей забудется. Я вот, кстати, спрашивал как-то у еврейских студентов: «Как звали первосвященника, который встретил Александра Македонского на подходе к Иерусалиму?» Правильный ответ: Шимон аЦадик.
Но они не знали. Потом я спросил: «А как звали коня Александра Македонского, на котором он ехал?»
И они ответили: «Это ведь все знают – Буцефал».
Так мы видим, что праведные люди иногда забываются, а кони (животные) остаются в истории. А Шимон аЦадик был последним из мужей Великого Собрания. Александр Македонский когда его увидел, с коня слез и поклонился, так как Шимон аЦадик был похож на ангела. От него шел духовный свет.
Царь Соломон рассуждает, что если приобретать Божественную мудрость ради памяти, то сомнительно, нужна она тебе ради памяти или не нужна.
Дальше в 17-м отрывке Царь Соломон говорит: «И возненавидел я жизнь, ибо дурные дела, по-моему, вершатся под солнцем, ибо все – суета и погоня за ветром».
Понял он, что это томление для духа, после чего ничего не хочется.
В 18-м отрывке он продолжает: «И возненавидел я весь труд мой, над чем трудился под солнцем, потому что оставляю его человеку, что будет после меня».
Царь Соломон был богатейшим человеком, строил дома, развивал агропромышленность, было у него 700 жен.
Поэтому он переживал, кому это после него достанется.
Дальше размышляет Царь в 19-м отрывке: «И кто знает, он будет мудр или глуп, а овладеет всеми моими трудами, что я трудился, явив мудрость, под солнцем.
Но и это – суета».
Получается, Царь Соломон трудился и прилагал все свои усилия для человека, который придет после него. И кто пришел после него? Его сын – Рехавам, который стал царем.
Царь Соломон всю жизнь старался объединить Израиль в одно государство. А во время правления его сына Рехавама страна разделилась на два царства: Иудею и Израиль. Под властью Рехавама осталась Иудея, а десять колен (родов Израиля) стали частью государства Израиль.
Рехавам мог начать гражданскую войну с Израилем, но он этого не сделал, а просто спокойно отдал десять колен.
Таким образом, мы видим, что Царь Соломон был прав, когда писал, что не знает, кто придет после него: праведник-мудрец или глупец.
В 20-м отрывке огорчился Царь Соломон: «И обратил я к отчаянью сердце свое из-за всего того труда, что трудился под солнцем».
В 21-м отрывке он объясняет свою мысль так: «Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и умело, а отдает свою долю человеку, кто над этим не трудился; это – тоже тщета и большое зло!»
Вот есть человек, который умный, начитанный, получил MBA. Cовершенно честно поступает, никого не обманывает, не нарушает закон. Но для человека, который не трудился, отдаст он все, что заработал.
В Донецке, например, человек работал честно, старался. Не отбирал ни у кого, не был олигархом, построил маленький заводик, купил квартиру. Потом пришли и всё забрали. Подобные ситуации – это суета и большое зло. Было такое 3 тысячи лет назад, когда писал Царь Соломон эту книгу, и сейчас происходит то же самое. Это как раз то, что он раньше писал – «Нет ничего нового под солнцем», и действуют одни и те же законы мироздания.
В 22-м отрывке Царь Соломон продолжает свое размышление: «Ибо что получает человек от всего труда своего и стремления сердца своего, когда он трудится под солнцем? Ведь все дни его – страдания, и дело его – огорчение, даже ночью нет сердцу покоя. И это – тоже тщета».
В Америке есть поговорка: «No pain – no gain» («нет боли – нет прибыли»). Американцы с детства воспитаны на том, что человек должен работать и что будет больно. Откуда это?
Мы видим, что все это идет из Экклезиаста, что все дни жизни человека в боли и в гневе. Почему в гневе? Приведем современный пример, когда человек хочет 100, а получил 80. А из этих 80 налогов забрали еще 50. Потом еще оштрафовали за парковку, и человек ходит и злится. Вложил деньги в банк какой-то, а он прогорел.
Задумался, а где же хранить деньги? Решил хранить дома, а его ограбили. И вот человек, у которого «даже ночью нет сердцу покоя», думает о том, как заработать, размышляет о жизни, не может спать. Думает, как прокормить семью, где дети будут учиться. Переживает, что кризис в стране, и о том, что будет с экономикой, даже ночью не успокаивается. Но и это суета. Потому что все его размышления у него в голове, и не знает он, что будет.
В 24-м отрывке говорит Царь Соломон следующее: «Нет лучшего блага человеку, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его. И увидел я, что и это – подарок от Бога».
Всесильный имеет такую же гематрию (числовое значение букв), как и слово «природа» на иврите. То есть как устроен мир, так это и работает. Львы нападают на антилоп как на пищу. Так Бог задумал. Этот мир – не место для отдыха. И тот, кто стремится, чтобы все было хорошо – даже у него нет вариантов.
В этом мире нет совершенства и счастья. Этот мир для работы над собой. А Духовный Мир – для наслаждения результатами работы в материальном мире.
В 25-м отрывке Царь Соломон продолжает свою мысль: «Ибо кто мог есть и наслаждаться так, как я?»
Раши делает из этого такой вывод: «Радуйся тому, что есть. Потому что, кто будет кушать и кто будет ощущать кроме тебя?» Он подчеркивает, что нужно радоваться сегодня, наслаждаться тем, что есть сейчас, ведь часто человек вместо того, чтобы наслаждаться сегодняшним днем, думает о следующих поколениях, о детях.
Возьмем, к примеру, бывший Советский Союз. Вспомните, наши родители все копили и собирали. Припоминаете эти красивые сервизы, которые передавали в наследство? Сами не пользовались – передавали следующим поколениям. А в итоге детям это не нужно, они этим не пользуются. У меня вот ни бабушка, ни родители не пользовались красивыми сервизами, а хотели передать мне. А мне они не нужны. Я пью из одноразовой посуды, мне удобно: попил – выкинул. А могли бы сами наслаждаться красивыми вещами.
В 26-м отрывке продолжает Царь Соломон свое рассуждение:
«Ведь тому, кто хорош пред Ним, дал Он мудрость, и знание, и радость, а грешнику дал Он заботу копить и собирать, чтобы отдать тому, кто хорош перед Богом. И это – суета и погоня за ветром».
Мидраш поясняет этот отрывок и приводит в качестве примера Амана, который собирал и богател. На тот момент он стал самым богатым человеком в Вавилоне после царя Ахашвероша, но не радовался этому. Говорил, что всё это для него не имеет значения, пока Мордехай ему не кланяется.
Это, кстати, тоже качество злодея, наряду с собиранием – то, что он не умеет радоваться тому, что у него есть. И что в итоге? Кому Аман это все отдал? Перешло все во владение Мордехаю и Эстер (история про Эсфирь).
Какой вывод из всего этого можно сделать? Очень простой: надо радоваться тому, что есть. Суетой же является тяга постоянно собирать, зарабатывать и думать о том, чтобы передать это потом следующему поколению.