Глава 1
Часть 1. 3000 лет назад Израилем правил сын Царя Давида – Царь Соломон
Есть три книги Царя Соломона, изменившие историю мира: «Песнь Песней», «Мишлей» (Притчи) и «Коэлет» (Экклезиаст), которые вошли в Танах (Письменную Тору).
Мудрецы Торы говорят, что Душа человека состоит из трех частей. Если брать эти три книги как три части Души человека, то они распределяются так:
1) Нефеш (животная душа) показывает, как в этом мире жить и что делать. Это «Мишлей». 2) Руах (дух человека) – это желание: куда стремиться, ради чего все делать. Это «Коэлет». 3) Нешама (высшая душа), где соединяется человеческое с Божественным. Это «Песнь Песней» (Шир аШирим).
Разберем эти книги детальнее.
«Песнь песней» (Шир аШирим) Царь Соломон писал в то время, когда был молодым и искал Путь к Богу.
В этой книге говорится о любви. О любви к Богу. О том, как выстроить взаимоотношения с Всевышним на самом высоком уровне. Это самая глубокая книга из трех, и в ней спрятаны тайны Каббалы.
Каббала – это тайная часть Торы, которая описывает духовные законы мироздания и его взаимодействия с непостижимым для разума Богом.
Каббала получена Пророками и иносказательно, намеками и шифрами, говорит только для посвященных в тайны о Создателе Мира.
«Мишлей» (Притчи) Царь Соломон написал в середине жизни. Книга «Мишлей» отвечает на вопросы «что делать» и «как жить».
Она является конкретным руководством к действию. Рассказывает о том, как относиться ко всем аспектам человеческой жизни. Деньги, любовь, отношения, дружба, партнерство, коммуникация – все, что надо для выживания и успеха в материальном мире.
Эта книга состоит из 31 главы. Как 30-31 дней в месяце.
«Коэлет» (Экклезиаст) Царь Соломон написал в конце своей жизни. Эта книга помогает найти ответы на вопросы «зачем делать» или «для чего жить». Вопросы глубокие и философские.
Эта книга вошла в учебники по философии. Один из самых глубоких за мировую историю трудов. Философы называют эту книгу «трудами», так как они считают, что это произведение придумал Царь Соломон. Но духовные люди знают, что это Бог вложил ему в голову эти мысли. Поэтому книги Царя Соломона вошли в Тору, а потом их включили и в Библию. В Коране также рассказывается о Божественной мудрости Царя Сулеймана (Соломона).
Коэлет – значит «собрание». Вот Царь Соломон и собрал мудрость. Здесь всего 12 глав, как месяцев в году. Давайте изучим эту книгу и получим ответы на вопросы о смысле жизни и разных дел.
Как принято у мудрецов древности, вначале нужно представиться. И потому начинается книга так: «Слова Коэлета, сына Давида, царя в Иерусалиме».
Коэлет – одно из имен Царя Соломона. Коэлет – значит «собирающий». Царь Соломон назван здесь именно этим именем, потому что собрал за свою жизнь много мудрости.
У Царя в жизни было три периода. Он жил в трех измерениях.
Первым измерением было то, что он вначале являлся простым человеком – затем царем – потом снова простым человеком.
Второе измерение: он был бедным – потом богатым – снова бедным.
Третье измерение (так говорит Мидраш – раздел Устной Торы): он был дураком, ничего не знал – потом стал мудрым, все узнал – а потом снова стал дураком, так как ушел от мудрости.
Таким образом, Царь Соломон был очень неординарной личностью.
В начале книги Царь Соломон представился, и после этого он говорит суть, заголовок, анонс того, что будет. Фраза эта известная, это одно из самых известных изречений, которые произносят люди: «Все суета сует».
В оригинале это выражение звучит как «Все это пар паров».
Я лично использую современную метафору этой фразы: «Всё это виртуальная реальность».
Мир, в котором мы живем, бегаем за успехом и славой, придуман людьми вместе с правилами и оценками. Смысла в этой беготне и суете нет никакого, так как и правила, и оценки успешности придумали люди.
Царь Соломон сказал 7 раз, что все это суета. Семь раз он это сказал относительно семи миров, которые проходит человек в этой жизни. Это 7 этапов жизни. Какие? Есть объяснение в Устной Торе.
1 этап «Царь» Родился ребенок, и в первый год он как царь. Окружающие его носят на руках, кормят, все ему дают, многое делают для него. 2 этап «Свинья» Где-то с года, когда ребенок начинает ходить, он лазит везде, все в рот тащит. В туалет ходит, когда захочет и куда захочет. 3 этап «Козлик» В 10 лет ребенок везде прыгает, бегает и резвится. 4 этап «Конь» С 16 лет человек хочет себе найти пару. Он, как жеребец, бросается на кобыл. 5 этап «Осел» В 20–30 лет человек женится и становится как ослик, который все тащит в дом. То есть он «впрягается» в ярмо. 6 этап «Собака» Ближе к 40 годам, когда у человека уже появляются дети, он готов на все, чтобы прокормить свою семью. 7 этап «Обезьяна» К концу жизни человек стареет и превращается в «обезьяну», старую и немощную, и умирает.
Вот вся жизнь человека в семи этапах. И Царь Соломон сказал, что все это суета сует, каждый такой этап.
Еврейские мудрецы, если честно, хотели эту книгу не включать в Тору и скрыть от народа. Почему? Потому что она разрушает всю мотивацию двигаться, задавая вопрос: «Какая польза человеку?» и отвечая: «Все суета сует».
Но одна еврейская буква «Вав» спасла эту книгу, говорит Устная Тора. Что это за буква «Вав»?
Написано так: «Какая польза от труда ЕГО человеку, который трудится под солнцем?»
Что значит «труд ЕГО»? Это все, что человек себе выдумывает как свой труд: его цели, вся его беготня. От этого труда нет пользы. Почему? Дальше и это объясняется.
Обратим внимание, что не написано, что от любого труда нет пользы, но «от труда ЕГО», то есть того, который человек сам придумал. На это и указывает буквочка «Вав» (ЕГО).
Если она стоит после названия чего-то, то определяет принадлежность. Труд + буква «Вав» = Труд ЕГО. Но если это труд, для которого человек рожден, а именно – труд для совершенствования себя, совершенствования своей души с помощью заповедей и духовной работы, с помощью Торы, служения Богу, тогда это имеет смысл. Это «труд Бога». Для этого Бог создал человека и мир, чтобы Человек через «труд по развитию себя и своей духовности» приблизился к Богу. От этого есть огромная польза человеку. Потому что духовный мир не под солнцем, не зависит от солнца, а находится вообще вне материальной реальности.
Так Царь Соломон и говорит: «Какая польза человеку от его личного труда, которым он трудится ради достижения своих сиюминутных целей?» Никакой пользы! Потому что все, что под солнцем, исчезнет. А вот от труда духовного, который не зависит от солнца, который идет в вечность, есть польза!
Кстати, забегая вперед: этой мыслью и закончит Царь Соломон книгу «Коэлет». 12 глав автор разбирает все возможные варианты, по которым двигаются люди. И в конце он приходит к выводу, что «все суета сует». Царь Соломон с этого начал, он это и докажет. Он все это испытал и прошел.
А в завершении Царь скажет: «В конце все станет известно (поэтому): Бога бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом – весь человек». Человек именно для этого рожден и для этого живет, именно это и делает его человеком.
В 4-м отрывке Царь Соломон говорит: «Поколение приходит, и поколение уходит, а земля пребывает вовеки». Земля остается такой же, как она есть, а люди приходят поколение за поколением.
Представьте, сейчас 7,5 миллиардов человек живет на Земле. Поколение – это 25–30 лет. В этот период обычно рождаются дети. Что такое 25 лет? Ощутимый период, но не слишком большой. И через 25 лет, считайте, третья часть этой Земли исчезнет – 2,5 млрд человек.
Страшно, даже когда один умирает – что уже говорить о войне. Но по факту 2,5 млрд человек через 25 лет не будет, их просто не станет.
Например, сегодня уже умерло 150 000 человек. Просто за один день. У меня на телефоне стоит сайт worldometers.info. И я в режиме реального времени вижу статистику смертей и рождений. Каждый день по 150–200 тысяч «уходят» и по 300–350 «приходят»…
В 5-м отрывке Царь Соломон говорит: «И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к месту своему, где оно восходит». И продолжает в 6-м отрывке свою мысль: «Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер».
Все идет по тем циклам, которые «включены» от сотворения мира в первые шесть дней творения. Бог запрограммировал всю эту систему, и она работает так, как должна.
К примеру, солнце всходит и заходит. Оно на юге встает, поворачивается, идет на север. Здесь сокрыты разные тайны.
В 7-м отрывке Царь Соломон рассуждает: «Все реки идут в море, а море не наполняется; в место, откуда реки идут – они возвращаются». Круговорот воды в природе. Он об этом сказал почти 3 тысячи лет назад!
В 8-м отрывке автор сообщает: «Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать, – не насытятся глаза тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат».
Человек как перерабатывающий элемент: он все время что-то смотрит, слушает и никак не насыщается. Сколько ты ни смотришь – все мало.
И говорит Царь Соломон, что когда человек умирает, и половины из того, что он хотел, нет в его руке. У человека такая система – ему все хочется, а наполнить не может. Но это все внешнее, декорации. И в этих декорациях, по мнению Царя Соломона, нет смысла.
В 9-м отрывке говорится: «То, что было, то и будет, и что делалось – то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Эта фраза, что «нет ничего нового под солнцем», часто используется, но она не всем понятна. Потому что iPhone 7 явно не было в то время. Как же тогда, что «нет ничего нового под солнцем»?
Ученые доказали, что не было электричества. Молнии были, конечно, но электричества – нет. И здесь как раз и кроется ответ.
Хотя iPhone 7 в древности не было, но все, из чего он сделан – было. Были первые элементы, и было желание сделать iPhone 7. Люди с самого начала хотели улучшить свою жизнь. Кто-то пирамиды оптимизировал, кто-то рабочих на пирамидах тренировал. Сейчас приходится мотивацию пробуждать, а раньше были какие-то другие методы обучения. Таким образом, устремления человека на протяжении истории одни и те же.
Под фразой «Нет ничего нового под солнцем» понимается, что качества людей, их стремления и сама система остаются одними и теми же. Но в разные эпохи появляются разные декорации и разный антураж.
Раньше, например, боролись за лучший лук, а сейчас – за лучший iPhone. Раньше человеку нужен был лучший конь, чтобы ехать гордо по улице древнего города Нинве. Купил он себе нового ишака и думает: «Вот сейчас все мне будут завидовать». Тут он заезжает за угол, а его сосед купил себе не ишака, а коня. И человек расстраивается. Сейчас то же самое. Только не с ишаком и конем, а с машинами. К примеру, один купил себе Toyota, а его сосед – Ferrari. Всё, в таком случае машина уже не в радость.
И в 10-м отрывке Царь Соломон продолжает свою мысль, что могут сказать: «Смотри, это новое. Но уже было оно в мирах, которые были перед нами».
Есть те, кто рассматривает мир с точки зрения тайны, эзотерики. Есть такие, которые говорят, что это не первая попытка создать мироздание, и уже были до этого попытки. Есть также те, кто утверждает, что существуют одновременно множественные миры. Вот все они прямо из этого отрывка могут многое понять. Написано, что это было в мирах, которые были перед нами. То есть все же были какие-то миры.
Дальше в 11-м отрывке Царь Соломон пишет, чтобы люди успокоились, особенно те, кто «хотят оставить след»: «Нет памяти о прежних (поколениях), и о последующих, которые будут, не останется памяти у тех, что будут после».
Кто помнит, как звали прадедушку? Прапрадедушку? А прапрапрадедушку? Ааа, забыли. Всего прошло четыре поколения, а люди вообще не помнят, как звали их предков.
Представьте, а ведь люди прожили жизнь, старались. Это не чужие люди! Это прапрадедушка. Не было бы его – не было бы каждого из нас. Но мы не знаем, как его звали. 5-е поколение – не знаем. 6-е, 7-е, 8-е, 9-е, 10-е – тоже. Только единицы могут знать, но и в лучшем случае только имя. А что с твоим предком было, как он жил? Ведь он старался, переживал, думал, что какой-то след оставит. Но никакого следа…
Есть такое, когда берут одного на поколение и начинают его тиражировать. Например, Анну Ахматову или Владимира Маяковского. Почему последнего начали тиражировать? Ведь, казалось бы: закончил жизнь самоубийством, несчастливая судьба. Нет никакой пользы. И то еще пару поколений продержится память о нем, а потом – исчезнет.
Потому что кто помнит множество поэтов, которые жили тысячу лет назад? А их было сотни тысяч! Остался один Шекспир – и всё. И то не знают, кто это был.
В 12-м и 13-м отрывках Царь Соломон пишет: «Я, Коэлет, был царем над Израилем, в Иерусалиме. И направил я сердце мое, чтобы мудрость изучить и исследовать все, что находится под небесами».
Еврейские мудрецы говорят, что до нас дошло всего три книги Царя Соломона, а написал он около 5 тысяч книг!
И писал он такие интересные вещи: например, как вино делать, как приготовить вкусную, сладенькую горчицу. Он разобрался во всем. У него был такой интеллект, который стремился понять, как все работает.
Он все знал. К нему ездили со всего мира слушать его лекции, читали его книги. Он на то время был самым продвинутым человеком в мире по всем сферам.
Царь Соломон изучил все, что есть в мире, и пришел к выводу: 14. «Увидел я все дела, которые делаются под Небесами. Плохую реальность возложил Бог на сынов человеческих, чтобы томились (отвечали)».
Мудрецы комментируют это так: «Если плохо ведет себя человек (грешит), то будет томиться. Если хорошо, то Бог будет отвечать на его молитвы». Слова «томиться» и «отвечать» на иврите пишутся и произносятся одинаково.
В 15-м отрывке царь Соломон подвел итог: «Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот все суета и погоня за ветром», то есть огорчение для духа.
Человек к чему-то стремится, и когда у него не получается, он расстраивается. У некоторых получается, но они тоже расстраиваются, потому что когда получилось одно, нужно уже за чем-то другим гнаться.
Подведем итог 1-й главы 1-й части «Коэлета»
1) Все суета сует. Это касается всего, что находится под солнцем, то есть материального мира.
2) Духовный мир, духовное развитие, служение Богу, заповеди – не под солнцем. Это навечно. Поэтому это не суета. И именно этим надо заниматься!
Часть 2. Умножая знание – умножаешь гнев
Если изучать только «Коэлет», попадаешь в мир чистой духовности, уходишь из реальности. Видишь картину жизни в целом, как из космоса. Вот маленькая Земля. Вот миллиарды людей на ней. Вот за один день умирают 150 000 человек. А вот за год 50 млн «уходят» из материального мира.
При таком ракурсе становятся бессмысленными и мелкими многие усилия и действия. А если относиться к своим поступкам без внимания, то они становятся пустыми и слабыми.
Если изучать только «Мишлей» (Притчи Царя Соломона), теряется направление (зачем, куда). «Мишлей» отвечает на вопрос: «Как поступать?» и «Что делать?» А «Коэлет» – на вопрос «Зачем?» и «Ради чего?» Поэтому я считаю, что каждый день нужно учить чуть-чуть «Коэлет» и чуть-чуть «Мишлей», чтобы не отрываться от этого мира.
Для того чтобы эффективно сделать следующий маленький шаг, надо поднять голову, вспомнить о цели (направлении движения) и потом сделать следующий шаг. Если только смотреть глобально и не видеть деталей, или только видеть детали, но не видеть жизнь глобально, ошибки неизбежны.
В 15-м отрывке пишет Царь Соломон: «Искривленного нельзя исправить, а то, чего не достает, нельзя исчислить».
Что значит «искривленное невозможно исправить»? Раши нам объясняет, что здесь речь идет о трех вещах, на которые нам намекает Царь Соломон:
1. Тому, кто не готовился к Шаббату, нечего будет кушать в Шаббат. В Субботний день ничего нельзя создавать нового. Это день «остановки», посвященный общению с Богом.
Тот, кто в течение своей жизни не успеет заняться своим духовным развитием, исполнением заповедей и служением Богу, уже не сможет это исправить. Когда человек умирает, у него нет исправления. Он только на какой-то момент узнает счет, с которым он прошел эту жизнь. И дальше или «до свидания», или следующая попытка.
2. Самое тяжелое, что человек может сделать и не сможет исправить – это связь с замужней женщиной, от которой родится ребенок. У этого ребенка будет статус мамзер, то есть незаконнорожденный. В будущем он не сможет жениться на законнорожденных. Эта связь является преступлением, за которое наступает расплата и для ребенка, и на все поколения потомков.
3. Был Талмид Хахам (Мудрец Торы), он знал Тору, а потом отошел от Торы. И вот эту «качель» невозможно исправить. Что интересно, об этом как раз говорится в завершении первой главы. «Умножая мудрость, умножаешь гнев. А добавляя познание, увеличиваешь боль и страдания».
Как это может быть? Изучаешь Божественную мудрость – и умножается гнев?
Пока человек не учит Тору и не знает о Боге, он живет в маленьком мире своего мышления, в котором нет Бога.
Он, как пластмассовая кукла, работающая в простой схеме. В этом мире двигаются какие-то люди, что-то делают – такой театр марионеток. И он живет в этом мире по тем законам, которые для него придуманы этими другими «марионетками».
Кстати, они тоже не верят в Бога. Может быть, они злодеи? Или просто глупые люди? Ведь есть же в мире миллиарды людей, которые не знают высшей математики. Даже не слышали о ней. Или есть люди, которые не слышали даже о том, что был такой поэт Пушкин. Просто не знают. Так и живут они «в мире без Пушкина».
Когда человек узнает о Боге, его мир расширяется в бесконечность. Он понимает, что есть Бог, есть Вечный Мир, есть Духовный Мир. И он попадает в совершенно другую историю, вообще в другое кино.
Вначале для него это Свет. Он молится. Бог его поддерживает. Он попадает в Мир Чудес, как во времена выхода евреев из Египта, когда море перед ними расступилось. Но тут выясняется, что в этом Мире Чудес нельзя делать некоторые вещи, а какие-то вещи – необходимо. Сначала человеку с легкостью удается делать эти вещи. Но в дальнейшем он что-то делает, а на что-то закрывает глаза и не делает.
В этот момент на человека добавляется гнев Бога. Человека начинает цеплять, бить об острые углы. Ведь когда у человека добавляется познание (он познал, что мир духовный), в этот момент ему добавляется боли.
Написано: тот, кого Бог любит – того Он наказывает. То есть Он дает ему через боль указания, что он идет чуть не в том направлении. Поэтому «умножая мудрость – умножаешь гнев» относится к гневу Бога на тех, кто не выполняет ЕГО заповеди. Пока не знал человек их, он был как Маугли. Его просто так воспитали.
Наказать такого человека можно только за то, что он не хотел узнать. Жизнь без духовной составляющей пуста и бессмысленна. В этом главное наказание. А в конце такой жизни человеку открывается, что он потерял вечность.
Во второй части 15-го отрывка Царь Соломон говорит: «То, чего не достает, нельзя исчислить». В «Мишлей» (Притчах) мы учили, что «Тот, кто небрежен в своей работе – брат разрушителя (мира)».
Вокруг много возможностей – можно выполнить одну, вторую, третью заповедь. Можно присоединиться к уроку Торы, можно помочь, можно в Умань поехать на Рош Ашана, где более 40 тысяч человек в молитве выполняют невероятное служение.
Таким образом, ежедневно в жизни человека появляется много возможностей, но если ими не воспользоваться, то они уходят. Если человек не сделал повелевающую заповедь, то всё, поезд ушел. Он уже не сможет это повторить.
Бог предусмотрел механизм, который называется Тшува (в переводе с иврита «раскаяние»). Есть четыре вида преступления, за которые предусмотрена разная система очищения от них:
1. Если человек не выполнил повелевающую заповедь, но раскаялся и принял решение в будущем выполнять, то Бог прощает сразу. Моментально! Но за невыполненные заповеди, конечно, награды не будет.
2. В Торе есть 365 запретов (запрещающих заповедей). И если человек нарушил какую-то запрещающую заповедь, ему нужно искренне раскаяться и вслух произнести исповедь (видуй).
Если ты обидел другого человека – перед ним нужно извиниться. Если это не связано с другим человеком, то не надо никому об этом рассказывать. Важно искренне раскаяться в своем плохом поступке перед Богом, понять, что переживаешь, и принять решение больше такой поступок не совершать.
В таком случае, если ты искренне раскаялся и сделал исповедь, то наказание останавливается и до Йом-Кипура (День Искупления Грехов) оно висит в подвешенном состоянии. В Йом-Кипур оно стирается и полностью происходит очищение.
3. Существует 36 видов запретов, за преднамеренное нарушение которых грозит отсечение души (подробнее прочитать ЗДЕСЬ)
Если человек искренне раскаялся, сказал, что больше так поступать не будет, то наказание останавливается. И в Йом-Кипур останавливается, но не стирается. А как стирается наказание? Страданием. Болью (физической или моральной). То есть происходит искупление (капара).
Рассказывал Рав Зильбер (память праведника для благословения), что еще в советское время он с бреславским хасидом в Ташкенте переносил ночью святые книги с одного места на другое. И этот бреславский хасид упал и разодрал колено до крови. Тогда он вскочил и начал танцевать, радоваться. Его спрашивают: «Чего ты радуешься?», а он отвечает: «Сейчас я снял с себя какие-то преступления и очистился. То, что я при святом деле пострадал, показывает, что это страдание искупления. И я искупил сейчас какие-то свои серьезные грехи, которые были в подвешенном состоянии».
4. Самое страшное – это осквернение имени Всевышнего и воинственный поход человека против Бога. В таком случае раскаяние, Йом-Кипур и страдание останавливают наказание, а искупает – только смерть. В момент смерти, если в следующую серию человек переходит верующим, то ему стирается и это.
Казни, которые были по Торе, также очищали. Они были предусмотрены для того, чтобы стереть с человека тяжелые наказания. Если человек на такую казнь шел с искренним сердцем, с раскаянием, с него снималось то, за что эта казнь ему была дана.
Мы привыкли, что страдания, смерть – это очень страшно. Но это все потому, что мы рассматриваем жизнь с узкой точки зрения. А Царь Соломон показал нам более широкий ракурс.
Сказал он: «Искривленное невозможно исправить. То, чего не достает, нельзя исчислить». В 16-м отрывке Царь Соломон размышляет: «Говорил я так в сердце своем: вот я мудрость приумножил и увеличил более всех, кто был прежде меня над Иерусалимом, и много видело сердце мое мудрости и знания». И в 17-м отрывке он продолжает свою мысль: «И отдал я сердце мое, дабы познать мудрость и познать безумие и глупость; и узнал я, что и это – томление духа».
Так, догнав очередной мираж, человек начинает погоню за следующим, не ощущая насыщения.
В 18-м отрывке Царь Соломон завершает свое размышление такими словами: «Ибо умножая мудрость, умножаешь гнев, а добавляя познание, увеличиваешь боль».
Когда человек попадает в систему знаний, то с него и спрос другой. А умножая даже Божественные знания, но нарушая запреты, человек умножает гнев Бога на себя.
Добавляя познание, человек добавляет боли. Добавляя познание, человек узнает, что есть Бог, который все направляет, творит всю историю. И когда происходящие события не вписываются в то, что ждет человек – ему больно.
Например, человек думает, что Бог хочет, чтобы он выиграл тендер, а он не выиграл. И ему больно. Чтобы нам не было больно, мы должны знать, что есть одна цель у Творения. Какая? Служить Богу. Он для этого мир и создал.
Раши объясняет, что умножая мудрость, человек начинает больше гневаться на других людей. Он начинает их лучше понимать и видеть то зло, которое есть в них. А когда к мудрости он добавляет еще и понимание, то есть смотрит не только на людей, но и на последствия их злых дел, ему добавляется еще и боли. Ведь он видит мир, который медленно движется к пропасти, как поколение Потопа (в дни Ноя) или Сдома и Аморы (Содома и Гоморры).