Вы здесь

В таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски. 2. Перелёты: г. Москва – г. Красноярск – село Тасеево – фактория Ошарово (Александр Сорочинский, 2013)

2. Перелёты: г. Москва – г. Красноярск – село Тасеево – фактория Ошарово

Предыстория участия в экспедиции

После окончания четвёртого курса геологического факультета МГУ в 1978 году я выбрал местом для производственной практики экспедицию на реку Подкаменная Тунгуска. Это был расцвет застойного (в народе называли «застольного») периода истории СССР, время торжества социализма, на весь мир объявленного «развитым». Всё вокруг было выверено и скучно. Лишь ветер странствий мог внести свежую струю в обыденную, скучноватую жизнь того времени. Во всяком случае, мог добавить ярких впечатлений в моё скромное существование.

Выбор места полевой работы был довольно широким, от республик Средней Азии до Камчатки. После предыдущей производственной практики в солнечный Таджикистан, я решил поработать в суровых условиях Восточной Сибири. Тем более что одногруппница Таня, работавшая со мной на предыдущей практике в Таджикистане, настоятельно приглашала в эту экспедицию вместе с ней. Заявка от руководства одного из подмосковных НИИ для полевых работ на Подкаменной Тунгуске была на три человека. Одним из участников этой экспедиции уже была она, а вторым – наш сокурсник Денис. Он был среднего роста и комплекции, русоволосый, со светлыми зеленоватыми глазами. Остроумный, немного насмешливый, добродушный, легко увлекающий, Денис был обычным нормальным парнем. Я знал его по совместной учёбе и спортивным занятиям. В полевых условиях мы вместе не работали, однако он был человеком лёгким в общении, и сработаться с ним, как мне казалось, не составит большого труда.

Меня, как и многих в то время, привлекала романтика настоящей таёжной жизни. Я много слышал о тяжёлых условиях существования людей в тайге и о необычных, строгих, но справедливых неписаных законах таёжных взаимоотношений от своего дяди – Ивана Матвеевича. Он много лет проработал старателем в золотодобывающей артели в Якутии на одном из притоков Лены. Запасы золота на том или другом участке реки (артели добывали россыпное самородное золото) для их артели и всех других, «старающихся» на этом притоке, разведывала и оценивала местная геологическая партия, работавшая на постоянной основе. Ему было что рассказать и о тайге, и о старателях, и о геологах.

Мне хотелось не просто посмотреть тайгу в качестве туриста, а пожить в ней, поработать, чтобы почувствовать себя полноправным таёжным жителем. Было желание изнутри, без прикрас увидеть и почувствовать эту неизвестную мне жизнь в удалённом, малонаселённом диком краю, самому вникнуть в людские взаимоотношения, поучаствовать в них на правах настоящего члена местного общества. Лучшей возможности, чем полевая экспедиция в тайгу на полный сезон, для воплощения в жизнь этих желаний и придумать было нельзя. Тем более что местом работы была легендарная Подкаменная Тунгуска. К тому же участок геологических исследований находился в непосредственной близости от места падения знаменитого на весь мир Тунгусского метеорита (триста километров здесь не расстояние!).

Прежние экспедиции на место падения Тунгусского метеорита финансировались и курировались непосредственно кремлёвскими руководителями. Состав участников определялся и утверждался на самом высоком уровне. Геологи добирались до места исследовательских работ и на лодках – по рекам, и на оленях – по проходимым участкам, и пешком – по непроходимому таёжному бурелому. Чтобы достигнуть места падения метеорита и доставить с собой самое необходимое исследовательское оборудование и продовольствие, участникам экспедиций требовался не один месяц. Я уж не говорю о том, сколько сил им нужно было потратить, только для того, чтобы получить возможность приступить к поиску ответа на вопросы: что такое Тунгусский метеорит; каково его происхождение; каковы последствия его падения и на многие другие, вызванные этой вселенской катастрофой. Подспудно я лелеял мысль о возможном посещении этого места. В любом случае экспедиция обещала быть интересной для меня, и морально я был готов к ней и всем трудностям, которые могли встретиться на таёжном пути.

Как обычно, за день до отъезда начал собирать вещи, и, хотя их было не очень много, но всё равно уже начинал опаздывать на самолёт рейса Москва – Красноярск. Самолёт вылетал из Домодедово. В центральном аэровокзале регистрация уже закончилась, и автобус, отвозящий пассажиров в аэропорт– уехал. Пришлось ловить такси до Домодедово.

Гонка в аэропорт

Договорился с водителем «Волги» – фургона. Он буквально впрыгнул в машину, спросил время отлёта моего рейса, ободрил: «Успеем!», – и начал своё ралли. По– другому назвать его езду язык бы не повернулся! Водитель – мужчина средних лет, лихач, но – расчетливый. При езде по городу, красный свет светофора для него был бледно-зелёным, а уж жёлтый – устойчиво, насыщенно зеленым! То есть, все цвета светофора для него были зелёными, просто разных оттенков.

За городом он выжал из своей машины всё, что она могла дать в принципе. На мой взгляд, даже чуть больше. Он выделывал такие пируэты на шоссе, что я вынужден был, как заворожённый, смотреть только на дорогу, и прервать начавшийся было неспешный дорожный разговор о каких-то незначительных вещах. Тем более что, беседуя со мной, водитель вежливо поворачивал голову в мою сторону и переставал смотреть на дорогу, что при его способе езды было абсолютно недопустимо. Несколько раз, при очередном обгоне по встречной полосе, столкновение с мчащейся в лоб машиной казалось неизбежным. Но, каким-то чудом, мы втискивались в промежуток между обгоняемой и встречной машинами без аварии!

Путём такой отчаянной гонки водитель домчал меня до Домодедово на десять минут раньше обещанного времени, так что я без сожаления отдал ему, заранее оговорённую высокую плату. Он отработал её на сто десять процентов. Правда параллельно, в качестве дополнительной бесплатной услуги, шофёр обеспечил мне такой выброс адреналина в кровь, что я разогрелся, как в парной и начал задыхаться, как выброшенная на берег рыба. Несмотря на прохладную погоду и открытые ветровые стёкла, мне было до того душно, что я вылез из такси мокрым, как мышь после дождя. Пассажира постарше мой лихач-водитель довёл бы до инфаркта. Во всяком случае, я покинул салон его автомобиля с чувством огромного облегчения, и потребовалось сделать несколько глубоких вдохов, чтобы прийти в себя.

Встретился с Таней и Денисом, мы прошли регистрацию на рейс, и, уже без приключений, полетели на самолёте ТУ-154 в Красноярск.

Лена и Паша

В Красноярске к нам присоединились: жена начальника нашего отряда Лена, и сын начальника экспедиции Пашка – только что вернувшийся из армии весёлый разбитной парень. С Леной нам предстояло работать весь сезон в небольшом коллективе, поэтому я обратил внимание в первую очередь на неё. Это была невысокая крепко сбитая кареглазая девушка с чёрными, как смоль волосами. У неё была короткая «под горшок» стрижка в стиле тридцатых годов. Одета Лена была в защитный «стройотрядовский» костюм. На её зелёной куртке, на спине были нарисованы самодеятельным студенческим художником разноцветный земной шар, и красовалась надпись – «Геофак». Лена окончила четвёртый курс географического факультета МГУ и сдала экзаменационную сессию (как и мы с Таней). Сразу после сдачи экзаменов она полетела к мужу.

Держалась она особняком, и мы не лезли к ней общаться. Была она девушкой самолюбивой, вспыльчивой и немного высокомерной. Наверное, потому, что её муж был начальником одного из трёх отрядов экспедиции, и мы с Таней и Денисом попадали под его начало. Может быть, дело было в том, что Лена просто не знала, как нужно вести себя в подобном положении. В результате её поведение было немного смешным, немного напыщенным, и не совсем уверенным. Нас заранее предупредили, что работать мы будем в отряде её мужа – Николая Проскурина. Я решил не форсировать события, и расставить все точки над «и» в отношениях с ней по ходу совместной полевой деятельности в одном отряде, если конечно это понадобится.

Совсем другие отношения сложились с Пашкой. С первых минут общения, как только выяснилось, что все мы летим в экспедицию его отца, он принял нас в свой круг общения. Пашка стал связующим звеном нашего маленького временного коллектива. У него были пшеничного цвета с рыжим отливом волосы, ещё короткие после армейской службы. Веснушчатый, сероглазый, открытый и весёлый, он всем своим видом вызывал симпатию. Лишь через несколько дней я обратил внимание на то, что он высокого роста и средней комплекции, при знакомстве его внутреннее содержание: кипучая энергия, жизнерадостность, дружелюбие и прочие – отбросили на двадцать последнее место внешние данные. Паша, после изолированной от гражданских свобод армейской жизни, чувствовал себя, как восторженный телёнок, очутившийся после тесного тёмного закрытого коровника на широком зелёном лугу в солнечный день! Казалось, что не может быть причины, которая отравит его настроение, или, хотя бы, заставит нахмуриться. Любому человеку, даже со стороны, было понятно, что его присутствие только улучшит моральный климат в изолированном малочисленном коллективе.

Тем более что экспедиция в основном состояла из людей, знающих друг друга не первый год. Конечно, люди сжились, притёрлись между собой, довольно хорошо знали друг друга – от кого, что можно ожидать, кто, на что способен. Знали характеры, привычки и пристрастия своих сослуживцев. Но эти несомненные плюсы, в условиях длительного, изолированного от другого общества сосуществования являлись и значительными минусами, особенно для людей молодых и общительных. Появление новых членов в экспедиции всегда было приятным событием. А прибытие такого жизнерадостного, позитивно настроенного к людям человека как Пашка, было вообще подарком судьбы, независимо от его практической пользы.

Как выяснилось позже, и в практическом отношении Паша был на все руки мастер. Он умел быстро развести любой костёр, сколотить стол и нарезать брёвна в качестве лавок к этому столу, починить лодочный мотор и мотобур (при помощи этого механизма с приложенным к нему комплектом штанг и наконечников и осуществлялось бурение нашими отрядами в долине реки). Пашка быстро освоил профессию бурильщика на нём. Да и вообще, – освоил все мелкие работы, необходимые в условиях автономной таёжной жизни. Причём, делал всё с таким азартом, таким заразительным удовольствием, что, всегда находилось сразу несколько помощников. Кроме всего прочего Пашка оказался человеком порядочным и смелым. В течение всего сезона он был душой отряда, в который его определил отец – Борис Константинович, да и всей экспедиции Пашка пришёлся по душе.

Лёша – «Ус» и Анатолий – «папа Булкин»

В Красноярске мы находились недолго, всего около трёх часов. Здесь совершенно случайно я встретил своего одногруппника и сокомнатника по общежитию – Лёшу, именуемого в узких дружеских кругах просто – «Ус». Такого прозвища он удостоился от «папы Булкина» за то, что был счастливым обладателем роскошных пышных усов. Был он человеком серьёзным, рассудительным и положительным, окончил геологический техникум и уже поработал в экспедициях. В армии Алексей служил старшиной, и это чувствовалось во всём его поведении. В университете его назначили старостой группы. Он был идеальным объектом для шуток.

Здесь же я встретил и того самого «папу Булкина» – Толю, другого согруппника из нашей же общежитской студенческой компании. «Папа» – потому что недавно у него родилась дочь, а слово «Булкин» было шутливым производным от его настоящей фамилии. Толя был одним из немногих женатых людей на курсе. Он тоже отслужил в рядах вооружённых сил, и, казалось, должен был быть человеком серьёзным. Внешне он так и выглядел: солидный молодой человек среднего роста, чуть больше средней комплекции, с аккуратной чёрной бородкой, серьёзным взглядом и в очках, придававших его облику интеллигентность, а также подчёркнутое спокойствие и внимательное отношение к своему гардеробу с некоторой претензией даже на респектабельность. Впрочем, в интеллигентности ему нельзя было отказать, чего не скажешь о серьёзности. Очки немного прикрывали насмешливый блеск его глаз.

Анатолий постоянно переводил взгляд с предмета на предмет, как бы отыскивая объект для пуска в ход своего мощного оружия – разящего наповал искромётного юмора. Как только подставившийся человек был обнаружен зорким взглядом, глаза «папы Булкина» начинали безостановочно бегать, лицо приобретало слегка насмешливый вид, походка становилась мягкой, кошачьей, а голос нарочито безучастным, вкрадчивым. У Толи был просто врождённый талант к розыгрышам. Причём он обыгрывал свои шутки и интонациями, и мимикой, и жестами, и походкой, и паузами. Рассказанный Анатолием анекдот практически невозможно было повторить так, как это делал он.

Свое прозвище Толя не то чтобы сильно не любил, но как бы немного недолюбливал. Когда к нему так обратилась одна из сокурсниц, Ира, то он огорчился и пообещал придумать ей какое-нибудь прозвище, если она ещё когда-нибудь так его назовёт. Ира испугалась не на шутку, так как о блестящем остроумии «папы Булкина» ходили легенды на курсе, и попасть под его «глобальную», обычно сразу же крылатую характеристику, не хотелось никому! Поэтому Ира тут же неприлично быстро и эмоционально произнесла: «Ой, Толя, миленький, пожалуйста, не надо! Я никогда больше так называть тебя не буду!».


Сухогруз «Краснодар» у Туруханска (устье Нижней Тунгуски) © фото Енисейского пароходства


История умалчивает, по какой причине, но Ира мужественно сдержала своё слово, и никогда больше не называла Толю «папа Булкин»! Фамилия Иры была – Овчаренко. Девушкой она была тихой, скромной, и Толик всё же не удержался и как-то раз, за глаза вскользь назвал её «Овечкой Ренковой». Казалось бы, ничего особенного, слегка искажённая фамилия, только и всего. Но не тут-то было! Потаённый смысл этого искажения привёл к тому, что кличка прилипла к Ире на всю студенческую жизнь!

Дуэт из Лёши и Толи направлялся в экспедицию на реку Нижняя Тунгуска, как и Подкаменная, впадающую в одну из гигантских сибирских рек – Енисей, но на пятьсот километров севернее.

Оба они пришли на геологический факультет с – рабочего, называемого среди студентов – «рабфаком». Это подготовительное отделение при МГУ для абитуриентов, поступающих не сразу после школы, преимущественно, для людей, отслуживших в армии. «Ус» был прямым, открытым и добродушным человеком – зерцалом прямодушия и справедливости. «Папа Булкин» же являл собой образец человека с незаурядным чувством юмора, лукавым умом. А, впрочем, Толя был абсолютно безобидным человеком, и все его многочисленные шутки, и розыгрыши были беззлобными, поэтому никто и никогда на него не обижался. В любой компании он был желанным гостем, так как его юмор скрашивал наши серые общежитские будни и поднимал настроение обществу, давая дополнительный заряд бодрости.

Толя никогда не говорил просто – «свадьба», а, обязательно – «торжественный пуск невесты в эксплуатацию!». Этот тандем был идеальным по составу участников для воплощения в жизнь розыгрышей. «Папа Булкин» и сыграл в том сезоне с «Усом» шутку, признанную осенью самым смешным розыгрышем нашего курса!

Поскольку по закону работы полевой геологической партии ходить в маршруты в тайгу поодиночке было нельзя, Лёшу и Толю поставили в маршрутную таёжную пару. Им выдали на двоих лодку «Прогресс» с мотором «Вихрь» и по ружью с патронами. Как и всем приезжающим в тайгу геологам, дали им и несколько пуль – «жаканов», на случай встречи с агрессивным медведем. Хотя такие встречи бывали редко, а уж тем более летом найти такого злобного медведя – это надо было умудриться!

«Жаканами» называют пули разных конструкций (правильное название «пуля Якана», но таёжники называют её не иначе как «жакан»). «Турбинки» изготавливают с круглым сквозным отверстием посередине, они снабжены лопастями, которые при выстреле начинают вращаться с бешеной скоростью. «Надрезанные» – при встрече с препятствием разрываются на части. Пули со смещённым центром тяжести выписывают длинную замысловатую траекторию в теле зверя. Эти, и им подобные, непростой формы и разных типов поражения пули, объединенные одним общим свойством – страшной разрушительной силой поражения зверей, да и всего живого и неживого, куда такая пуля попадёт, и составляют группу «жаканов».

Розыгрыш и реальность, встреча с медведем

Как только в тайге или на берегу Нижней Тунгуски «Ус» устраивался по нужде, «папа Булкин» выкрикивал – «медведь!». Принимавший всё за чистую монету доверчивый «Ус» в страшной спешке начинал выделывать разные смешные кренделя со спущенными штанами, что, конечно же, не могло не повеселить, иногда даже до слёз, добродушного проказника – «папу Булкина»! «Ус» же после таких розыгрышей начинал бегать за Толей, с целью настучать ему по филейным и другим не опасным для жизни местам, в случае его поимки! Так они развлекались до поры, до времени.

И вот, однажды, уже «папа Булкин» расположился по нужде в кустах на берегу реки. Вдруг «Ус» крикнул: «Медведь!» и, стремглав побежал к лодке. Но «папа Булкин» лишь посмеивался, он – стреляный воробей, и его не проведёшь на мякине! Он сразу понял, что это месть «Уса» за систематические подобные розыгрыши. Не очень умелая и месть-то, так, жалкий плагиат! Ну, неужели же «Ус» надеется так просто провести гиганта розыгрышей – самого «папу Булкина»! Святая наивность! Так, нежась на свежем ветерке в нетронутом цивилизацией краю, немножко снисходительно размышлял «папа Булкин»! И всё-таки, на всякий случай, даже скорее машинально, Толя повернул голову в указанном «Усом» направлении. Только тогда он сообразил, какую непростительную ошибку совершил, не поверив прямодушному честному «Усу»!


Хозяин тайги © Creative Commons


Буквально в тридцати метрах от них, выше по течению реки, не спеша, шёл к воде хозяин тайги – огромный бурый медведь! «Папа Булкин» тут же вспомнил, казавшуюся уже давно пройденным и ненужным этапом жизни, армейскую подготовку, за считанные секунды оделся, причем, прямо на бегу к спасительной лодке, и, уже в прыжке застёгивая последнюю пуговицу, буквально влетел в лодку.

Медведь, тем временем, также с разбега прыгнул в реку. «Ус» в спешке поставил мотор на скорость и, несмотря на отчаянные попытки, никак не мог его завести. Медведь быстро приближался по реке к лодке: то ли его сносило течением, то ли он сам жаждал поближе познакомиться с этими наглыми пришлыми, излишне смелыми геологами!


Быстрое течение на реке © фото автора


Как бы то ни было, Лёше и Толе это совсем не нравилось. Всё-таки были у них в экспедиции моменты, когда они мыслили и чувствовали одинаково! Надо сказать, что они и раньше-то догадывались, что в детских сказках о добром мишке, не всё – правда! А уж послушав рассказы бывалых таёжников о кровавых схватках с могучими, хищными, агрессивными и коварными «хозяевами тайги», окончательно убедились в правильности своих мыслей. И теперь проверять добродушие этого конкретного медведя на своей шкуре, совсем не входило в их планы!

Откуда им было знать, что почти все россказни об ужасных непредсказуемых диких зверях являются сборником полуправд, скрывающим одну правду – причину схватки, её виновника, которым в 99 % случаев является самый жестокий и беспощадный хищник на планете Земля – человек. Только человек может убить невинного зверя (да и человека) из азарта, от скуки, или просто так – без всякой цели. Зверю для нападения нужны очень веские причины, чаще всего он является инициатором схватки – агрессором только тогда, когда от этого зависит его жизнь. Рассказываются же эти истории новичкам с целью запугать их, а также подчеркнуть опасность проживания в здешних местах и, соответственно, собственную значимость в глазах неискушенных благодарных слушателей.

Когда медведь был уже метрах в пяти от лодки, мотор наконец-то завёлся, причём, сразу на таких оборотах, что лодка встала на дыбы, нос её поднялся над водой примерно под сорок пять градусов и, только метров через двадцать, опустился в нормальное горизонтальное положение. Медведь давно остался далеко позади, а «Ус» и «папа Булкин» всё гнали лодку на бешеных оборотах своего «Вихря» до самой базы. Только причалив к берегу, они вдруг вспомнили, что в лодке у них лежат два ружья, заряженных «жаканами»! Так что медведю нужно было опасаться их гораздо больше, чем Лёше и Толе – его. Кстати, медведь, скорее всего, и ринулся в реку удирать от непрошеных гостей, а не нападать на них. Откуда ему было знать, что те тоже побегут к спасительной лодке. По-видимому, зверь сам испугался неожиданной встречи и искренне желал геологам как можно быстрее завести мотор и уехать подальше от него!

Осенью, в общежитии, когда они поведали нам эту историю в спокойной обстановке, в лицах, мы, да и они сами, умирали со смеху. Однако в экспедиции, по молчаливому обоюдному соглашению, этот розыгрыш по отношению друг к другу они больше не применяли.

Вертолёт МИ – 4 и вертолётчики

Дальше полетели уже впятером с Леной и Пашей на небольшом самолёте ЯК-40 до села Тасеево, расположенного на берегу реки Усолки, притоке реки Ангары. В Тасеево пришлось довольно долго ждать ещё одного вида авиационного транспортного средства для последнего перелёта. Наконец мы дождались нашего вертолёта МИ-4 и погрузили в него дополнительный груз, заказанный экспедицией и лично нашим начальником партии. Запаслись впрок портвейном «777», чтобы не было скучно во время длительного перелёта, и удобно расположились на мягких мешках и рюкзаках.

МИ-4 был самым распространённым типом вертолёта, использовавшимся в те годы в отдалённых районах. В тех случаях, когда нужно было перевезти особенно тяжёлый груз или большое количество людей, применяли гораздо более мощный и вместительный – МИ-6. А в случае необходимости доставки небольшого груза, одного – двух человек или разведки местности, летел небольшой вертолёт МИ-2.

Вот лопасти винтов нашего летучего «железного коня» начали набирать обороты. Вертолёт медленно оторвался от земли, поднялся на несколько метров, потом неожиданно наклонился вперёд под 45° и мгновенно набрал необходимую для полёта скорость. Такое ускорение он мог развить не маленьким хвостовым винтом, а только огромным, поддерживающим его в воздухе. Срезая краями лопастей высокую траву и верхушки кустарников, вертолёт устремился прямо на сопку, находившуюся примерно в ста метрах от нас! Позже выяснилось, что так набирать скорость, вертолётчикам было строжайше запрещено. Однако этот способ взлёта и набора скорости являлся шиком и показателем мастерства местных вертолётчиков. Несмотря на погнутые и сломанные о землю лопасти большого винта, на нескольких врезавшихся в сопку вертолётов, не успевших подняться выше неё из-за большой скорости, вертолётчики, при каждом удобном случае (например, при слабом или отсутствующем контроле), взлетали именно так.

При посадке в вертолёт и во время взлёта пилоты были одеты безукоризненно: в тёмно-синие костюмы, застёгнутые на все пуговицы, белые рубашки и тёмные галстуки. Но сразу после набора высоты и выхода на курс галстуки снимались, костюмы расстёгивались. Это тоже было местной традицией.

В отличие от самолёта, вертолёт во время полёта дрожал мелкой дрожью, которая передавалась всем одушевлённым и неодушевлённым предметам, находящимся в нём. Сначала это немного нервировало нас, но скоро привыкли к вибрации и перестали обращать на неё внимание. Время от времени ощущались и небольшие толчки, как во время езды в автобусе по грунтовой просёлочной дороге – воздушные ямы. Летели долго, несколько часов. Пейзаж за окном был однообразным. Всё обозримое пространство занимали хвойные деревья, преимущественно ели, да низкорослая зеленовато-чёрная тайга, заваленная буреломом. Лишь иногда под вертолётом проползала дрожащая лента какой-нибудь реки – Енисея или одного из её притоков. Из-за мало меняющейся картины за иллюминатором, и постоянной мелкой дрожи вертолёта, время от времени проваливались в сон.

Несколько раз в салон выходил командир экипажа – Алексей Иванович. Это был мужчина немного за пятьдесят лет. Среднего роста и комплекции, подтянутый, молодцеватый, с волевым лицом с глубокими мимическими складками, с короткой стрижкой чёрных с проседью волос, он сначала строго рассказал нам о правилах поведения во время полёта, запрете на употребление спиртных напитков.

Во время следующих посещений Алексей Иванович рассказал: «Я в войну был лётчиком – истребителем, летал на самолётах «И-16» – «ишачках». Дважды меня сбивали. Каждый раз удачно спрыгивал с парашютом. Один раз опустился на поле боя, и уже после приземления был ранен. Потом появились истребители типов «Ла» и «Як», летал уже на них, воевать с «Мессершмиттами» стало возможно. Хотя «потолок» у немцев всё равно был намного выше. Индивидуально не сбил ни одного вражеского самолёта. Были сбитые только в групповых боях, где стреляли все, и невозможно было выяснить, на чьём именно счету тот или другой сожжённый самолёт. Нам внушали на политзанятиях, что наши летательные аппараты самые хорошие, лучше немецких. Наверное, так и надо было в то время. При этом умалчивали, что пули вражеских самолётов прошивали фанерные фюзеляжи наших насквозь! Только попадание в мотор было опасно для нас, если, конечно, крылья и хвост не отвалятся от пули или снаряда. И то сказать, ведь большинство наших самолётов собирали на бывших мебельных фабриках. Так наши ребята на этих фанерках ещё умудрялись и таранить металлические фюзеляжи воздушных «танков» противника! В начале войны, только английские и американские истребители, выпущенные с авиационных заводов союзников, могли почти на равных соревноваться с «Мессершмиттами 109» по скорости полёта, высоте подъёма и вооружению, да и те – уступали им. Штурмовики и бомбардировщики типов «Юнкерс» и «Фокке-Вульф» тоже превосходили – советские почти до середины войны. Кто побывал под бомбёжкой «пикирующей каруселью» «Юнкерсов – 87» – «лаптёжников» (наши солдаты их так называли из-за неубирающихся шасси), не мог забыть до конца дней! Нам приходилось брать их и числом, и умением. А уж погорело моих дружков за войну, ой-ё-ёй сколько. Особенно быстро сбивали новичков из пополнения. Неделя серьёзных боёв, и нет пополнения! Если оставались двое – трое лётчиков из десяти, то хорошо».

Мы слушали его с неподдельным интересом, задавали кучу вопросов – ещё бы, это был живой правдивый, без прикрас рассказ участника войны, сильно отличавшийся от прилизанной официальной версии истории войны, которую нам преподносили и в школе, и в университете. Причём, реальное сравнение наших самолётов с – вражескими полнее показывало трудность победы в той войне, возвышало её значимость, добавляло бессмертной славы нашим ветеранам. Непонятно, для чего советской пропаганде нужно было преуменьшать наши потери, скрывать, что многие виды нашей техники значительно уступали немецкой? Ведь всё это просто кричит о великом героизме советского солдата, о недосягаемой высоте его немеркнущей славы!

Во время оживлённой беседы Алексей Иванович взял из моих рук алюминиевую кружку с портвейном и, забыв о только что рассказанных строгих запретах на распитие спиртных напитков, выпил с нами, за удачную экспедицию. Расставались уже друзьями.

Остальные наши вертолётчики были среднего возраста. Местные пилоты были преимущественно холостыми. Женатый мужчина в здешних местах был большой редкостью. В основном в этом диком краю обитали сильные холостяки, или сытые по горло семейным счастьем, или по каким-либо причинам пожертвовавшие им. Женщины в эти места приезжали неохотно, да и делать им тут было нечего. Если местный житель женился на «материке», то жена могла приехать сюда на постоянное жительство, а могла и не приехать. Жениться же здесь было практически невозможно из-за отсутствия представителей прекрасной половины человечества. Мужчины компенсировали этот пробел в личной жизни спиртным, которого здесь употреблялось много больше, чем на «материке», а также местными развлечениями: рыбалкой и охотой. А уж дружеские застолья следовали одно за другим, по поводу и без повода.

Возвращаясь из экспедиции, мы несколько дней провели в селе Тасеево, ожидая самолёт «на большую землю». Каждый день нас приглашали на дни рождения, крестины, свадьбы, годовщины каких-то событий и другие знаменательные даты. В первые дни ещё принимали приглашения, но затем поняли, что сил и здоровья на все встречи не хватит, и стали отказываться от вечеринок, ссылаясь на занятость, или скрываясь в окрестных лесах, где знакомились с самыми красивыми местами. В случае приглашения на празднества у особенно хороших знакомых, чтобы не было обид, всё-таки отряжали к ним двоих – троих наиболее крепких к спиртному ребят.

Наконец, полёт был окончен, и мы приземлились примерно в двухстах метрах от реки Подкаменная Тунгуска, на окраину фактории Ошарово, довольно ровную площадку, на которую могли приземляться не только вертолёты, но и небольшие самолёты.

Высадив нас и выгрузив дополнительный груз для экспедиции, вертолёт тут же улетел обратно. Позже постоянные геологи экспедиции рассказали, что в предыдущем сезоне вертолётчики, после доставки студентов и нескольких других членов экспедиции, остались на празднование заброски. Во время застолья геологи попросили: «Ребята! А вы не подвезёте нас завтра к местам начала маршрутов на вашем винтокрылом «железном коне»? Вертолётчики размышляли недолго: «Всегда рады помочь друзьям!». Наутро пилоты доставили каждый отряд в необходимое место вместе со всем необходимым снаряжением. Начальник экспедиции был этим крайне возмущён: «Я после официального заказа плачу большие деньги и жду прибытия вертолёта неделю, а то и две, а тут вертолётчики по собственному усмотрению развозят мои отряды по реке, как такси! Безобразие!». Правда, Борис Константинович ворчал после прощания с пилотами, чтобы ненароком не обидеть их.

Однако и на этом дружба вертолётчиков с геологами не закончилась. По просьбе сотрудников экспедиции пилоты организовали им охоту с летящего вертолёта. И только тогда, когда не вполне трезвые геологи во время охоты прострелили несколько колёс их машины, при этом, не попав ни в одного из замеченных сверху зверей, вертолётчики категорически отказались в будущем оказывать своим друзьям из экспедиции эту бесплатную услугу! Впрочем, отношения между ними эта охота всё же не смогла испортить, так как и те, и другие с уважением относились и друг к другу, и к профессиям своих друзей.