2. Пластическая хирургия и её истоки
«Не бывает некрасивых женщин – бывают равнодушные к себе».
Эсте Лаудер
Когда же впервые стали проводить пластические операции? Оказывается, ещё задолго до того, как появился кинематограф. Вы удивитесь, но первые процедуры по созданию эстетичной внешности проводились ещё за шестьсот лет до нашей эры в Индии. Имеются упоминания о том, как Сушата Самгита проводил операции по восстановлению целостности повреждённого носа кожей, которую он перемещал со лба. Аналогичные вмешательства примерно в то же время выполнялись в Древнем Египте. Египтяне не только строили восхитительные пирамиды, что и сегодня-то не под силу нашей современной технике, но и проводили трепанацию черепа, о чём свидетельствуют археологические раскопки. Дошли до наших дней и сохранились записи врачей древнего Китая, сделанные за пять сотен лет до нашей эры и рассказывающие об исправлении хирургическими методами ушей пациентов (современная отопластика) и об операциях на глазах (блефаропластика).
По закону того времени, если операция хирургом была проведена неудачно, его публично казнили. Жестоко? Возможно. Но в любом случае справедливо: если пациент умирал от нагноения или сепсиса, то и врач был тоже не жилец. Поэтому идти на риск приходилось обоим – и пациенту, и хирургу.
Согласно найденным папирусным документам Эдвина Смита (около 1600 г. до нашей эры), древнеегипетские пластические хирурги также беспокоились о результатах проводимых операций. «Швы накладывали, используя топлёный жир и два тампона из льна», которые вставляли в ноздри. В Древнем Китае, как и в Древнем Египте и античной Греции, обнаружены первые записи, сделанные на костях (XIV век до нашей эры), в которых упомянуты факты проведения операций на носу (ринопластика).
Из всего этого следует, что ринопластика – далеко не современное изобретение. И около тысячи лет назад в восточных государствах восстанавливали носы. Прелюбодеев, воров и должников наказывали, отрезая различные части тела, и нос не стал исключением.
После падения древних цивилизаций, а также с расцветом христианской религии длительное время о пластической хирургии не вспоминали, а может, просто все источники были уничтожены и эта информация до нас не дошла. И лишь в Средневековье – в конце XV века – появляются сведения, что сицилийский хирург Антони Бранка восстанавливал повреждённые губы с помощью тканей, взятых с руки.
В 1597 году итальянец Гаспар Тальякоцци опубликовал сочинение о восстановлении повреждённых носов с помощью тканей, взятых на передних поверхностей плеча. Он по праву называется основоположником пластической хирургии, оперировал пациентов, чей облик был изуродован в результате травм или заболеваний. Понятное дело, что Тальякоцци был не понят своими современниками, которые считали такие операции преступлением против Бога и природы. И спустя только двести лет подобную операцию успешно провёл хирург Джозеф Капрю. С этого момента пластические операции получили большое распространение: менялась форма носа насколько это возможно, проводились коррекции расщелин губы и другие оперативные манипуляции. Если учесть при этом, что обезболивающие, такие как наркоз, изобрели в XIX веке – в 1845 году в США стоматолог Хорас Уэллс впервые выступил с рассказом о своём открытии, – то можно только догадываться, каким образом при оперативном вмешательстве происходило обезболивание и какую боль в реабилитационный период приходилось выдерживать доверчивым пациентам.
Одним из основоположников современной пластической хирургии считается Харольд Дельф Джиллис. После Первой мировой войны в Англии было создано много медицинских хирургических центров. Огнестрельные раны лица, увечья, уродующие людей, – как раз в этот период и разрабатывались медиками большинство эстетических операций по устранеию дефектов и восстановлению повреждённых органов. Пластические хирурги пересаживали ткани, микрососуды, набирались опыта в челюстно-лицевой хирургии. Конечно, в тот период большинство пациентов были отважные солдаты-мужчины.
Вараздат Газандян считается одним из основателей реконструктивной пластической хирургии. Армянин, получивший образование в Гарвардской медицинской школе, он одним из первых получил учёное звание профессора. Этот величайший хирург 30-х годов прошлого столетия за один только год своей практики прооперировал более двух тысяч пациентов, желающих стать привлекательными и красивыми. Надо полагать, что в то время операции не были столь дорогими, как сегодня, если все желающие смогли прооперироваться…
К кому-то приходит возраст, а над кем-то не властны года и удаётся сохранить девичью фигуру. А кто-то, увы, переживает сильные изменения в своём теле. Липосакция (операция по удалению излишнего жира) также не нова – согласно научным источникам, её история насчитывает около 150 лет. Впервые её провели в Лондоне. Пациентка – танцовщица – жаловалась на жир на бёдрах, вокруг талии, и ей грозили увольнением. Уже тогда понимали, что жировые складки на животе не уберут никакие диеты. Именно эта процедура признана предшественницей современной липосакции и помогла танцовщице не потерять работу и сохранить привлекательный вид, подвижность и лёгкость в танце. И долгое время оставаться востребованной на сцене.
В Советском Союзе первые пластические хирурги появились в 1930-е годы, в столице открылся стационар, возглавляла его Надежда Николаевна Гилельс.
После Второй мировой войны, в 1950-е годы, пластические операции стали более безопасными (под местным обезболиванием) и, следовательно, более распространёнными. Европейские женщины уже в те далёкие годы пытались увеличить грудь. Знаний хирургам, конечно, не хватало, как и современных имплантов. Ради большого бюста с трупного материала пересаживали жировую ткань. Только вдумайтесь: с мёртвого тела шла пересадка. Женщина, которая решилась на такой шаг, осознавала, что она делает. Ведь никто никого не принуждал, но целью была красивая грудь, и ради этого слабый пол был готов идти на любые жертвы. Какой процент женщин выживал после таких операций, ответить сложно, литературные источники об этом не упоминают, возможно, что статистика и не велась. Трупная ткань отторгалась, вызывая воспалительные и септические осложнения, и такая методика вскоре была заменена более консервативной… В качестве импланта использовались ткани самой пациентки. Однако со временем в них обнаруживался недостаток кровоснабжения, как результат, грудь меняла форму и выглядела не лучшим образом. Многие женщины остались изуродованными на всю жизнь, и пересадка жира была запрещена.
Но женщины никогда не останавливались в своём стремлении стать красивыми, какую бы цену им ни пришлось за это заплатить. В ход пошли другие методики. Их было несколько, в том числе инъекции жидкого силикона. Правда, и на этот раз многочисленные факты, свидетельствующие о нанесении вреда здоровью, привели к тому, что в начале 1990-х годов в США запретили увеличение груди с помощью имплантов. Но подпольно, в подвалах, операции продолжались. И лишь в прошлом году был отменён запрет. Это связано с тем, что используемый сейчас силикон – усовершенствованный и побочных эффектов не вызывает. После долгих лет поиска и многочисленных смертельных исходов современным женщинам удалось исполнить мечту, достичь цели и наконец-то стать красивыми.
Говорят, что пластика затягивает и многие люди потом не могут остановиться. Что тут сказать? Одно дело, когда женщина увеличивает грудь, а потом делает липосакцию. И другое дело, когда она увеличила грудь до второго размера, потом до третьего, потом до четвёртого, потом сразу до восьмого. Такой женщине не грудь нужно менять, а обратиться за помощью к компетентному психологу. Внутренний дисбаланс, дисгармонию с самой собой, дезадаптацию в жизни новый размер груди не разрешит. Так же как и не научит её владелицу играть на скрипке. Если, конечно, до этого у неё не было за спиной семь лет обучения по классу скрипки.
Подводя итоги вышесказанного, я понимаю, что эстетическая хирургия уходит своими истоками в древние века. И стремление к красоте, к совершенству никоим образом не перекликается с комплексами неполноценности, а напротив, это желание гармонизировать свой внутренний душевный мир в соответствии с внешними достоинствами личности.