Вы здесь

В провинции у моря. Книга вторая (2015–2017). Август 2015 (Александр Гранов)

Август 2015

Подорожная Пилигриму Во Вселенной

Свой пенсионный полуостов

влачу на Крымский полуостров,

чтоб там в Таврической истоме,

в лениво-сексуальной дреме,

в прибое ласковом и пенном,

лечить аорты, нервы, вены…

Как Постум, заедая сливой,

что день пошлет – вино ли, чачу,

надеясь только на удачу,

быть от безмыслия счастливым,

совсем не думать о валюте,

полит в ТВ не видеть глюки…

С гитарой встанем мы под небом,

она мне запоет Таррегой9,

в нем все – экспрессия и нега.

Еще б немного слив и хлеба…

А в августе так близко звезды,

вершат свой танец под гитару,

им как и людям нужен отдых,

Таррегой будем править карму.

Вечерний бриз ласкает пальцы,

ласкает деку, гриф и струны…

Приходят и уходят гунны,

в душе мы, верно, все скитальцы.

Синергетика, Будда…

Примерно лет 45 назад мне пришла мысль, что все в этом мире рушится и ведет к эсхатологическому концу из-за разновекторности различных саморазвивающихся систем.

А потом пришло понимание, что когда мы начинаем рассуждать о коммунизме, фашизме, католицизме, православии, исламе и т. д., то рассматривать эти системы надо не с субъективной позиции отдельной личности, а с позиции синергетики.

Синерге; тика (от др.-греч. – приставка со значением совместности и «деятельность», или теория сложных систем – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Основное понятие синергетики – определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния.

Другими словами, чтобы системы развивались для них не должны быть применимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, одинаково пригодную для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д.

Условия при которых осуществляется процесс самоорганизации в сложных системах насчитывает шесть позиций. Но в нашем диалоге можно ограничиться одной, первой:

– Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти в состояние максимальной энтропии и прекратить любые эволюционные процессы.

Но ни одна из социальных, экономических и религиозных систем не может похвастаться открытостью.

Все же остальное до тупости примитивно и однообразно.

Все требует первоначального капитала, а тропа войны наиболее продуктивна в этом плане. Враг же назначается по обстоятельствам.

Любой пример можно разобрать до мельчайших составляющих и выяснится, что основная цель любой бойни – формирование первоначального капитала.

Вообще о совершенном обществе даже и мечтать не стоит. Мы всегда находимся между Сциллой и Харибдой и из двух зол выбираем меньшее, но всегда неизвестно – из двух ли и не обернется ли меньшее зло большим. За примерами ходить далеко не надо – демократия, социализм; интеграция в Евросоюз, национальная независимость; патриотизм, пацифизм…

Прежде чем что-либо ругать или хвалить, надо взять себе на заметку, что еще в 1930 году Курт Гёдель доказал теорему о неполноте.

Для математических чайников вроде меня она звучит примерно так:

– В любой аксиоматической системе есть, как минимум, одна аксиома которая не может быть ни доказана, ни опровергнута.

Поэтому истинность любого события достоверна только с определенной долей вероятности.

Мы живем как в к/ф «Шырли-мырли» (Ширли-мырли, шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин) – русский, еврей, цыган, негр и все родные братья.

Но никто особо не хочет заморачиваться подобными вопросами ни в современной интерпретации, ни в излложении, например, Гуатамы – Будды, жившего с 623 по 543 год до н. э

Еще тогда Будда уложил основные задачи человека в «четыре благородные истины»:

• жизнь в мире полна страданий – существовать значит страдать;

• причина этих страданий – желание, которое возрастает при удовлетворении;

• прекращение страданий – уничтожение желаний;

• путь, ведущий к уничтожению страданий, включает в себя три стадии – знании и соблюдении «благого закона», исполнение дисциплины и морали буддизма и в нирване, где уже нет существования.


Вряд ли мы достигнем состоянии нирваны, более того я, например, даже толком не смогу объяснить что это такое, но то, что «причина этих страданий – желание, которое возрастает при удовлетворении», для меня очевидно.

Мы всегда ищем виновных в нашей неудовлетворенности, которая порождает страдания. Но если подумать, именно эти люди, согласно учению Будды, помогают нам эти страдания преодолеть.

Как ни крути, бревно в собственном глазу всегда менее заметно, чем соринка в чужом глазе.