Слово о детской поэзии
Детская тема занимает особое место в поэтическом наследии Терентия Травника. Планета детства – неповторимая вселенная, раскрашенная безграничной фантазией ребенка и помогающая ему создавать собственные миры, удобные для проживания. Стихотворения для детей Т. Травника написаны простым и понятным языком. Его стихи интересны и увлекательны – это и мир игрушек «Мои игрушки», и мир домашних любимцев: «Про кота Мурлыку», «Баламут», «Ну и кошки», и мир предметов быта, одухотворенного детским воображением: «Чайник и самовар» и многие другие.
Образы, созданные поэтом в стихотворениях, увлекают ребенка, расширяют его знание об окружающем мире, тем самым обучая, развивая и обогащая его душу. Так, в стихотворении «Листики» автор, давая детям своеобразный урок природоведения и рассказывая им о разнообразии листочков у разных пород деревьев, учит наблюдательности, предлагает самому увидеть и придумать слова, которые отличают листик березки от листьев других деревьев. Известно, что в детстве Терентий любил собирать разные листья и травы, составляя из них гербарий. Это увлечение, позже ставшее основой для глубокого познания растительного мира, поэт сохраняет всю свою жизнь. Еще в студенческие годы его называли Травником сокурсники и друзья. Это и послужило появлению небезызвестного теперь псевдонима в литературном мире – Травник.
В стихотворении «Считалочка» Терентий рассказывает ребятам не только о том, как называются детеныши у разных животных, но и показывает особенности детского языка и детской логики: раз «бельчонок – у беличихи», значит «лисенок – у лисихи»! А Травник с любовью поправляет: «Не лисихи, а – лисицы! Будешь – первым ты учиться». В стихотворении «Мишка» умиляют две первые строки, написанные им детским языком с глубоким пониманием детской логики: «Мишка шлепает по лужам, потому что неуклюжий…» – истинно, только ребенок так может рассуждать, и в конце истории про мишку, который простудился и пьет горькую микстуру, автор завершает:
Он лежит в своей кроватке,
Под подушку спрятал лапки,
Знает Мишка: ко всему
Мед достанется ему
Стихотворение «Юный художник» – просто кладезь детских умозаключений и рассуждений, оно буквально «пересыпано» ими:
Я слепил из пластилина
Королевского пингвина,
Чтобы тот не вешал нос —
В холодильник жить отнес,
Вынул масло и творог
И поставил в уголок.
Читая детские стихи Травника, не перестаешь удивляться исключительной способности мастера, почти с гениальной легкостью, воспроизводить ход рассуждений ребенка, да еще и в поэтической форме!
Детство – самое важное время в жизни каждого человека, именно в эту «золотую пору» в психике ребенка формируется не только базовое доверие к миру, но и здоровое представление о нем, где фундаментом для гармоничного развития ребенка становится родительская любовь. Наполняя ребенка любовью, мы, таким образом, творим свободную и уверенную личность, хорошо адаптированную к преодолению непростых жизненных ситуаций. Мир детской поэзии Терентия Травника наполнен яркими красками и образами, которые поэт сохранил в своей душе, и великодушно дарит всем ребятам, наполняя их сердца любовью, с избытком полученную от своих родителей.
Природа очень мудро распорядилась, создав в жизненном цикле человека период детства. Все мы «родом из детства», детства, наполненного радостью каждого дня, беззаботностью и возможностью отдаваться любимому занятию – Игре. Ее Величество Игра влияет на формирование произвольности психических процессов у ребенка: произвольного внимания и произвольной памяти, ведь в процессе игры ребенок произвольно сосредотачивает свое внимание на предметах, включенных в игровую ситуацию и ему необходимо запоминать условия игры. Именно в игре формируется особое свойство мышления, позволяющего встать ребенку на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В процессе игры приобретаются навыки общения, а необходимость подчиняться правилам игры, способствует развитию чувств и воли. Вот как важно, чтобы в период детства наши дети вволю наигрались, набегались и нагулялись. В стихотворениях «Весеннее. Детское», «Плющихинское», «Такой случай», «За жужелицами» и др., Травник рассказывает о своем детстве, и в этих историях каждый с легкостью может узнать и себя, и своих друзей. Эти стихотворения органично вписываются в детское сознание и становятся неотделимыми от самого ребенка. А еще эти стихи… очень добрые.
Игра является для ребенка и способом познания мира, и развитием его психических процессов, и особой формой социальной адаптации. В общении с детьми сам поэт постоянно импровизирует, придумывая разные игры для них, загадки, скороговорки (скороговорилки, скороговорушки, как он сам их называет), «жужжалки» и считалки. Например, придуманная Травником поэтическая «Детская игра Пумпурум», прекрасно помогает развитию памяти ребенка, ведь победителем в игре становится тот, кто сможет без ошибки повторить стихотворение и остаться до конца в игре:
Пумпурум сидел на стуле,
Пумпурум качал ногой,
Пумпурума ветром сдуло,
Он упал вниз головой.
Ловко отскочил от пола
И на стул уселся снова.
Пумпу раз и два, и три
Ты (показать кто) за мною повтори.
Стихотворение, стержнем которого является «детское» слово «пумпурум», легко запоминается и воспроизводится юным читателем. Дети – талантливые и непревзойденные создатели выразительных слов в период развития речи. Они с азартом играют в эту игру. Принимать участие в этой игре может любое количество ребят, а правила игры – просты и увлекательны. Детских поэтических игр, сочиненных Травником, немало. Среди них особо выделяется игра-загадка «Летняя игра в огурцы», своеобразием которой являются загадки о различных явлениях природы. В разные годы поэтом созданы такие игры, объединенные им в единый цикл детских стихов «Стихи-загадки».
Персонажи, созданные Терентием, помогают в игровой форме овладеть маленькому человечку миром окружающих его вещей и предметов, миром людей, с которыми ребенок взаимодействует в процессе общения и игры. Все это создает условия развития малыша, его познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, речи, воображения и высшего познавательного процесса – мышления.
Детская поэзия Т. Травника – это не только удивительные стихотворения, передающие особенности раннего мышления, но еще и умение автора передавать поэтическим словом нюансы детского рассуждения и размышления. В забавном стихотворении «Про ежика» наглядно представлен процесс начального формирования логического мышления у ребенка, стремления проникнуть в суть увиденного им явления:
По траве мешок ползет —
Кто-то хвою в дом несет.
И торчат от елки
Из мешка иголки.
Надо ежика спросить:
Кто же это может быть?
Понимание автором своеобразия ребяческих рассуждений и умозаключений, подмеченных им в общении, позволило ему создать произведения, близкие и понятные деткам. Они с интересом слушают их, быстро запоминают и, конечно, с удовольствием рассказывают. Эти произведения узнаваемы, ребятня их любит, потому что они написаны их «детским языком», который знает поэт и владеет им в совершенстве. Это знание позволяет ему в своих стихах разговаривать с ребятами на одном языке. Нетрудно заметить, что поэт в своем творчестве для детей активно пользуется их же словами: «каляка малякин», «пумпурум», «покла́л», «па́пову книжку», наделяет своих героев несуществующими «детскими именами», называя и передавая тем самым суть, главное свойство персонажа, например, «Неуклюж», «Худомал», «Нетужиль и Нетужиля» и т. д. Зная эту особенность юного словотворчества и удивительную его способность создавать новые слова и фразы, которыми они объясняют по-своему знакомые им явления, Травник смело использует ее в создании своих стихов для детей, которая и придает неповторимую самобытность его стихотворениям:
Я спросил у Колобка:
«Ты чего надул бока?»
Колобок мне отвечал:
«Я бока не надувал.
Это брат мой – Надулбок —
У того бока надуты,
А еще есть – Раздулбок.
У него они – раздуты».
«Гениальным лингвистом» назвал Корней Чуковский ребенка в период начала познания мира и развития речи у него. Ведь еще Лев Николаевич Толстой, обращаясь ко взрослым, заметил: «Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети». Вот и Терентий Травник, понимая это, вводит в свое стихотворение «Три брата» совершенно «детские слова» – Надулбок и Раздулбок. Посмотрите, как поэт показывает рождение новых слов, играя этими самыми словами в стихотворении «Песенка о сэре Фло́боке»:
Бросил заниматься боксом —
Посадил на даче флоксы.
Был боксером – стал флоксером,
А точнее – флобоксером…
Флобоксером, Флобоксэром,
Ну а позже, просто сэром…
Фло́боком.
Особых слов заслуживают колыбельные, названные «по-травниковски» – «баиньками». Это, придуманное поэтом слово, стало ныне уже известным. «Баинька для Серафимы», «Баинька для Сони», «Баинька для Жужжи»… вот неполный список нежных баинек-песен, «пахнущих грудным молочком». Плавный ритм этих стихов успокаивающе действует на малыша, как будто раскачивается люлька: «ба-а-й – бай…», «ба-ю – бай»… Почувствуйте этот ритм в удивительном стихотворении – колыбельной, написанной поэтом к первой ночи на Земле «Для девочки Таи», оно наполнено бесконечным теплом, нежностью и мелодичностью:
Маленькая Тая,
Нежная такая,
Словно льдинка, тая,
Излучает свет…
И таится в Тае
Тайна непростая,
Знает эту тайну
Дедушка Тэтэ…
Он придет к Таисии
С травами и листьями,
Спать уложит Таиньку
И споет ей «баиньку».
Таю-таю, таю-тай,
Спи, Таисья, засыпай.
«Дедушка Тэтэ» в этом стихотворении и есть детский поэт Терентий Травник. Он и приходит «с травами и листьями» к каждому малышу на Земле и поет для него свои добрые и волшебные колыбельные «баиньки». Наделенный композиторским даром, Терентий Травник написал детскую колыбельную песенку «Папина баинька». В авторском исполнении (поэт хорошо играет на фортепиано и гитаре) она производит неизгладимое впечатление, и не только на детей: тембр его голоса – от природы мягкий и бархатистый, исполняющий детскую баиньку, а в конце песни, переходящий в шепот, успокаивает и уносит малыша в волшебную страну Детских Сновидений.
Терентий Травник – настоящий детский волшебник. Всем ребятам свойственно верить в чудеса, сказочные персонажи, например, в Деда Мороза. Они любят слушать, читать сказки и… сочинять их сами. Опираясь на эту возрастную особенность, автор поддерживает в них эту веру, и своими стихами показывает, что волшебные существа есть и в нашем мире, и они открываются всем, кто в них верит. Например, все дети знают, что существуют гномы. В своем стихотворении «Мой друг гном» поэт серьезно рассказывает:
Ко мне пришел сегодня гном,
Уселся тихо под столом,
Сидел и слушал не дыша:
Что он там делает шурша?..
А я писал статью про то,
Что гномы в сказках и в кино…
Поэт не заигрывает с детьми, понимая, что гномы могут жить только в фантазиях и сказках, но открывая свой секрет волшебника, предлагает сделать гномов своими руками: «У меня живут два гнома, я их сделал из картона».
Т. Травник дружит не только с гномами, он лично знаком и с волшебным героем по имени Ушка. Терентий рассказывает об Ушке, который кладет деткам под подушку, под ушко ребенка – игрушки. Отсюда и имя у него такое – Ушка. Ушку знают, любят и ждут все маленькие дети, когда засыпают в своих кроватках, потому что верят, что Ушка обязательно придет к ним и положит под подушку игрушку, которая увлечет малыша в волшебный мир снов:
Есть смешной проказник Ушка:
Он в мешочке за спиной
Носит детские игрушки
И с фонариком-луной
К нам приходит в час ночной.
Достает свои игрушки,
Если тихо и все спят,
И кладет их под подушки
Только маленьких ребят…
Поэтом создан большой цикл книг для детей «Сказки собирателя трав», и, конечно же, его знаменитая волшебная страна, реально существующая – «Гугушатия». Сказки Травника обладают уникальными свойствами и статусом – они, действительно, волшебные! Такие сказки занимают особое место в детском творчестве автора. Им свойственна таинственность, необычность имен героев, нереальных ситуаций, в которые они попадают. Конечно же, эти истории пропитаны любовью к детям, таким образом осваивая чудесный мир взаимоотношений сказочных персонажей, дети научаются добру, искренности, любви, заботе друг о друге. «Таинственная страна», «Песни великана Лума», «Эльгур», «Утро мага» – эти названия волшебных стихов притягивают внимание маленького читателя и вводят его в сказочный мир. Удивительная страна Гугушатия – страна света и добра, созданная поэтическим гением, полюбилась и детям, и их родителям. Они подружились с жителями этой страны – гугушатами, маленькими желудиными человечками, которым неведомы ни жадность, ни зависть. Т. Травник много лет работает над проектом Гугушатия. Кроме поэтической поэмы «Гугушатия» он написал в 2006 году фантастическую симфонию «Simphostory «Ghugushatiah». И этот проект еще не закончен. Сейчас вместе с поэтом над этой темой работают талантливая писательница Елена Дапирка и молодая художница Алена Ромадина. Маленьких читателей, а также их мам и пап ждет феерический сюрприз.
Искрометная, написанная с тонким юмором поэтическая история «Ежки-Пажки» предназначена для совместного прочтения детей и взрослых. Это история из жизни… ежей. Невозможно без улыбки читать о жизни сначала одинокого, а потом семейного ежа со всеми атрибутами обустройства «ежиной семейной жизни». Что за прелесть эти «Ежки-Пажки» Травника! Читая их, ребенок по-доброму постигает науку взросления, а взрослый – получает массу удовольствия от забавной истории про ежей, у которых все как у людей. Эта книга объединяет семью, создавая психологическое благополучие и для детей, и для взрослых, заряжая всех хорошим настроением и здоровьем.
Поэзия Травника является не только познавательным и образовательным средством для юной души, но и оказывает верное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка, закладывая в его душу высокие духовные и нравственные идеалы дружбы, чести, достоинства и благородства. Великолепные образы, созданные в детских стихотворениях, учат ребенка любить свою Родину, беречь природу, заботиться о «братьях наших меньших» и являются своеобразными векторами дальнейшего развития будущего полноправного гражданина своей Родины. Велико влияние поэзии Травника и на эмоциональную сферу ребенка, наполняя его радостью от того, что светит солнце, что на небе радуга, и что каждый день мир дарит ему свои новые тайны. Подобными стихами автор открывает сердце растущего человека для восприятия красоты окружающей природы, научает любить, ведь, как пишет сам поэт в одном из своих стихотворений, но теперь уже для взрослых «Все, что исполнено любовью, любовью и защищено»!
Дополнение от автора книги
Стихи Травник пишет для взрослых и детей. Его философское слово, выраженное в притчах, эссе и афоризмах, публицистика, приглашающая к размышлению на волнующие темы и проблемы жизни общества, позволяют автору не только выразить свое восприятие окружающей действительности, но и несет знания читателю, влияя самым благоприятным и развивающим образом на него. Обращаясь к его поэтическому творчеству, к лирической и духовной тематике, не перестаешь удивляться умению поэта создавать стихи и для детей. Не каждому маститому поэту дается этот дар. На вопрос, откуда у него эта способность, Терентий ответил строками из своего детского стихотворения «Каракули»:
Я был когда-то маленьким,
теперь я стал большим,
но только этот маленький
во мне остался жить.
Он утром просыпается
и не дает мне спать,
и солнцу улыбается,
и хочет все узнать.
Искренность, непосредственность, любознательность и открытость миру, знание детской психологии и любовь позволяют автору находить с ребятами общий язык в своих произведениях. Простая рифма стиха создает особую мелодику, а характерная логика рассуждения автора позволяет им легко запоминать такие стихи. На своем сайте для «Детские универсиДеты» есть рубрика «Факультатив», в которой собраны видеоматериалы о том, как дети читают стихи Терентия Травника в разных уголках нашей страны, где самому маленькому чтецу – 2,5 года.
В настоящее время для детей вышли книги автора: «Бим-бом день за днем» (2010), «Ежки-Пажки» (2010), «Ходики» (2011) – Академия Педагогических наук дала рецензию на эту книгу (см. в конце книги), «Жу-жа-жи» (2013), «Кто там, в море…» (2013), «Юный художник» (2014).