Вы здесь

В помощь призывнику. Конкретно и наглядно. Глава 4 (С. К. Рукавицын)

Глава 4

Организация воинского учёта

Организация воинского учёта осуществляется в соответствии статьи 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года №719 (в редакции от 27.06.2017) «Об утверждении Положения о воинском учёте», которое определяет порядок организации воинского учёта граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учёте. Воинский учёт предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Организация воинского учёта в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. Основной целью воинского учёта является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путём заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

3. Основными задачами воинского учёта являются:

– обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

– документальное оформление сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте;

– анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

– проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время. В период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учёта, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением:

– граждан освобождённых от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

– граждан проходящих военную службу;

– граждан отбывающих наказание в виде лишения свободы;

– граждан женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;

– граждан постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учёт граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учёт граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее именуются – структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учёта на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учётом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учёт граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований. Воинский учёт граждан осуществляется по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, по месту их пребывания.

Гражданин, идущий первый раз в военный комиссариат должен представлять себе, зачем он туда идёт? Он обязан знать, что первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет. Постановка на воинский учёт граждан осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт. Они создаются в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт. В случае, если граждане подлежащие постановке на воинский учёт, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата, обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учёт. Первоначальная постановка на воинский учёт граждан женского пола осуществляется после получения ими военно-учётной специальности (далее именуются ВУС).

Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают (ВУС) и подлежат постановке на воинский учёт (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016года №333):

1. Связь

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Монтажник оборудования связи. Монтажник связи – антенщик, монтажник связи – кабельщик, монтажник связи – линейщик, монтажник связи – спайщик, оператор связи, электромонтёр линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, электромонтёр по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, электромонтер приемопередающей станции спутниковой связи, радист-радиолокаторщик, радиотелеграфист, радиотехник, телеграфист, телефонист, электрофотограф, фотолаборант.

Специальности среднего профессионального образования

Твердотельная электроника. Электронные приборы и устройства. Радиоаппаратостроение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, радиотехнические информационные системы, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, аудиовизуальная техника, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов.

Специальности и направления подготовки высшего образования

Радиотехника, радиоэлектронные системы и комплексы.

2. Вычислительная техника

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, электромеханик по ремонту и обслуживанию счётно-вычислительных машин.

Специальности среднего профессионального образования

Компьютерные сети, информационные системы (по отраслям), программирование в компьютерных системах.

Специальности и направления подготовки высшего образования

Информатика и вычислительная техника.

3. Оптические и звукометрические средства

измерения и метеорология

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Оптик, оптик-механик.

Специальности среднего профессионального образования

Гидрология, метеорология, прикладная геодезия, аэрофотогеодезия.

Специальности и направления подготовки высшего образования

Гидрометеорология, геодезия.

4. Медицина

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Дезинфектор, оператор дезинсекционных установок, рентгеномеханик.

Специальности среднего профессионального образования

Лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая.

Специальности и направления подготовки высшего образования

Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.

5. Полиграфия

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Гравёр, гравёр валов, гравёр печатных форм, гравёр шрифта, фотоцинкограф.

Профессии среднего профессионального образования

Наладчик полиграфического оборудования.

Специальности среднего профессионального образования

Издательское дело.

Специальности и направления подготовки высшего образования

Технология полиграфического и упаковочного производства.

6. Картография

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

Гравёр оригиналов топографических карт.

Специальности среднего и высшего профессионального образования

Картография и геоинформатика.


Первоначальная постановка на воинский учёт

Первоначальная постановка на воинский учёт осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года:

– для лиц, приобрётших гражданство Российской Федерации;

– для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы;

– для граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию;

– для граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учёт, но не явившихся в указанные сроки.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт имеет следующий состав: должностное лицо военного комиссариата – председатель комиссии, представитель местной администрации, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты. Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья. Провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по (ВУС). Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учёт или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учёту.

Обязанности граждан по воинскому учёту:

– состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате;

– состоять на воинском учёте гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу – по месту их пребывания в военном комиссариате;

– явиться в военный комиссариат в указанное в повестке время;

– явиться по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учёт;

– при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы встать на воинский учёт;

– при получении гражданином женского пола (ВУС) встать на воинский учёт;

– при приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учёт) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учёт;

– сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

– явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт или снятия с воинского учёта;

– явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат, где внести изменения в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

– бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных;

– граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт;

– граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учёте.

– В случае неявки граждан в место и срок без уважительных причин указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт. А также в иных случаях, установленных в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

– заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

– тяжёлое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

– препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

– иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учёт или судом.

Граждане при постановке на воинский учёт или прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости – врачами других специальностей. Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами 1-й группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно при предоставлении соответствующих документов. Первоначальная постановка на воинский учёт граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, создаваемых Правительством Российской Федерации, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Дни явки граждан, обучающихся в данных училищах, устанавливаются военным комиссаром по согласованию с командованием училища. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А годен к военной службе;

Б годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В ограниченно годен к военной службе;

Г временно не годен к военной службе;

Д не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013года №565 (в редакции от 19.05.2015) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Положение смотри далее). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, где он проходил медицинское освидетельствование, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Гражданин при постановке на воинский учёт может быть направлен в медицинскую организацию, где с ним проведут лечебно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Бесплатно для гражданина. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт проводится для установления:

численности подлежащих приписки граждан;

категории годности к военной службе по состоянию здоровья;

образовательного уровня и приобретённой специальности;

профессиональной пригодности к подготовке по (ВУС);

годных к обучению в военно-учебных организациях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего профессионального образования;

предварительного распределения их по видам Вооружённых Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется организованно. При этом, как правило, в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных организациях. Граждане, обучающиеся в образовательных организациях, вызываются по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных организаций. Ребят приводят в структурное подразделение военного комиссариата классом из школы или другого учебного заведения. Если родители не хотят, чтобы их сын проходил эти мероприятия без их участия, то им необходимо написать на имя директора общеобразовательной организации заявление с просьбой разрешить с сыном самостоятельно пройти мероприятия по постановке на воинский учёт. Здесь я привожу обычный порядок прохождения первоначальной постановки на воинский учёт граждан:

1 этап – сбор необходимых документов

2 этап – посещение военкомата для оформления личного дела призывника, прохождения мероприятий по профессиональному психологическому отбору и медицинского освидетельствования.

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учёт, в день прохождения комиссии под личную подпись выдаётся удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Ему разъясняются правила воинского учёта и ответственность за их нарушение, доводятся порядок подготовки к призыву на военную службу и срок явки в военный комиссариат для прохождения им призывной комиссии. Родители и сам молодой человек должны знать, что в удостоверении делается отметка о постановке гражданина на учёт, указывается категория годности гражданина к военной службе и, обычно, указывается дата явки гражданина в военкомат для проведения последующих мероприятий. По своему опыту знаю, что иногда юноше не вручают приписное удостоверение, чаще по его вине. – «Мама не пустила в военкомат», – не принёс «какие-то справки», которые необходимы для постановки на воинский учёт и тому подобное. Без приписного удостоверения в дальнейшей жизни у гражданина будут возникать проблемы с переходом на новый уровень образования или устройством на работу и получением трудовой книжки.

Документы, необходимые для постановки на учёт: копия свидетельства о рождении, паспорт, анкета (образец №1), справка об образовании или с места работы, выписка из домовой книги для частного сектора, справка о составе семьи из паспортно-учётной службы, фотографии 3 на 4сантиметра – черно-белые (матовые) – 6 штук. Медицинская карта, если находится на руках, а не в поликлинике, другие медицинские документы с заболеваниями, если они не внесены в карту.

До начала мероприятий по постановке юноши на воинский учёт родителям надо знать состояние здоровья сына. Им надо обеспечить его заверенными копиями медицинских документов для предоставления их в структурное подразделение. Необходимо также знать, что решение комиссии о категории годности гражданина к военной службе на этапе постановки гражданина на воинский учёт не является окончательным и не учитывается автоматически при решении вопроса о призыве юноши на военную службу. При достижении гражданином 18 лет (спустя, примерно, год после постановки на воинский учёт) – ему надо будет снова подтвердить свою степень заболевания для определения годности к военной службе. Часто родителям не специалисты говорят с умыслом или без него: – «Не тратить время и силы, чтобы доказать заболевание сына при первоначальной постановке на воинский учёт, так как при исполнении ему 18 лет, то есть когда сын будет подлежать призыву на военную службу, им придется начинать все с начала». Совет, эпикриз надо иметь уже с момента рождения ребёнка. В переводе с греческого языка – (epikrisis) – «суждение, решение о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни, об обосновании и результатах лечения, формулируемое по завершении лечения или на определённом его этапе». По мере роста мальчика все медицинские документы надо на него иметь в оригиналах на своих руках. В медицинские организации и военный комиссариат можно отдавать заверенные копии документов. Оригиналы документов смогут понадобиться при решении спорных вопросов о медицинском заключении состояния здоровья сына во время приписки, призыва и вашем несогласии с их решениями. И в дальнейшем с обжалованием решений данных комиссий в вышестоящие комиссии и в суде. Граждане на мероприятия по первоначальной постановке на воинский учёт вызываются повестками. При первоначальной постановке граждан на воинский учёт проводится как мероприятия по профессиональному психологическому отбору, так и медицинское освидетельствование.

Профессиональный психологический отбор

Мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования смогут проводиться заблаговременно в период подготовке к первоначальной постановке граждан на воинский учёт в военном комиссариате или образовательной организации с привлечением психологов этих организаций.

Одно из значений термина (диагноз) в переводе с греческого языка – «распознавание». Диагностика понимается как распознавание чего-либо. Например, – болезни в медицине, отклонения от нормы в поведении, неисправности в работе какого-либо технического средства и так далее. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей черт личности.

Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьёзную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путём. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов. Такова принципиальная позиция большинства психодиагностов. Хотя беспокойство, касающееся посягательства на тайну личности, чаще всего проявляется по отношению к тестам личностным, его логично отнести к любому типу методик. Конечно, и интеллектуальные тесты, и тесты способностей смогут обнаружить такие недостатки в навыках и знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время тестирования, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать.

Таким образом, любые методы психологического исследования, а не только тесты таят в себе возможность проникновения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценности психологического исследования и посягательства на тайну личности смогут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста, и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессионалов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимо соблюдать этическую сознательность и профессиональную ответственность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зависимости от конкретных обстоятельств.

Когда обследование проводится в интересах общества, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесёт пользы, если он займёт место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он, потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в военном комиссариате, не смогут быть применены в интересах других организаций, если гражданин не даст своего согласия на это.


Профессиональный психологический отбор


Профессиональный психологический отбор – комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей. Должности комплектуются на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов:

– социально-психологического изучения;

– психологического обследования;

– психофизического обследования.

К социально-психологическому изучению граждан привлекаются военнослужащие военного комиссариата, а также гражданский персонал из числа офицеров запаса и в отставке. В процессе изучения выявляются граждане, привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом. Выявляются граждане, состоящие на учёте в органах внутренних дел за правонарушения. Также выявляются молодые люди, состоящие или состоявшие на учёте в туберкулёзных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах. Задаются вопросы по поводу наследственных болезней родителей и ближайших родственников. Выявляются граждане, имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям. При этом гражданин обязан принести оригиналы документов и их копии, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва. Копии после сверки приобщаются к материалам личного дела призывника. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками отражаются в листе изучения призывника, а психологического и психофизиологического обследования в карте профессионального психологического отбора.

По результатам социально – психологического изучения производится выборка и выделение «группы риска» в виде алфавитного списка, с которым необходимо работать специалисту по профессиональному психологическому отбору. Специалист профессионального психологического отбора по результатам своих исследований выявляет лиц с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью, и направляет их к врачу-психиатру.

Медицинское освидетельствование у врача-психиатра проводится после вынесения заключений всеми специалистами медицинской комиссии. Цель – выявить лиц, заведомо негодных к военной службе по факту употребления наркотических средств. Психиатр изучает подготовленные материалы, поступившие из всех источников, личное дело призывника, проводит собеседование. Определяет правильность понимания обследуемым гражданином выполненных испытательных заданий. Ведёт при беседе наблюдение за двигательными функциями и поведенческими реакциям. При необходимости направляет на стационарное обследование. Для фиксации самого факта потребления наркотиков, например (гашиша), достаточно и однократно доказанного лабораторным путём потребления психоактивного вещества – это любое вещество или смесь естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы. Оно приводит к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Данные изменения смогут носить как положительный, так и отрицательный характер. Потребление психоактивного вещества, используемое в медицине для лечения психических заболеваний человека, называются психотропными веществами. Потребление психоактивного вещества, запрещённого гражданину к употреблению, которое вызывает привыкание, часто называют в народе наркотиками.

Если к тому же, имеется факт потребления, установленный и подтверждённый в стационаре, то в армию и флот гражданина не призовут, а комиссия, возможно, вынесет решение по статье 19 «а» – наркологической статье расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе по категории годности Д – не годен к военной службе, с диагнозом – наркомания. F12 – Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиоидов. Блок: F10—F19 – Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивного вещества. Класс 10 – международный классификатор болезней, группа F00—F99 – Психические расстройства и расстройства поведения. На наркологическое наблюдение (учёт при алкоголизме – 1 год, при наркомании – 3 года), как того и требует закон. В случае выставления диагноза – наркомания, гражданина на учёт поставят автоматически. В этом случае ему необходимо будет ежемесячно посещать участкового врача – нарколога и сдавать анализы, чтобы получить шанс быть снятым с наблюдения. А пока, придётся забыть о водительском удостоверении, владении оружием, работе сопряжённой с риском и опасностью и так далее.

Психологическое обследование позволяет оценивать:

– условия воспитания, развития, военно-профессиональной направленности личности;

– морально-волевых качеств, организаторских способностей, особенностей общения, поведения в коллективе;

– уровень образовательной, профессиональной подготовленности;

– уровень познавательных психических процессов личности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Психофизическое обследование позволяет оценивать:

– психологические особенности личности таких черт как, характер, темперамент;

– свойства нервной системы – силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность;

– психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Военнослужащий должен, обладать способностью, работать в коллективе. Умение жить бесконфликтно – это одно из важных требований воинской деятельности, относящееся к любым воинским должностям. Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил, это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни. Проведение такого исследования не только позволяет дифференцировать призывников по их психологическим особенностям, но и доказывает необходимость и важность индивидуального подхода к ним, как при выполнении текущих задач, так и при необходимости решения спорных вопросов и разрешения каких-либо нестандартных ситуаций. Учёт этих особенностей и формирование подразделений с их учётом, является важным фактором, обеспечивающим психологическую комфортность службы, как рядового, так и командного состава. Создавать положительную динамику в сознании призывников и отношения общества к военной службе есть в конечном итоге направление, способствующие более эффективному решению задач, стоящих перед Вооружёнными Силами в целом.

Основным методом психологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование). Оно проводится с использованием психодиагностических тестов. Тестирование проводится, в том числе с использованием технических средств профессионального отбора. Психологическое обследование граждан проводится в целях определения у них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по (ВУС) в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях.

С учётом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные воинские должности, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технические, прочие воинские должности.

Командные воинские должности требуют от человека выработки у себя ряд необходимых качеств и навыков. Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку, обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логично излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Иметь развитые организаторские, познавательные (интеллектуальные) способности. Уметь ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Быть инициативным с хорошим самообладанием, ответственным, требовательным, принципиальным и самостоятельным. Должен знать основы педагогики в вопросах обучения и воспитания.

Операторские воинские должности в зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы – технологи, операторы – диспетчеры, операторы – исследователи и другие. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память, способность к длительной концентрации внимания, умение выделить в информации главное, точность и быстрота зрительного слухового восприятия, хорошая координация движений, эмоциональная устойчивость, точный глазомер, быстрота мышления, умение выделить в информации главное.

Должности связи и наблюдения – связь основное средство управления войсками и оружием. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые смогут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение, точность (сенсорного) слухового восприятия, точность (зрительного) восприятия, устойчивость внимания, развитая оперативная память, правильная дикция и разборчивый почерк, хорошее владение русским языком, подвижность кистей и пальцев рук, развитое чувство ритма, выносливость нервной системы.

Водительские воинские должности должны обладать следующими качествами: умение водить военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке, соблюдать установленные правила дорожного движения, своевременно проводить осмотр, техническое обслуживание, регулировки и ремонт материальной части. Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым, обладать высокой нервно – психической устойчивостью, развитой зрительной и слуховой памятью; подвижностью нервной системы, быстрой реакцией и хорошей координацией движений, умением сохранять работоспособность, нормальным цветоощущением.

Воинские должности специального назначения – это должности десантников, морских пехотинцев, разведчиков, водолазов и другие.

Деятельность военнослужащих специального назначения осуществляется часто в экстремальных условиях. Эти условия связаны с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость. Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества, мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

Технические воинские должности – это поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники. Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их, осуществлять ремонт и настройку механизмов, выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны иметь хорошее образование, знать основы механики, физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, развитым наглядно – действенным мышлением, развитым наглядно – образным мышлением, склонностью к работе с техническими устройствами.

Прочие воинские должности. К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессиональными качествами: смелость, решительность, мужество, самообладание.

Изучение гражданина должно быть завершено до начала очередного призыва, вызову на который этот гражданин подлежит. На основании материалов изучения гражданина в военном комиссариате делается заключение о предварительном предназначении его в определённый вид Вооружённых Сил, род войск, другие войска, воинские формирования и органы, команду, или о необходимости освобождения его, или предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу и выносится на рассмотрение комиссии для принятия решения. При проведении повторных обследований обязательно изучаются архивные данные предыдущих исследований. Если после предшествующего обследования прошло менее года, и в его результатах отсутствовали признаки «группы риска», то гражданина можно не подвергать повторному обследованию, а ограничится собеседованием. До момента призыва молодой человек должен стремиться выбрать профессию на основе своих пожеланий, представлений о своих возможностях, способностях и особенностях характера. По этой причине профессиональный психологический отбор в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека. Он представляет собой серьёзное комплексное обследование. Принцип этичности – один из наиболее важных аспектов профессионального психологического отбора, он вытекает из общепризнанных прав человека. Психолог в военном комиссариате использует полученные сведения только в служебных целях и не допускает разглашения. Заключение о профессиональной пригодности к службе на определённых воинских должностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом подчёркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы отрицательное заключение не рассматривалось как приговор о полной профессиональной непригодности и как общая негативная оценка человека. Вообще проведение профессионального психологического отбора – достаточно деликатный процесс, в ходе которого психологу необходимо создать атмосферу взаимного интереса и открытости.


Методы тестирования

Тестирование в военном комиссариате проводится чаще всего с применением тестов: «S – test» – графический субъективный тест – оценка зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени. «Краткий ориентировочный тест» – оценка общих познавательных способностей. «Опросник воинской профессиональной пригодности – определение общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технические и специального назначения и другие). Анкета «Прогноз» – дополнительное уточнение нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов (возможны и другие тесты).

В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы (сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе). Применяются и более современные тесты, связанные с компьютерными (цифровыми) технологиями.

Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего он убеждается в том, что все задания поняты правильно. Мотивация у граждан должна быть конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать граждан на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен – самопрезентации гражданина. (Самопрезентация – это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ). Возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Референтность – термин происходит от латинского слова (referent – сообщающий). Качество личности, состоящее в его способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека. А также его поведения. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением. Индивидуальное собеседование проводится с каждым гражданином в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами гражданина и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения.

При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профессиональной пригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Эмотивный человек – это «божий одуванчик». Он по-доброму относится ко всему, что его окружает. Он хочет гармонизировать, гуманизировать всё вокруг. Человек не умеет отказывать людям, и окружающие этим пользуются. Часто эмотивный обещает больше, чем может сделать, благодаря неумению говорить – «НЕТ». Из этого вытекает его необязательность, некоторые дела ему просто не под силу выполнить.

Структура беседы с призывником примерно следующая:

– вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения;

– основная часть – получение необходимой для профессионального психологического отбора информации;

– заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности. Самооценка, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье», заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, застенчивостью, тревожностью. У большинства призывников оценка адекватная.

Наблюдение за поведением обследуемого гражданина в процессе проведения профессионального психологического отбора включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей, а также дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения – сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции (реакция нервной системы и сосудов на раздражитель). Например, Вам что-то сказали не очень приятное, но вы сохраняете невозмутимый вид. В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей – молодой человек задаёт вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений. Во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу. Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины смогут проявляться в репликах во время профессионального психологического отбора, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости – изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные. Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.

Оценка общих познавательных способностей

Это наиболее простое звено в процедуре профессионального психологического отбора, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого гражданина. В случае сомнений психолог задаёт дополнительные вопросы на темы оценки общих познавательных способностей. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у граждан встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус»,» корень»; – некоторые обследуемые не читают художественную и научно-популярную литературу, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень. Большинство граждан показывает при обследовании нормальный уровень оценки общих познавательных способностей. Распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые смогут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне оценки общих познавательных способностей, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.

Оценка нервно-психической устойчивости

Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения. Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении профессионального психологического отбора. Диагностика оценки нервно-психической устойчивости – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень нервно-психической устойчивости – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности. При проведении профессионального психологического отбора психолог ориентируется на 4 уровня нервно-психической устойчивости:

– высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью;

– хороший – нервно-психические срывы маловероятны;

– удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях;

– неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.

Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе профессионального психологического отбора, смогут быть плохие взаимоотношения в семье и коллективе. Преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с нервно-психической устойчивостью, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем нервно-психической устойчивости. При диагностике нервно-психической устойчивости правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: – «подавленное настроение» – «обречённый человек»; – пропускается частица «не»; смысл утверждения – «мои руки ловкие» – истолковывается как склонность к воровству.

Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например – «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?». Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны. Конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать общепринятым стандартам. Демонстративность личности и желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у граждан. В тестировании нервно-психической устойчивости предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом нервно-психическая устойчивость большинства молодых людей находится на хорошем уровне.

Оценка военно-профессиональной направленности

Оценка военно-профессиональной направленности предусматривает распределение граждан по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время её прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия профессионального психологического отбора, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с приказами командиров и воинскими уставами. Отдельные призывники, имеющие негативный опыт социализации в семье и в учебных заведениях, либо склонные к ипохондрии – высказывали своё тревожное и негативное отношение к службе – это может затруднить их контакты с сослуживцами во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно – эмоциональные девиации (в социальных науках – девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определённой общественной среде). Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации его в социуме. Как факт – это педагогическая запущенность. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня оценки военно-профессиональной направленности встаёт задача проведения профессионально ориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей гражданина и любая критика в его адрес. Помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».

Особую актуальность профессионально психологический отбор приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи, с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом профессионально психологический отбор не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии и флота, но и для общества в целом.

Краткий ориентировочный тест

Краткий ориентировочный тест используется для измерения интеллектуальных способностей. Его можно использовать только 1 раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомились с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точную оценку своих способностей вы уже не сумеете. Приступайте к своему тестированию только хорошо отдохнувшими и обязательно здоровыми.

Для разминки вам предлагается несколько простых заданий. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

– «Быстрый» является противоположным по смыслу слову 1 – тяжёлый, 2 – упругий, 3 – скорый,4 – лёгкий, 5 – медленный. Правильный ответ: 5;

– Бензин стоит 44 рубля за литр. Сколько (в рублях) стоят 2,5 литра? Правильный ответ: 110;

– Слова минёр и минор по смыслу являются: 1 – сходными, 2 – противоположными,3 – ни сходными, ни противоположными Правильный ответ: 3

– Какие две из приведённых пословиц имеют одинаковый смысл: 1 – первый блин комом, 2 – лиха беда начало,3 – не красна изба углами, красна пирогами 4 – не все коту масленица 5 – старый друг лучше новых двух Правильный ответ: 1,2.

Краткий ориентировочный тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста даётся 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему.

Тестовый материал

– Одиннадцатый месяц года – это: 1) октябрь, 2) май, 3) ноябрь,4) февраль;

– Слово «Суровый» – является противоположным по значению слову: 1) резкий, 2) строгий, 3) мягкий, 4) жёсткий, 5) неподатливый;

– Какое из приведённых ниже слов отлично от других: 1) определённый, 2) сомнительный, 3) уверенный, 4) доверие, 5) верный;

– Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» «новой эры»? 1) да, 2) нет;

– Какое из следующих слов отлично от других: 1) звонить, 2) болтать, 3) слушать, 4) говорить, 5) нет отличающихся слов;

– Слово «безукоризненный» – является противоположным по своему значению слову: 1) незапятнанный, 2) непристойный, 3) неподкупный, 4) невинный, 5) классический;

– Какое из приведённых ниже слов относится к слову «жевать» как «обоняние» к «носу»: 1) сладкий, 2) язык, 3) запах, 4) зубы, 5) чистый;

– Сколько из приведённых ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C., Sharp M.C., Filder E.H. Filder E. №.Co № №or M.G. Co № №er M.G. Woes №er O.W. Woer №er O.W. Soderquist P.E. Soderquist B.E.;

– Слово «Ясный» – является противоположным по смыслу слову: 1) очевидный, 2) явный,3) недвусмысленный, 4) отчетливый,5) тусклый;

– Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?1) 20, 2) 30, 3) 40, 4) 50;

– Слова «стук» и «сток» имеют:1) сходное значение, 2) противоположное, 3) ни сходное, ни противоположное;

– Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

– Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 5296 5296,66986 69686, 834426 834426, 7354256 7354256, 61197172 61197172, 83238224 83238234;

– Слово «Близкий» – является противоположным по значению слову: 1) дружеский, 2) приятельский, 3) чужой, 4) родной, 5) иной;

– Какое число является наименьшим: – для ответа необходимо выбрать номер пункта по перечню 1) 6;2) 0,7; 3) 9;4) 36;5) 0,31; 6) 5.;

– Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова; 1) есть 2) соль3) любовь 4) жизни

– Какая из приведённых ниже пяти фигур наиболее отличена от других?


Сравнение фигур


– Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

– Слова «Восходить» и «возродить» имеют: 1) сходное значение, 2) противоположное, 3) ни сходное, ни противоположное;

– Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет 1, если неправильно – 2. Не то – не другое – 3. Мхом обороты камень набирает заросший;

– Две из приведённых ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их: 1) Держать нос по ветру. 2) Пустой мешок ничего не стоит. 3) Трое докторов не лучше одного. 4) Не все – то золото, что блестит. 5) У семи нянек дитя без глаза;

– Какое число должно стоять вместо знака»?» 73, 66, 59, 52, 45, 38,?

– Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне, 2) марте, 3) мае, 4) ноябре;

– Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределённо. A. Все передовые люди – члены партии «Единая Россия». Б. Все передовые люди занимают крупные посты. B. Некоторые члены партии занимают крупные посты;

– Поезд проходит 75сантиметров за 1/4 секунды. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в х) он пройдёт за 5 секунд?


– Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределённо. A. – Боре столько же лет, сколько Маше. Б. – Маша моложе Жени. B. – Боря моложе Жени;

– Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 копеек? Ответ: 1) 1; 2) 2; 3) 3.

– Расстилать и растянуть. Эти слова: 1) схожи по смыслу, 2) противоположны, 3) ни схожи, ни противоположны;

– Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат. Ответом будет отрезок, обозначенный двумя цифрами;


Разделение геометрической фигуры


– Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределённо. A. Боря старше Маши. Б. Маша моложе Жени. B. Боря моложе Жени;

– Автомобиль Рено-Логан 1,6л. стоимостью 600000 рублей, был уценён во время сезонной распродажи на 30%. Сколько стал стоить автомобиль во время распродажи? 1) 240000 рублей, 2) 280000 рублей, 3) 300000 рублей.


– Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:


Соединение геометрических фигур


– На платье требуется 2,1 метр квадратный ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 метров квадратных?

– Значения следующих двух предложений:

– 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны

– A. Трое докторов не лучше одного.

– Б. Чем больше докторов, тем больше болезней;

– Увеличивать и расширять. Эти слова:

– 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны;

– смысл двух английских пословиц:

– 1) схож, 2) противоположен, 3) ни схож, ни противоположен.

– A. Швартоваться лучше двумя якорями.

– Б. Не клади все яйца в одну корзину;

– Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся ещё до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

– Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:

– 1) схожи, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны;

– Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 копеек?

– Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6;

– Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:

– 1) сходными, 2) противоположными, 3) ни сходными. ни противоположными;

– Сколько соток составляет участок 70 м. на 20 м.?

– Следующие две фразы по значению:

– 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны

– А. Хорошие вещи дёшевы, плохие дороги,

– Б. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью;

– Солдат, стреляя в цель, поразил её в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить её сто раз?

– Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?

– 1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

– Три партнёра по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получил бы Т. в случае разделения прибыли пропорционально вкладам?

– Какие две из приведённых ниже пословиц имеют сходный смысл:

– 1) Куй железо, пока горячо, 2) Один в поле не воин, 3) Лес рубят, цепки летят, 4) Не все то золото, что блестит, 5) Не по виду суди, а по делам гляди?

– Значение следующих фраз: 1) сходно, 2) противоположно, 3) ни сходно, ни противоположно.

– A. Лес рубят щепки летят.

– Б. Большое дело не бывает без потерь;

– Какая из этих фигур наиболее отлична от других?


Различить фигуры


– В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего1200 слов. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Правильные ответы к тесту:




Обработка результатов и их интерпретация:

В таблице даны правильные ответы на все задания. За каждое совпадение вашего ответа с правильным ответом – начисляйте себе один балл. Подсчитайте сумму ваших правильных ответов. Чем выше вы получили оценку по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности. Если полученная оценка составляет 24 балла и более, то уровень ваших интеллектуальных способностей позволяет Вам хоть сейчас приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень Вашего интеллектуального развития достаточен для того, чтобы Вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого класса. Менее 16 баллов низкая оценка. Низкий результат может быть недостаточно надёжным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкции. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности, к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью других методов, может дать достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Или недостаточно высокая оценка по данному тесту говорит о том, что вы будете испытывать определённые затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса.

Опросник – «Установки на военную службу»

Опросник теста для диагностики социальных установок на военную службу граждан включает в себя две шкалы: отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Кроме того, имеется суммарная шкала, предназначенная для определения отношения к военной службе в целом (по призыву и по контракту). Методика применяется в целях:

– определения личного отношения к службе в Вооружённых Силах при индивидуальном консультировании;

– профориентации, профессионального отбора (для обучения в военных вузах, прохождения службы по контракту);

– массовых обследований приписного контингента;

– оценки влияния средств массовой информации;

– эффективности рекламы военной службы, в том числе печатной продукции.

Область применения Опросника – диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса в средних учебных организациях. Оценка призывного контингента в военкоматах в период постановки на воинский учёт и призыве на военную службу. В воинских частях в период встречи и распределения военнослужащих, призванных на военную службу по призыву. Оценка качества приписных и мобилизационных ресурсов в муниципальных образованиях и регионах России. По результатам оценки возможна коррекция информационной политики, стратегии и тактики рекламы военной службы, книгопечатной продукции, научных исследований.

Вопросник предлагает высказать своё мнение об отношении молодёжи к военной службе. В каждом вопросе выбрать наиболее подходящий вариант ответа и поставить в соответствующем квадрате отметку. Если ни один ответ не отражает полностью Ваше мнение, отметьте наиболее подходящий из имеющихся в перечне вариантов. При заполнении, пожалуйста, не пропускайте вопросы.

1. Большинство молодых людей:

– с удовольствием пошли бы служить по призыву;

– большого желания служить не испытывают, но пошли бы служить с некоторым интересом;

– испытывают нежелание служить, но пошли бы, потому что этого не избежать;

– испытывают большое нежелание служить и будут стараться найти возможность избежать службы;

– имеют такое нежелание служить, что готовы пойти на любые меры, лишь бы не служить.

2. Хотели бы Вы, чтобы среди Ваших друзей были военнослужащие контрактники?

– да, мне было бы очень интересно общаться с ними;

– наверное было бы интересно;

– мне безразлично;

– сомневаюсь, что смог бы найти с ними общий язык;

– я бы всячески избегал таких знакомств.

3. Если бы завтра потребовалось защищать Родину с оружием в руках:

– на защиту страны поднялся бы весь народ;

– многие из тех, кого я знаю, стали бы защищать Родину в случае необходимости;

– лишь часть населения считало бы защиту страны своим долгом;

– большинство людей подумали бы: «воевать – дело профессиональных военных, каждый должен заниматься только своим делом»;

– ни кто не стал бы рисковать своей жизнью.

4. Если бы Ваш друг, проходящий службу по призыву, самовольно оставил часть (дезертировал) и обратился к Вам за помощью, то Вы:

– всячески старался бы убедить его немедленно вернуться, чтобы избежать суда и морального осуждения родных и знакомых;

– посоветовал бы вернуться, так как не знаю другого выхода в данной ситуации;

– предложил бы ему не спешить, что-либо предпринимать, а спокойно обдумать, что делать дальше;

– как друг помог бы ему избежать возвращения в часть, однако предупредил бы его, что это не самый лучший выход;

– сделал бы все возможное для того, чтобы другу больше не пришлось служить или нести ответственность за уклонение от военной службы.

5. Большинство молодых людей уверены, что служба по призыву:

– абсолютно бессмысленна для общества и вредна для человека;

– делает человеку больше вреда, чем пользы;

– служба ничего не даёт человеку, но общественно необходима;

– помогает приобрести полезные качества и умения, несмотря на негативные явления в армии;

– служба это общественная необходимость, к тому же только за время службы в армии можно приобрести качества настоящего мужчины.

6. Если бы кто-либо из ваших знакомых решил поступить на военную службу по контракту, то Ты:

– без сомнения одобрил бы этот выбор;

– поинтересовался бы мотивами его поступления на венную службу, каковы условия службы и размер денежного довольствия;

– посчитал бы это странным поступком;

– подсказал бы ему, что есть возможность выбрать и другую профессию;

– всячески бы отговаривал его от этого.

7. Те безобразия в армии, о которых рассказывают газеты и телевидение:

– безобразия сильно преувеличены и часто просто являются придуманными;

– безобразия слегка преувеличены из-за эмоций журналистов;

– соответствуют действительности

– это правда, но становятся известными не все преступления;

– это лишь малая часть того кошмара, что твориться на самом деле.

8. Среди призывников есть люди, которые отказываются служить, ссылаясь на моральные или религиозные убеждения:

– так должен поступать каждый культурный и образованный человек;

– такие люди встречаются часто и делают это так, как действительно не смогут брать в руки оружие;

– действительно, есть люди, имеющие сильные убеждения, несовместимые с военной службой

– многие вспоминают о своих убеждениях, потому, что не хотят служить;

– абсолютное большинство таких людей являются обманщиками и придумывают эти «убеждения» чтобы уклониться от обязательной военной службы.

9. Если Правительство улучшит условия военной службы по призыву то:

– большинство молодых людей, с желанием пойдёт служить в армию;

Конец ознакомительного фрагмента.