Вы здесь

В помощь призывнику. Конкретно и наглядно. Глава 3 (С. К. Рукавицын)

Глава 3

Армия и религия

Некоторые люди современного мира решили для себя, что религия не нужна, что наука заменит или уже заменила её. А между тем, как прежде, так и теперь, без религии никогда не жило и не может жить ни одно человеческое общество, ни один человек разумный (на латыни – Homo-sapiens) и можно утверждать: «Человек разумный потому, что неразумный человек, так же как и животное, может жить и без религии». А не может жить без религии человек разумный потому, что только религия даёт человеку разумному необходимое ему руководство в том, что ему надо делать и что надо делать в первую очередь и что после, а чего делать нельзя. Человек разумный не может жить без религии именно потому, что разум составляет свойство его природы. Всякое животное руководится в своих поступках, кроме тех, к которым его влечёт прямая потребность удовлетворения своих желаний, соображением о ближайших последствиях своего поступка. Сообразив эти последствия посредством тех средств познавания, которыми оно владеет, животное согласует с этими последствиями свои поступки и всегда без колебаний поступает одним и тем же образом, соответственно этим соображениям.

Так, например, – белка собирает орешки и приносит их в дупло, потому что зимой ей понадобится собранный ею корм для себя и деток. Дальше этих соображений она ничего не знает и не может знать; так же поступает и птица, свивающая гнездо или перелетающая с севера на юг и обратно. Так же поступает и всякое животное, совершающее поступок, не вытекающий из прямой, сиюминутной потребности, но обусловленный соображениями об ожидаемых последствиях. Но не то с человеком. Разница между человеком и животным в том, что познавательные способности животного ограничиваются тем, что мы называем инстинктом, тогда как основная познавательная способность человека – разум. Белка, собирающая корм, не может иметь никаких сомнений о том, хорошо ли это собирать его. Но человек, собирая пшеницу или плоды, не может не думать о том что, не уничтожает ли он на будущее время произрастания хлеба или плодов? Не может не думать о том, что будет из тех детей, которых он обучает и кормит? Самые важные вопросы поведения в жизни не смогут человеком разумным быть решены окончательно именно по обилию последствий, которых он не может не предвидеть. Всякий человек, если не знает, то чувствует на уровне подсознания, что в самых важных вопросах жизни ему нельзя руководствоваться ни личными побуждениями чувств, ни соображениями о ближайших последствиях своей деятельности. В последствиях этих действий он видит слишком много различных и часто противоречивых, таких действий, которые так же вероятно смогут быть хорошими или плохими как для него, так и для других людей. Все самые важные вопросы жизни не смогут быть решены человеком по соображению с их ближайшими отношениями и последствиями. Разумный человек не может удовлетвориться теми соображениями, которые руководят поступками животных. Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днём. Он может рассматривать себя как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже должен рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время, потому что к этому неудержимо влечёт его разум.

И потому человек разумный должен был сделать и всегда делал по отношению к бесконечно малым жизненным явлениям, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием. Устанавливая, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, своё отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. И такое установление отношения человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках, и есть то, что называлось и называется религией. И потому религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества.

Религия для армии – это не только система взаимоотношений между армией и религиозными организациями, являющаяся специфической частью государственно-церковных отношений. Религиозность армии корнями уходит вглубь веков. От начала XVIII века до 1917 года духовным стержнем Русской армии составляли положения «Самодержавие. Православие. Народность», «За веру, царя и Отечество».

Глубокие перемены, которые в последние годы произошли и происходят в жизни российского государства, с одной стороны, и в религиозной сфере жизни общества с другой, не могли не сказаться и сказались на взаимодействии этих двух институтов. Динамика и тенденции развития религиозной ситуации в военных ведомствах России в целом соответствуют развитию религиозной ситуации в стране. Отмечается рост числа верующих среди всех категорий военнослужащих. Они всё чаще участвуют в богослужениях, все активнее заявляют о своих правах. Данные социологических исследований, которые были проведены сотрудниками Министерства обороны Российской Федерации в 1996, показали, что число военнослужащих, считающих себя верующими людьми, составляет 33% опрошенных. Для сравнения: в 1991 эта категория не превышала 25%. По вероисповеданиям они разделялись следующим образом: 79% православные, около 9% мусульмане, около 2,5% буддисты, около 1,5% протестанты, около 0,5% католики. Остальные исповедуют другие религиозные убеждения. Данные тех же социологических исследований показывали, что число глубоко верующих среди военнослужащих не превышали 8%. Перечень религиозных организаций, с которыми армия развивает свои взаимоотношения, и степень глубины этих взаимоотношений определяются многими факторами. К числу факторов, прежде всего, следует отнести историко-культурные особенности России и общую государственно-церковную политику. Наиболее быстро и широко развивается процесс взаимодействия военных ведомств с Русской Православной церковью. Началом явилось подписание 2 марта 1994 министром Обороны Российской Федерации и Патриархом Московским и всея Руси Совместного заявления. В войска стала свободно поступать литература, издаваемая Московской Патриархией, священнослужители чаще стали встречаться с православными воинами. Стали открываться курсы для военнослужащих по изучению истории и вероучения православия. Важной вехой на пути дальнейшего развития процесса сотрудничества между Вооружёнными Силами России и Русской Православной церковью стала их совместная Всероссийская конференция – «Православие и Российская армия», проведённая 25—27 октября 1994 в Москве. На уровне военных округов и отдельных войсковых соединений Министерство обороны России имеет соглашения о сотрудничестве с мусульманскими и буддийскими религиозными организациями. Новый этап в развитии взаимоотношений армии и религиозными организациями потребовал определённых взаимных организационно-штатных мероприятий. В структуру военных ведомств были введены должности офицеров по связям с религиозными объединениями. В свою очередь, организационные шаги предприняли и религиозные организации. Наиболее далеко в этом отношении пошла Русская Православная церковь. 16 июля 1995 решением Священного Синода Русской Православной церкви при Московском Патриархате был образован Отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями. Русская православная старообрядческая церковь и Духовное управление мусульман Центрально Европейского региона России назначили для взаимодействия с военными ведомствами специальных уполномоченных.

Процесс взаимодействия Вооружённых Сил Российской Федерации и религиозными организациями строится в настоящее время на законодательной базе. Это статья 8 Глава 2 Права и Свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей Федерального Закона «О статусе военнослужащих». Статья 8 посвящена Свободе совести и вероисповедания, в которой говорится:

– Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица;

– Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;

– Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально;

– Государство не несёт обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов;

– Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части смогут отправляться по просьбе военнослужащих за счёт их собственных средств, с разрешения командира.

В 2002 году был принят Федеральный закон от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». В настоящее время закон действует в редакции от 28.12.2016 года. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (конституционного права) на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Формы сотрудничества армии и религиозными организациями постепенно расширяются. На сегодняшний день практика взаимодействия этих двух субъектов включает в себя проведение совместных конференций и семинаров, на которых обсуждаются те или иные аспекты развития взаимоотношений между армией и церковью, изучение курсантами и слушателями военных учебных заведений курса религиоведения. Участие священнослужителей по просьбе военнослужащих в воинских ритуалах, участие военнослужащих в восстановлении разрушенных храмов. Верующие военнослужащие в свободное от службы время участвуют в богослужениях, учатся в религиозных учебных заведениях. В свою очередь, молодые люди, решившие стать священнослужителями, проходят воинскую службу на альтернативной основе. Рост религиозных настроений нашёл своё отражение в создании общественных организаций (движений, братств) верующих военнослужащих. По данным исследования социологического центра Вооружённых Сил, проведённых и подсчитанных 27.10.2010 года – более 70% военнослужащих армии и флота называют себя верующими. Из них около 80% исповедают Православие, около 13% – ислам, около 3% относят себя к буддистам, 4% – к адептам иных религий. В настоящее время уже около двух тысяч священнослужителей Русской православной церкви проводят пастырскую работу в воинских частях армии и флота. На территории частей Министерства обороны сейчас действуют 530 храмов.

Источник: ИНТЕРФАКС – Религия.

Управление по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации сформировано в 2010 году в составе Главного управления по работе с личным составом, во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении института военного духовенства.

13 февраля 2014 года приказом Министра обороны Российской Федерации Суровцев Александр Иванович назначен начальником управления по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации. В структуру органов по работе с верующими военнослужащими также входят отделения по работе с верующими военнослужащими управлений по работе с личным составом военных округов, помощники командиров (начальников) соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Основные задачи органов по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации:

– Создание условий для реализации военнослужащими Вооружённых Сил конституционного права на свободу вероисповедания с учётом особенностей военной службы;

– Организация духовно-просветительской работы с верующими военнослужащими;

– Участие в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих на основе духовных ценностей традиционных религий России.

Утверждено

Министром обороны

Российской Федерации

24 января 2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

по организации работы с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.

Участие военнослужащих в религиозных обрядах, церемониях является добровольным.

Командир (начальник) воинской части (учреждения) не вправе принуждать военнослужащих к обязательному участию в религиозных обрядах, церемониях.

2. В своей деятельности органы военного управления и должностные лица по работе с верующими военнослужащими руководствуются законодательством Российской Федерации.

3. Взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих военнослужащих.

II. Структура органов по работе с верующими военнослужащими

4. В Вооружённых Силах Российской Федерации создаются органы по работе с верующими военнослужащими в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.

5. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.

6. Органы по работе с верующими военнослужащими смогут издавать документы по вопросам своей деятельности по согласованию их в обязательном порядке с Главным управлением воспитательной работы Вооружённых Сил.

7. Руководитель органа по работе с верующими военнослужащими по согласованию с Главным управлением воспитательной работы Вооружённых Сил представляет для утверждения Министру обороны Российской Федерации предложения по кадровому составу органов по работе с верующими военнослужащими, исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

Указанные предложения должны быть согласованы с соответствующим религиозным объединением.

8. Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации.

III. Общие требования, предъявляемые к должностным лицам

по работе с верующими военнослужащими

9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.

10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:

должен быть гражданином Российской Федерации;

не иметь двойного гражданства;

не иметь судимости;

иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;

иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;

иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

IV. Основные задачи должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооружённых Сил;

организация и проведение духовно-просветительской работы;

участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.

14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.

V. Основные функции должностных лиц

по работе с верующими военнослужащими

15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;

участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;

содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительской работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;

участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.

16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

VI. Организация деятельности должностных лиц

по работе с верующими военнослужащими

17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.

19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учёбы войск (сил).

Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).

20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.

21. Обеспечение религиозной утварью, другими культовыми предметами для осуществления деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими на командира (начальника) воинской части (учреждения) не возлагается.