Глава 2
Правовая основа воинской обязанности и службы
Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации. Ответственность любого гражданина по защите Отечества возникает в соответствии статьи №59 Конституции, в которой говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Такая обязанность в полном объёме в соответствии статьи 60 наступает с 18 лет. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (в редакции от 01.07.2017) (далее именуется Федеральный закон «О статусе военнослужащих»). Другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих. Международные договоры Российской Федерации.
Гражданин несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. А также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. Если убеждениям гражданина или вероисповеданию противоречит несение военной службы, он имеет право на замену её альтернативной гражданской службой в соответствии Федерального закона от 25июля2002 года №113 (в редакции от 28.12.2016) «Об альтернативной гражданской службе», (далее именуется Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»).
Основными задачами правового регулирования отношений в области воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих являются:
– обеспечение и защита конституционных прав граждан в период прохождения военной службы;
– создание правовых, экономических и финансовых условий для функционирования и информационного развития граждан в области воинской обязанности и военной службы;
– создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере воинской обязанности и военной службы;
– определение правового положения участников отношений в сфере воинской обязанности и военной службы;
– разграничение полномочий в сфере воинской обязанности и военной службы между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации по вооружённой защите Отечества. Военная служба в России всегда считалась и считается почётной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооружённых Силах предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, боевую повседневную подготовку. Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооружённой защите или вооружённая защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Военная служба имеет ряд существенных отличий от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.
Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым военнослужащим военной присяги. Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей. Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.
В соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил одним из принципов строительства Вооружённых Сил является единоначалие. Оно заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать приказы в соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение командиру и неисполнение его приказа является воинским преступлением. По своему служебному положению одни военнослужащие по отношению к другим смогут быть начальниками и подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Начальник имеет право отдавать подчинённому приказы и требовать их выполнения. Подчинённые обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника и только после их исполнения имеют право обсуждать их. Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.
Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, способы ведения боевых действий и принципы использования войск регламентируются уставами, которые подразделяются на уставы боевые и общевоинские.
Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооружённых Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приёмов и движения без оружия и с оружием. К общевоинским уставам относятся:
– Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации;
– Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации;
– Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации;
– Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации;
– Боевые уставы Вооружённых Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн и уровня технического оснащения. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.
Воинская обязанность граждан в соответствии статьи 1.Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:
– воинский учёт;
– обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– призыв на военную службу;
– прохождение военной службы по призыву;
– пребывание в запасе;
– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Далее в книге будут рассмотрены первые три пункта Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – воинский учёт, обязательная и добровольная подготовка к военной службе, призыв на военную службу.
Гражданин должен пройти эти этапы перед прохождением военной службы по призыву. Военнослужащий во время службы и по завершению её самостоятельно или с помощью своих новых командиров разберётся, как ему строить свою дальнейшую жизнь. Он может уволиться, остаться по контракту или поступить в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее именуется – высшее военно-учебное заведение), которое является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования и стать офицером.