I. Путь. Выбор. Дорога. Судьба. Жизненный ориентир
Путь. Раскольников. Мелехов. (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, честную или преступную… Иногда этот путь бывает тупиковым, ошибочным, но в человеческих силах подняться над собой, исправить свои промахи, искупить свою вину пред людьми и обществом, но прежде всего перед собой.
Родион Раскольников – герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – мучительно искал рецепт всеобщего счастья для человечества. Печальным итогом его размышлений становится бесчеловечная теория «крови по совести» – ради достижения блага людей можно совершить преступление и дальнейшей честной жизнью искупить эту вину. Для проверки этой теории Раскольников совершает кровавое преступление: убивает злобную старуху-процентщицу и ее кроткую, безобидную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей и жертвой. Так начинается крестный путь душевных страданий и мук Родиона Раскольникова.
После этого двойного убийства несостоявшийся Наполеон, проверявший, тварь ли он дрожащая или право имеет, с ужасом осознает образовавшуюся пропасть между собой и остальным миром: матерью, сестрой, другом. И только Сонечке Мармеладовой, такой же «преступившей» через законы Божеские и человеческие, как и он сам, Раскольников покаянно признается: «Я не старуху убил, я себя убил». Теперь перед ним стоит выбор дальнейшего пути: отчуждение, изоляция, быть может, безумие или раскаяние, покаяние и искупление. Под влиянием Сони, он выбирает покаяние, но даже на каторге Раскольников не сразу поймет весь ужас своего преступления. Но заря новой жизни уже осветила эти сердца, возродила в них надежду на будущее. Теперь им предстоит вместе пройти путь очищения от скверны прежней жизни, путь любви, добра и милосердия. Но это уже иная история – утверждает автор.
Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов тоже долго и мучительно будет искать свою правду жизни, свой правильный путь. Он мечется от белых к красным, от красных к мятежникам, проливая свою и чужую кровь, неся смерть и разрушения. А голос совести упорно твердит ему о неправильности, ошибочности такого пути. «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый».
Разрушен прежний уклад жизни, гибнут близкие люди, погибает Аксинья – самый дорогой для него человек. Поиски воли, правды жизни оборачиваются долгой чередой бессмысленных метаний. Осознав губительность войны, подведя страшный итог свой жизни, Григорий отказывается от насилия, выбрасывает винтовку, возвращается к родному разоренному очагу. Его жизненный путь был полон трагических заблуждений, кровавых ошибок и преступлений. Он сделал свой выбор, хотя впереди его, несомненно, ждут новые испытания и страдания.
Вопреки случайностям и превратностям судьбы, вопреки обстоятельствам человек выбирает свой путь и идет по нему, совершая ошибки и исправляя их, но сохраняя в душе самые главные нравственные ориентиры: стремление к добру, правде, справедливости, чести. Жизненный путь выбирает только сам человек!
Путь. Гринев. Тарас Бульба и его сыновья. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, преступную или честную… На что влияет на этот выбор? Какой дорогой идти, какие нравственные ориентиры ставить перед собой – эти темы звучат во многих произведениях русских писателей.
А. С. Пушкин взял эпиграфом к повести «Капитанская дочка» русскую пословицу «Береги честь смолоду». Уже в ранней юности пришлось сделать нелегкий выбор герою повести. Дворянский сын Петр Гринев жил «недорослем», гоняя голубей и мечтая о петербургской жизни офицера гвардии. Но решение отца было твердым: пусть потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат… Беззаботная юность сменилась службой в далеком глухом гарнизоне, пришла любовь, нагрянули трагические события пугачевского бунта… Наступила пора серьезных нравственных испытаний для молодого офицера. Но даже под угрозой смерти Гринев не может переступить через данное им слово, отречься от воинской присяги, поступить бесчестно. Данная Родине и государыне присяга священна и нерушима для Петра Гринева, в то время как Швабрин легко, без душевных терзаний совершает предательство для спасения собственной жизни и переходит на сторону бунтовщиков.
Позже на допросах, несправедливо обвиненный в предательстве, Гринев не станет упоминать Машу Миронову, чтобы бесчестье и молва не коснулись ее доброго имени. Тяжелейшие испытания не сломили, а закалили юную душу Гринева. Он выбрал для себя путь любви, достоинства и чести. Предводитель бунтовщиков Емельян Пугачев тоже выбрал свой путь, о котором он поведал Гриневу в виде старинной сказки: лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет питаться падалью. Но такой выбор приводит его на плаху, которая стала расплатой за «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». А для Гринева, по его признанию, лить кровь и означает питаться падалью. У каждого героя свой путь, свое понимание предназначения в жизни.
В замечательной повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ее герои тоже выбирают свой путь. Страшное предательство совершает младший сын Тараса Андрий. Из-за любви к прекрасной полячке он переходит на сторону ляхов, забыв отца, брата, товарищей, Отчизну. Для Тараса нет ничего страшнее предательства, чувство справедливости берет в его душе верх над отцовскими чувствами. И Тарас собственными руками казнит сына-предателя. Старший сын Остап, попав в плен к полякам, выносит жесточайшие муки и пытки, но остается верен Родине и казацкому товариществу. Для него невозможен путь предательства и измены. Сам Тарас, даже сгорая на костре, не думает о себе, забывает о своих мучениях и пытается помочь казакам выбраться из западни. Он погибает мучительной смертью, но остается верен своим нравственным идеалам.
Нет на земле единого всеобщего «рецепта» выбора правильного жизненного пути. Окончательное решение всегда остается за человеком. В его воле выбрать путь позорного бесчестья или славы и достоинства. На решение человека влияют его внутренние нравственные устои, моральные принципы и убеждения.
Путь. Данко и Ларра. Сотников и Рыбак. (М. Горький «Старуха Изергиль», Василь Быков «Сотников»)
Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – легкую или трудную, честную или преступную, счастливую или трагическую, … Иногда этот путь бывает тупиковым, ошибочным, но в человеческих силах подняться над собой, исправить свои промахи, искупить свою вину пред людьми и обществом, но прежде всего перед собой.
Герои рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» решают, как им прожить жизнь: сгореть и осветить путь другим людям или жить только для себя, своего удовольствия. «Что же тут судьба? Каждый сам себе судьба!» – замечает мудрая старуха. Герой одной легенды Данко стремится вывести людей из темного и мрачного леса, подарить им свободу и солнце, но для этого ему приходится пожертвовать своей жизнью. «Что сделаю я для людей?» – громче грома крикнул Данко». Вырвав сердце из своей груди и ярко осветив дорогу людям, Данко выбирает путь самоотречения и самопожертвования. И пусть осторожный человек после выхода из леса наступил на его искрящееся сердце и погасил его, подвиг Данко остался в памяти людей.
Герой другой легенды Ларра, жестокий и самовлюбленный сын орла и земной женщины, выбирает путь одиночества и изгнания. Он обречен вечно скитаться один в степи, превратившись в холодный синий туман. Такое наказание вынесли ему старейшины племени после жестокого и бессмысленного убийства им безвинной девушки. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».
Герои повести В. Быкова «Сотников» – партизаны Рыбак и Сотников – решают для себя сложнейшую нравственную задачу: смерть или жизнь ценой предательства. Сильный, уверенный в себе Рыбак и физически слабый, интеллигентный, рефлексирующий Сотников… Именно он, больной и кашляющий, станет невольной причиной их ареста и плена. Именно он на пути к виселице берет всю вину на себя, пытаясь спасти невинных людей от смерти. А Рыбак хочет выжить любой ценой, тянет время, запутывает следователя, но, в конце концов, соглашается стать полицаем и участвует в казни.
Быков пытается разобраться в поведении своих героев, ищет истоки их поступков, с которых начался путь одного – к измене, а другого – к вечности. Писатель показывает незначительные, на первый взгляд, поступки и слова, которые постепенно складываются в законченные образы абсолютно антагонистичных по духу людей, сделавших свой моральный выбор. После казни Сотникова, шагая в одном строю с полицаями, Рыбак мысленно пытается оправдаться перед самим собой, обвиняя во всем Сотникова. Предателю не дано повторить даже покаянный поступок библейского Иуды – повеситься. Слабодушие, животный страх смерти, вечная ненависть окружающих – такова отныне его судьба.
Нет на земле единого всеобщего «рецепта» выбора правильного жизненного пути. Окончательное решение всегда остается за человеком. В его воле выбрать путь позорного бесчестья или славы и достоинства. На решение человека влияют его внутренние нравственные устои, моральные принципы и убеждения.
Путь. Чичиков и Ионыч (Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. П. Чехов «Ионыч»)
Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, честную или преступную… Иногда этот путь бывает тупиковым, ошибочным, но в человеческих силах подняться над собой, исправить свои промахи, искупить свою вину пред людьми и общество, но прежде всего перед собой. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русских писателей.
Герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков – человек неглупый, способный, получивший неплохое образование. Но уже с детских лет жажда наживы поселилась в его душе. Желание разбогатеть бросает его от одной авантюры к другой, от аферы к афере, сталкивает его с самыми разными людьми, в образах которых, как в кривом зеркале, отражаются отвратительные черты, свойственные и самому Чичикову: лень, торгашество, жадность. И наконец, автор сталкивает лицом лицу Чичикова и «прореху на человечестве» Плюшкина, как бы предрекая своему бесчестному и корыстному герою его будущее.
Ведь и Плюшкин не сразу потерял человеческий облик, был он прежде заботливым хозяином огромных богатств, был счастлив в делах и в семье. Но непомерная жадность медленно и верно съедала его душу, уничтожала в нем все человеческое. Она иссушила в нем все чувства, оставив лишь безумное и бессмысленное стремление к накопительству. Он потерял семейные привязанности, превратив себя в подобие человека, кучу ненужного тряпья. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» Герои произведения Н. В. Гоголя нравственно деградировали и превратились в мертвые души, которым уже не воскреснуть.
Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» – доктор Старцев – поначалу выбирает путь служения людям: он врач в провинциальном городке. Но проходит год за годом, и душевная лень и черствость овладевают им. О прежней влюбленности он уже и не вспоминает, да и о благородном и высоком предназначении тоже забыто. Вместо страдающих живых людей Старцев видит перед собой лишь горы смятых купюр – свои постоянно растущие гонорары. Самое большое счастье для него теперь пересчитывать «мятые бумажки» и покупать доходные дома. Так жажда наживы вытравила в человеке человеческое, превратила его в толстого, бесчувственного языческого бога. Потеря личности завершается потерей имени: доктор Дмитрий Старцев превращается в безликого идола Ионыча.
И Чичиков, и Плюшкин, и Ионыч-Старцев имели в молодости прекрасные задатки, но выбрали для себя губительный путь наживы, забыв о человечности, добре и порядочности. Ложно выбранная цель существования, ошибка на жизненном пути привели их к полной моральной деградации. Нет на земле единого всеобщего «рецепта» выбора правильного жизненного пути. Окончательное решение всегда остается за человеком. В его воле выбрать путь позорного бесчестья или славы и достоинства. На решение человека влияют его внутренние нравственные устои, моральные принципы и убеждения.
Путь. Гринев и Андрей Соколов (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М. А. Шолохов «Судьба человека»)
Жизненный путь… Дорога жизни… Судьба человека… Эти понятия, на мой взгляд, теснейшим образом связаны между собой. Человек выбирает свой путь в жизни, определяя тем самым свою судьбу – счастливую или трагическую, легкую или трудную, преступную или честную… На что влияет на этот выбор? Какой дорогой идти, какие нравственные ориентиры ставить перед собой – эти темы звучат во многих произведениях русских писателей.
А. С. Пушкин взял эпиграфом к повести «Капитанская дочка» русскую пословицу «Береги честь смолоду». Уже в ранней юности пришлось сделать нелегкий выбор герою повести. Дворянский сын Петр Гринев жил «недорослем», гоняя голубей и мечтая о петербургской жизни офицера гвардии. Но решение отца было твердым: пусть потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат… Беззаботная юность сменилась службой в далеком глухом гарнизоне, пришла любовь, нагрянули трагические события пугачевского бунта… Наступила пора серьезных нравственных испытаний для молодого офицера. Но даже под угрозой смерти Гринев не может переступить через данное им слово, отречься от воинской присяги, поступить бесчестно. Данная Родине и государыне присяга священна и нерушима для Петра Гринева, в то время как Швабрин легко, без душевных терзаний совершает предательство для спасения собственной жизни и переходит на сторону бунтовщиков.
Позже на допросах, несправедливо обвиненный в предательстве, Гринев не станет упоминать Машу Миронову, чтобы бесчестье и молва не коснулись ее доброго имени. Тяжелейшие испытания не сломили, а закалили юную душу Гринева. Он выбрал для себя путь любви, достоинства и чести. Предводитель бунтовщиков Емельян Пугачев тоже выбрал свой путь, о котором он поведал Гриневу в виде старинной сказки: лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет питаться падалью. Но такой выбор приводит его на плаху, которая стала расплатой за «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». А для Гринева, по его признанию, лить кровь и означает питаться падалью. У каждого героя свой путь, свое понимание предназначения в жизни.
Идут столетия, а человек остается человеком и выбирает свою дорогу в жизни. Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», вместе со всей страной пройдет путь жестоких испытаний, боли, потери близких людей, но не потеряет своего человеческого достоинства и чести. Ранение, плен – так страшно сложилась его судьба… Но и в нечеловеческих условиях концлагеря для военнопленных, где он перенес физические и моральные муки, Соколов сохранил лучшие человеческие качества: честность, верность солдатской присяге, стойкость. Даже начальник концлагеря был поражен силой духа и выдержкой Андрея Соколова перед угрозой смерти. Его «щедрый» подарок за храбрость – буханку хлеба и кусок сала – Соколов поровну справедливо делит на весь огромный барак.
Трудный жизненный путь в послевоенные годы привел потерявшего жену и детей Соколова к встрече с мальчиком-сиротой Ваней. Две осиротевшие души находят друг друга, чтобы согреться взаимной любовью, теплотой сердец. Путь, который прошел Андрей Соколов, мог ожесточить его, озлобить, заставить затаить зло на неудавшуюся судьбу, но этого не случилось. В его душе живут любовь и сострадание, которые свяжут его дальнейшую жизнь с жизнью ребенка, потерявшего родителей в огне войны. Человек высоких нравственных качеств не сломился под ударами судьбы, а стал сильнее, выше и благороднее.
Нет на земле единого всеобщего «рецепта» выбора правильного жизненного пути. Окончательное решение всегда остается за человеком. В его воле выбрать путь позорного бесчестья или славы и достоинства. На решение человека влияют его внутренние нравственные устои, моральные принципы и убеждения.