Вы здесь

В поиске поиска. Карта не территория (В. В. Камедин, 2018)

Карта не территория

…вчера видел на просторах интернета одно любопытное рассуждение, а сегодня, к сожалению, не нашел его. Впрочем, этакие рассуждения сейчас часты и мало чем друг от друга отличаются. Сейчас попробую воспроизвести его, и хотя будет не дословно, позволю себе заключить рассуждения в кавычки. «Люди страдают , что не могут выйти из многих заблуждений. Они забывают или не знают, что мир, в котором мы живем может быть вовсе не таким, то есть существуют некие ментальные (умственные) карты, содержащие только наши знания о мире. Чаще эти карты содержат те знания и ценности, которые препятствуют нашему личному счастью. И не знают о том, что карты эти можно менять, ведь нет правильных или неправильных карт, есть те, которые нам сейчас не дают добиться успеха. Секрет в том, что человек вправе менять и выбирать любую карту видения мира…» Ну и всё в этом духе, кстати нечто подобное я отражал в эссе «Зеркало». Если вы, друзья мои, помните, там я задавался вопросом о наших знаниях о мире – не есть ли это только знания, и мир настолько пластичен, что готов отразить любую нашу парадигму о нем. В таких рассуждения можно забраться весьма далеко: если «карта – не территория» (кстати, это одна из прессупозиций (предположительных аксиом) нейролингвистического программирования, «вытянутая» из обшей семантики Альфреда Кожибского, который, я подозреваю, взял ее из восточных мистик), то соответственно что мы знаем о мире, мы от кого-то узнали, и вероятно… вероятно, что та система ценностей, что пришла нам с исторической культурой и воспитанием – не верна.

Можно так рассматривать любую систему ценности нашей цивилизации, более того, можно любые знания и доктрины ставить под сомнения, даже исторические факты, не говоря уже о законах физической вселенной. В «зеркале» я писал, насколько болезненно прочувствовать, что твоя система ценностей возможно неверна, и вообще нет верных систем, а только есть их разнообразие. Я нисколько не отказывают от той зарисовки «Зеркало», но стал задумываться о ущербности этих умственных спекуляций, и это эссе станет органичным продолжением «Божественной пустоты». В классической психологии долгое время ведется спор, а не ущербно ли сама система нейролингвистического программирования, и это заявление – которое является ядром учения – «карта не территория». Если разобраться объективно, то это прямое следствие проникновение в европейскую культуру восточной мистики и практики, таких как дзен, например. Но дело в том, что сам восток на протяжения тысячелетий массово это … не практиковал, были какие-то отшельники, любящие поиграть в игру с разумом. Эти все знания были «за семью печатью», в наше же время они хлынули на наш интеллектуальный рынок, и доступны как семечки на базаре. И эти знания, действительно опасны: к примеру современная медицина установила, что практики раджа-йоги достигают уровня сознания, близкого к психопатологии и нарушений функций головного мозга, они словно симулируют олигофрению, что ведет к тяжелым последствиям. Да возможны и приобретения сверхспособностей, таких как экстрасенсорика, но это давно мировой практики медицины известно: что у душевно больных как компенсаторное свойство часто возникают эти способности.

Традиционные религии на это смотрят, просто как на магию, а на явления как бесноватость просто. Но и для атеистического суждения, научного взгляда это всё выглядит как умственная спекуляция и доведения себя до паралича головного мозга. В «Божественной пустоте» я обсуждал притчу о вавилонском столпотворении, и выводом стало: духовная деградация. И действительно, если следовать принципу «Карта не территория» можно отвергнуть все становление морально-этического устройства общества, и его развитие на протяжений тысячелетий. Объявить все духовные и культурные достижения народов – суррогатом, с признание только мысленного конструктора: как мне выгодно, так я и буду думать. Чем это опасно, на мой взгляд, человек выбивает из под ног своих ценностную опору: честь, человеколюбие, сострадание, стремление к праведности – можно объявить как ненужные, не успешные, и более того, ведущие к страданиям. Можно ради удовлетворения спокойствия и успешности своих жертвовать чувствами других людей: можно оправдать любые свои пагубные поступки, сменив «карту» как некое универсальное. Понимаете, мне думается, все же должен быть некий образчик действий, с которого я мог бы брать пример, что такое хорошо, а что такое плохо. Вспомните малышей, мальчик в детсаде подходит к девочки, и – бац – дрыном по голове, та – в рев, ему же весело. Мама объяснит ему, почему так нельзя, научит состраданию, понимаю того, что девочки было больно. Вспомните, детей-маугли, насколько ущербно их сознание, оно примитивно как у волков, только защита себя, и – всё. И… не кажется ли вам парадоксом, когда некий практик заявляет, что все знания мира, включая мораль, всего лишь умственная вероятность… следовательно, вероятность и то, что он сказал, и я могу с легким сердцем пропустить мимо ушей.

У Стругадских был роман «Трудно быть Богом». Нет, вовсе не трудно – гордыня это позволяет делать с лихвой. Можно и Бога причислить лишь к элементу ментальной карты, но а если Он станет не нужен – исключить, как и сострадание и потребность в помощи ближнему, в любви. Но – все таки правы эти практики в одном – у каждого есть право выбора, стать, например таким, «скользким», менять систему ценностей как вздумается, как выгодно ему сейчас. Но не приведет ли это к оскудению души как человека, так и народа, коль это учение возымеет массовое направление, что и наблюдается сейчас. «Карта не есть территория» или «мир – это не проявленная пустота», на мой взгляд, подобные заявления лишь иллюзия свободы, даже если следовать их парадоксальному мышлению, выходит адепты этих учений просто заменили общекультурные этические ценности подобными «аксиомами», чтобы поверить в это. Я не хочу, что-либо утверждать, тем более навязывать, просто предупреждаю об опасности. И опасность не в том, чтобы просто прочитать об этом, задуматься, или даже поверить, а в том, чтобы к подобным утверждениям прийти «медитативно», воспринять их как инсайт, или откровение – то есть прочувствовать, как рушатся все ценности твоей жизни, и жизнь становиться бессмысленной, как постепенно начнешь «осознавать» иллюзию ненужности жизни, что жизнь – тюрьма бренной души, которой суждено раствориться в божественном ничто. И в заключение этой небольшой зарисовки, у меня вдруг возник вопрос с практикам теософских всех этих направлений: неужто им настолько страшно и больно жить, что они идут на всякие подобные ухищрения?

23.11.13