Зер
к
ало
…первоначально мне хотелось назвать это эссе «Отыскать истину среди истин», но размышляя над ним бессонной температурной ночью, я увидел одну метафору, которой поделюсь далее, и решил назвать очень обыденным предметом обихода, который впрочем, также мистичен для людей испокон веков, как и обычен… С раннего детства меня не покидала какая-то, сначала неосознанная, затем оформленная в логическую формулу, жажда к … познанию. Не к знаниям, а именно к познанию. Чувством ребенка я с трепетом как-то не зная знал, или предполагал, что говоренное мне не есть истинное, истинное только чувственное. Да, мне всегда хотелось чувственного опыта прожития необыденного.
С ранних я был очень религиозен, я эмоционально проникался верой в Бога, и путь в религию был очень тернист, да и сейчас он больше выглядит как распутица. Я много, ох как много раз отвергал всё, абсолютно всё, и думается мне, что не уйти мне от периодов жизни и дальше, когда желание вновь отвергнуть возникнет. Рождение и отрочество моё выпало на смутное время, когда старые истины рушились и рождались новые, когда осмысление нового проходило через попрание старого, и когда старое хулило новое. Чуткой душой ребенка я впитывал эту ложь и правду, и видимо, это смутное время бессознательно воспитало во мне искателя. Через много лет я набрел на мысль, что истинная вера у апостола Фомы была, ибо была она в сомнении своем не слепа. Кстати сказать, вы не задумывались, почему в смутные времена революций правители народа – глупцы? Николай II, к примеру, или Горбачев Михаил Сергеевич? Быть может, это необходимая слепота разума, дабы дать безумству прорвать нарыв, и болезни скрытой обнаружить себя? Кто знает. Но это, к слову… Я часто думал и думаю, а есть ли Истина вообще?
Нужны ли стремления к ней? Я люблю наблюдать за знакомыми людьми, алчущими Просветления и думающими, что обречшеми оное. И мне порой кажется, что с ними происходит тоже самое, что и в незапамятные времена с Буддой Гаутамой, просветление которого, на мой взгляд, было простой сменой взглядов, и я позже объясню свою точку зрения… Как-то ночью мне не спалось, и я лежал вспоминал всё, что прочитал несколько дней назад, чтобы просто развлечься. И припомнилась мне гештальт-медитация, я не стану подробно разбирать здесь, что это такое, скажу только, она помогает «отделить» знания извне от чувственного опыта. Я так увлёкся, что и не заметил, как посыпался карточный домик мироздания в моем сознании. Я с … да, даже с ужасом вдруг понял, что о мире я просто.. знаю. Неужели, лежал и думал я, все мои мысли и эмоции обретены мной с учением с малых лет? Я в тот раз как бы вышел из тела своего, из мира и вселенной, и представилась мне возможность взглянуть со стороны на… всё. И впал я в неописуемый ужас от мысли, что передо мной всего лишь модель… одна из моделей вселенной, где есть и Бог. И знаете, тогда впервые я прочувствовал возможность, что Его и нет, я почувствовал разницу в отрицании Его и знании, что Его не существует.
Отрицая что-то, мы продолжаем верить в это, неверие – полное безразличие. Я знаю человека, в прошлом ративо верящего буддиста, который стал материалистом, и сейчас люто и агрессивно критикует прошлую веру. Нет, он не потерял ее, в нем нет безразличия, он продолжает поклонятся, просто сменил полюс полярности… Тогда я почувствовал бесконечное одиночество, вдруг я понял, что есть возможность того, что не существует никакой связи в мире, что я настолько автономен, что все мои переживания абсолютно некому разделить, моих переживаний нет ни в ком ином, и если нет и Бога, то эти переживания только и только мои…В таком духовном экстазе лежал и продолжал думать и думать, и выходило, что возможно всё – есть только знании, мир только модель, каков он никто не ведает. И смею ли я иметь наглость, говорить о том что есть, а чего нет, если мои знания во всем, абсолютно во всем поверхностны. Смею ли я радеть за существование Бога, или отвергать Его, если до конца не владею знаниями физики, химии, астрономии, и всего, что знает человечество… Знать, что знает человечество невозможно по той простой причине, что нельзя изучить весь опыт человека на протяжении миллиардов лет, от того момента, как он узнал о том, как разводить огонь, до того, как узнал о том, как устроены кварки. Я пережил колоссальное смирение перед вечностью, и это очень болезненное чувство смятения, когда понимаешь, что истина в том, что нет истины вовсе.
Передо мной возник образ метафоры: Я человек, который не знает о существовании зеркала, и даже не слыхивал о таком, но перед ним стоит зеркало. Я с удивлением замечаю, как легко предсказуем тот человек, которого я вижу. Он так удовлетворяет всем моим ожиданиям о нем самом. Когда я печален, я вижу он хмур, когда я в хорошем расположении духа, он мне приветливо улыбается. Я могу предугадать все его поступки и движения, вот прямо сейчас он подымет руку… И подумалось тогда мне, что если неправды не существует, а мир невероятно дуален, более того, он пульсивен в ритме наших чаяний, и способен принять любую, абсолютно любую парадигму о мироздания. И правы все – и ратующие о материальной опоре мира, и о духовном происхождении… И весь ужас в том, что зеркало неубераемо, оно вечно, и заглянуть за его твердь не суждено никому. И даже это – что я безумно здесь рассказываю – только модель, взмах руки, отраженный в нем. Малыш появляется на свет … не зная ничего, он владеет сейчас, минуту назад выйдя из лона женщины, только чувственным опытом вхождения в мир. Всё что он узнает, он узнает от других, и лишь невероятно скудная доля знаний будет получена самостоятельно, на уровне неосознаваемой моторики.
И утверждения о истинности чего-то, достижения просветлений, познаний таинства – не более чем пересказ чьих-то доктрин, не так ли? Когда адепту говорят, медитируй и ты познаешь Истину, он медитирует и познает Истину, ибо он уже знал, что познает Истину, ему перед медитациями сказали. Быть может, чувственное нельзя сделать разумным, можно только обозначить удобным ярлыком. И более чем возможно, что «познавшие Истину» – всего лишь те, которые как-то назвали свой чувственный опыт, удобно облекли в словесные формы. Так неужели, Истина в том, что нет никакой Истины?
16.11.13