Вы здесь

В поиске поиска. За дверью творческой мастерской (В. В. Камедин, 2018)

За дверью творческой мастерской

…кстати, это эссе хотелось мне давненько написать, но всё как-то откладывал. Быть может, потому, что им невольно, а быть может, и намеренно приоткрою дверь в тайную комнату поэта. Быть может, поэт не хотел бы и раскрывать эту тайну, и оставаться всегда загадкой для читателя… Но с другой стороны сам поэт всегда впадает в некое недоумение из-за этой же тайны, которая рождает заблуждение в читательских душах… В этом эссе вы, дорогие мои друзья, пожалуйста не видьте именно меня, вашего покорного слугу, а увидьте некого безымянного поэта, отражение каждого творца метрического слога, он с вами и поведет беседу. И так послушаем, что он нам скажет… Признаться, мне всегда был удивителен следующий момент, когда читатель начинает идентифицировать поэта с его поэтическим героем. Знаете, довольно забавно порой получается, когда напишешь от лица своего героя, как ему тяжело и как невыносимо уже жить, или какие-либо иные сильнейшие переживания, то получаешь отзывы от читателя, адресованные не ему, герою, а именно мне, поэту. Читателю кажется, что описанные в произведение переживания именно принадлежат самому поэту, что он испытывает такие сильнейшие эмоциональные потрясения, а не его поэтический герой. И это не так, открою вам тайну, поэт в отличие от любителя писать стихи в поэзии выступает… не от своего лица. Поэзия для настоящего, профессионального поэта своего рода театр, где он может осуществить самые смелые эксперименты, сыграть роли любых людей, искать формы и выражение проживания эмоций вероятностных событий и людей, судьбы и мнения, и даже заблуждения его тронули. Да, не буду оспаривать, поэт мощно проживает то, о чем пишет – таков гений любого поэта, поэт – это система полной чуткой настройки к переживаниям другого человека…

Хм, однажды, когда я опубликовал очень эмоционально заряженный самокритикой стих, меня одна женщина (которая, кстати именовала себя тоже поэтом, оказавшейся просто любителем, и это не в укор сказано) расценила акт публикации как нечто нездоровое, присвоив поэту качество психики его поэтического героя. Было забавно с ней переписываться после того, но… Наверное, это – мелочи, а наверное и нет. Я ратую за то, что многие поэты на почве таких отзывов и начинают отказываться от исследований души человеческой, заменяя поиск и эксперимент «нужными» стихотворениями, конъектурными. Они вынуждены отказываться от своей миссии познать человека со всех сторон бытия, прожить и проиграть в своем поэтическом спектакле как можно больше ролей, примерить на себя жизни каждого из миллиарда живущих людей. Миссия поэта в том и состоит – стать частью своей эпохи, и не в том, чтобы занять одну из точек зрения, а как можно глобально посмотреть со всех углов на мир, глазами героев стихов, которые является зеркалами реальных людей, окружающих поэта. Глубокое заблуждение – присваивать переживания, мнения, мысли, стремления поэтического героя самому поэту. Секрет в том, что ни один истинный поэт и не расскажет в стихах о своих настоящий чувствах, личное свято и неприкосновенно. Никто не будет выставлять на обозрение свою душу, это было бы легкомысленно. Для этого есть близкие люди, чтобы делиться своими личными переживаниями. Но не стихи. Знаю, вы сейчас со мной не согласились. Но я и не рассчитывал на согласие, я просто приоткрыл дверь в тайну профессионала…

09.11.13