Вы здесь

В поиске поиска. Цена опыта (В. В. Камедин, 2018)

Цена опыта

«Она идет по жизни смеясь

В гостях она как дома

где все знакомо

Удача с ней жизнь удалась

И без исключенья

все с восхищеньем

Смотрят ей вслед

И не замечают

как плачет ночами

Та что идет по жизни смеясь»

Андрей Макаревич


…это эссе, которое попробую сейчас написать, просилось на кончик пера давно. Но, видимо, энергии еще было не достаточно, чтобы родиться завершенным и выраженным. Я всегда пишу лавиноподобно, в состоянии творческого куража, когда мысль захлестывает, и броско бьет по листу. Признаюсь, задачу себе поставил непростую, и всё же попытаюсь из сумбура идей вылепить законченную форму. Мне и самому любопытно, как идея обретет некую логичность, впрочем, может быть, и иначе. Мысль, повторюсь, пришла ко мне давно. Мы с отцом часто обсуждаем историю России, странно, но это тема всегда нас тепло объединяет, и наши взгляды всегда резонируют. В одной из бесед меня зацепила одна вещь, как-то «странно» судьба народа вырисовалась передо мной цельно, точно передо мной один единственный человек, пришедший ко мне рассказать о себе. Это эссе – попытка взглянуть на историю народа России с точки зрения психолога, проба проследить жизнь целого населения нашей Родины как единого существа. Я не претендую на что-то большее, чем на небольшую зарисовку. Не хочу также быть доскональным в исследовании подробностей истории.

Мой интерес охватить основное, те общеизвестные моменты, которые наглядно бы показали, о чем хочу рассказать здесь. Нет, я не стану сейчас залезать в глубь психологии, рассказывать обо всех теоретических и практических выкладках, на которых базируется моя идея. Но – некоторую информацию о механизмах психологического избегания опыта всё же придется написать. Не обо всех конечно. Надо отдать должное, механизмов избегания опыта – множество, и было бы любопытно «каждый примерить» к государству, однако в этом эссе я хотел бы поговорить об одном – этот механизм называется обесцениванием. И попробую продемонстрировать его на бытовых сначала случаях жизни человека, затем перенести на случае жизни всей страны. Представьте человека, он живет «весь на позитиве», он оптимист по жизни, его лозунг «у меня все хорошо, а будет еще лучше». И вначале хочется так и верить. Но чувствуется, что что-то не так. Потом оказывается, жизнь его движется в пропасть, он медленно сползает в катастрофу, а «маска оптимиста» позволяет уйти от боли реальности, позволяет не присваивать опыт, где жестоко мир с ним обходиться. Он просто обесценивает реально происходящее с ним, тем самым защищаясь от страданий. Явно «самотёк» однажды приведет к психологической гибели, но он же оптимист. Такие люди очень несчастны, у них стоит запрет на выражение истинных чувств и потребностей, боязнь боли заставляет их избегать «быть пессимистом», а человек только тогда здоров, когда может быть разным. Когда не боится сказать «ребята, мне плохо», и быть готовым для нового опыта и поиска пути к обновлению своей жизни. Этот пример так замечательно отразили стихи Андрея Макаревича «Она идет по жизни смеясь»….

Еще хороший пример, женщину бросил любимый мужчина. Чтобы избежать боль, она – или сама, или при помощи лучших подруг – просто-напросто обесценивает весь прошлый опыт, говоря «да разве это козел меня стоит, да и чё я держалась за этого ….» (как говориться, сами подставьте уместные словосочетания). Она успокоила себя вместо того, чтобы осмыслить – а что не так произошло, чтобы в будущем не повторить ошибку и «не разбрасывать грабли». Она вычеркнула опыт из своей жизни, точно его не было, вычеркнула эмоции, которые несли информацию о ней самой и о мире, вычеркнула переживания, которые могли бы стать мудрым подсказчиком в будущем. Сам механизм избегания опыта «обесценивание» может быть на любой стадии контакта, но чаще всего он всплывает после прожитого события. Человек пережил колоссальный опыт, наполненный знаниями, а затем отверг его, сказав «да фигня это всё было, любопытно, но не нужно». Ох, как часто с этим сталкиваешься в работе психолога, позади огромный труд, человек нашел причину своих заморочек, почувствовал колоссальное облегчение – и тут говорит «слушай, а не фигня ли это?». Честно слово, ощущаешь обиду, и прежде за самого человека… Ну и вот, как-то рассуждая с отцом о истории России, мне подумалось, а не занимается ли наше государство тем же, избеганием опыта? Вспомните два государственных переворота – в 1917 и 1991 годах, позади огромный опыт, но всё вмиг перечеркивается. В Октябрьскую революцию всё, что было при царском режиме становиться анахронизмом, вредным и ненужным, даже культурные и духовные ценности. Люди не пожелали взять знания прошлого, они предпочли стать младенцами, отказавшись от прожитого.

Вы и сами знаете, как грамотный офицерский состав, лучшие полководцы были истреблены в 20-е – 40-е года. Страна сказала себе «да разве это козел меня стоит, да и че я держалась за этого ….» о прошлом режиме, обесценив всё, абсолютно всё. И то же самое было и недавно после развала СССР. Оказалось, что при советском союзе ничего хорошего и не было, мы тогда попытались ассимилировать чужой опыт западной экономики. Но нюанс в том – думаю я как психолог – чужой опыт всегда будет чужим, он не прожит, не прочувствован. Знаете, часто «неопытный» клиент просит дать некий успешный шаблон поведения, который сделает ему счастливым, кстати это практикуют энелписты. Я же отвечаю, а как то, что Вы сами не прожили, то чего нет в вашем опыте и в личной истории, будет работать? Энелписты ушлые молодцы, обещают многое и за один раз. Увы, опыт психолога говорит, халявы не бывает. Увы. Так вот, почему же мы всегда торопимся всё обесценить? Вспомните недавний захлестнувший страну парад «Пуси Райот». Нет, это не три малолетние дуры, которые побесились в храме, нет, было огромное движение, которое ополчилось против православия. И в этом движение принимало участие интеллигенция, в том числе и мой любимый современный поэт и уважаемый мной известный психолог. Я не стану называть их, это было бы не этично с моей стороны, скажу только, хотя и было неприятно мне, что они выступили в роли такой, уважение их творчества для меня не иссякло… Просто очень занятно, как интеллигенция антагонистически настроена была в 80-е годы дать свободу духовности и вере, как сейчас полярно переключилась на преследование и обесценивание.

Тот же психолог, я отслеживал его карьеру, раньше проповедовал духовное осознание бытие, сейчас же проповедует, что всё есть мозг, мы состоим только из нейронов, и вся духовность «игра нейронов», всё довольно приземлено. Интересная картина получается, ранний его опыт обесценен, всё прошлое что он делал, теперь вспоминается со стыдливой улыбкой… И… почему-то мы всегда торопимся обесценить чувства других, мы словно боимся того, что, если не сделаем это, их ценности войдут в нас, заменят наши ценности, и станут нашими хозяевами. О, неужели наши ценности настолько слабы, что боятся ценностей другого человека, другого народа? Скажите, почему к примеру во Франции с таким уважением относятся ко всей своей истории, не перечеркивают ничего, отмечая и День Парижской Коммуны как национальный праздник? Почему «там» чтят всё, что было? Присваивают накопленный опыт? А мы спешим отказаться от истории, тысячи раз переписываем, снимая фильмы сначала как белогвардейцы сволочи, потом о том, какие сволочи коммунисты? Бросаемся из крайности в крайность, причем из одного края «обсераем» другой? Нам никогда не встать посередине… У опыта огромная цена, потому что он – бесценный, но мы, увы, не готовы за него платить, предпочитая отказаться от него…

02.11.13