Вы здесь

В поиске поиска. Образ на службе верующего (В. В. Камедин, 2018)

Образ на службе верующего

Мне часто приходиться сталкиваться с одним затруднением у верующих людей… Оговорюсь, думаю неверующих людей просто не существует, каждый из нас во что-то да и верить. Вот я например, верю в существовании Америки, хотя я её никогда не видел очно, только по телевидению, но в этом «зазеркалье» и вампиров показывают. Это конечно, шутка, но она отражает, что любое знание – система верований. Но я хочу поговорить о людях, которые решили серьезно впустить веру в Бога в душу свою, и у которых возникает как раз упомянутая трудность, что и я сам испытывал. Даже сами священнослужители порой не в силах разъяснить и даже нередко страдают из-за этого. Я ни в коей мере не хочу показаться мудрее священника, нет нисколько, просто мне бы хотелось поделиться о том озарении, которое помогло мне преодолеть эту трудность. В чем же она состоит? Перед человеком, который пришел к религии как к осознанию важной части бытия, нередко встает одно противоречие. И оно настолько сильное, что порой ведет к душевному истощению. С одной стороны человека очень вдохновляет подвиг праведности, быть чистым душой, стараясь идти дорогой святых старцев. С другой стороны, не дает покоя понимание того, что природа человека несовершенна, и любой соблазн может отвратить от пути. Даже Священное Писание говорит об этом, о том, что человек слаб перед соблазном греха. И человек осознавая этот маятник, прибывает в сомнении – а сможет ли он вообще придерживаться этого пути, ни доставит ли ему этот путь страдания, сможет ли он уважать себя и высоко ценить как личность, подвергаясь нападкам соблазна. И не будем лукавить, что иной раз человек не выдерживает такие испытания, и его душевный покой и душевное здоровье нарушается.

Мы все хорошо знаем людей, которые «ударились» в религию и пострадали из-за этого. Дело в том, что они именно «ударились в религию», а не пришли к вере в Бога. И дело еще в том, что нет грамотной просветительской деятельности среди верующих. И я очень понимаю чувства этих людей, когда вдруг они отворачиваются от религии и начинают винить ее в своих душевных несчастьях. Жить в этом противоречии с самим собой очень нелегкое испытание, и призыв к смирение отзывается еще болезненней. Понимание, что ты «не святой и не праведник» сильно бьет человека по самоуважению и загоняет в тупик. Незнание в вере также разрушительно, как и следование ритуальностям без веры. Да, религия это ни только вера, но и обучение необходимым философским доктринам веры. Не слепое следование всем истинам, а проверка их разумом. Сердце без разума также слепо, как и разум без сердца. Мне пришлось немало прочесть духовной литературы, прежде чем я обнаружил, в чем я заблуждался. Более того мне помогли мои профессиональные знания. И вот, друзья мои, я хочу вам и рассказать, как я вышел из этого маятника, какое было озарение, и что ему послужило. Есть прекрасная серия «Религии мира», и том «Православие» просто удивил меня кладезем знаний о вере. Многое, что я слышал, даже из уст проповедников, оказалось заблуждением, все мы люди, а людям это свойственно. Самым большим моим заблуждением было, что Бог кого-то наказывает, кара небесная, и прочие – напротив, Бог есть Истина и любовь, это сила, которая является творчеством, созиданием. Она «не умеет» разрушать, обращать в пустоту, ее великая миссия только созидать. Бог есть любовь, и поэтому всё что обращено к Богу – любимое и любящее. Православие в своем корне – самая светлая, самая любящая, самая добрая религия всепрощения.

Любовь и есть всепрощение. Наказывает же за грехи себя сам человек, отвернувшись от Бога, не принимая его всепрощения, свет любви. Возможно, дьявол – только метафорических персонаж, говорящий о том, отказ от любви, от энергии положительного приносит страдания. Говорит о том, что черные, пораженческие мысли разрушительные, несущие муки. Но возможно, лукавый действительно существует, кто знает, эссе не о том. А о том, что выбор за человеком к кому повернуть лик – к Богу или лукавому, положительному мышлению, к любви и Истине или пораженческому, ко лжи и боли. И озарение мое было в том, что я четко увидел в этом полярное единство противоположностей. Чтобы рассказать о озарении, мне немного придется углубиться в теорию гештальтпсихологии, это наука о нашем восприятии, но я постараюсь очень просто донести. Само слово «гештальт» переводится образ, иногда фигура. И проиллюстрировать это понятие можно словами китайской поговорки «Увидишь золото, не увидишь золотого льва, увидишь льва, не увидишь золота». Помните картины Сальвадора Дали, он этими «гештальтами» часто баловался – вроде бы стоят юноша и девушка, но стоит только чуть сместить взгляд, уже лицо пожилой дамы, а юноша оказался носом, а девушка глазом. Вспомнили? Таких картин много и у него, и после художники ему подражали. И черно-белых картинок много – то водиться ваза, то целующиеся люди, то одна фигура, то другая. На картинки сразу две фигуры – и ваза, и целующиеся люди, но как ни старайся сразу обе увидеть не возможно. Никто не способен увидеть обе фигуры разом, и это главный закон нашего восприятия, закон гештальтпсихологии.

И если этот закон распространяется на всё – то выходит если мы обращены всем своим сердцем к Богу, и всему что есть в Боге – добро, любовь и всепрощение, – для нас сейчас это «фигура», «образ», центр нашего внимания. Фигуры лукавого, и всё что с ним связано – грехи, страдания, боязни, – не существует. По сути, мы не можем быть обращены одним ликом в противоположные стороны. Если мы страдает от нашего несовершенства и греховности, боимся соблазнов и прибываем в муках – мы просто не обращены ликом к Богу. Мысли наши тогда носят мрачный, негативный характер, в них нет радости бытия, словно мы обратившись ликом к лукавому, готовимся дать ему отпор, сражаться с ним. Зачем? И сможем ли мы противостоять лжи, если просто можно обратиться к Истине? На мой взгляд, верующий, который не испытывает радости – смотрит не в ту сторону. Он сосредоточен только на разрушительном несовершенстве своего бытия, он прибывает в борьбе с искушениями, забыв о любви и счастье. Я не вправе, утверждать, что ликом к Богу обретешь возможность вовсе не грешить. Нет, соблазны будут и впадать будешь, но окрепнет вера во всепрощение, в то, что Бог любит тебя всяким, и окрепнет уверенность что эта любовь будет беречь от соблазнов, а не страдания в битве с ними.

17.04.13