Вы здесь

В поисках ясности. Новое понимание привычных вещей. Часть 1. Разноцветные вуали (Сергей Москалев, 2016)

Часть 1

Разноцветные вуали

А


Абстрактные вопросы и конкретные ответы. У человека есть абстрактный интерес, но он облекает его в форму конкретного вопроса. Точный ответ предполагает последующее действие. Когда интерес абстрактный, но мы, не понимая этого, выдаем человеку план действия, его это только запутывает. Я встречал людей, которые, не понимая действия этого механизма, оказывались на грани психического или физического заболевания; равносильно спрашивать, где здесь ближайшая библиотека, но при этом вообще не иметь намерения в библиотеку идти и, получив точный адрес ближайшей, отправиться в противоположном направлении.


Aditum: островок сакрального. Последнее время часто встречаются люди растерянные, даже после того, как достигли многого: дом в Европе, собственная фирма, взрослые дети в университетах. Я заметил, что изначально в человеке присутствует неприкосновенная защищенная область, которая есть поставщик эликсира счастья. Эта область должна быть охраняема, как оберегаемы в нашем организме железы, вырабатывающие гормоны. В греческом храме имелось место – Адитум, в него могли входить только жрецы. Такое отношение к сакральным областям можно встретить не только в религиях, но и в науке, политике и экономике. Как только мы в своих бытовых целях начинаем задействовать этот волшебный эликсир счастья и вторгаемся на островок сакрального, приходит холод и теряется внутренняя теплота. Обычно человек, сокрушивший остров сакрального внутри себя, в общении кажется скучным и унылым. И даже в разговорах на темы возвышающие он выглядит так, будто у него болят зубы. Вдруг вспомнилось: «В нем не осталось ничего святого». Святое – это не только про веру и религию, это про сухой цветок в книге, про старые открытки, томик любимого романа. У тех, кого называют эксцентриками, есть нечто, отличающие их от других, у них есть оберегаемый ими островок сакрального, с которого они смотрят на мир.


Адреналиновая игра. Почему у детей – да и у некоторых взрослых – иногда встречается болезненная тяга что-то ломать и прятать или совершать проступки? Среди многих причин замечена такая схема: ребенок крутит что-то в руках, он знает, что, если испортит вещь, его будут ругать, появляется страх, выделяется адреналин, человек продолжает тискать полезную вещь. Уровень адреналина растет вместе с увеличением опасности и страхом, а затем вещь вдруг ломается, и тут уже нужно срочно прятать следы преступления – еще больший адреналин. Причем чем ценнее вещь, тем больше выделяется гормонов. Это опасная игра, в которую вовлекаются дети и родители, страх родителей утратить ту или иную вещь также участвует в процессе – и ребенок это чувствует. Если родителям материальные ценности безразличны, ребенок переносит игру в область собственного здоровья, где родитель уже не может оставаться в стороне. Это полумагическая игра, когда обмен энергиями в виде беспокойств и страхов происходит даже без прямого контакта участников. Чем больше человеку объясняют, что так делать нельзя, тем больше он вовлекается в игру, ставки растут, страх – тоже, гормоны зашкаливают. Большинство адюльтеров завершается, как только тайна выходит наружу. Нет дополнительной энергии, получаемой из страхов, что все раскроется. Получается обед из первого, второго и третьего. Суп – это страх при совершении проступка, второе – это сам проступок и его сокрытие, и третье – это разоблачение и катарсис через покаяние. С точки зрения получения энергии игра беспроигрышная. Объяснять, что вот это очень дорогая вещь, бессмысленно именно потому, что она новая и дорогая, а значит, можно начать игру, проверяя ее на прочность. Равно как, округляя глаза, рассказывать ребенку, что заниматься паркуром очень опасно.

Возникает вопрос, что делать в таких случаях. Мне видится, что тут может помочь шутливое отношение, юмор, выведение в осознание, показ мелочности и примитивности такого рода поведения.

История. Сарай на участке, полтора метра высотой, крыша, на которую можно забраться.

1. Просто забраться, но не прыгать. (Искушение. Первая порция адреналина)

2. Подойти к краю. (Прилог. Искушение второе. Вторая порция адреналина)

3. Прыгнуть. (Падение. Третья порция адреналина)

4. Сдавленный крик, подвернутая нога, страстный шепот: «Только маме не говорите!» (Жертва. Четвертая порция адреналина)

5. Затаиться, прихрамывать, бояться, а вдруг мама узнает? (Муки. Пятая порция адреналина)

6. Мама узнала. Скандал. (Исповедь и последующая отповедь. Шестая порция адреналина)

7. Травмпункт, опухлость, рентген, страх опять попасть в травматологическое отделение. (Седьмая порция адреналина)

8. Покаяние, обещание так больше никогда не делать, прощение. (Катарсис)

И по новой, но уже на другом, более высоком уровне, поскольку привычная схема необходимой порции адреналина не дает.


Амальгама. Амальгаму можно обнаружить везде: и в природе, и в окружающих нас предметах; это лишь верхний слой, как правило – защитный. Когда не хватает ресурсов, лучшее и крепкое выводится на поверхность. Эта краска – и украшение, и защита одновременно. При теперешней дороговизне сандала нет возможности делать курительные палочки только из него, поэтому производители стали использовать сандаловую пудру, нанося ее на поверхность палочки, там онауспевает отдать свой запах прежде, чем сгорит. По сути, амальгама – тонкий слой совершенства на стыке внутреннего и внешнего.


Артикулы. Во всем можно заметить важность правильных компонентов – простых и понятных. В армии были артикулы – приемы работы с винтовкой и штыком, то же – ив восточных боевых искусствах. Даже в футболе у хорошего тренера игроки взаимодействуют через понятные последовательности приемов, а уже из них складывается победа. Жизненные принципы также могут стать простыми и действенными механизмами.


Артистизм и профессионализм. Стюард в самолете «Эр Франс», объясняя технику безопасности во время полета, делал это весело и забавно. Ему самому и окружающим было хорошо. Вполне упражнение – делать повседневные вещи артистично!


Архаические техники. Если смотреть на традиционные духовные упражнения, будь то йога, самонаблюдение, тайцзи, пранаяма, они выглядят старомодными и, возможно, поэтому могут казаться не очень эффективными. Розовое масло научились добывать из лепестков паровой дистилляцией почти тысячу лет назад, а что из современного, искусственного может это масло превзойти?


«Архитектор – прораб – рабочие». Если во внутреннем устройстве человека отсутствует такой механизм, где функции четко обозначены и работа не производится в указанной последовательности, власть может захватить та или иная отдельная функция, и результаты деятельности окажутся слабые или нулевые. Если человек планирует общие контуры дела, не обращая внимание на детали, потом именно в деталях обнаружится изъян, который все загубит. Если не производить общего планирования, дело и продукт могут вообще оказаться никому не нужны, хотя все будет педантично продумано в деталях и воплощено в действительности. Самый распространенный случай: рабочие, эта механическая функция в нас, захватывают дело и бездумно начинают что-то ломать и строить на одном месте, расходуя ресурсы, но оправдывая эту бессмыслицу трудолюбием.


Аскетика. Когда человек встает в шесть утра, выходит в темноту, чтобы в любую погоду пробежаться по бульвару, – это и есть современная аскетика и один из немногих работающих методов серьезно изменить в себе состав гормонального коктейля, который определяет наше состояние и саму нашу жизнь.


Аюрведа гласит. Появилась повсеместная привычка говорить от имени священных писаний: «В Библии сказано», «Аюрведа гласит» «согласно научным открытиям». Хотя в Библии на эту тему ни слова, Аюрведа вообще о другом, а наука об этом даже не слышала.


Бездельники. Заметил, что мои знакомые лентяи очень хорошо выглядят для своих лет, особенно те, у кого нет вредных привычек: инстинкт самосохранения в действии. Если прагматически рассматривать тело как автомобиль, то «гаражное хранение» продлевает срок службы автомобиля в два-три раза. Иногда человек переходит в режим самосохранения после тяжелой болезни или катастрофы. Бессмысленно корить бездельника за то, что он бережет свое тело: это обострившийся инстинкт, а управлять инстинктами – великое мастерство. Беда в том, что и бездельнику приходится решать разные житейские вопросы, и тут он задействует окружающих: лампочку вкрутить, чемодан поднести… Даже ссылку в сети просят прислать, чтобы самому не хлопотать.

Б


Белый карлик. Маленький человек. Когда маленького человека принижают люди, обстоятельства или он сам себя, когда не хватает сил и способностей справиться со сложностью жизни, наступает время, когда человек выворачивается наизнанку – и вот уж перед нами Испанский король из «Записок сумасшедшего». Множество таких королей и королев вокруг нас, людей с непонятно откуда взявшейся непомерной гордостью. Гордость эта не взращена правильной жизнью и достойными поступками, она часто результат такого переворота.


Бесконечная бытовая ерунда. Дела с друзьями и близкими хорошо вести так, чтобы в голове не крутились постоянно их бытовые или человеческие неурядицы. Это правильно – иногда сдавать в аренду свои мыслительные способности, но только не на решение всякой бытовой ерунды. Тогда появляется возможность построения отношений длительных, разумных и полезных.


Беспокоиться о своем беспокойстве. Если человек постоянно пребывает в беспокойстве, его не удастся остановить, лишь сказав: «Успокойся». От этого он возбудится еще сильнее, потому что беспокоящийся о других рано или поздно начинает больше всего беспокоиться о своем беспокойстве. Происходит возбуждение того, что в йоге называется «читта» – сумма эмоциональных, мыслительных и физиологических вибраций. Собственно, для контроля над этим процессом и нужна йога. Как говорится – «Йога читта-вритти-ниродха (Йога успокаивает колебания ума)». Внутренняя тревожность, страх болезни, смерти во внешнем мире проявляются в виде беспокойства по всякому поводу. Человек изматывает себя – и окружающих, те отвечают раздражением, и от этого страхи и беспокойства увеличиваются. А все это блюдо аранжируется рациональными мотивами, долгими рассуждениями и разборами полетов. Для многих беспокойство становится формой жизни, а прекращение беспокойства и возбуждения рассматривается как смерть. Это очень заметно у пожилых людей.


Беспокоить высший центр по мелочам. Если мы обращаемся к высшему энергетическом центру, выделяющему нам энергию, и говорим: «У меня есть грандиозный план сделать нечто, дай мне денег. Зачем? Потому что я хочу купить себе квартиру в новостройке». Обычно энергию дают, но с условием отработать 20–30 лет водопроводчиком.


Боевые пылесосы. Боевой пылесос эффективен в понятных ему обстоятельствах. Пол должен быть ровный, на нем не должно быть клея или воды. То есть не должно быть никаких неожиданностей. Так ведут себя многие бизнесмены, а окружающие удивляются, почему человек не умный и не тонкий так успешен в бизнесе. Программа действий, компактная и эффективная, как в баллистической ракете, занимает несколько десятков килобайт, поэтому работает очень быстро и ни на что другое не отвлекается. Многие считают, что есть на Земле какие-то тайные правители, реализующие какую-то им одним известную политическую идею. По моим наблюдениям за политикой и финансами, речь скорее может идти о людях с набором нескольких простых поведенческих паттернов. Политик катается по пространству, как пылесос «Румба»: налево, направо, по спирали, три раза толкнуться в угол, пойти по бордюру до следующего угла и т. д.; в случае «Румбы» комната будет чистой. Если же цель – власть, ее всосут отовсюду, где это возможно. Отсюда стремление поглотить всю власть, втянуть ее в себя до пределов вместимости. А подпитывают этот процесс деньги, вот отчего те, кто играют в эти игры, считают, что власти, как и денег, много не бывает.


Болотное состояние. Человек, попавший в него, с кем бы ни общался, разводит некую топкую среду, в которой все участники вязнут. На любую мысль, высказанную окружающими, выдвигается нечто противоположное. Мне кажется, эта форма взаимодействия возникает из скрытого самолюбия, из желания участвовать любой ценой. Для того чтобы говорить противоположное, ни ума, ни воли не нужно, а ощущение при этом такое, будто со всеми наравне.


Бытовой цигун. Некоторые бабушки при самолечении, сами того не зная, успешно занимаются цигуном – направляют энергию в больное место. Но поскольку воспитывали их в материалистическом мире, должно быть совершено какое-то понятное действие. Например, приложен капустный лист.


Быть хранителем и носителем. Каждому человеку в жизни дается нечто на хранение – от вещей высоких до самых обыденных. Пока человек хранит это и делится с другими, его жизнь на земле имеет серьезное основание. Это может быть рецепт соуса, записанный в самаркандской чайхоне, простой комплекс утренней зарядки, показанный в пионерском лагере. «Всю жизнь рассказывала людям, как вылечить пробку в ухе». Каждого человека Бог к чему-то приставил. Однажды мы начинаем считать это дело несущественным и теряем связанность с удивительным миром вокруг нас. Происходящее с нами нужно хранить. Это не наше, это Бог дает. Если мы небрежны, давать перестают, потому что канал перестал работать. Если умеешь хранить любовь, ее тебе посылают. Так со всем. С идеями, состояниями. Нужно быть надежным.

В


В другой кодировке. Религиозные и мистические вещи при пересылке из века в век, из страны в страну перекодируются так, что изначальный смысл понять невозможно, – как с электронным письмом: оно конвертируется из одной кодировки в другую. А когда прочесть невозможно, начинают придумывать свое.


Ватерлиния. Существует разделительная черта между реальностью и фантазиями. Когда эту черту переходят, начинается беда. Важнейший жизненный навык, способ прожить счастливую жизнь – научиться наблюдать за тем, как бы ее не пересечь. Пока суп варится в кастрюльке, все нормально, но, если вода побежала через край и погасила огонь, в кухне скопится газ, и кто-нибудь да войдет с сигареткой.


Верность. Во многих религиях, духовных системах и вообще в жизни верность – одно из важнейших условий развития. Преданность опирается на веру. Люди ищут, меняют системы, сравнивают и оценивают их, пытаются выбрать лучшее, но успеха ни в одной из них не достигают. Без веры не получается. Вера поддерживает настойчивость усилий. Причем, вера тихая и спокойная. Истерические проявления веры говорят о ее слабости.


Весь мир – иллюзия. Понятие майи – «иллюзия» – появилась 3000 лет назад и позднее, вместе с понятием сансары, проникла в буддизм. В середине XX века это учение прибыло на Запад, утеряв важный элемент: иллюзия как персональное состояние ума конкретного человека, своего рода искажения в картине мира, которые создает несовершенная личность. Это привело к ситуациям, в которых, сидя в кафе, один человек назидательно говорит другому про то, что всё вокруг иллюзия. Природа экономна, зачем такие сложности с созданием иллюзии для какого-то маленького человека? Мир такой, какой он есть. Иллюзию создает сам человек, она становится прослойкой между ним настоящим и миром вокруг, который тоже настоящий.


Вещь и ее окружение. Мы ценим вещи, при этом часто забывая о контексте, об окружении. Сам по себе цветок хорош, красив, ароматен, но без земли, без полива, без света он быстро превращается в ничто. Мы хотим вещь, но не задумываемся, какое окружение она с собой принесет.


Взвейтесь, развейтесь. Замечено: чем больше человек говорит про Высокую Любовь и Духовность, тем с меньшей вероятностью он будет подливать чай своему соседу. У него на это нет сил, он должен поддерживать самоопьянение.


Видимость. Есть такие места и квартиры, в которых возникает ощущение, что попал в декорации для съемок сериала. Такая же видимость создана в отношениях: как бы муж и жена, как бы дети, как бы семья. Создается видимость, но без внутреннего наполнения. Там очень холодно и неуютно. Иногда с бомжами на бульварной скамеечке значительно теплее.


Виртуальные шахматы. Ситуация, когда человек от нетерпения или избытка пыла двигает мысленные концепции за себя и за партнера, особенно когда тот выключается из привычного обмена. В результате происходит расхождение между предполагаемым расположением фигур на доске и тем, что «надвигали» в отсутствие одного из участников. Особенно любят подвигать родители за детей. Пожилые люди – тоже любители. Сил и возможностей воздействовать на реальность нет, но желание остается. Мне видится, что это происходит от нехватки внутренней эволюции, когда ее замещают виртуальной деятельностью. Человек целый день в голове разыгрывает сценарии, которые не согласуются с действительностью. Обычно этим занимаются из-за непонимания, что мысли материальны и оказывают давление на того, о ком он думает. И – вот беда – как-то сложилось по умолчанию: если о ком-то думают – думают нехорошо или осуждающе.


Включился начальник. Иногда вдруг «включается начальник» или «родитель» – особенно у тех, кто не занят серьезным делом или у не желающих работать в собственном пространстве. Обнаружив какой-либо непорядок, человек на этом не останавливается, а начинает контролировать чужую зону ответственности: «Я уже несколько раз говорил об этом!», «Хотелось бы узнать сроки, когда это будет сделано?» Верный способ испортить отношения и быть посланным куда подальше.


Включил переживания. Впервые услышал от Валентина Куклева. Когда человек сталкивается с проблемой, для решения которой у него нет инструментов, он начинает беспокоиться, чтобы стимулировать двигательную и умственную активность. Именно она нужна для поиска оптимального решения. Но этот прием, превращенный в механическую привычку, постепенно отнимает у человека все силы и доводит его до болезни.


Внимание и понимание. Вероятно, есть периферическое внимание, которое воспринимает все, что находится вокруг человека, – огромный объем информации, и зрительной, и тактильной, и прочей. Также есть прямое внимание, которое фокусируется на объекте, когда раздражитель действует извне. Возможно, ум вместе с интуицией – некое приспособление, направляющее наше прямое внимание на выделенные им объекты и ситуации, выбирая именно их из колоссального объема всего остального. В болезненном состоянии выбирают одно, в радостном – другое, и каждое состояние формирует некое «избирательное внимание», которое позволяет человеку замечать и выделять что-то особо, а что-то – не замечать вовсе.

Похоже на то, что инсайтное мышление – навык выходить из направленного внимания в периферическое и мгновенно собирать информацию со всего поля, а чем больше статистических данных, тем точнее результаты. Похоже, эту завесу нельзя держать постоянно открытой. Глобальный, жизненный поиск, вероятно, связан со сложной системой мировоззрения, и эта система вдруг выделает для нас подчас неожиданные вещи, которые напрямую не связаны с ключевыми словами, по которым мы ищем.


Внимательное чтение. Есть такой способ чтения книг, когда возникает обмен мыслями и энергиями между автором и читателем, а по сути – появляется возможность беседовать и размышлять вместе с гением. Это происходит, если читающий поддерживает состояние повышенного внимания, таков особый прием чтения книг, в которых мудрый человек рассматривает жизнь и говорит о ней. Известный нам способ чтения – это быстрое извлечение фактов и смыслов, для этого учатся выхватывать их, сортировать и складировать, но от этого сильно не поумнеешь. Серьезные изменения в сознании происходят, когда читаешь слово за словом, не теряя внимания и следуя за поворотами мысли, поддерживая в себе ритм и дыхание автора. В какой-то момент может произойти синхронизация с сознанием того, кто этот текст писал. Именно это оказывает сильнейшее влияние на наш ум и его совершенствование.


Внутреннее задымление. Состояние, в котором человек перестает видеть привычные механизмы взаимодействия с миром, ему кажется, что нарушены или порваны все связи. На самом деле, механизм цел, двери, окна, водопровод и электричество имеются, но их не видно в дыму. Откуда этот дым? Похоже, такое задымление возникает на стыке эмоций и физиологии при недостаточной работе ума и воли, которые эти функции могут правильно настроить. Заметил: если что-то делать механически, не думая, зачем это и куда приведет, начинает вырабатываться такой внутренний дым – просто от самой жизнедеятельности.


Внутренняя конкуренция. Этот термин я впервые услышал от Сергея NN в начале 1980-х. Такая конкуренция может появляться в человеке, не реализовавшем свои желания, любого рода – социальные, финансовые, сексуальные. Сильное нереализуемое желание ведет к соперничеству, а то и к конфликтам и ссорам. Распространенная игра по отношению к более успешным людям – «Попробуйте ответить на любой мой вопрос, и я объясню вам, почему вы не правы». Не важно, в какой области будет вестись разговор, главное сперва тихонько войти в ситуацию, а потом создать трение и конфликт, в результате которого можно не аргументированно и без реальных на то оснований считать себя «правее», круче, умнее. Из-за этого возникают неурядицы с начальством и коллегами, частая смена работы. В процессе игры, под видом логических рассуждений, в беседу втягивается эмоциональная оценка – «тут вы хитрите», «мне кажется, вы недостаточно искренни».

В результате из мирной беседы устраивается «соревнование мнений» – чье мнение правильнее, да к тому же все это переносят на эмоциональное поле. Фразы вроде «В споре рождается истина» – самооправдание. Хотя, по сути, у каждого человека есть право иметь собственное и уважаемое другими мнение, соответствующее его уровню эволюции. В интернете люди, проходящие через подобные состояния, часто устраивают войну в комментариях или в чатах, поскольку нет напротив дубового стола и внушительного вида начальника, который за такие дела просто уволит с работы в течение часа. Чем сильнее зажим на работе, тем сильнее разворачивается вне рабочей жизни пружина конкуренции в обезличенном интернете. Возможное решение проблемы: ждать, когда человек пройдет эту полосу, отдалившись, не давать ему возможности играть в любимую игру. Что делать проходящему эту ступень? Искать различные способы креативного взаимодействия – сотрудничество, дружбу, снисходительность, нащупывать точки соприкосновения, вырабатывать согласованную позицию.


Внутреннее решение. Если человек готов принять внутреннее решение в той или иной ситуации и действовать в соответствии с этим решением, он перестает быть объектом внешних манипуляций, поскольку манипуляции обычно строятся на гипотетических угрозах, внутренних страхах и сомнениях. Известно, что, когда нужно двигать шкаф, его «закантовывают», то есть наклоняют и ставят на ребро. Затем его начинают раскачивать и передвигают в нужное место. Вот человека, который не принимает внутренних решений, легко «закантовать» и им манипулировать.


Внутреннее сопротивление. Большинство людей переживает различные жизненные невзгоды не из-за внешних трудностей, которые преодолимы, а из-за какого-то внутреннего сопротивления непонятной природы. Называют это ленью, а лень, возможно, – гипертрофированный инстинкт самосохранения.


Внутреннее счастье. Встречаются ситуации, когда люди ставят свое состояние и свое счастье в зависимость от окружающих людей и обстоятельств. Возможно это происходит от идеи связанности: люди – существа социальные и нуждаются друг в друге. Но если нет изначального, внутреннего счастья, получение счастья извне делает жизнь человека неустойчивой и зависимой.


Внутренний собеседник. В определенном возрасте в сознании человека происходит разделение и появляется наблюдатель или собеседник для внутреннего диалога. Сильно повезло, если этот тип внутри – хороший парень, с ним под силу великие дела. Но обычно это необученный нытик и неумный советчик, загоняющий человека в депрессию.


Внутренняя жизнь. В Англии – и вообще в северных странах – в людях ощущается некая тоска, и я никак не мог понять, откуда она берется, ведь у людей все базовые потребности решены на самом качественном уровне. Как это настроение проявляется? Во время общения, пока совершается какая-либо деятельность, присутствует в людях некая живость, но, как только разговор или деятельность останавливаются, возникает пауза, тогда у людей радость сходит с лица, и на ее месте возникает задумчивая тоскливость. Это видно на фотографиях, когда люди не позируют. Наверное, поэтому «Сони» в своих фотокамерах разработала функцию «Смайл детекшн» (определение улыбки).

Однажды у ИнайятХаная нашел место, где он говорит о некой «внутренней жизни»: «Есть один аспект жизни, который известен нам, – наша повседневная жизнь, в которой мы сознаем все, что делаем, и этот аспект может быть назван внешней жизнью. Существует другая часть нашей жизни, которую мы очень часто не сознаем, и ее можно назвать внутренней жизнью. Жить без внутренней жизни подобно тому, как существовать без руки, или ноги, или глаза, или уха, но даже это не может проиллюстрировать понятие внутренней жизни.

Причина в том, что внутренняя жизнь более величественна и благородна – и гораздо более могущественна, чем внешняя жизнь. Человек придает большую важность внешней жизни, поскольку вовлечен в нее с утра до вечера и не осознает другой аспект. Таким образом, для человека имеет значение то, что случается с ним в его внешней жизни, и занятия внешней жизни держат его до того вовлеченным, что у него с трудом находится момент подумать о жизни внутренней. Поэтому радость человека, ощутившего в себе внутреннюю жизнь, несравнимо больше, чем радости обычного человека, живущего, подобно пленнику, в своем смертном теле. И все же внутренняя жизнь не обязательно требует от человека особого образа жизни, или аскезы, или религиозного послушания. Занятие его во внешней жизни не имеет значения, ибо живущий внутренней жизнью проживает ее всю. Человек всегда ищет духовного человека среди религиозных людей, или среди тех, кого он называет добрыми людьми, или же среди обладающих философским складом ума, однако такое суждение не всегда бывает верным. Человек может быть религиозным, даже философом, но ни религиозность, ни доброта – не залог опыта внутренней жизни»

В Индии же или в Китае эта внутренняя жизнь бурлит в каждом разносчике чая, в школьном учителе, в нищем, просящем подаяние. И бездуховность Запада, о которой любят у нас рассуждать, – лишь досадное угасание «внутренней жизни» в масштабах страны или нации. Мне думается, что западные люди с восторгом путешествуют на Востоке как раз в поисках этой самой внутренней жизни, пытаются заразиться ей от местных. Одна моя западная знакомая сообщила недавно, что она хочет жить в русской деревне, при этом ей непонятно, почему ее преследует такое желание.

Многие зависят от внешних обстоятельств до такой степени, что внешнее окружение может сделать их другими людьми. Пробуждение же внутренней жизни устанавливает внутреннюю атмосферу, которую человек носит с собой. Находиться рядом с таким человеком – большое счастье.

В своих воспоминаниях И. И. Дмитриев описывает одну из привычек поэта Гавриила Романовича Державина: «Часто посреди гостей, особенно же у себя, задумывался и склонялся он к дремоте, но я всегда подозревал, что он притворялся, чтобы не мешали ему заниматься чем-нибудь своим, важнейшим обыкновенных, пустых разговоров». По сути, поэт занимался медитацией, причем прилюдно и в социально допустимых формах – «подремывал».


Воркшопный формат. Случай, когда человек строит путь своего духовного развития в форме платных мероприятий. В результате, вместо того, чтобы наблюдать за собой и работать со своими тонкими состояниями, он начинает оценивать качество выполненных услуг: «Стоил ли учитель потраченных денег?», «Не слишком ли скудна была пища на завтрак?», «Насколько были удобны кровати» и т. п. Все превращается в ресторан.


Воронка пристрастия. Компьютер, алкоголь… Чем бы человек ни занимался, эта воронка затягивает его и приводит к пристрастию. Отправился во двор побегать – привели домой пьяным. Решил походить по музеям, в первый же день простудился, потом неделю пролежал с компьютером на пузе.


Волны беспокойства. Иногда родственнику можно точно и ясно сказать, что, если, лежа на диване, он беспокоится о своих близких, придумывая сценарии катастроф, он посылает волны беспокойства, которые приносят его близким на тонком плане значительный вред. Вред тем самым людям, о благополучии которых он, так сказать, беспокоится.


Ворчание. Состояние психики, которое образуется при несовпадении амбиций и способностей. Человек пытается вторгаться в области, в которых ему не хватает ума разобраться, в результате он постоянно не схватывает как следует и начинает злиться. Естественно, злится он не на себя, а на окружение, на людей, на вещи, с которыми взаимодействует. Высказывая неудовольствие, он получает сопротивление извне, и тогда в нем формируется недовольство. Лечится это пониманием своей ограниченности, а в чем-то – и неспособности, что, в свою очередь, дает возможность учиться и совершенствоваться – или принимать мир таким, какой он есть.


Время созерцать. Пожилые люди с определенного времени входят в естественное состояние, когда уже невозможно действовать, но можно только созерцать. При этом они по инерции хотят действовать, у них не получается, поскольку в них начинает преобладать «растительная» природа вместо животной, но от этого они делаются несчастными. Однажды православного иерарха в высоком чине спросили, когда он был более всего счастлив? И он ответил, когда в молодости «сидел на дальних воротах» Печерского монастыря ключником. Это счастливое время и счастливая возможность, которую люди не используют и не ценят.


Врожденная справедливость. Она есть даже в игре маленьких котят – они играют по очереди. Некоторые важные качества – врожденные. В воспитании можно обращаться к этим изначальным чувствам, которые есть в каждом человеке: любви, справедливости, доброте, а не только руководствоваться советами детских психологов, в каких случаях наказывать, а в каких – нет. Помню по своему детству: справедливое наказание было не обидно; душа знает, что хорошо, а что плохо.


«Все, как я хочу!» © Майонез Махеев. Реклама, в которой используется один из самых распространенных мемов – «Будет так, как Я хочу!» не потому что это правильно, вкусно, хорошо или полезно, а потому что я. Мотивация, опирающаяся на эго человека. При этом можно не считаться ни с мнениями, ни с желаниями, ни с возможностями окружающих.


Вуаль второстепенного. В буддизме одно из высших и принципиальных понятий – «сострадание всем живым существам», тогда как понятие об иллюзорности бытия – лишь ступень к высшей цели. Но часто идея иллюзорности заслоняет главное – сострадание. Это касается всех религий, когда что-то основополагающее закрывается второстепенным.


Выжимание гормонов. Удивительно, как некоторые весьма неглупые люди подсаживаются на просмотр фильмов ужасов. Потом весь этот мусор сидит в голове годами, тогда как хорошие и полезные вещи улетучиваются через пару дней. Мне кажется, это способ обмануть гормональную систему и выжать из нее вещества, которые выделяются только в экстремальных ситуациях.


Выпадение. Человек может быть здоров, энергичен, но часто он вдруг теряет связь с тем, что происходит вокруг, погружается в свои мысли или в интернет, а когда выныривает из этого состояния, оказывается, что он выпал из контекста происходящего. Все равно что читать книгу, задуматься, перелистнуть несколько страниц, и уже непонятно – что это за персонажи вокруг? Такому человеку трудно в коллективных взаимодействиях, но, раз оказался на баскетбольной площадке, придется следить за мячом.


Высказывать мнение. Когда беседуешь со специалистом или с человеком знающим, появляется желание участвовать с ним в беседе на равных. Мы ведь живем в демократическом обществе! Но поскольку умных мыслей нет, приходится говорить банальности, «высказывать мнение», и от этого качество беседы сильно страдает.


Вязкость. Поведенческий паттерн, связанный с повседневными делами, когда в любой беседе бесконечно обсуждается одно и тоже. Возможно, такая вязкость связана со слабой работой воли, памяти и ума, потому понимание и решимость не запечатлеваются сразу, а постепенно награвировываются. К сожалению, этот прием вредит там, где требуются быстрые и решительные действия.


Второй экран. Еще способ оказаться в нигде, так называемый «второй экран»: смотреть балет и Инстаграм одновременно – значит не видеть ни первого, ни второго.

Г


Гасить креативность. Иногда человек перестает творить из-за опасений, что «это же придется делать»: лень как инстинкт самосохранения. Но секрет в том, что из придуманного сразу ничего делать не нужно, а стоит все собирать в копилку, давать отстояться и в некий миг сумма собранного может породить полезное, которое стоит воплотить.


Где-что-не-так. Состояние ума, когда человек сперва сознательно, а затем уже механически начинает искать «где-что-не-так». В результате он сосредоточивается на несовершенном, и красота уходит из его жизни. Начинается самоотравление, а за ними следом приходят болезни. Для разрушения государства используется технология, когда всех «подсаживают» на поиск недостатков. И тут нужно либо валить, либо революцию делать. Это трюк, потому что найти недостаток – одна сотая от умения его исправить.


Генератор страхов. Поскольку генератор страхов, когда не контролируется волей, работает автоматически, то и страхи берутся банальные – первые подвернувшиеся, что-то из прошлого, и закидываются в будущее. Человек, потерявший связь с миром, превращается в генератор своих собственных страхов. Образуется некая «самоиграйка», калейдоскоп с бесконечным числом сочетаний. Хотя мир вокруг не порождает и сотой доли придумываемого.


Глупое рвение. В России появилось множество школ индийской йоги, но с чрезмерно рьяными и педантичными западными инструкторами. Вместо оздоровления на таких занятиях куча людей набрала новых поломок организма. Я как-то спросил человека, прожившего в Индии около двадцати лет, об этом явлении, и он сказал, что индиец – не дурак, он себе, выполняя триконасану, вывихивать ничего не станет – он просто схалтурит, при этом искренними, преданными глазами глядя на учителя.

Так национальное безумие породило в российской эзотерике кастанедовские «прыжки с обрыва», буддийское «мира не будет, потому что меня не будет», гурджиевское (а на самом деле – из Успенского) «здесь и теперь», суфийские «пьянки с возлюбленными», саморазрушительная йога в стиле Павки Корчагина, агни-йоговские прятки от «конца света» на Алтае и многое другое, не менее захватывающее.


Город-гора. Средневековый город – это ведь перестроенная гора. Строительный материал – камни – добывался при врезании в скалу и выравнивании площадок под строительство. При этом нетребовалось топлива для обжига кирпичей, не нужно было перемещать камни на большие расстояния. И стоит уже сотни лет. Так и человек, развиваясь, может строить из того, что есть в нем самом, – это разумно и практично.


Гормон действия. Когда приходит сигнал извне, тело вырабатывает вещества, необходимые для совершения действия, но человек по какой-либо причине не действует, и тогда от этого гормона нужно избавиться. Обычно у нас это происходит через разговор или переживания, пока человек не выговорит этот гормон, он не может успокоиться. Действовать в России всегда было опасным и наказуемым деянием.


Гормональная реакция. В человеке существует очень важная способность мгновенно откликаться на внешнюю опасность – камень скатывающийся с горы, нападение хищника. В этот момент срабатывают гормоны, и совершается быстрое действие. Для выживания желательно, чтобы ум, работающий со скоростью внутреннего диалога, в этот процесс не вмешивался. Неувязка в том, что человек использует сильную механическую реакцию там, где этого не требуется, – например, в разговоре за чашкой чая или в переписке, отсюда выплески гнева и агрессии. Отклик получается преувеличенным и разрушительным.


Городская и деревенская ментальности. Заметил два основных ментальных отклика на успех окружающих. Человек городской культуры: «Отлично, у него получилось, значит, и у меня получится». Реакция человека культуры патриархальной, деревенской: «Выпендривается, хочет быть лучше других. Сидел бы да не высовывался! А то как бы чего не вышло».


Гуру – Дед Мороз. Некоторые люди ищут не учителя и не врача, а Деда Мороза. Приведя планомерно свою жизнь в запутанное состояние, они хотят избавиться от всех бед в одно мгновение. Учитель, он – что? Он лишь может показать, как пользоваться инструментами, а врач – выписать рецепт. Трудиться, пить лекарства и соблюдать режим придется самому.

Д


«Да ладно!». Формула или мем, убийца здравой или не здравой идеи. Можно серьезно предлагать человеку сделать что-то очень важное и полезное. А по окончании разговора, когда вы выйдете за дверь, будет произнесено волшебное «Да ладно!», сопровождаемое взмахом руки.

И все здравое окажется отброшенным, но при этом энергия, которая передавалась во время разговора, будет присвоена. Человек применяющий этот прием, в результате ставит себя выше тех, с кем общается, он надувает свое «я», используя эту формулу открыто, когда есть сила и власть, а при нехватке силы прячет свое несогласие за притворной вежливостью и проделывает это обесценивание, когда остается один. Удивительно, как с помощью этого простого механизма можно свести на нет недельные обсуждения. Таких незаметных и эффективных приемов-переключателей сотни, и удивительно, как с их помощью окружающих постоянно вводят в заблуждение.


Давление «быть экспертом». Состояние, которое испытывает человек, вынужденный постоянно доказывать свою компетентность во всех областях. Отсюда через скрытую соревновательность вместо радости появляется ревность к чужому уму. Решение этой проблемы найдено давно. В иудейском молитвеннике «Шомрей Эмуна» мне попадалась молитва, прославляющая Бога, читаемая ему при встрече с умным человеком. Когда приходит понимание, что знание – не собственность, а принадлежит всем, наступает большое облегчение. Встречал такое отношение у оксфордских и стэндфордских профессоров: радость от приобретаемого знания и стремление им поделиться.

Давление посредственностью. Состояние, в котором с детства находится любой талантливый человек. Либо он принимает решение, что он – другой, и начинает наслаждаться и пользоваться своим талантом, либо постоянно чувствует себя виноватым из-за того, что он не такой, как все.


«Дай мне совет, это очень важно для меня». Интересный сценарий. Человек спрашивает совета, а, получив его, далее поступает двумя способами. В первом случае, если совет совпал с тем, чего хотел сам человек, совет принимается. Окружающим сообщают, что все делается исключительно в рамках полученных рекомендаций. Во втором случае, если совет не согласуется с собственными идеями, его не оспаривают и не отбрасывают, а вежливо игнорируют, словно его и не прозвучало. Любая жизненная задача многомерна и требует исполнения комплекса рекомендаций. На протяжении нескольких лет человек, использующий этот сценарий, накапливает груз собственных ошибок, который однажды – через конфликт – полностью переносит на людей, которые когда-то давали ему советы.


Два важных умения. Первое – не создавать своими фантазиями каскадные кризисы родным и близким. Второе, более сложное – научиться не позволять устраивать их себе.


Движуха за деньги. Наблюдаю во многих областях: в только что родившихся, в городских, в арт-проектах некую бодрую подвижность, которая тут же прекращается, как только заканчиваются деньги. Серьезный проект обычно связан с чем-то глубинным в человеке и в мире вокруг него, он развивается из глубины, как растение. А амальгама, пленка на поверхности, исчезает на следующий день, не оставляя по себе материальных подтверждений своей полезности.


Двоичный интерфейс взаимодействия с миром. Этот эффект возникает, если человек использует упрощения: «свои – чужие», «белые – черные». Вероятно, это признак того, что человек этот оказался вовлечен в двоичный мир, посредством которого им эффективно манипулируют. Сперва его мнением, потом мыслями и, наконец, его жизнью. Деление на своих и чужих – простой и понятный интерфейс взаимодействия с миром. Он опирается на врожденный атавизм родоплеменного общественного устройства, когда мамонт один, а едоков много.


Двойное видение. Возникает, когда человек развивает в себе некое «двойное видение» – умение замечать и хорошее, и плохое одновременно, тогда его перестает бросать от любви к ненависти.


Делай раз-два-три. Наблюдаю, что устремления проявляются в уме в виде мыслей, затем они проходят эмоциональную экспертизу – стоит это делать или нет, и затем наступает самое трудное, когда это все должно выбраться на физический план и осуществиться. Если дело сделано, идет сигнал к нашему эмоциональному центру, а тот уже радостно бежит докладывать уму. Заметил, что люди, которые так поступают, успешны и целостны. Загвоздки возникают у тех, кто генерирует желания, мотивирует их правильными идеями, долго уговаривает себя и окружающих, а потом, вместо того, чтобы исполнить задуманное, растрачивает энергию на что-то первое подвернувшееся.


Делать добро. Считается, что делать операции и лечить зубы может только тот, кто этому учился. А вот почему-то делать добро ближним и всему человечеству может и должен каждый. Мне кажется, что делать добро иногда более тонкое искусство, чем владение бормашинкой.


Делиться планами. Не стоит доверять планы человеку, у которого нет энергии. В лучшем случае он промолчит, а, как правило, от собственного внутреннего страха и неуверенности автоматически начнет из ваших планов моделировать неудачный сценарий, а потом озвучивать его вам. После разговоров с таким человеком чувствуется опустошение, тема не важна – все будет плохо.


Держаться на поверхности понятного. Когда человек механически погружается в область непонимания, он, чувствуя неуверенность, начинает нервничать, и затем уже эта сильная эмоция совсем отключает мозги. Ехал в такси, шофер, наслушавшись всяких радиостанций, забирался в разговоре в сферы, неподвластные его пониманию, бурлил, злился. Приходилось всю дорогу держать его на поверхности, задавая вопросы: сколько сейчас времени или какая температура на улице. В эти моменты он был вполне счастлив – знал ответы.


Детской травмы мемориал. Он разглядывал огромную гранитную статую своей детской травмы, созданную для него большой группой мистиков и психологов. Статуей этой оправдывались выкрутасы, которым он предавался всю свою жизнь. «Не советовал бы я вам, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение…»


Диагноз по «аватарке». В соцсетях почему-то принято считать, что, если человек в беседе странно себя ведет, значит, у него просто небольшие психологические трудности. И все участники беседы устремляются ему помогать и что-то втолковывать. А там уже по сетевому псевдониму или «аватарке» можно понять, что это не психология, а психиатрия. Мне кажется, не стоит считать себя достаточно квалифицированным, чтобы общаться с такого рода людьми без специального образования.


Диссоциация. Мы имеем привычку отключаться от своих неурядиц посредством мыслей о друзьях и родственниках. «Что-то с утра болит нога, а как там, интересно, внучек себя чувствует? Что-то зубки поздно режутся». И нога уже не болит. Этот механизм заметен повсеместно, не только в семейной жизни. Думали и беспокоились о «кубинских коммунистах», а у самих, в собственной стране, «в сортирах разруха». Проблемная сторона такой диссоциации состоит в том, что если ею увлекается человек с сильным магнетизмом, он может виртуально сформировать пугающий его образ, а уж если проект очерчен, рано или поздно по этой схеме что-то и произойдет. Можно назвать это бессознательной негативной алхимией. По себе знаю: обсуждать других – способ бежать от собственных трудностей.

В музыке, кроме эстетического аспекта, присутствует сильнейший компонент – диссоциация. Диссоциация – способ отстраниться от боли, страдания и тревоги. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Это, в свою очередь, защищает от тяжелых, непереносимых эмоций. Если посмотреть на музыку с этой стороны, то казачьи, воинские песни, на мой взгляд, – самые сильные. В них прокручиваются сценарии смерти, разлуки, иногда торжество над ними или принятие и смирение. Не все казачьи песни такие, но вот песня «Не для меня», по-моему, вершина этого направления.


Дистилляция. За молитву, медитацию или размышление лучше браться, установив внутренний покой. Если делать это поверх беспокойства и блуждающих мыслей, все придет в еще больший беспорядок, поскольку в этом процессе происходит дистилляция того, что в данный момент находится внутри нас. Можно остаться с теми же бедами, но в концентрированном виде.


Для окружения. Есть такое кино, которое снимают не для зрителей, а чтобы удивить коллег. Программируют, чтобы кто-то за соседним столом на работе ахнул от применения редкого алгоритма. Надевают дорогие часы не для того, чтобы узнавать время, а дорогую одежду – чтобы кто-то обзавидовался. Так, правильные и нужные вещи теряют свое изначальное предназначение. Технически взаимодействие с миром преломляется через оценки окружения и таким образом теряет первоначальные импульсы.


Дневник. Иногда дневник может стать записью разговора высшего с низшим внутри нас. Голос этого высшего мы слышим лишь временами, поэтому лучше записать, чтобы не потерять. Однажды, когда я перечитывал дневник двадцатилетней давности, меня потрясло: неужели я об этом уже знал так давно? А потом понял: это было не укорененное знание, а лишь его проблески.


Добро и зло. Заметил, что механическое деление на добро и зло проводится в равных пропорциях. «Ну сделал что-то плохое, потом сделал что-то хорошее». В реальном же мире, чтобы построить дом, требуется год, а взорвать его можно за двадцать секунд. Получается, что созидание и разрушение имеют во времени разный потенциал. Иногда отношения, которые строятся годами, могут быть разрушены за пять минут утраты контроля.

Мне тут увиделась механическая работа ума, попадающего в капкан двоичной логики. Как раз в кругах людей, занимающихся эзотерикой, гуляет концепция равенства хорошего и плохого.

Естественно, всегда есть возможность смотреть с той или с другой стороны, это двоичная логика, но можно смотреть сразу же на две или большее число сторон, не вставая ни на одну. Меня скорее поразило, что в повседневных рассуждениях механически выравниваются две силы, что в перспективе космической правильно, но в моменте скорость протекания процессов не одинакова, и на вопрос: «Была создана гора или разрушена равнина?», я бы ответил: «И то, и другое, но с разной интенсивностью».


Домик улитки. Если человек действует из зоны внутреннего комфорта, жизнь становится значительно продуктивнее и гармоничнее. Это можно описать как постоянное движение изнутри наружу и обратно, как дыхание. Если человек начинает куда-то рваться, он теряет покой и становится, как улитка, потерявшая свой домик, уязвимой и неприкаянной. Вспоминаются 1960-1970-е годы – кресло, торшер, книжка стихов Басё, Моцарт на хриплом проигрывателе, сигаретка и чашечка кофе. Вот это был настоящий домик улитки.

У меня есть приятель, очень талантливый человек, лет пятнадцать назад он купил домик в Крыму в маленьком поселке. Там все понятно – пристань, магазин, кипарисовая аллея, родник, Ванька, Ленчик, Тонька, Ленка и Тамара Петровна. Он сутра стоит на причале с удочкой и смотрит на море. Там его считают разведчиком на покое. Очень уважают, но не беспокоят. Там ему хорошо. Он сперва ездил на пару месяцев, потом на полгода, а теперь он месяц живет в Москве, а остальное время там.

«Зона внутреннего комфорта» – это глосса (совокупность понятий), набор меняется в зависимости от человека и обстоятельств. Можно сказать метафорически: человек играет в шахматы и делает свои ходы только после того, как его партнер (внешний мир) сделал свой ход. Сбившись с ритма, бывает, понаделаем кучу ходов, не дожидаясь ответных, а это все запутывает. Партию приходится либо насильственно заканчивать, либо отматывать все назад.


Достаточное усилие. Во всяком деле, как в прыжках в высоту, прыжок под планкой не считается. Для вывода спутника на орбиту требуется «достаточное усилие». Как умение зажечь спичку: если вяло тереть, сера сотрется, если слишком сильно – спичка сломается. А как мы учимся кататься на велосипеде? Описать процесс в деталях невозможно, но при «достаточном усилии» все получается. И в творчестве, и в бизнесе требуется некое общее, многомерное усилие, иногда в несколько лет, с высокой степенью осмысления пространства вокруг и внутри нас.


Драконы и фениксы духовного развития. Опять в одной из бесед всплыла тема «здесь и теперь». За многие годы это уже стало похоже на разговоры про драконов и фениксов, которых никто не видел, но где-то про них слышал и читал. Поскольку единого описания нет, каждый сам придумывает что хочет, – про исчезновение прошлого и будущего и т. п.

Представьте человека, находящегося в зоне пограничного контроля, его спрашивают: «Откуда летите?» – он не помнит, поскольку прошлое для него перестало существовать. «К кому и по каким делам?» – опять молчок, раз будущее исчезло.

Одно из немногих определений такого состояния, которое можно принять и с которым можно жить, дал Владимир Соловьев в своем романе «Очарованный принц»: «Величаво и торжественно, в содружестве звезд, плыла земля сквозь голубую мглу ночи, ветер шелестел в деревьях, кричали ночные птицы, благоухала трава, обильно увлажненная росой, билось сердце в груди Ходжи Насреддина – и во всем этом он вдруг ощутил с полной несомненностью свою веру и понял ее, хотя назвать еще не умел. Переполненный порывом, восторгом и беспредельным счастьем любви к миру, чувствуя ответную, такую же беспредельную любовь живого мира к себе, сливаясь со всем сущим вокруг, но не растворяясь в нем и сохраняя себя, – он шагнул в одно из тех драгоценных мгновений, что соприкасают человека с великим и вечным круговоротом жизни, куда смерти доступа нет и не будет!».


Друг это ваза. Существует заблуждение, что друг или духовный наставник – это человек, на которого можно сваливать весь свой мусор. В результате они превращаются в мусорные бачки. Друга нужно беречь и делать все, чтобы к нему от нас приходило только лучшее. Такая благородная форма дружбы встречается на Кавказе.


Дружелюбие и трудолюбие. Две важнейшие черты, необходимые человеку для успешного существования. Трудолюбивого человека не нужно манипуляциями принуждать делать необходимое – учиться, помогать по хозяйству, работать над собой, это базовый принцип, он высоко и вне зоны манипуляций. Трудолюбивому все равно – на пианино играть ли, решать уравнения, выносить ведро, все это не вызывает внутреннего сопротивления. Только трудолюбие еще должно быть созидательным – «умным». Играя с детьми в горизонтальные шашки – «почему не сделал то, почему не выполнил это», они путем эволюционирования и совершенствования вранья мастерски находят самые оптимальные отговорки: маме – «голова болела», папе – «я за справедливость бился». Дружелюбие необходимо для позитивного настроя самого человека и уже как побочный продукт оно требуется для построения социальных сетей («не имей сто рублей, а имей сто френдов»).

Вопрос, как эти качества сформировать. Личным примером часто не получается: у нас любят восхищенно посмотреть всемером, как один лопатой копает. Наверное, некое число попыток дает несколько проблесков, в которых человек постепенно учится получать радость и энергию из ситуаций, в которых раньше он тратил энергию.

Беседовал с одной голландской знакомой, и она добавила еще два качества – стремление к идеалу и надежность. Для голландцев, насколько я понял, это уже генетически необходимо. Сделал плохо – дамбу размыло или корабль затонул.

А еще я заметил, что система поощрений и наказаний при неправильном применении как раз вводит в поле манипуляций. Развивается эдакое корыстолюбие, а если желаемое получить не удается – пофигизм. Как забраться выше, туда, где источник реки? Сперва обретаем «любие» (греч. «филео»), а затем его применяем ко всему.


Думать о других. Почему люди любят думать о других и интересуются чужими делами, часто запуская свои собственные. Когда думаешь о своих делах, примешивается собственное «я» – с физиологией и эмоциями, мешающими процессу мышления. Когда думаешь о других, в основном все происходит в голове. Как сказал Гоголь в «Мертвых душах»: «Человек мудр, умен и толков бывает во всем, что касается других, а не себя».


Духовное возьмет и не поможет! Люди с трудностями в повседневной жизни думают, что нечто «духовное» им точно поможет. Если человек ленив, невнимателен, но при этом самолюбив, именно эти качества помешают ему решать личные задачи. Вероятно, поэтому начинать нужно не с мечтаний о неведомых мирах, а со своей собственной жизни, с простых бытовых вещей.


Духовный алкоголизм. Духовное развитие – это изменение жизни и мира не только внутри, но и вокруг. Но иногда начинают думать, что главное – переживание разнообразных внутренних событий с помощью практик. Последнее скорее напоминает алкоголизм, когда по вечерам каждый раз пьют что-нибудь новенькое.

Ж


Жизнь как сад. Не все, что посадил, выживает, не все приносит плоды, от некоторых растений вдруг появляется косвенная польза, но, чтобы дождаться плодов, требуется терпение. Выращивая что-то большое, хорошо при этом растить что-то мелкое на пропитание, чтобы голод не стал причиной гибели большого дела.


Жить в наборе персонажей. V некоторых людей есть потребность окружать себя неким набором персонажей, как в комедии-дель-арте: Мальвина, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пульчинелло, Доктор, Скарамуччо… Часто в спектаклях комедии масок нет сценария, есть лишь канва, остальное – импровизация, основанная на правилах и чертах персонажа. Есть люди, которые на протяжении жизни бережно этот набор формируют и поддерживают, то есть лучше всего у них получается видеть и ощущать себя через этих внешних персонажей. Кому-то нужен друг, постоянно находящийся рядом, кому-то – конкурент, кто-то везде найдет себе врага – за десять минут, в любом кафе. Следующий шаг – перенаправление внимания внутрь себя и последующее его проецирование вовне. И тогда не так важно, кто оказывается в поле зрения. Жизнь пишет сценарии и создает персонажи самые удивительные.


Жонглирование. Овладение сложным навыком часто происходит не постепенно, а через перелом – так учатся жонглировать тремя предметами, например. В этом процессе есть что-то нелогичное, нужно бросить третий мячик, пока второй еще в воздухе. Тренируясь, человек тратит много времени без видимых результатов, раздражая окружающих. Но вдруг однажды у него начинает получаться.

З


Задавать вопросы – и не делать. Существует устойчивое мнение, что задавать вопросы – это хорошо. Даже появилось направление – задавание вопросов как образ жизни. Но полученный ответ ведь нужно понять, а как это сделать, не имея механизма понимания? Без разумения даже самый мудрый ответ – бессмысленный набор слов. Поэтому в умном делании и существовала молитва «Господи, вразуми!».

Заговор. В фольклоре почти всех традиционных культур существует заговор: сначала описывают все возможные трудности, а заканчивают неким заговором, который должен поставить точку. В жизни есть люди с такого рода архаичным поведением: они хотят сказать последнее слово во всяком разговоре и запечатать состояние беседы в том состоянии, в каком им удобно, словно бы подытожить все на понятном для них уровне. В противоположность этому великий фармакогност Бируни любую свою книгу завершал фразой «Но Аллах лучше знает» и этим оставлял пространство разомкнутым.


Закваска. Пребывание в красивом и сильном месте не дает возможность физически взять его с собой, но можно взять некую закваску – увезти к себе домой тишину храма или красоту леса и начать у себя дома, изнутри самого себя, это состояние выращивать.


Закрывалка. Прием, с помощью которого человек закрывает возможность развития той или иной ситуации. Это инструмент древней защитной природы в крайней форме проявляется в виде аутизма. «Ой, мама, мамочка, роди меня обратно». Сидеть, закрывшись в комнате, и застревать в интернете. Если дать этому механизму развиться, он постепенно понижает в человеке уровень энергии, а поскольку на пониженной энергетике всякое дело проваливается, человек перестает делать что-либо конструктивное, связанное с окружающим миром.


Замена инструментов. По мере эволюции человек нуждается в замене старых инструментов на новые. Это касается и мышления, и восприятия. Пусть двоичная логика хорошо срабатывает на определенном этапе жизни, однако наступает время, когда она не только дает сбои – она начинает мешать. В мышлении это развитие выглядит так: простая реакция → рассудок → память интуиция → прозрение. Особенно опасно, когда какая-то часть человека развилась достаточно – например чувства, – но сознание продолжает использовать бытовую логику. Тут происходит разрыв и разрушение привычных жизненных схем. Так, человек может стать неуспешным в работе или в отношениях с людьми.


Запись разговора высшего с низшим. Почему стоит записывать посещающие нас умные мысли? Мы не находимся на верхних этажах своего сознания. Лифт иногда случайно поднимается туда, двери открываются, мы что-то видим, двери закрываются, и мы едем вниз, в свое обычное состояние. Внизу увиденное наверху забывается. Записывая, мы присваиваем то, что дается нам проблесками: записная книжка становится выносным умом, к которому можно обращаться.


Заряженность вопросом. Увеличивает вероятность получения ответа. Поездки в Индию, хождение к старцам, посещение семинаров без этой заряженности – трата времени, дальше последуют лишь беспомощность и растерянность: вроде везде побывал, а толку нет.

У меня есть один знакомый, он на почве эзотерики сделался немного не в себе: сидит в сети и задает вопросы всем, начиная от Далай Ламы и заканчивая астрологом из ближайшего салона. Иногда получает ответы, но никакого толку ему от них нет. Ответы приносят пользу, когда человек сам в себе ищет решение, а не пытается списать его с последних страниц учебника. Получая ответ не от своей души, а от кого-то еще, человек оставляет себе возможность оправдывать свои ошибки – дескать, ему так посоветовали.


Затаскивание в эксклюзив. Все мы в жизни сталкивались с ситуациями, когда кто-то из близких требовал нашей эксклюзивной помощи, не общих советов, а детализированных рекомендаций, участия и особого отношения. Если у человека есть талант и силы, он может использовать их на пользу многим, и при этом его способности и силы приумножаются. А если же нас затягивают в индивидуализированное пространство и принуждают различными способами тратить энергию на разрешение бесконечно мутирующих личных трудностей, как правило, таким способом присваивается чужая энергия. Если человек не писатель и не психолог, лучше держаться подальше от таких предложений уединиться и что-то обсудить «с глазу на глаз». После нескольких лет такой помощи можно в результате получить конфликт и разрыв отношений после отказа взаимодействовать в подобном персональном формате.


Затычка. В жизни человека это набор факторов, сохраняющих установленный порядок, но при этом не дающих его изменить, когда это требуется. Такая пробка становится особенно заметной в случае пристрастия к чему-либо: к курению, еде, интернету, ночному бдению и т. д. Умение ее приоткрывать может значительно повлиять на судьбу – так запускаются каскадные изменения.


Захват матери. Ребенок использует мать для выживания, потому что не имеет сил и опыта себя прокормить. Но с развитием социального эго ребенок, поработивший мать, часто начинает осуществлять свои бредовые идеи.


Захват рационального иррациональным. Сказка о рыбаке и рыбке. Иногда кажется, что тот или иной спор или конфликт хорошо и правильно аргументирован. Это на поверхности, а на самом деле бессознательное, захватив рациональный ум, с помощью аргументации, построенной рассудком, занимается реализацией скрытых от самого человека невидимых целей. Например, бабушка приехала в гости, в традициях древнейшего, ископаемого матриархата стремится доминировать и повелевать. Но как? Комментариями типа «сними тапочки, надень босоножки», «почему ты не хочешь пойти погулять?» (восемь раз за полчаса) и т. п. Дело не в тапочках и не в прогулке, дело в «тираническом эго» (у суфиев – нафс аммара), которое подтверждает свою значимость, только кем-либо командуя, даже если эта власть иллюзорна и за нее придется заплатить скандалом и сбором чемодана. Такое можно наблюдать в постоянной, внешне благодетельной, опеке и преследовании собственных детей или подчиненных на работе («Товарищ Ким Ир Сен осуществил руководство на местах»). Этот нафс, по воззрениям суфиев, не столько тиранит окружающих, сколько, в первую очередь, самого человека и уже далее распространяется вовне – подобно тому, как недовольный не только утомляет себя, но также разрушает атмосферу места или ситуации. Следующая ступень в эволюции человека – нафс, уже очищенный покаянием (нафс ляувама), в этом состоянии человек признает свои ошибки. Сердце смягчается, и человек позволяет миру и обстоятельствам быть такими, какие они есть

Тут есть связь с эволюционным состоянием человека и его поведением. Мы часто пытаемся что-то менять в поведенческих проявлениях и не готовы принимать человека таким, какой он есть, особенно когда это разрушительно для ситуации. Насколько мне известно, в Тибете есть традиция, согласно которой пожилые родители уходят из основного дома в маленький, на задах двора. Старшим в семье становится самый дееспособный. Это, заметим, не наказание для родителей, а их заслуженная пенсия, отдых. Они гуляют, ходят на богомолье. Вот такой социально одобряемый эволюционный переход. У нас же человеку девяносто, голова уже совсем не та, а все равно нужно чем-то управлять. И еще, кстати, традиционно вот что: пожилой человек должен вносить в жизнь молодых уверенность, спокойствие и доброжелательность; у нас же, в России, наоборот: пожилые люди – это источник постоянного беспокойства.


Захват управления. У некоторых людей при недостатке или при размытости моральных и этических принципов периодически в кабину пилота врываются разные персонажи и начинают «управлять самолетом». Мы думаем, что имеем дело с надежным аппаратом, в котором за навигацией следит ответственный капитан. А там за штурвалом может оказаться идея питья каких-нибудь особых БАДов, о которых рассказала соседка. Завтра будет управлять газетная статья о вреде электричества. Навязчивые идеи – не совсем правильное определение: не идеи нам навязывают себя, это свойство психики некоторых людей – хватать и удерживать идею и попадать к ней в рабство. Причем те, кто так инфицируется, агрессивно пытается заразить этим окружающих. На Востоке ловят обезьян ловушкой – глиняным кувшином, в котором лежит банан. Кувшин этот привязывают к дереву, обезьянка запускает лапку внутрь, хватает банан, но уже не может его отпустить, даже когда к ней приближается охотник. И так тысячи лет, на глазах у своих соплеменников. Одержимость коренится в самых глубинных инстинктах.


«Здесь и теперь». Состояние психики, о каком мечтают многие самодеятельные эзотерики и желают оказаться в нем как можно скорее и навсегда. Однако нечто очень похожее испытывает человек, страдающий старческим слабоумием. Вряд ли длительное пребывание в этом состоянии могло бы кому-то понравиться. Насколько я понимаю, такие глубокие и захватывающие состояния как «самадхи», «просветление», «здесь и теперь», «фана», «постижение» – это клавиши на фортепиано, которые нажимаются лишь в определенное очень важное для человека время и в определенных обстоятельствах. Именно это образует гармоничную мелодию и полифонию жизни.


Золото храмов. Вполне можно понять: когда бабушка живет в убогости, чуть не в землянке, но все же может прийти туда, где тепло, светло и красиво, где звучит музыка, пахнет розами и ладаном, в метафору лучшей жизни, проекция рая. Это дает надежду, что есть место лучше, на будущую жизнь – и силы держаться.


Зона компетенции. Если личного ресурса не хватает, приходится привлекать энергию извне – все равно что брать в долг, привыкнуть жить взаймы, а потом оказаться без этого привычного финансирования. Я знаю одного человека, который занимался горными лыжами всего два раза в жизни: первый раз в 18 лет – травма позвоночника, в 39 – перелом ноги с разрывом связок. То есть у человека двигательный центр проблемный и он вообще-то должен ходить по стеночке. Как только человек выходит из зоны своей компетенции, ему тут же требуется энергия извне – врачи, родственники, страховщики, сиделки и проч.


Зона непрозрачности. Наблюдаю интересное явление. Одаренный человек прилагает максимум усилий в различных областях – в профессиональной, личной, духовной, социальной – и практически не прогрессирует, даже наоборот: любое дело или отношения поначалу идут очень хорошо и обнадеживающе, но постепенно сворачиваются и умирают. Мы стали анализировать группу ситуаций и обнаружили, что все описанные выше люди имеют некую общую черту – «зону непрозрачности». Что это такое? Кажется, что человек открыт и доброжелателен, он ведет переговоры, общается, но что-то его партнеру кажется непонятным, остается некая темная зона, пятно, содержимое которого неизвестно. Это не обязательно что-то плохое: человек, возможно, хранит в этой области сентиментальные воспоминания, что-то ценное для себя. Но окружающим кажется, что с человеком что-то не так, что он себе на уме и от него можно всякого ожидать. Ситуации оказываются подвешенными, ему не говорят ни «да», ни «нет». Бывают люди сознательно закрытые, и они себя таковыми считают и строят соответствующие отношения, здесь же речь идет о человеке, который себя считает открытым и понятным и даже не догадывается, что в нем есть такая «темная зона». Дела не идут, контракты не подписываются, личная жизнь не устраивается.

Глупо требовать от человека быть открытым круглосуточно. Иногда мы общаемся и вдруг видим, как человек улыбнулся, секунда – и нам все про него ясно, он нам понятен и не страшен, мы смогли «прочитать» его, сделать некий рентгеновский снимок. Отсюда в бизнес-культуре «баня-пьянка-драка-подписание договора» – и так не только в России. Приятель рассказал историю про некоего швейцарского финансиста, заработавшего много денег в России в начале 1990-х. По окончании учебы его пригласили на некий банкирский вечер в Берне, где обсуждали бизнес-проекты с Россией, он с непривычки напился, буянил, говорил, что ему тут все скучно, и заснул под столом. Утром подумал, что все пропало – отнюдь! Его признали достойным, как раз такой и нужен был для посылки в Россию. Оказывается, это важное умение – открываться полностью, хотя бы на одну секунду!


Зона хаоса. Почти у всех людей есть странная привычка какую-то часть своего дома держать в хаосе. Балкон ли это, ванная комната, шкаф или папка в компьютере. У нас дома это выдвижной ящик с мелочами в шкафу. С удивлением обнаружил в нем, помимо медальонов, четок и ключей, десяток неработающих часов. И тут вдруг увидел, что Хаос связан Хроносом, божеством древнегреческой мифологии, его породившим. Такое место, с одной стороны, хранит в себе уходящее и даже ненужное, а с другой – потенциал, из которого в будущем может развиться что-то новое. Что-то в этом есть глубинно сакральное – хаос как противовес логосу.

И


Идеал. Идеал как эталон позволяет человеку стремиться к лучшему. В следовании идеалу есть несколько опасностей:

1. Сверять с идеалом окружающих, не применяя его к себе.

2. Настаивать на идеале там, где нет возможности его применения.

3. Не соотносить идеал с возможностями окружающих и обстоятельствами.

4. Создавать идеалы фантастические, невозможные в действительности, и требовать их осуществления от себя и окружающих.


Иерархия отношений. Отношения должен выстраивать более понимающий и ответственный человек. А то может получиться как в современной педагогике. Об этом было недавно сказано в большой статье в «Нью-Йоркере»: мы слушаемся своих детей, а они – маленькие глупцы.


Иероглиф-город. Город – не пятно и не точка, это скорее набор линий, по которым мы перемещаемся: оттуда, где живем, – туда, где работаем, дороги к друзьям или к родственникам, путь на дачу. Получается, что город – это иероглиф, и если он начертан красиво и правильно, жизнь на этих линиях, в таком месте легка и прекрасна.


Игра на понижение. Есть люди, которые постоянно снижают уровень коллективной энергии. Метод простой: они делают замечания, которые схлопывают многомерное видение в примитивную схему. Таков механизм форматорного мышления, которое из всего делает кирпичи. Возможно, таким образом они компенсируют свою неуверенность, пытаясь привести все в то место, где они чувствуют себя удобно.


Игра у стенки. Иногда чье-то внимание к нам на поверку оказывается нашим собственным вниманием, направленным на этого человека. И как только мы перестаем направлять свое внимание на него, он вдруг перестает нас замечать. Оказывается, ты сам смотрел на себя.


Идея и среда. Всякое действие или движение совершаются в определенной среде. Чтобы вырастить из семечка прекрасный цветок, требуется земля, вода, воздух, свет и тепло. Без среды цветок останется лишь красивым образом, семя которого через несколько лет не сможет дать росток, потому что даже у семени есть срок. Наблюдаю множество ситуаций с хорошими идеями, лишенными экосистемы для их развития. Ведь нетрудно же сидеть на диване, что-то придумывать. Когда эти придумки пытаются реализовать во внешнем мире, оказывается, что для осуществления этих красивых и полезных идей нет ресурсов. Идея одна, поймать ее – дело незатейливое, а вот построить систему, в которой она должна выжить, нелегко, поскольку такая система состоит из тысячи компонентов, многие из них метафизические и не описуемые словами.


Изобретательность. Внезапно понял, что в современном искусстве изобретательность стала важнее мастерства. Сыграть на гитаре и что-то спеть могут миллионы, а вот написать хорошую песню – только десять человек. Получается, что сперва креативность, а потом уже это подкрепляется умением. Найти для колодца правильное место, а потом уж копать. Я слышал об одном гитарном мастере, который жил в нищете. Он три года делал одну гитару, а потом просил за нее столько денег, что никто не мог заплатить. Вот оно, мастерство в изолированном от мира состоянии. Другая крайность – фантазирование под видом креативности, когда человек придумывает вещи, которые ни он сам, ни кто другой не может осуществить.


Иллюзия. Людей, развлекающихся с буддийской концепцией «всё вокруг нас – иллюзия», можно порадовать: их любимая концепция – тоже иллюзия. Ошибка в том, что такие люди переносят свое миропонимание на окружающую действительность, которая работает в другой системе. Психотерапевтический прием, возведенный в высокую философию, описывающую мир. Заявления «все вокруг и внутри нас – иллюзия» забавны, ибо у понятия «иллюзия» есть противоположность – действительность, а она в таком случае исчезает. А люди погодя начинают пить антидепрессанты и не могут понять, откуда это у них.


Ингибирование. Мы часто ингибируем (останавливаем) друг друга от совершения каких-либо дел. Человек говорит: «Хочу завтра начать бегать по утрам». А мы ему: «Давай лучше вечером, и тебе еще нужно купить водонепроницаемые кроссовки и лучше не бегать, а ходить!» Мы внесли свои «семь копеек» и развалили человеку мотивацию. Завтра он будет спать до двенадцати. Причем мы вроде бы совершили хорошее дело – поучаствовали в начинании. Внутренние процессы, они вегетативные, в этом случае все, что от нас требуется, – давать тепло, не закрывать от света и поливать.


Инъекция самостью. Ему 25 лет, у него в Ростове было три цементных завода, но сейчас он временно подрабатывает официантом в «Пекарне Мишеля» в Москве. Встречаю таксу-ющих бывших владельцев пяти мебельных салонов в Сочи! Как-то стало много таких создающих для себя миф компенсирующий гоголевского «маленького человека». Возможно, это помогает психологически, но такая инъекция самости в исполняемое дело приводит к тому, что люди со скрипом делают то, что должны делать, от этого у них мало шансов совершенствоваться. Вместо дела энергия уходит на поддержание видимости.


Интернет в голове. Провел опрос среди друзей и знакомых, на каком вдохе-выдохе человек теряет концентрацию, пытаясь удерживать внимание на одной мысли. В среднем, мысль во всей полноте держится два-три вдоха-выдоха, затем появляется новая. Возможно, серфинг в интернете стал настолько популярен из-за того, что он напоминает процесс мышления. Вдохнул-выдохнул-кликнул. Более дешевый вариант народного интернета – двадцать телеканалов и пульт в руках умелого человека. Перепрыгивает с канала, чтобы не видеть рекламу, а там точно такая же – или магазин на диване. Получается, что книги, телевидение, сеть – проекции нашего внутреннего интернета. Такая скорость мышления лишь позволяет человеку генерировать мнение, но не понимание. Для понимания чего-либо требуется некоторое погружение. Аппинг – прыганье по каналам – появился с изобретением пульта. Именно легкость нажатия на кнопку делает процесс сходным с мечтанием. Один мой знакомый маленький мальчик, как только в доме нужно было что-то включить, несся туда со словами «Я на кнопку нажму!» Вовремя нажал кнопку – разбогател, не вовремя —…

Как говорил Хазрат Инайят Хан, «Воображение – это неконтролируемая волей механическая работа ума» Так же, как засасывает человека сеть, его засасывает внутренний механический серфинг по собственному воображению и иллюзиям.


Информационная диета. Важный жизненный навык, от которого зависит общее состояние человека, и духовное, и физическое. Если человек не может переварить привокзальный беляш, он, употребив его, заболеет. Так же и с новостями.

К


Кармический бизнес. Иногда натыкаешься на чью-нибудь предпринимательскую затею и удивляешься, зачем она вообще существует? Прибыли нет, кормятся какие-то бездельники. Затем, при внимательном рассмотрении, оказывается, что все сотрудники как-то по жизни связаны с владельцем. Сокурсники какие-то непутевые, родственники или сослуживцы по горячим точкам. И это просто жизнь, а не бизнес.


Карта. Духовность и описание состояний – это работа с картами. Когда они изучены, прокладывается маршрут и можно идти. А можно до конца жизни с этими картами разбираться, ни разу не побывав в описываемых ими местах.


Каскадный кризис. Люди садятся утром за стол позавтракать, а встают, договорившись до развода. Механизм прост: отсутствие контроля механической работы ума. «Надо, чтобы было красиво, картину повесить. Да, для этого нужно просверлить дырку в бетоне, дрель не берет. Может, взять перфоратор, кстати, заодно в углу подмазать, там обои отслоились. Сколько лет уже не можем поменять обои. Никому нет дела, бьешься тут с утра до вечера. В то время как некоторые…» Настроение испорчено сперва себе, потом окружающим. Выход – через скандал. Инайят Хан однажды сказал: «Воображение – механическая работа ума, не контролируемая волей, если же оно контролируемо волей, оно становится мышлением». Ежесекундно вокруг нас возникают такие каскадные кризисы в отношениях, и дома, и на работе. Сперва пожар начинается в собственной голове, потом перебрасывается на окружающий мир. Мне думается, как раз для этого и существуют культура мышления и этика отношений с окружающим миром, чтобы держать «внутреннее горение» под контролем.


Катализаторю Есть люди-катализаторы. Большая ошибка, когда таких людей окружающие используют как расходный материал в житейских конструкциях. Иногда он и сам себя – бессознательно – расходует таким образом: скрипка вместо ножки для табурета. Особенность катализатора – в том, что он, ускоряя процесс в несколько раз, сам, в идеально проведенной реакции, не входит в состав конечного продукта. Однако самому за себя решать, к какой категории принадлежишь, опасно, потому что позиционирование это не линейное, а многомерное, и, если ты в действительности не катализатор – сделаешься бездельником и занудой.

Конец ознакомительного фрагмента.