Вы здесь

В поисках совершенства. Книга о том, чего хотят сотрудники от своих работодателей. Глава 5. Какие дополнительные обязанности из тех, которые вам не предлагались или не предлагаются, вы бы хотели на себя взять? (Т. Э. Линдеберг, 2012)

Глава 5

Какие дополнительные обязанности из тех, которые вам не предлагались или не предлагаются, вы бы хотели на себя взять?

Я ожидала, что ответы на этот вопрос могут частично совпадать с ответами на предыдущие вопросы, что подтверждало бы ранее сказанное, но я также надеялась, что услышу и что-нибудь новое.

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ОФИСОВ

«Я бы очень хотела принимать активное участие в развитии наших филиалов, организовывать их работу»…

Мне было приятно это слышать из уст этого человека, так как мы собираемся в будущем расширяться, а эта сотрудница играла важную роль в организации новых филиалов. Поэтому считаю, что ее участие в открытии филиалов будет существенным.

Сотрудники хотят:

• активно участвовать в открытии новых филиалов компании в разных регионах.

НИКАКИЕ

«У меня и так слишком много обязанностей»… «Как у директора по развитию у меня полно обязанностей, руковожу офисом и создаю новые услуги»… «Новых обязанностей в данное время брать не хотелось бы»… «Никаких, слишком загружена»… «В настоящее время у меня их полно, и уменьшения нагрузки не предвидится, к тому же Елена помогает находить потенциальных клиентов по Интернету»… «У меня недавно прибавились обязанности директора по развитию, поэтому пока, думаю, этого достаточно»… «Все отлично, не хочу ничего менять»… «У меня и так много обязанностей»… «С наступлением кризиса у меня прибавилось обязанностей, пока достаточно»… «У нас маленький отдел, все обязанности распределены»… «Пока достаточно обязанностей. В будущем, когда кризис закончится, может быть, взяла бы на себя дополнительные, например, организацию какого-нибудь мероприятия, конференции или завтрака»…

Хорошо, когда сотрудники заняты. Я была рада, что так много сотрудников довольны своим положением. Однако отметила, что некоторые считают себя слишком загруженными. И еще у меня сложилось впечатление, что двух сотрудников вообще мало что волнует, они давали нейтральные ответы на все вопросы.

Сотрудники хотят:

• не брать на себя дополнительные обязанности, но не всегда.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

«Обязанности прибавляются, ничего не поделаешь»…

Мне ответ показался скучным, безопасным. Ничего страшного – хорошая команда может сложиться из разных людей.

Сотрудники хотят:

• то, что им дают, иногда.

ОБУЧЕНИЕ

«Тренинги для новых или старых членов команды или принимать в них участие. Могу также провести семинар по сбору информации для страховой индустрии»… «Я силен в продажах и могу организовать семинары для всех по продажам, поделиться опытом»… «Раньше не приходилось быть тренером, но готова попробовать, хотя не уверена, что у меня получится»… «Готовить или обучать»…

Тренинги необходимы всегда. Помимо того, что тренинги помогают людям развиваться, они также привносят в повседневные обязанности, как тренера, так и учеников нечто увлекательное и интересное.

Что тут скажешь, я в восторге от того, что члены нашей команды хотят помочь компании, делясь знаниями с другими в областях, в которых они чувствуют себя профи и которые можно усовершенствовать.

Сотрудники хотят:

• обучать других в областях, в которых обладают знаниями и опытом.

ЧТО УГОДНО

«Что угодно»… «Могу быть полезной в любом деле»… «Я постоянно развиваюсь. Анжела дала нам всем задание получить платежи от клиентов, подменять друг друга, обновлять нашу CRM-систему и финансовую базу данных, а также помогать руководителю HR-службы. Мне все это нравится и еще оформление виз. Готова выполнять новые задания»…

Очень обнадеживающие ответы в том смысле, что люди готовы взять на себя любые обязанности, чтобы помочь компании. Я взяла на заметку всех этих сотрудников на будущее, отметив их готовность и отношение к делу.

Сотрудники хотят:

• помогать компании, как они могут, и как потребуется.

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Корпоративный свод правил, проверка и совершенствование систем»…

В результате ответов на этот и предыдущие вопросы стала вырисовываться явная модель. Этот человек был хорошим директором, но при этом его явно интересовало все, что связано с информационными технологиями и системами. Хорошо, что я узнала об этом, может пригодиться.

Сотрудники хотят:

• помогать в областях, к которым испытывают личный интерес.

ВНУТРЕННИЙ ПОДБОР КАДРОВ

«Решать, кого принять на работу – участвовать в процессе подбора кадров для нашей компании»… «Отбирать кандидатов для позиций внутри Staffwell»…

Лично я считаю этот ответ великолепным, поскольку наш успех напрямую зависит от того, кто входит в нашу команду, от того, подходят нам эти люди или нет, от того, способны они не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и превосходить ожидания. Как правило, это становится ясно в ходе интервью.

Мне было очень приятно узнать, что некоторые члены нашей команды искренне хотят помочь выбрать для нас лучших из лучших.

Сотрудники хотят:

• принимать активное участие в подборе персонала для самой компании и в принятии решений по приему на работу того или иного потенциального члена команды;

• чтобы компания принимала на работу лучших из лучших.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

«Все отлично, хотелось бы составить личный план профессионального роста»… «Если в будущем появится возможность занять должность коммерческого или генеральным директора, я с удовольствием ею воспользуюсь. Вы – единственный человек, которого мне не удалось еще убедить в том, что из этого может что-то выйти. Не понимаю, почему, и хотелось бы узнать, что вы думаете по этому поводу»… «Помогать консультантам, чтобы лучше познать азы профессии и начать в ней работать самостоятельно»…

Из ответов хорошо прослеживаются различные модели поведения. Двое сотрудников готовы к продвижению, а один стремится к этому. Это здорово, и я рада, что об этом узнала.

Продвижение по службе требует времени. Прежде всего, нужно, чтобы освободилась или создалась вакансия. Во-вторых, чтобы повышение состоялось, необходимо, чтобы были люди, которые бы соответствовали требованиям, доказали это и были способны выполнять новые должностные обязанности.

У меня сложилось впечатление, что все трое готовы и достойны, поэтому я взяла их на заметку на случай, если появится возможность продвижения по службе.

Сотрудники хотят:

• профессионально расти и продвигаться вверх по карьерной лестнице в компании;

• получать вознаграждение за хорошую работу и преданность.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ

«Сейчас продажи идут туго, но с удовольствием бы делала анализ рынка для отдела по связям с общественностью и занялась созданием аналитических услуг для клиентов»… «Могу делать отличные аналитические отчеты: я прекрасно играю в шахматы»…

И вновь я получила ценную информацию, так как мы как раз решили усиленно заняться пиаром.

Я также обрадовалась, узнав, что одна из наших ведущих консультантов – прекрасный шахматист. Я с детства люблю играть в настольные игры, включая шахматы, и мне страшно захотелось сразиться с этой сотрудницей (хотя я не сомневалась в том, что она меня разгромит). Эта сотрудница являлась одним из самых результативных консультантов: очень целеустремленная, серьезная и конкурентоспособная. Я подумала, что неплохо бы нам заполучить сотрудников, которые увлечены шахматами, поскольку они, наверняка, обладают такими же качествами, как и наша коллега-шахматистка.

И еще мне стало интересно, какие увлечения у других членов нашей команды, и я решила непременно это выяснить в будущем.

Сотрудники хотят:

• использовать свои нераскрытые таланты.

НОВЫЕ УСЛУГИ

«Входить в команду руководителей, создающих новые услуги, которые пользуются спросом на рынке»… «Хотелось бы заниматься поиском кандидатов или разрабатывать новые услуги»…

Меня интересует все, что может быть перспективным и принести успех, поэтому я прекрасно понимала эти желания. Однако то, что интересно создавать, не всегда может оказаться успешным или выгодным для компании. Я приняла их интерес к сведению и в будущем, если понадобится, обязательно его использую.

Сотрудники хотят:

• помогать создавать и раскручивать новые услуги.

KEY ACCOUNT MANAGEMENT (KAM)

«Я развиваю сектор «Фарма»; хотелось бы больше времени уделять клиентской работе, но только не продажами»… «Работа с ключевыми клиентами – предоставлять больше услуг компаниям, стать директором для некоторых клиентов»… «КАМ, работать непосредственно с клиентами, но не заниматься развитием бизнеса»… «Директор по развитию, работа с клиентами как дополнительная нагрузка, без необходимости холодных звонков, большая роль во взаимоотношениях с клиентами. Порой между директором, клиентом и консультантом возникает недопонимание, поэтому директору приходится больше общаться с клиентом, вместо того, чтобы наладить коммуникации между консультантом и клиентом»…

Вновь всплывает та же проблема: человек хочет работать с ключевыми клиентами, но не хочет заниматься холодными звонками или продажами. Как я уже написала выше, это несколько расходится с нашей структурой операционной деятельности. На первый взгляд, кажется, что изменить эту структуру с тем, чтобы все от этого выиграли, легко. Эта проблема и поиск взвешенного решения надолго заняла мои мысли.

Без сомнения, команда выразила большое желание работать с ключевыми клиентами, что говорило о том, насколько это для них важно. Я не могла просто принять это желание к сведению. Необходимо было серьезно подумать, как создать новую роль по работе с ключевыми клиентами, когда это сделать и как использовать в реальной жизни. Надо все обдумать и тщательно взвесить, чтобы не подорвать существующую структуру с ее преимуществами и при этом учесть желания сотрудников.

Сотрудники хотят:

• предоставлять клиентам самые лучшие услуги;

• максимально участвовать в самых интересных заданиях;

• расти и развиваться.

ЛИДЕР КОМАНДЫ

«В данное время все устраивает, но в будущем хотела бы делиться опытом с новичками, быть лидером команды, который их мотивирует»… «Хотела бы быть лидером команды, обучать новых членов команды, быть их наставником и нести за них ответственность»… «Мне кажется, нам не нужны лидеры команды, только наставники»… «Повысить активность консультантов, стать их лидером, усовершенствовать для них процессы и повысить профессиональный уровень»…

Вот еще одна модель, четко выраженная и легко воплощаемая. Даже не сомневаюсь, что она принесет огромную пользу команде и компании.

Не буду скрывать, на меня произвело впечатление, что столько сотрудников хотят обучать других и быть наставниками. Для меня это выражение командного духа, готовности и желания бескорыстно помогать другим.

В большинстве организаций, занимающихся продажами, как наша, члены команды постоянно соревнуются за первые места, самые высокие цифры и лучшие результаты (ключевые показатели эффективности). Ответы на этот вопрос и предыдущие вопросы со всей очевидностью показывают, что подавляющее большинство членов нашей команды по-настоящему заботит будущее нашей компании, ее развитие и успешность, а не только личные цели. Меня это не могло не тронуть.

Сотрудники хотят:

• обучать новичков, быть их наставниками, руководителями, лидерами.

ВВОДНОЕ ОБУЧЕНИЕ

«Вводное обучение»…

В огромной степени наш успех зависит от того, насколько правильно и быстро пройдет вводное обучение новых сотрудников. Если кто-то из сотрудников получит радость от участия (хоть и, скорее всего, ограниченного) в процессе вводного обучения, от чего компания только выиграет, не вижу причин этого не сделать.

Я составила список сотрудников, которых можно было бы привлечь к вводному обучению новичков.

Сотрудники хотят:

• помогать новичкам влиться в компанию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА

«Могла бы взять на себя дополнительные вакансии. Сейчас скучаю, люблю, когда работы невпроворот»…

К этой сотруднице я прониклась искренним сочувствием, так как мне самой нравится, когда работы столько, что некогда вздохнуть, поэтому я всегда стараюсь создать себе такие условия. Однако в данном случае помочь ей я была бессильна, учитывая ослабление деловой активности, возникшее не по нашей вине, а по вине экономического спада, ударившего по рынку труда и по нашей индустрии. Только выход из экономического кризиса, на что потребуется немало времени, исправит положение и поможет этому человеку работать с желаемой нагрузкой.

Но, так как это была ценная, результативная сотрудница, я сделала для себя пометку, поговорить с нашим руководством о возможности перенаправить часть новых вакансий ей.

Сотрудники хотят:

• быть загруженными;

• иметь много работы.

ПРОЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С МАРКЕТИНГОМ

«Организация выставок, круглых столов, помогать отделу маркетинга»…

И снова могу сказать, что для компании не составит большого труда пригласить этого сотрудника, члена команды по подбору персонала, на совещание по вопросам маркетинга. Я сделала себе заметку, чтобы не забыть. Не вижу в этом ничего плохого. Может оказаться, что у этого человека полно оригинальных идей или он обладает недюжинными организационными способностями, которые пригодятся отделу. Для нас это совсем небольшой шаг, но он может осчастливить члена нашей команды.

Сотрудники хотят:

• принимать участие в проектах, связанных с маркетингом.

ТИМБИЛДИНГ

«Раньше я готовила информационные письма Staffwell, и мне это нравилось. Может, вернемся к этой практике снова в качестве тимбилдинга»…

Мне это показалось хорошей идеей. Я сама недавно об этом подумала. Вещь почти незатратная – если готовить информационное письмо в электронном виде, это нам всем обойдется в несколько дополнительных рабочих часов в течение года. Поскольку такие письма всех сближают и доставляют радость, я согласилась, что их можно рассматривать как способ тимбилдинга.

Сотрудники хотят:

• чтобы в их повседневной трудовой жизни время от времени появлялись события, способствующие укреплению команды и доставляющие радость.