Вы здесь

В поисках смысла: из прошлого к настоящему. 1920-е годы: праздники и будни (А. Г. Заховаева, 2011)

1920-е годы: праздники и будни

1920-е годы… В то время как вожди в Москве разрабатывали грандиозные планы будущего коммунистического переустройства общества, ситуация в стране продолжала ухудшаться.

Ни блестящие победы в Гражданской войне, ни героизм ее участников не спасли Советскую Россию от всеобщего и глубочайшего кризиса, пик которого приходится наконец 1920 – начало 1921 года. В 1920 году продолжались боевые действия на фронтах: война с Польшей и войсками интервентов, кровопролитие Гражданской войны. И все это на фоне продолжавшейся политики военного коммунизма.

Экономическая разруха с явными признаками приближения катастрофы поразила все составляющие хозяйственного организма Советской России. Повсеместно царило уныние промышленных кладбищ. Уровень производства скатился до 14 % довоенного.[2] Из-за отсутствия топлива и сырья стояло большинство заводов и фабрик. Да и на тех, которые вроде бы оставались в строю, едва теплилась жизнь, и это несмотря на чрезвычайные меры: выделение «ударных групп» заводов, непрерывные мобилизации, использование трудармий.

Полный хаос творился на транспорте. Паровозы стояли на запасных путях и ржавели. Вагоны и составы пришли в негодность. Поезда ходили крайне редко. Многие железнодорожные пути были разрушены. Практически не работали почта и связь, разорвались жизненно важные, налаженные десятилетиями контакты.

Продразверстка[3] в деревне неумолимо вела к сокращению посевов. Кроме того, крестьяне не получили желаемого по Декрету о земле. К 1921 году в стране насчитывалось более 50 крупных крестьянских восстаний по всем губерниям.

От политики ликвидации эксплуататорских классов, которая в 1919–1920 годах нередко переходила в истребление их представителей («красный террор»), страдали прежде всего имущие слои и значительная часть интеллигенции, с ними связанная. Около 2 миллионов человек составила эмиграция из России.[4]

Безотцовщина, гибель людей, распад семьи и родственных связей вызвали небывалое распространение детской беспризорности (7 миллионов к 1922 году), что стало еще одним источником роста преступности, нищенства, одичания и озверения людей.

Централизация и бюрократизация привели к кризису самой основы новой власти – советской представительной системы.

Выход из кризиса большевики находят в НЭПе (новой экономической политике)[5]. Были проведены реформы в сельском хозяйстве, промышленности, армии, банковской сфере.


Д. С. Моор. Смерть мировому империализму. Плакат. 1919


Успешной реализации в жизнь новой экономической политики препятствовали многие объективные факторы, такие, например, как экономическая блокада страны и послевоенная хозяйственная разруха. В этих условиях чрезвычайно трудно было противостоять стихийным бедствиям. В 1921–1922 годах 25 хлебопроизводящих губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины были поражены сильнейшей засухой. Шесть миллионов крестьянских хозяйств фактически вышли из строя. Голод сопровождался вспышками эпидемий тифа, малярии и др. Убыль населения в республике составила, по некоторым оценкам, около 8 миллионов (примерно 6 % населения). Тысячи людей бежали из пораженных бедствием районов. Увеличилось число нищих и бродяг. Голод в Советской России 1921–1922 годов известен как один из самых опустошительных в мировой истории.

Несмотря на ужасающие последствия голода, все же в результате принятых мер в 1922 году удалось засеять 75 % посевных площадей в пострадавших районах.

К середине 1920-х годов предприятия легкой и пищевой промышленности в основном восстановили довоенные объемы производства в стране (то есть до 1914 года). Здесь немалую роль играло возрождение мелкого и кустарно-ремесленного производства. В 1925 году в нем было занято около 4 миллионов человек – больше, чем в фабрично-заводской промышленности. Но особенно быстро увеличивалось число торговцев и торговых заведений.

С переходом к НЭПу и разрешением частной торговли, казалось, вся страна превратилась в гигантский базар, особенно в тот момент, когда еще не была налажена государственная налоговая служба. Бывшие мешочники, рабочие, демобилизованные солдаты, домохозяйки и т. п. толпами высыпали на улицы и площади, торгуя и обмениваясь кто чем может. Оживилась деревенская, ярмарочная торговля.


Неизвестный художник. Красная Москва – сердце пролетарской мировой революции. Плакат. 1921


С переходом к НЭПу государство предоставило возможность развития различных форм кооперации. Наиболее быстро разворачивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней.

С 1924 года стало «рассасываться» положение в тяжелой промышленности, началась расконсервация крупных заводов. Однако восстановление здесь шло более медленными темпами, и довоенный уровень был достигнут только к концу десятилетия.

Экономические успехи позволили руководству в середине 1920-х годов сделать еще несколько шагов в направлении рынка. Были снижены налоговые ставки с целью стимулирования производства и мелкой торговли, расширены возможности аренды и найма рабочей силы. Однако эти меры не дали существенного эффекта. Напротив, начиная с 1926 года в советском обществе стали нарастать трудности и противоречия, причины которых следует искать не только в экономике, но и в других сферах: социальной, политической, идеологической.

Блага от НЭПа получили далеко не все. Положение класса, от имени которого вершилась диктатура, то есть рабочих, по сравнению с дореволюционным, несомненно, улучшилось, но были и недовольные. Это выразилось в массовых выступлениях рабочих в защиту собственных экономических интересов. В 1922 году бастовало почти 200 тыс. рабочих, в 1923 году – 165 тыс., в 1924 году – 41 тыс., причем снижение числа стачек было связано не столько с улучшением материального уровня рабочих, сколько с административными запретами.


Неизвестный художник. Рабочий! Октябрьская революция дала тебе фабрики и свободный труд. Владей оружием. Плакат. 1919


В идеологической и культурной жизни в 1920-е годы наблюдались еще элементы плюрализма. В начале НЭПа была несколько ослаблена цензура. Существовали различные научные школы и направления. Достаточно богатой и разнообразной была художественная жизнь. Однако в 1922 году из России была выслана большая группа писателей и ученых: философов, социологов, историков, инженеров, стоявших на антибольшевистских позициях. Изгнание за рубеж продолжалось и в последующие годы.

Особенно яростной и нетерпимой была антирелигиозная пропаганда. Большая часть населения страны, особенно старшее поколение, оставалась верующей. Борьба с религией представляла собой своеобразную «битву за умы». Хотя коммунисты частично преуспели в своей агитации среди молодежи, сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось. Известны многочисленные репрессии в отношении священников.

1920-е годы – это время становления нового государства – СССР (Союза Советских Социалистических Республик). 30 декабря 1922 года на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 года, в траурные дни, связанные со смертью В. И. Ленина, принял союзную Конституцию.

После кончины Ленина борьба за власть получила новый импульс.

Внутрипартийная борьба в 1926–1927 годах характеризуется постоянным усилением позиций номенклатурного слоя, возглавляемого И. В. Сталиным. Политические дискуссии шли на фоне очередного экономического кризиса.


Г. Г. Клуцис. Из России нэповской будет Россия социалистическая. Плакат. 1930


План хлебозаготовок, намеченный на конец (октябрь-декабрь) 1927 года, провалился. Слухи о войне вызвали ажиотаж на продовольственном рынке. У крестьян вооруженные отряды реквизировали продовольствие, имущество, скот.

В январе 1928 года политбюро ВКП(б) проголосовало за применение чрезвычайных мер при выполнении плана хлебозаготовок. По всей стране разъехались около 30 тыс. эмиссаров – специальных уполномоченных, в задачи которых входило подстегивание хлебозаготовительной кампании.

На июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1928 года Сталин заявил о необходимости «дани», своего рода «сверхналога» на крестьянство для сохранения и увеличения высоких темпов развития индустрии.

Все дальнейшие мероприятия характеризуются усилением роли директивного планирования, административного и полицейского нажима, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. Сталин и его выдвиженцы выступают активными сторонниками «социалистического наступления» и свертывания НЭПа. Атака должна была идти по всем правилам военных действий с провозглашением фронтов: «фронта индустриализации», «фронта коллективизации», «идеологического фронта», «культурного фронта», «антирелигиозного фронта», «литературного фронта» и т. д.


А. А. Дейнека. Крестьянка, иди в колхоз! Плакат. 1930


Развертывание «фронта индустриализации» выливалось в строительство новых промышленных объектов, усиление режима экономии, добровольно-принудительное распространение «займов индустриализации» (облигаций), установление карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Эти мероприятия сопровождались вытеснением частного сектора из экономики. На протяжении 1928 и 1929 годов неоднократно менялись ставки прогрессивного налогообложения, прежде всего на промыслы и акцизы, увеличение налогов вдвое привело к свертыванию нэпманского предпринимательства, закрытию частных магазинов и лавок и, как результат, к расцвету спекуляции на «черном рынке». В продолжающемся ухудшении жизни была обвинена деревня и конкретно кулак как главный виновник трудностей. Нагнеталось враждебное отношение к крестьянству как косной и инертной массе, как носителю мелкобуржуазного сознания, препятствующего социалистическим преобразованиям. Все шире распространялся лозунг: «Закон индустриализации – конец деревне, нищей, драной, невежественной!» На помощь уполномоченным по хлебозаготовкам партийные органы посылали в деревню рабочих промышленных предприятий, исподволь подготавливая массовый поход рабочих в деревню.

Развернулась антинэповская кампания. XVI партийная конференция провозгласила, что преодоление экономических трудностей возможно только при огромном росте активности и организованности трудящихся, изжитии мелкобуржуазных колебаний в решении вопроса о темпах и наступлении на кулачество. Конференция в качестве пути подъема сельского хозяйства сделала ставку на организацию «крупного социалистического земледелия» – колхозов и совхозов.

Газеты усердно пропагандировали преимущества колхозов. В результате настойчивой пропаганды доля коллективизированных крестьянских хозяйств выросла в два раза. На заводах и фабриках разворачивалось движение 25-тысячников. Суть его состояла в том, чтобы отобрать в среде рабочего класса самых лучших его представителей и направить в деревню для организации колхозов и совхозов. Сказывалось постоянное внушение рабочим мысли об их авангардной роли, об отсталости деревни, «не знающей своего счастья», которое заключается-де в том, что нужно как можно скорее объединиться в колхозы и создать социализм в деревне, выкорчевать существующие в ней зародыши капитализма в лице индивидуальных крестьянских хозяйств. Так готовилась организационная и идейная база для проведения сплошной коллективизации.

Не менее важные события происходили на «культурном фронте». Общий культурный уровень населения страны на протяжении 1920-х годов поднимался медленно. Правда, по уровню грамотности были достигнуты впечатляющие цифры. К 1930 году число грамотных по сравнению с 1913 годом увеличилось почти вдвое (с 33 до 63 %). Однако этот рост был обусловлен не столько внедрением систематического школьного образования, сколько расширением курсов по ликвидации неграмотности (ликбез), в задачи которых входило овладение элементарными навыками чтения и письма и основами политграмоты. При этом не хватало учителей, учебников, помещений для занятий.

В задачи революционной политики в области культуры входила борьба с мещанскими и буржуазными проявлениями, критическая переработка старого буржуазного культурного наследия и создание новой социалистической культуры. Провозглашались лозунги решительной борьбы с враждебными идеологиями, течениями, нравами, традициями как в области науки, литературы, искусства, так и в области труда и быта. Агрессивно насаждались коллективистские начала, ведущие к подавлению индивидуальности и свободы творчества. Начиналась выработка штампов и стереотипов в области художественного творчества. Нагнетались антиинтеллектуализм, недоверие к «гнилой интеллигенции» и «гнилому либерализму». Усилилась разнузданная и крикливая антирелигиозная пропаганда, возглавляемая «Обществом воинствующих безбожников» и сопровождаемая разрушением церквей, исторических памятников, арестами священников как пособников кулаков и врагов социализма.

Конец ознакомительного фрагмента.