Вы здесь

В поисках нового себя. Посвящается всем моим Учителям. Истории и практики (Елена Агафонова)

Истории и практики

Вода журчит


Это была очень сложная коуч-сессия. Парень попался замкнутый, немногословный. С трудом удалось понять, что он бывший военный, инженер, кажется. Семь лет назад уволился, видимо, под нажимом семьи. Переехал в Москву и начал работать в продажах, дилерской конторе, поставляющей организациям бухгалтерскую программу. Сначала было всё ново и интересно, но постепенно он заметил, что раздражается, когда заказчики не выполняют свои обещания, не внедряют систему в оговоренные сроки, когда процесс стопорится и наступает неопределённость. Семь лет пролетели незаметно, и в один прекрасный день он понял, что больше не может этим заниматься, уволился и месяц отходил от накопившегося стресса. Кто-то ему порекомендовал меня как человека, который помогает определиться с тем, чем заниматься дальше. И вот он пришёл и молчит, каждое слово из него вынимаю буквально щипцами.


– Что было бы для Вас хорошим результатом нашей встречи? – спрашиваю

– Понимание, чего хочу и конкретный план достижения этой цели.


Отлично. Даже не знаю, за что зацепиться. «Расскажите, – говорю, – как Вы раньше понимали, чего хотите? И была ли когда-то прежде похожая ситуация: резко бросаете то, чем занимались и начинаете что-то новое?» Выясняется, что в детстве всех удивил: долго занимался плаванием, хорошие были результаты, а потом как отрезало, ушёл в кружок моделирования, плавание оставил совсем. Потом после окончания училища военного, как успешный курсант мог сразу распределиться в Москву, или остаться служить в Питере, была масса вариантов. Выбрал… Северный флот. Никто не мог понять, что его туда дёрнуло. В общем, любитель резких движений. Спрашиваю: «Что за этими решениями неожиданными стоит?» Он сам никогда не задумывался, а сейчас, глядя со стороны, понимает, что ему в одночасье может надоесть что-то привычное, и он резко идёт туда, где ему интересно. Вот и ко мне пришёл за тем же. Что-то мешало ему самому разглядеть, что там за поворотом скрылось.

Зацепиться снова не за что. Я пробую прощупать его отношение к ситуациям, которые нередко выходят из под контроля: клиент что-то не делает, что обещал, или ещё какие-то процессы, как нужно, не работают. Ясно же, что он в армии к порядку привык, и любое отклонение от приказа – это страшное нарушение равновесия. Предполагаю, что именно это – его трудность, и если ослабить напряжение между порядком и некоторой непредсказуемостью, то глядишь, и станет ему проще принять какие-то возможные варианты. «Ну, или, – говорю, – имеет смысл посмотреть на упорядоченные структуры, монополистов всяких, типа РЖД». И тут он первый раз говорит о том, что он не только найм рассматривает, но и предпринимательство тоже. Ок.

Прошу его включить воображение и по возможности представить, как могла бы выглядеть реальность, когда он снова обретёт профессиональную опору в жизни. Что и кого он видит, как выглядит его новая работа, какие люди там есть, сотрудники, клиенты, партнёры, возможно, какой-то распорядок дня? Воображение не сразу начинает включаться, как будто «спит»: «Вижу офис, светлые стены, я прихожу и быстро выхожу, еду на объект, там работают мои сотрудники, на которых я могу положиться, я проверяю работу и уезжаю. Всё». Пробую включить другие органы чувств: «Что ощущаете, – говорю, – там, может быть, чем-то пахнет? Какие звуки слышите?» Вижу, что человек напряженно пытается включить все свои органы и хоть что-то уловить в желаемом будущем. Кажется, всё безрезультатно… Я теряю надежду и молчу, как будто жду чего-то. И тут он вдруг прямо кричит: «Вода, вода течёт! Слышу, как она журчит». «Ура! – думаю. – Сейчас к ней, к этой воде, пристроимся, и она нам что-нибудь подскажет!» Не прогадали. Спрашиваю: «А где сейчас воду слышите?» И он мне рассказывает, что строит дом, и недавно ему там какие-то ребята насосы, водоснабжение устанавливали. Нахалтурили, кое-как установили оборудование. Пришлось ему всё переделывать. Разбирался, спрашивал, в итоге привел всё в божий вид, и сама эта сфера оказалась для него заманчивой, действительно интересной, в которой хочется разбираться ещё и ещё, понять всё в деталях. «Вот она, – думаю, – новая сфера и новый поворот, который от него никто не ожидает».


Нужно было менять рамку, переключать внимание. Предлагаю из подручных средств составить «линию времени» и показать, как он видит развитие событий. Куда хочет прийти, и как там выглядит его предпринимательство в сфере установки и обслуживания систем водоснабжения. Уверенно расставил стулья на расстоянии 5 лет от сегодняшнего дня. Промежуточные этапы прорисовались: «Через год начинаю как независимый специалист – эксперт, через 3 небольшая артель, через 5 – небольшая, но устойчивая фирма». И тут, когда всё ясно ему стало, он уже не ждёт вопросов, а мне рассказывает, что сейчас не чувствует себя уверенно в этой новой сфере, и хочет обучиться, а лучшее обучение – практика. Он знает производителей оборудования, готов начать с любых позиций, главное, чтобы была практика, благодаря которой он обучится этой работе, станет докой. А дальше – вектор задан, попутный ветер уже наполняет паруса!

Закончили сессию раньше обычного. Как только «услышали воду», и «пристроили» её к реальности сегодняшнего дня, вся картина выстроилась сама собой. На 36-ой минуте коуч-сессии и сфера, и план достижения цели стали предельно ясны. Спасибо воде!

Быть в нужное время В НУЖНОМ МЕСТЕ


Она расплакалась и долго не могла прийти в себя. Оказалось, что внешне очень привлекательная девушка, давно и упорно строит карьеру маркетолога. Умница, с тремя языками в арсенале, высочайшими навыками коммуникаций, планирования и организации креативных проектов в сжатые сроки и при ограниченном бюджете, она не понимает, почему ей не удается быстрее и легче продвигаться к своей цели: например, стать бренд-менеджером какой-либо всемирно известной марки элитной косметики и парфюмерии.


Разглядывая её резюме, становится ясно, что она как бы всё время не до конца верит в свое счастье, в то, что её взяли, доверили ответственный участок работы. Начиная секретарём в приёмной крупнейшей торговой марки, производящей товары для гигиены офисов, она быстро становится ассистентом по торговому маркетингу и, отлично справляясь с рутиной, проявляет инициативу и творчество, например: самостоятельно разрабатывает вспомогательные маркетинговые материалы для торговых представителей, которые пользовались большим успехом у клиентов и дилеров. Затем переходит на позицию специалиста по маркетингу в другую отрасль: фотооборудование. Также в крупный бренд. Разрабатывает и организует промо-акции по всей стране, в том числе с нулевым бюджетом, координирует одновременно 50 проектов по России, СНГ и странам Балтии, способствует росту розничных продаж на 20%! Затем пробует себя в проекте развития отечественно бренда одежды для спорта и отдыха. Использует новые для бренда инструменты привлечения покупателей: через социальные сети, кросс-промо, нестандартные акции, такие как, например, вечеринки в магазинах. И затем наконец-то переходит на долгожданную позицию в компанию мечты – мировой бренд косметики и парфюмерии. Вернее долгожданна компания, и бренд. А позиция снова начинающая, на которой в очередной раз нужно доказывать свою состоятельность. И она её доказывает на собственной креативности и личном энтузиазме, и… практически нулевых бюджетах. Во время организованных ею промо-акций продажи растут в 2,5 раза. Реализация навигационной системы в аптеках, где представлена марка, признана лучшей в Европе. Внедрение системы фотоотчётов с целью отслеживания ситуации на полке, придуманная ею, позволяет быстро корректировать сценарии и мобильность акций.


При всём этом фонтане креатива и энергии внутри она ощущает недооценённость, даже некоторую обиду на окружающее её руководство: «Разве они не видят, что я достойна большего?!»


Мы начинаем с осознания, что она тоже является причиной этой недооценённости. Простой факт позволяет от обвинений перейти к необходимости пристальнее взглянуть на собственные желания, придать им ясность. Первая наша встреча на этом заканчивается, и я предлагаю ей творческое домашнее задание: «Сделайте коллаж о работе своей мечты. Покажите, прежде всего, себе, что Вы хотите от профессии и как это выглядит?»


Задание простое и сложное одновременно. Для него нужно выделить время, набрать где-то глянцевых журналов и с упорством одержимого в течение пары часов выбирать из множества образов те, которые будут откликаться на внутренний вопрос: «Что я хочу на самом деле?» Затем нужно все картинки и, возможно, звучные заголовки разместить на листе бумаги или ватмана так, чтобы общая картина очень нравилась ей самой, несла вдохновение и заряжала энергией.


Мотивация на изменения была очень высокая, и уже через пару дней я получила письмо с фотографией коллажа моей подопечной. Он был великолепен! Все наиболее важные профессиональные смыслы проявились мощно и предельно ясно. Много ярких образов и надписей:

«жить вдохновением»; «там, где правит вкус»; «фамилия, ставшая брендом»; «выбирай сердцем»; «харизма»; «heart made hand finished5». В середине коллажа я заметила так называемое «колесо баланса», в виде «пирожковой диаграммы», где кусочками «пирога» были «бизнес, хобби, спорт, отдых и семья». Стало ясно, что кроме работы есть и другие зоны «дискомфорта». К этим темам мы обратились позже, в другой серии наших встреч. А в тот момент наибольшее впечатление на меня произвела вырезка, помещенная моей подопечной в верхний правый угол коллажа, с которой просто аршинными буквами на меня смотрело самое большое её ограничение: ONE DAY YOU WILL.6 А прямо под этими буквами красовались огромные песочные часы. Их только перевернули, и весь песок находился в верхней колбе. Я уточнила, что для моей подопечной обозначает этот лозунг? Она написала:


думаю, вы совершенно правы. Наверное, если что-то не получается, я склонна «утешать» себя тем, что «всё ещё впереди»… С другой стороны, когда я пришла на свою нынешнюю работу, я дала себе год на то, чтобы набраться нового опыта и сделать следующий шаг. Год истекает 10 февраля :) Мы с вами встретились как раз в тот момент, когда я поняла, что не понимаю, КУДА делать этот шаг…


Я не ошиблась, действительно она всегда подбадривала себя фразой, что, мол, твоё время еще не настало, и всё вообще ещё впереди. Безусловно, на старте карьеры такой настрой позволяет учиться, накапливать опыт, создавать базу для будущих побед. Спустя годы, видя свой прогресс, фраза «однажды ты сможешь» начинает выполнять роль «тормоза», сдерживающего новый этап, роль «пробки», не позволяющей внутренней энергии проявиться в полную силу. Осознание собственных механизмов, сдерживающих движение вперёд, было сильным инсайтом для этой девушки. И она сама заменила свой старый лозунг на новый: ONE DAY IS TODAY7!


Дальше все происходило стремительно. В порыве креатива она создала необычную «линию времени», которую мы обычно рисуем просто на бумаге, как график, с указанием ожидаемой даты, к которой хотим оказаться в определенной компании, должности, и отмечаем промежуточные пункты достижений или результатов между точкой «сегодня» и точкой «цель». Она развесила на своем балетном станке сумки и платки и ещё какие-то аксессуары, и у каждого предмета пометила дату. Вот так:




Даты означали промежуточные действия:


«21. 11 – 09.12 исследование рынка вакансий: hh.ru, знакомые, работающие в этой области – просмотр интересных вакансий, сбор информации о компаниях, анализ соответствия моего опыта и запроса работодателя, выбор потенциально подходящих вакансий

10.12 – убедиться, что я хочу именно такую работу

11.12 – 09.01 обновление резюме, подготовка портфолио и продумывание самопрезентации

10.01 – 31.01 рассылка резюме «всем заинтересованным лицам»

до 01.02 – пройти как минимум 5 собеседований

08.02 – получить приглашение на понравившуюся мне вакансию


Мы двигались к цели, согласно графику. Но иногда мне приходили и такие её письма полные сомнений:

– я опять не уверена, что такая работа, которую я описала – это именно то, что нужно

– может, и не связываться с бренд-менеджментом, остаться в трейд-маркетинге, просто перейти на позицию выше…

– мне хочется просчитать, куда меня приведёт эта или другая работа, то есть, что будет после «one day», но ничего не получается…

– есть опасение, что будет всё то же самое – через год минусы перевесят плюсы и надо будет опять всё менять».


Я подсказывала, что пока не попробуешь, не поймешь, настал ли тот one day или нет? Всё остальное – это гадание на кофейной гуще:


«Речь идет о так называемых «тревоге выживания» и «тревоге обучения» (терминология по Эдгару Шейну8). Тревога выживания – это вопросы: «Так ли уж важны перемены? Что, если я не стану меняться? Я отстану?» Тревогу обучения можно передать вопросом: «Справлюсь ли я?» Для изменений нужна такая пропорция: тревога выживания должна быть выше тревоги обучения. Или иначе я обычно говорю: «не меняться – не альтернатива». И второй момент: тревога обучения должна понижать, а не повышать тревогу выживания. Подумайте над этим в своем контексте. Какие мысли и чувства у Вас возникают в этой связи?

Еще Вы пишите: «Есть опасение, что будет всё то же самое – через год минусы перевесят плюсы, и надо будет опять всё менять».

Тут я Вам тоже сообщу одну очень важную мысль, как мне кажется :). Единственное, что действительно постоянно происходит – это изменения :). Никто из нас не застрахован :). Конечно, вне зависимости от того, останетесь ли Вы в трейд-маркетинге или перейдете в бренд-менеджмент, изменения в какой-то момент станут неизбежны. Подумайте над тем, можете ли Вы «отпустить» эту мысль, тревогу? Если это возможно, то процесс изменений может быть более увлекательным и менее болезненным».


Ответ, который последовал на мое письмо, был уже совсем другой по настроению:

«..я подумала и вот что решила:

1. что-то я слишком сильно заморочилась по этому поводу… всё-таки не вопрос жизни и смерти, а только лишь работа

2. для меня, действительно, не имеет принципиального значения трейд или бренд или даже что-то ещё, главное: развиваться, расти и заниматься интересным делом

3. работу нужно менять – опыт приобретён, перспектив нет. Я осознанно устраивалась на период 1—1,5 года – после этого планировала уезжать на учёбу за границу. О многих сложностях я догадывалась, но знала, что это только на год – поэтому и приняла это предложение.

5. буду рассматривать позиции: либо более высокие в трейде, либо средние в бренде

4. Следующий шаг: обновление резюме, подготовка презентации, поиск вакансий».


На самом деле, в феврале ничего не произошло… Потому что на следующей встрече, примерно через три месяца, оказалось, что стратегически моей подопечной хочется вообще другого! Хочется в 10-летней перспективе стать консультантом и преподавателем в сфере декорирования. И сегодняшние свои профессии она рассматривает как ступеньки к этой своей мечте!

Запись в переписке осталась такая:

«Вы видите себя консультантом и преподавателем в сфере декорирования. Для этого нужно решить несколько задач: 1) наращивать квалификацию, знания, опыт 2) выстраивать имидж „гуру“ в этой сфере. Кроме того, в этом новом амплуа потребуются навыки активных продаж. Для движения в направлении стратегической цели Вам нужно удерживать в фокусе внимания эти задачи. Мы подумали, какие компании могут способствовать решению таких задач: скорее всего крупные, с именем, занимающиеся активным продвижением как своего бренда, так и своих специалистов, которые являются „лицами“ компании. Т.е. культура компаний должна приветствовать индивидуальное продвижение. Кроме того, необходимо вне компаний развивать умения декоратора: дополнительные стажировки, продолжение учебы по профилю, индивидуальные декоративные проекты. Получилось, что Вы выбрали себе хобби на ближайшие 10 лет, которое можно будет со временем превратить в бизнес :). А можно и раньше :))».


Прошло полгода, и мы снова встретились с моей подопечной.

Пусть с некоторым опозданием, но все же она реализовала задуманное в краткосрочной перспективе: стала менеджером по трейд-маркетингу в быстро развивающей своё присутствие в России международной компании, представляющей всемирно известные марки солнцезащитных очков класса люкс. Она сама сделала выбор и была им вполне довольна. На коуч-сессию пришла с вопросом, как занять вожделенную позицию директора по маркетингу, которая пока ещё только в планах у совсем свежей на рынке компании. В этот раз мы больше прорабатывали вопросы адаптации на новом месте, позиционирования себя в текущей роли трейд-менеджера и будущей роли директора по маркетингу. Оказалось, что здесь масса вопросов возникает и в связи с командой «старичков», проверяющей «устойчивость» новенькой коллеги, и в связи с контактами с потенциальной конкуренткой на кресло директора.


Как бы то ни было, и коллаж, и «линия времени» помогли моей подопечной осознать причины своего «застревания», взять больше инициативы и ответственности за карьеру в собственные руки, и продвинуться дальше, не дожидаясь того самого волшебного дня Х.


Оказаться в нужном месте, в нужное время – это вполне выполнимая задача. Нужно только яснее разглядеть место и запланировать время. Остальное дело техники!

Подарок судьбы


Вроде бы живой человек перед тобой сидит. Привлекательная женщина средних лет. Одета со вкусом, легкий макияж, на первый взгляд, немного сдержана, кажется, изучает меня. Рассказывает про свою работу – генеральный директор на успешном швейном предприятии, почти 15 лет, с «0» поднимала производство для собственника. Всё налажено и отлично работает. Коллеги и сотрудники её любят, уважают как чуткого и знающего руководителя. А вот её работа в последнее время, что называется, не «греет». Не интересно, скучно, хотя, казалось бы, чего ещё желать?! И положение, и достаток. Вот только с семьей не складывается, и нет энергии что-то менять. Себя не любит, постоянно собой не довольна, поэтому даже мысли о том, что кому-то ещё может быть такая нужна, не возникает. Дом не радует, работа не спасает. Утром не хочет идти на работу, вечером оттягивает до последнего возвращение домой. В общем, глубокая депрессия. Ощущение, что как-то всё очень плохо, ни малейшего намека на хоть какие-то проблески желаний. Такой «живой труп» передо мной. Очень симпатичный внешне, и совершенно выпотрошенный изнутри. Эмоций «0»: смех еле слышен, улыбается вяло, глаза потухшие. В основном рассказывает про других: сослуживцев, родственников. Все попытки перевести разговор в русло: что бы Вы хотели для себя, как видите своё будущее, остаются без ответа. Не видит она никакого будущего, поэтому и вопросы мои пролетают мимо. В какой-то момент я почувствовала лёгкое тепло. Кажется, что моя Снегурочка чуть-чуть оттаяла. Спрашиваю, пользуясь этим чудесным мигом, как бы невзначай: «Что Вы любите делать для себя? От чего получаете удовольствие?» И вот тут её глаза ожили, сначала выразили неподдельное смятение, потом волну поиска, и вдруг заискрились от нахлынувших совершенно непонятно откуда слез. «В том то и дело, что я не знаю… Не помню…» Моя замечательная мумия начала медленно оживать. Она плакала, пытаясь вспомнить мелочи, когда-то приводившие её в восторг: аромат свечи, чай из пиалы, прогулка с другом. «Я так устала, что всё забыла!» И это было первое её желание: почувствовать жизнь в каждом моменте. После первой нашей встречи ей удалось просто медленно пройтись пешком, замечая, как один шаг сменяет другой. Нашла подходящий чайник для зеленого чая, он оказался в шкафу :). И в ближайшие выходные выбралась с другом в театр. В общем, мы начали с ней с того, чтобы каждый день делать что-то в удовольствие, именно для себя. И договорились о еженедельном отчете, чтобы на первом этапе, когда очень захочется вернуться к своей депрессии, был какой-то стимул продолжить поиск живительных сил.

Конец ознакомительного фрагмента.