Часть I
Как найти и нанять нового Стива Джобса
1. Сделайте рабочее место рекламой своей компании
Компания Atari не находила Стива Джобса. Мы сделали так, чтобы ему было легко найти нас. Хорошая компания является постоянной рекламой для самой себя.
В середине 1970-х годов Atari была не просто крупной компанией. Наша причудливая среда поощряла творческих людей, и эти люди действовали как живой рекламный щит для компании. Они много говорили об Atari, о том, что она делала, о ее продуктах, но в основном о том, насколько весело было работать там.
Например, в то время когда вестибюли большинства предприятий были такими же теплыми и доброжелательными, как морг, наш главный вестибюль представлял собой галерею игровых автоматов. Мы зарабатывали на жизнь, создавая игры. Почему бы не сделать их доступными для всех? Все люди в них играли, и им это нравилось, и они рассказывали об этом своим друзьям.
На самом деле весь вестибюль был украшен секвойями и папоротниками, из-за чего он был похож скорее на экзотические джунгли, чем на корпорацию. Это тоже помогло создать впечатление места, где цвело воображение.
Я не помню, кто был ответствен за подобное оформление главного входа, однако это не проблема с памятью. В компании Atari топ-менеджмент уполномочивал сотрудников предпринимать интересные действия без разрешения. Поэтому, хотя я уверен, что оформление вестибюля было создано кем-то очень талантливым, я, вероятно, никогда не знал, кем именно.
Все, что создавалось в Atari, было отражением веселой и располагающей среды, однако, вероятно, ничто так сильно не говорило об этом, как наши пятничные пивные вечеринки на задней погрузочной платформе. Эти вечеринки состояли из нескольких бочонков пива, пиццы и музыки, так что они практически ничего не стоили. Иногда мы платили за живое выступление до пятидесяти долларов. Эти праздники были наградой за выполнение плана продаж, который мы всегда выполняли, и отличным способом собрать всех вместе – действительно всех, от руководителей до людей, занятых на производстве. Мы общались, пили пиво и совершенно потрясающе проводили время (см. понг 21).
Эти вечеринки стали синонимом корпоративной культуры. Вскоре мы начали приглашать на них тех, кого собирались принять на работу. Это давало нам возможность увидеть человека в спокойной обстановке, и, что более важно, это показывало ему или ей, насколько здорово было работать в нашей компании.
Сегодня, если вы хотите больше узнать о компании, вы посещаете ее сайт. Как правило, вы переходите на страницу, приглашающую вас узнать больше о фирме и возможностях трудоустройства. Это самая скучная страница, которую вы видели за всю вашу жизнь. Одного взгляда на нее достаточно, чтобы понять, что работа в этой компании будет ужасной.
Я прямо сейчас могу назвать несколько компаний, работать в которых не так уж и плохо, однако их сайты настолько скучны, что они не могут побудить посетителя попытаться устроиться туда на работу. Если вам нужны обычные сотрудники, то вы представляете свою компанию как обычное рабочее место. Если вам нужны творческие работники, то вы демонстрируете творчество. Тем не менее немногие компании готовы делать это. Большинство из них не хочет рисковать, и эта косность видна на их сайтах.
Имидж вашей компании является либо объявлением о принятии на работу, либо антирекламой. Рассмотрим ее название. Когда Стив Джобс и Стив Возняк пытались придумать название для своей компьютерной компании, Джобс подрабатывал на ферме в штате Орегон и сидел на фрукторианской диете. Он считал, что слово «Apple» («Яблоко») звучит мирно и дружелюбно для пользователя – это те характеристики, которые отражали философию их компьютеров. Однако когда они объявили о своем выборе, над названием начали смеяться. «Название компании должно быть солидным, как Hewlett-Packard или International Business Machines, – говорили люди. – Apple? Это глупо». Однако в долгосрочной перспективе название Apple оказалось чрезвычайно полезным в создании и поддержании имиджа творческой компании.
Чувство юмора, воплощенное в названии, на протяжении всей истории пронизывало компанию насквозь. Имидж Apple говорил о ней как о классной компании, производящей классные товары. Этот имидж в итоге оправдал себя.
Когда концепция «компания как реклама» применяется правильно, она позволяет поддерживать творческую атмосферу, которая привлекает творческих людей в качестве клиентов и в качестве сотрудников.
Еще один способ показать миру, что ваша компания является творческой и интересной, – придумать странные названия должностей. Кому нужны исполнительные вице-президенты и помощники менеджеров? В калифорнийской компании TOMS, которая на каждую проданную пару обуви отдает одну пару нуждающемуся ребенку, нет традиционных названий. Основатель компании Блейк Микоски является Главным дарителем обуви.
Другая компания, которая сама себя рекламирует, также занимается продажей обуви. Компания Zappos продает обувь через Интернет. В ее штаб-квартире около отдела кадров висит знак, изображающий человека с прической «маллет», подписанный «Спереди – бизнес, сзади – вечеринка». Посетители страницы о трудоустройстве на их веб-сайте находят эксцентричное «музыкальное видео о семье Zappos», в котором сотрудники крутят хула-хуп, делают сальто назад и носят костюмы хот-дога и бутылки с кетчупом. На этой странице также показаны бои с игрушечным оружием и конкурсы караоке и поедания печенья Oreo, являющиеся частью корпоративной культуры. Репутация Zappos как одного из самых лучших мест для работы означает, что туда принимается только один процент соискателей.
Большая часть жизни тратится на создание подходящей экосистемы. У каждого человека она своя. У меня своя, у вас – своя. Каковы ваши ценности, ради чего вы живете? Каковы ваши увлечения? Каковы ваши причуды? И самое главное, в каких условиях вы можете развиваться? Все это определяет вашу личную экосистему. Точно так же у компаний есть своя экосистема, которая отражает выбор, сделанный управляющим, директорами и десятком главных сотрудников. Экосистема вашей компании является ее живой рекламой.
Те первые десять человек в компании образуют ядро, вокруг которого будет формироваться корпоративная культура. Десяти человек достаточно для того, чтобы этот процесс начался. Все остальные, скорее всего, подстроятся под установленный порядок. В нескольких моих компаниях были один или два исключения, и я обнаружил что, если о них не позаботиться, не изменить их или не избавиться от них на ранней стадии, то они могут сформировать токсичный отросток, который однажды превратится в атрофированную ветвь вашей компании.
Однажды я попытался изменить ДНК целой компании. В начале 1990-х я купил фирму, которая производила некоторые интересные товары и в то же время имела ужасную корпоративную культуру. Компания испытывала спад на протяжении пяти лет, и самые творческие люди ушли. Мне следовало уволить 90 % персонала, но я этого не сделал. Я думал, что смогу изменить компанию. Я ошибался. Сотрудники никак не могли сойти со своего нахоженного пути. На каждый предлагаемый шаг вперед находилось пять человек, которые сопротивлялись изменениям. Корпоративная экосистема была заражена. Это было одной из моих худших неудач.
СекретыЛюди любят секреты. Творческие люди очень любят секреты. Это весело, интересно, и это добавляет изюминку в любую корпоративную культуру. В компании Apple всегда поддерживали таинственность. Как сотрудник Apple вы осознаете, что ваши друзья за пределами компании умирают от желания узнать о следующем продукте, даже если вы на самом деле ничего не знаете. Вам даже не обязательно быть в курсе происходящего, чтобы веселиться, – окружающие предполагают, что вы все знаете, и поскольку вы все равно не можете ничего сказать – вы в полной безопасности.
Некоторые другие компании, вроде разработчиков видеоигр Activision и Electronic Arts, тоже хорошо умеют нагнетать атмосферу таинственности. Они скрывают особенности своих будущих прорывов, и их сотрудникам нравится то, что им не разрешается говорить об этом. Быть посвященным в тайну весело вне зависимости от того, ребенок вы или взрослый.
2. Проявляйте гибкость
Управлять творческими людьми – это все равно, что пасти котов. Вы можете пытаться сколько угодно, но в конце концов потерпите неудачу. Поэтому вместо установления удручающих правил создайте организацию, известную своей гибкостью. Креативщики начнут выползать из своего уютного логова в поисках места, где они смогут осесть. Вы никогда не сможете по-настоящему контролировать их, но если вы создадите для них хорошую рабочую атмосферу и будете проявлять гибкое руководство, то сможете ожидать отличных результатов, которые осчастливят вас, их самих, вашу компанию и остальные заинтересованные стороны.
Альтернативой является создание жестких, стандартизированных условий, которые могут устроить только стандартизированных и косных людей.
Например, когда Стив Джобс начал работать в Atari, он хотел иметь возможность ночевать в офисе. Кроме охраны в помещении у нас была установлена сигнализация. Если бы сотрудники спали под столами и по ночам передвигались по помещению, то сигнализация срабатывала бы постоянно. Поэтому у нас было правило: никакой ночевки в офисе.
Однако Стив был настойчив. Он непременно хотел ночевать на работе, в противном случае он собирался уволиться. Его друг Стив Возняк тоже. Наш начальник охраны настаивал, чтобы мы этого не допускали. В конце концов, мы разрешили ночевку в офисе и стали полагаться только на охранников для обеспечения безопасности, поскольку мы хотели создать комфортные условия для Стивов.
Вскоре Стивы принесли раскладушки и стали хранить их под своими столами, чтобы иметь возможность работать до 3 часов ночи, а затем поспать часов пять или шесть. У нас не было места, где можно было принять душ или искупаться. Они не возражали. Они не верили в купание.
Как только мы разрешили ночевку, мы обнаружили, что некоторые другие сотрудники, которым приходилось преодолевать длинный путь до дома, также предпочитали оставаться в компании. Так мы добавили душевые кабины в одну из уборных. Некоторые из сотрудников на самом деле любили принимать душ. А мы любили их за это.
Нашим инженерам нравилась их новая возможность работать столько, сколько они хотели. Однажды перед особенно важной выставкой более двадцати из них работали допоздна и ночевали в компании. Производительность была невероятной.
Мое растущее осознание необходимости проявлять гибкость было подвержено экстремальному испытанию, когда в другой моей компании я обнаружил, что свободная комната позади котельной была оккупирована двумя инженерами, которые решили жить в ней на постоянной основе. Они перевезли туда довольно много своих вещей, купили электрическую плиту и экономили кучу денег на аренде и транспортных расходах. Я решил оставить их в покое. Как раз тогда начали появляться лофты для жилья и работы, которые сегодня являются неотъемлемой частью стартапов. В некоторых компаниях Силиконовой долины существуют спальни, что позволяет сотрудникам тратить столько времени на работе, сколько им необходимо.
Говорят, что многие люди, работающие в сфере высоких технологий, не могут сбалансировать личную жизнь и работу. На это можно посмотреть с другой стороны: их занятие настолько интересно, что порой трудно понять, работа это или игра. Творческие проекты производят подобное вдохновение.
Дело в том, что когда вы пытаетесь создать в компании атмосферу творчества, вам нужно ослабить жесткие правила и дать вашим креативщикам возможность расти. Создайте компанию, известную своей свободой, и творческие люди придут к вам сами.
Примечание: существуют определенные ситуации, в которых правила должны оставаться правилами. Например, в Atari один из рабочих в сборочном цехе хотел принести на работу оружие. Чтобы быть справедливыми, мы действительно рассмотрели эту идею, вместо того чтобы немедленно ее отвергнуть. Однако менеджер владельца пистолета отметил, что дисциплинировать вооруженных сотрудников гораздо труднее, чем невооруженных. Политика запрета на огнестрельное оружие осталась в силе. Таким образом, даже правило об отсутствии правил должно иметь исключения.
3. Подходите к рекламе творчески
Было время, когда с вакансиями все было просто: вы размещали объявление в газете и надеялись на лучшее. Однако какие бы слова они не использовали, объявления большинства компаний сводились к следующему: «Требуется менеджер среднего звена для скучной работы. Зарплата маленькая. Не обращайте внимания».
В Atari мы решили пойти другим путем, используя рекламный слоган «Играйте в игры, зарабатывайте деньги». Он хорошо работал, как и слоганы «Делайте игры, которые делают деньги, и оставляйте немного себе», «Странная работа с играми каждый день» и «Развлекайтесь сильнее, чем когда-либо».
У нас также был предусмотрен особый отпуск: после каждых семи лет работы сотрудники награждались свободным летом. Я считал, что каждому необходимо время на подзарядку. Мы рекламировали это следующим образом: «Целое лето шалостей каждые семь лет с полной оплатой».
Это тоже хорошо работало.
Рекламируя свою компанию, вы не можете просто выйти с объявлением, которое констатирует факты. Вам нужно создать уникальный имидж и слоган. Так, в компании Chuck E. Cheese’s мы использовали смешную рекламу вроде «Работай на крысу, заработай много сыра», «Делай тесто, веселись, делай бабки».
Факт: у веселых людей, как правило, больше творческих способностей, чем у невеселых.
Сегодня можно размещать рекламу не только в газетах. Вы можете выбрать любую площадку, начиная с системы Google и заканчивая сервисом Monster.com. Однако объявлений о работе в настоящее время так много, что вашему объявлению будет трудно выделиться, если вы не предпримите согласованных (и творческих) усилий. К сожалению, большинство компаний этого не делает.
Я готовлюсь к поиску сотрудников для моего следующего предприятия, и когда я буду готов, мы создадим необычное объявление и разместим его на YouTube. Любой компании, которая ищет креативщиков, следует рассмотреть возможность создания серии странных или интересных видеороликов, которые могут распространяться подобно вирусу. Видео может быть плохим или даже дилетантским, но оно привлечет внимание и покажет людям, что у вашей компании есть чувство юмора (и очень плохие актеры).
Я также постараюсь, чтобы сайт предприятия и страница с вакансиями были веселыми и интересными. Может быть, мы покажем там недавно нанятого сотрудника и его лабрадора-ретривера. Возможно, мы превратим процесс подачи заявления в игру, пародию на безмозглый подход большинства компаний к подбору персонала. Или мы попросим нынешних сотрудников создать смешное или странное видео, которое покажет, что люди в компании умеют весело проводить время. Опять же, видео не обязательно должно быть хорошим. Оно просто должно быть веселым. Если вы можете заставить потенциальных сотрудников улыбнуться, вы уже на пути к нахождению своих креативщиков.
Не так давно производитель компьютерных игр Red 5 Studios переманил талантливых сотрудников из других компаний, записав личные сообщения и отправив их своим 100 перспективным работникам. Это позволило компании заполнить три основные должности, сэкономить на поиске кадров и получить много положительного внимания от всех (за исключением компаний, чьих сотрудников они переманили).
Другой пример: немецкий филиал рекламной компании BBDO, который искал копирайтеров в одном из университетов, творчески подошел к рекламе. Обыграв представление о том, что молодые художники часто пишут свой первый шедевр на салфетке, компания напечатала свое объявление о наборе персонала на салфетках и распространила их в университетском кафетерии. После раздачи двух тысяч салфеток они получили примерно четыреста звонков.
А вот один из моих любимых примеров: австралийский филиал мебельной компании IKEA создал объявление о трудоустройстве в виде смешной «инструкции по сборке карьеры», которая помещалась в упаковку многих товаров. Благодаря этому они получили 4285 заявлений, а «собрать» карьеру удалось 280 сотрудникам.
Разумеется, творческие люди, отвечающие на подобные объявления, тоже могут использовать нетрадиционный подход. Кто-то рассказал мне историю о недавно нанятом молодом человеке, которого вызвал начальник. «Когда вы ответили на наше объявление, вы сказали, что у вас есть пятилетний опыт работы, – сказал начальник. – Мы проверили ваши данные, и выяснили, что это ваша первая работа. Как вы можете это объяснить?»
«Ну, в вашем объявлении говорилось, что вы ищите кого-то очень творческого», – ответил молодой человек.
4. Нанимайте вдохновленных и энергичных людей
Главной чертой, отличающей Стива Джобса от остальной массы сотрудников, был его страстный энтузиазм. У него была только одна скорость: полная.
Это была главная причина, по которой мы его наняли.
Когда вы нанимаете энергичных людей, вы получаете сотрудников, вокруг которых можно построить целый отдел. Однажды я нанял женщину, которая пришла в наш офис практически без опыта работы. Однако ее энтузиазм был настолько очевиден, что, хотя ей было всего девятнадцать лет, мы наняли ее, чтобы она помогала нам с выставками. Как бы мало времени не оставалось до события, этой женщине всегда удавалось добиться того, чтобы каждый ковер был вычищен, каждая коробка распакована, а каждый стенд установлен. К тому времени, когда ей исполнилось двадцать лет, она управляла целым отделом. В настоящее время у нее своя собственная компания.
Одна из причин успеха компании Atari заключается в том, что мы всегда искали и брали на работу таких людей. Вы можете обучить сотрудников тому, как следует работать в компании, но вы не можете научить их работать с энтузиазмом. В конечном счете именно энтузиасты внесут наибольший вклад в успех вашего дела.
Не так давно я познакомился с женщиной на лос-анджелесском салоне Mindshare, где специалисты в таких областях, как кино, телевидение, техника и архитектура, собираются раз в месяц, чтобы послушать выступающих, поделиться опытом и просто хорошо провести время. Эта женщина загнала меня в угол и выудила столько информации об образовательном проекте, над которым я в то время работал, что у меня создалось впечатление, будто меня допрашивал правительственный агент.
Я понятия не имею, почему раскрыл ей так много секретов. Однако, выслушав меня, она выдала двадцать отличных маркетинговых идей. Затем она попросилась на работу. Я был настолько впечатлен ее напористостью, что нанял ее в тот же момент. Теперь, будучи одним из «затравочных кристаллов» моей новой образовательной компании, она контролирует наше веб-присутствие и управляет нашим отделом маркетинга. Она тоже имеет одну скорость: полную.
Как определить, что перед вами энтузиаст? Это похоже на замечание Поттера Стюарта, члена Верховного суда США, о порнографии – трудно определить, но вы точно узнаете, когда увидите. Вы увидите это в глазах. Стив Джобс всегда смотрел другим людям прямо в глаза, он не болтал и был полностью сосредоточен на настоящем моменте. На собеседовании энтузиасты не отводят взгляд. Как и Стив, они смотрят вам прямо в глаза, зная, что их работа заключается в том, чтобы убедить вас нанять их.
Во время разговора энтузиасты не болтают о себе и не задают вам множество вопросов, они говорят о компании. Они провели исследование и знают, что хотят обсудить, будто они написали сценарий, перед тем как прийти на встречу. Они входят в кабинет, готовые говорить о своих идеях, а не о своем резюме.
С другой стороны, один из лучших способов выявить соискателей без энтузиазма – послушать, как они описывают свою жизнь. Они, как правило, обвиняют кого-либо. Задайте им вопрос о нескольких предыдущих работодателях, и вы многое обнаружите.
Например: «Почему вы были уволены с последнего места работы?»
Хороший ответ: «Мои навыки не соответствовали новому направлению деятельности, и я не смог достаточно быстро переучиться. Это была моя вина».
Плохой ответ: «Поссорился с начальником».
Рассмотрим еще один вопрос: «Почему вы получали плохие оценки?»
Хороший ответ: «Я слишком много времени тратил на вечеринки. Если бы я осознавал всю важность получения хороших оценок, я бы этого не делал».
Плохой ответ: «Мои родители отказались платить за мое обучение, так что мне пришлось работать на двух работах, пока я был в колледже».
Некоторые из этих оправданий могут соответствовать истине, однако энтузиасты не используют их. Они говорят о том, что они хотят и могут сделать, а не оправдываются за то, что еще этого не сделали.
Каждый раз при встрече с потенциальными сотрудниками, будь то коктейль или официальное собеседование, расспросите их об увлечениях. Для тех, у кого их нет, молчание может быть болезненным. Речь тех, у кого они есть, будет подобна прорыву плотины. Вы получите цунами информации о том, чего до этого момента не знали. Это не имеет значения. То, что будет сказано, гораздо менее важно, чем то, как это будет сказано. Человек может увлекаться чем угодно, от африканских трубкозубов до музыкального стиля зайдеко. Не имеет значения, если увлечение не соответствует вашей миссии. Вы можете направить этот энтузиазм на достижение свой цели, но вы не сможете создать его из пустоты.
5. Не обращайте внимания на дипломы
Я считаю, что мы как общество переходим от оценки академических достижений к оценкам личных заслуг.
Диплом о высшем образовании, например, является довольно бессмысленным показателем. Он всего лишь говорит о том, что человек обладает некоторым упорством, которое помогло ему закончить университет. Больше ни о чем это не свидетельствует. Окончание колледжа, – само по себе не признак ума. Это может означать, что человек был достаточно сообразительным, чтобы сдать экзамен, а затем, набрав хороших оценок, забыл все, что он узнал.
За годы работы я обнаружил, что многие из лучших креативщиков не оканчивали колледжа. Стив Джобс бросил учебу, как и Стив Возняк, как основатель Microsoft Билл Гейтс, основатель DreamWorks Studios Дэвид Геффен, основатель Facebook Марк Цукерберг, дизайнер одежды Коко Шанель, мультипликатор Уильям Ханна и многие другие.
Я не рекомендую людям бросать учебу. Колледж может быть замечательным опытом с точки зрения образования и социализации. Я рекомендую работодателям прекратить использовать диплом о высшем образовании как определяющий критерий для принятия решения о найме. Глупо настаивать на том, чтобы все соискатели имели ученую степень. Многим творческим людям сложно мириться с часто глупыми занятиями, связанными с получением диплома.
В исследовании 2008 года, опубликованном в журнале The Journal of Marketing Education, было высказано предположение о том, что большая часть знаний, полученных студентами по их специальностям, теряется в течение двух лет. Студенты, получавшие отличные оценки, фактически теряли свои знания более быстрыми темпами, чем те, кто получал удовлетворительные оценки.
Вместо того чтобы задавать соискателям очевидные вопросы об их занятиях и учителях (любой человек может ответить на них, особенно если это его очередное интервью), я бы задал несколько необычных вопросов, на которые они не могут ответить, но могут высказать интересные догадки, используя ряд логических заключений.
Например, я часто спрашивал потенциальных сотрудников, сколько фунтов риса съедается в Китае за год. Это тест на знание численности населения Китая и количества пищи, съедаемой за один прием. Самые умные люди, вероятно, могут прикинуть число, достаточно близкое к правильному ответу. Я не знаю правильного ответа, мне все равно. Более важным для меня является возможность наблюдать процесс решения проблемы.
Испробуйте этот прием: задавайте вопросы, над которыми людям придется поразмышлять. Понаблюдайте за ними. (Обратитесь к понгу 19 для получения более подробной информации о вопросах.)
Вот еще один тест, который я люблю использовать: приведите человека в комнату с доступом к ресурсам, однако сделайте так, чтобы они не были очевидными. Посмотрите, как люди находят ответы. Сегодня я предоставляю соискателям доступ к Интернету, раньше я оставлял им несколько справочников и телефон. Я говорил им, что то, как они найдут ответ, не имеет значения, самое главное – получить его. Те, кто звонил в библиотеку или другу, были находчивы. Те, кто не мог решить, что делать, – нет.
Когда имеешь дело с инженерами, вместо того чтобы задавать вопросы, я мог попросить их подключить пару выключателей в верхней и нижней части лестницы. Это очень просто, однако если у инженера недостаточно любопытства, чтобы выяснить, как это делается, то это говорит о том, что этот человек может быть инженером по образованию, но у него отсутствует ген настоящего исследователя.
С помощью этих вопросов и тестов вы пытаетесь выяснить, обладает ли человек любопытством и находчивостью. Я не знаю творческих людей, которые не были бы сверхлюбопытными. У любопытных людей большой круг интересов и обширная база знаний во многих областях. Эта черта не имеет ничего общего с образованием. Это показатель врожденного интеллекта.
6. Узнайте о хобби
Один из лучших способов узнать об увлечениях человека – это спросить о его хобби, в частности о тех, которые требуют большого количества времени, усилий или интеллектуальных затрат.
Например, я был радиолюбителем, как и большинство гиков в 1950-х и 1960-х годах. Технология любительской радиосвязи была продвинутой, но доступной, и если вам удавалось собрать подобное устройство, то вы могли бесплатно поговорить с кем-нибудь в Европе, в то время как трансатлантический телефонный звонок стоил двадцать долларов (довольно много для того времени). В этом было и другое преимущество – вы могли общаться и учиться у людей по всему миру.
Свою первую работу я получил в электротехнической и радиоэлектронной компании Ampex, ставшей пионером в использовании видеомагнитофонов. Там я освоил ремесло видеотехники. Мой босс, Курт Уоллес, нанял меня отчасти благодаря тому, что он был впечатлен моим хобби.
Возьмем Ала Алкорна, самого творческого инженера, которого я когда-либо встречал. Мне часто приписывают создание вещей, которые изобрел он. Он постоянно работал над сторонними проектами, создавая небольшие безделушки, которыми он очень гордился. Его увлечения, которые сводились в основном к машинам, отражались в его страсти к работе.
Я помню, как нанял одного человека, который произвел на меня впечатление тем, что без умолку говорил о своем увлечении созданием моделей поездов. Он отвел большую часть своего подвала под модель железной дороги, что довольно необычно для Калифорнии, где большинство домов не имеют подвалов. Он объяснил, что не стал бы жить в доме без него. Его увлечение поездами в конечном итоге пригодилось при создании нашего джойстика. На самом деле своими золотыми руками он мог создать любой небольшой механизм, который нам требовался.
Один соискатель пришел ко мне с самым сложным дизайном игры из тех, что я когда-либо видел, дополненным сложными рисунками и правилами. Я подумал, что сама по себе игра была ужасной, но этот пример его увлечения созданием сложных игр был замечательным. Мы наняли его.
Другой заявитель предложил создать игру для курильщиков марихуаны: по сути, все сводилось к красивым картинкам, двигающимся синхронно с музыкой. Поскольку я знал, что многие из моих сотрудников курили травку, я решил, что из этого могло что-то получиться. Я нанял его, и мы создали эту игру. Она стала полным провалом, но, по крайней мере, мы шли в ногу со временем. (Дело было в Северной Калифорнии в начале 1970-х.)
Хобби – это не просто признак увлечения и творчества. Когда у вас есть хобби, вы постоянно расширяете свой кругозор. Например, сотрудник, который любил модели поездов, изучал макеты разных эпох, чтобы выбрать тип поезда, который он хотел воссоздать. В конце концов, он заинтересовался процессом, при котором сжигаемый уголь преобразуется в пар и приводит поезд в движение. Тонкости процесса расширения газа могут не показаться нужным знанием, однако человек, интересующийся этим, однажды может создать персонажей пиццерии, оживляемых с помощью пневматики.
В самом деле, когда я нанял первых инженеров в Chuck E. Cheese’s, я понятия не имел, что в конечном итоге мы сможем создать поющих и танцующих животных. Когда пришло время это сделать, эти сотрудники смогли решить задачу благодаря разнообразию своих интересов и увлечений.
В деловом мире вы найдете множество людей, которые полагаются на хобби, чтобы повысить производительность. Стивен Джиллетт, исполнительный вице-президент и главный операционный директор компании Symantec (ранее президент компании Best Buy Digital и исполнительный вице-президент интернет-направления Starbucks), публично заявил о том, что его одержимость ролевой онлайн-игрой World of Warcraft помогает ему в решении рабочих задач. Некоторые даже создают собственный бизнес на основе своих хобби. Американская предпринимательница австралийского происхождения Меган Дакетт, работавшая в компании, специализирующейся на организации мероприятий, начала шить в свободное время. Создав обивку декоративных гробов для вечеринки своего работодателя по случаю Хэллоуина, она поняла, что обнаружила свою нишу. Дакетт ушла с работы в 1996 году. К тому времени доход, поступающий от ее сторонних проектов, превысил ее зарплату. В 2011 году выручка ее компании составила 6,2 миллиона долларов.
Творческих людей объединяет страсть к разнообразным знаниям. Это то, что ими движет. Серьезные хобби являются признаком этой страсти. В книге «Откуда берутся хорошие идеи: Естественная история инноваций» автор Стивен Джонсон пишет: «Такие легендарные новаторы, как Франклин… и Дарвин, обладают некоторыми общими качествами интеллекта – определенной быстротой ума, безграничным любопытством, а также другой определяющей чертой – у них огромное количество увлечений».
7. Используйте сотрудников в качестве ресурса
Одним из лучших способов найти креативщиков является делегирование. Слишком часто люди стараются добиться полномочий, чтобы иметь возможность нанимать сотрудников на работу. Затем они начинают упиваться этой властью. Они не любят ни с кем делиться.
Если поиск сотрудников не является конфиденциальным, то, чтобы найти креативщиков, попросите других креативщиков помочь вам. Существующие сотрудники – это целая сокровищница. Используйте их в качестве ресурса, чтобы найти людей, с которыми они работали ранее. В конце концов, работая с другими, вы можете лучше осознать их способности.
У каждого человека есть небольшой список тех, с кем они хотели бы поработать вновь, а также тех, с кем они больше не хотят иметь ничего общего. Получите от людей эти списки.
Такой способ найма постепенно становится частью ДНК компаний Силиконовой долины. Я и сам практиковал его в Atari. Я ободрал Ampex как липку. Трое из моих лучших сотрудников – Ал Алкорн, Стив Бристоу и Стив Майер – пришли из Ampex, как и около двадцати других сотрудников. Я нанял даже медсестру из Ampex, которая, как мне сказали, была исключительной. Это было задолго до того, как нам понадобилась медсестра. Я просто хотел, чтобы такой исключительный человек работал на нас.
После основания Apple Стив Возняк стал переманивать сотрудников со своего предыдущего места работы, из компании Hewlett-Packard, а Стив Джобс – из Atari, так же безжалостно, как я когда-то из Ampex. Я потерял нескольких действительно хороших людей. Одним человеком, которого они не смогли заполучить, был Рон Уэйн, блестящий инженер-механик, которому предложили стать партнером в Apple. Он отказася. Рон уже работал над запуском нового бизнеса, и у него были определенные обязательства. Ему не хотелось брать на себя дополнительные обязанности. Если бы он согласился на ту работу, то сегодня его доля стоила бы около двадцати миллиардов долларов.
8. Избегайте клонов
Большинство отделов кадров, по их словам, пытаются нанимать разнообразных сотрудников. Это хорошо. Однако есть и другой важный вид разнообразия, о котором в этих отделах не подозревают, – творческое разнообразие. Департаменты по работе с персоналом имеют тенденцию снова и снова нанимать одних и тех же людей. Это люди, которые, вне зависимости от расы, религии и убеждений, учатся в одних и тех же школах, верят в одни и те же идеалы и одинаково одеваются.
К сожалению, большинство компаний стремится к однородности. Однако однородность не способствует творчеству. Вам не нужна однородная компания, где все сотрудники являются взаимозаменяемыми. Вам нужна компания, подобная колючему шару, каждый из шипов которого представляет собой исключительного человека.
Корпоративная культура пытается сточить шипы. Большинству компаний нужен гладкий шар. И, чтобы сделать шар гладким, они избавляются от тех, кто мыслит нестандартно, то есть тех, кто мог бы сделать компанию успешной.
Если у вас есть отдел кадров, спросите у людей, которые там работают, сколькие из инженеров компании бросили школу, сколькие из маркетологов имеют татуировки во всю руку и сколькие из копирайтеров носят странную одежду. (Не удивляйтесь, если в ответ вы услышите: «Ни одного».) Если вы являетесь руководителем, скажите своим людям, что, вместо того чтобы нанимать безупречно одетых выпускников вузов, в этом месяце вы хотите, чтобы они приняли на работу тех, кто бросил учебу. Без привычных дипломов им придется придумать интересные способы выявления действительно выдающихся соискателей. Это очень сложно. Но это может окупиться сторицей.
Найм творческих сотрудников связан с принятием риска. Поэтому, если вы только что основали компанию, вероятно, вашей первой задачей является нахождение креативщиков, которые могут нанимать других креативщиков.
Берегите людей с розовыми волосамиЭклектика сильно недооценена на современном рынке труда. Не позволяйте вашей компании дискриминировать людей, которые одеваются по-другому, красят волосы в розовый цвет или носят странные украшения. Небольшое безумие в выборе одежды является преимуществом. Каждая компания нуждается в физическом и интеллектуальном разнообразии. Как уже говорилось, такие люди, как правило, являются творческими.
Также имейте в виду, что если вы пытаетесь продать свой продукт или услугу клиентам с розовыми волосами или многочисленными татуировками, но при этом не нанимаете таких людей, то вы не узнаете, как достучаться до них.
Некоторые из лучших людей, которых я когда-либо нанимал, могли показаться весьма странными. Например, человек, который создал микросхему для игры Pong, Гарольд Ли, был огромного роста, водил огромный затейливо украшенный Harley, имел длинную седеющую бороду и длинные всклокоченные волосы, которые он вряд ли когда-либо мыл. Гарольд был блестящим разработчиком микросхем. Но я уверен, что ему было бы чрезвычайно сложно получить работу в компании IBM.
9. Нанимайте несносных людей
В современной бизнес-среде общепринятой истиной является то, что приятный сотрудник – хороший сотрудник. Однако неприятные сотрудники могут быть самыми лучшими.
Необузданное высокомерие неприятно. Тем не менее в некоторых случаях высокомерие человека бывает обоснованным, поскольку он действительно является самым умным и поэтому точно определяет свою ценность для вашей компании. Вам может не нравиться, когда он прямо говорит вам об этом, однако при возникновении сложной проблемы такие люди вам очень пригодятся.
Вы можете подумать, что высокомерные люди будут плохо влиять на моральный дух в коллективе, однако это не обязательно. На самом деле они могут сделать работу в офисе более веселой. Вы привыкаете говорить, закатывая глаза: «Пусть Джордж займется этой проблемой». Несносная личность Джорджа становится общей шуткой. Джорджу все равно, что люди не любят его, он всю жизнь знал об этом. В самом деле, некоторые из таких Высокомерных Джорджей, которых я знал, считали свою непопулярность знаком отличия.
Тем не менее в вашей компании не должно быть слишком много Высокомерных Джорджей. Если каждый человек является «самым умным», то понятие «самый умный» теряет смысл. К счастью, действительно умных и высокомерных людей не так уж и много, и вам определенно следует нанять их.
Когда вы примите его на работу, можете предупредить других сотрудников: «Джордж начинает работать с понедельника. Никому из вас он не понравится. Это и не обязательно. Однако он гений и поможет нашей компании стать лучше. Не пытайтесь пригласить его на обед».
Так или иначе Джордж, вероятно, не захочет идти на обед с вашими сотрудниками. Он может закатить глаза, когда вы заговорите с ним о своих интересах, потому что он знает, что его увлечения гораздо интереснее.
Конец ознакомительного фрагмента.