На земле легендарной Гипербореи
Вспомним еще раз о четвертом подвиге Геракла, когда он целый год ловил златорогую лань и достиг в погоне за ней Крайнего Севера – страны гипербореев. Вот здесь-то неутомимая лань наконец остановилась – дальше бежать ей было некуда. Кто же такие гипербореи, которые часто упоминаются в древнегреческой истории и мифах?
Древнегреческие историки называли гипербореями исполинский народ, почитавший бога Аполлона и живший, согласно бытовавшим поверьям, «на спине у северного ветра» или за «горами» в вечном блаженстве при постоянном свете солнца. Мифотворцы писали, что Аполлон проводил среди гипербореев зиму. А вот уважаемый историк древности Геродот указывал, что гипербореи жили на территории современной России, и также добавлял, что гипербореи присылали через Адриатику богу Аполлону в Дельфы[41] какие-то жертвенные приношения, завернутые в пшеничные колосья, однако сами там не появлялись. В этой легенде некоторые видят намек на действительно существовавший янтарный торговый путь через Балтику. И еще Геродот поведал о гиперборейском жреце Абарисе, который летал по воздуху и не нуждался в пище.
С тех пор загадочная страна гипербореев волновала умы многих исследователей. А четыре века назад знаменитый историк-картограф Герхард Меркатор впервые начертил карту Гипербореи, которая располагалась на территории Кольского полуострова и Северной Карелии. В наше время исследователи продолжают искать следы гиперборейской цивилизации, уходящей в глубь тысячелетий. Пример тому – работа научно-исследовательской экспедиции «Гиперборея-98». Несмотря на жестокие осенние шторма, участники экспедиции добрались до священного на Кольском полуострове Сейдозера и установили на его берегу экспедиционный флаг – Андреевский стяг с картой Гипербореи Меркатора в центре. И здесь исследователи столкнулись с многими загадками, на которых нет однозначного ответа.
Первая из них – это сейды, саамские святыни, которым аборигены Севера поклонялись испокон веков, считая духов камня божествами природных стихий. Что такое сейды? Это огромные глыбы-валуны весом до двух тонн, поставленные на вершинах гор. Среди сейдов встречаются так называемые «поющие камни» – глыбы, которые не касаются поверхности и стоят на камнях-окатышах, как на ножках. При ударе о верхнюю часть сейда булыжником глыба издает протяжный, мелодичный звон.
О поющих сейдах у местного населения, саамов (или лопарей), существует много легенд и историй. В одной из этих историй говорится: «Поющие сейды самые древние, и поставили их наши далекие предки – гигантского роста. И поставили они каменные глыбы там, чтобы они звучали, чтобы днем и ночью пели только им понятные мелодии. А когда к такому поющему сейду подойдет человек, то он подскажет ему, как быть, снимет с него боль и усталость».
Рис. 12. Карта Гипербореи, составленная Г. Меркатором
Сколько таких сейдов, «поющих» и «молчащих», раскидано на Кольской земле и в соседней Карелии, никто не считал. Но чаще всего они встречаются все же в центре Кольского полуострова – в Хибинском и Ловозерском горном массивах.
Наряду с обычными глыбами-сейдами здесь можно увидеть каменные пирамиды, выложенные из крупных валунов местных пород нефелиновых сиенитов-луявритов. Пирамиды на Крайнем Севере России, в краю гипербореев! Разве это не сенсация?
И еще более удивительно, что на некоторых камнях явно проступают высеченные знаки – трезубец, стрела, но чаще косой крест. Что это – игра природы, которая «рисует» свои знаки, или следы гиперборейской цивилизации? Но почему тогда на сейдах присутствует косой Андреевский крест – более поздний христианский символ? Исследователи из экспедиции «Гиперборея-98» предполагают, что косой крест, на котором, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный, восходит к древнейшему пласту символики. По их мнению, такой крест, как и простой с прямыми углами, олицетворял пирамиду (в проекции сверху). А пирамида, по древним воззрениям, не что иное, как священный символ Мировой Горы, расположенной, согласно индоевропейским легендам, на Северном полюсе. Так ее изобразил и уже упоминавшийся Герхард Меркатор на своей знаменитой карте Гипербореи. Каменные пирамиды, загадочные сейды, таинственная символика на камнях и многое другое свидетельствуют о существовании древнейшей человеческой цивилизации, которая была названа античными историками Гипербореей.
После резкого изменения климата на земле гиперборейцы – предки современных людей – были вынуждены покинуть обжитый Север и уйти в южные районы материка. Свидетельства об этом имеются в священных книгах ариев «Ригведе» и «Авесте», а также в мифах и легендах многих народов – шумеров, египтян, греков и др. И косые кресты на пирамидах Кольского полуострова, и многочисленные сейды – это символы Гипербореи, немые свидетельства древнейшей цивилизации, возникшей на Севере нынешней России. И более всего влечет к себе Ловозерский горный массив в самом центре Кольского полуострова. Тайна этого уникального природного заповедника растворена в самом воздухе – хрустально чистом воздухе полярных широт. И округлая конфигурация Ловозерского массива, и саамские названия гор говорят сами за себя: Нинчурт (Женская грудь), Кемеспахчорр (Гора любви) и многие другие поэтические названия. Местные жители, саамы (лопари), унаследовали традиции гипербореев и до сих пор поклоняются горам и сейдам.
А в центре Ловозерского массива озеро Сейдъявр (Сейдозеро) – голубая жемчужина несравненной красоты, обрамленная скалистыми берегами. Вокруг ни души, первозданная дикая красота и неестественная тишина. А над западной оконечностью озера нависла огромная скала, напоминающая сфинкса. Это и есть легендарное каменное чудовище Куйва – вечный хранитель здешних мест. Академик Ферсман в книге «Воспоминание о камне» приводит легенду о борьбе саамов со шведами, героем которой стал Куйва: «И пошли они настоящей войной – кто с дробовиком, кто просто с ножом, пошли все на шведа, а швед был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейдъявр нашу лопь и стал ее крошить. Направо ударит – так и не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы да тундры; налево ударит – так не было снова десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. И все же победили саамы шведа с помощью Куйвы, который превратился в скалу над Сейдъявром, и только красные капли саамской крови остались и превратились в камни, которые так и называются „саамская кровь“. А по-научному – эвдиалит».
Вот такая легенда живет среди саамов, которые относятся к Сейдозеру как к заповедному месту, с благоговением и даже страхом. Многие из них убеждены, что именно здесь в глухих уголках Сейдъявра обитает йети – снежный человек. Однако это не остановило нас, геологов, от обследования Сейдозера с целью поиска редких материалов. Поначалу все складывалось удачно. Раскинув лагерь на южном берегу озера, а затем самозабвенно выискивая в жилах великолепные кристаллы эвдиалита, похожие по цвету на рубин, мы нашли здесь лимонно-желтые кристаллы апатита, снежно-белый натролит и, наконец, самое ценное – лунный камень в виде крупных пластинчатых кристаллов. А затем что-то не заладилось и стали происходить непонятные вещи.
Первый сюрприз нам преподнесло озеро Сейдъявр. Оно не всегда бывает таким умиротворенно-спокойным. Мне оно запомнилось другим – бурным и коварным, едва-едва не поглотившим меня и моего спутника в своей бездонной пучине. Разыгравшаяся внезапно стихия застала нас в моторной лодке посреди озера – мы с геологом Сашей Светличным возвращались в лагерь с восточной оконечности озера. Шквальный ветер, неожиданно прорвавшийся откуда-то со стороны все того же чудища Куйвы, нагнал гигантскую волну, которая обрушилась на наше суденышко. Неожиданно заглох мотор. Саша попытался завести его, отчаянно дергая за шнур, но безуспешно.
– Свеча намокла, – побелевшими губами выдохнул он, – сейчас достану запасную. Только бы успеть!
Схватив короткое алюминиевое весло, я тщетно пытался выровнять лодку, но ее уже закрутило волчком и стало захлестывать ледяной водой. Как часто бывает в экстремальных ситуациях, мысль работала обостренно, будя память и разворачивая целую цепь самых неожиданных ассоциаций. Вспомнился старый шаманский наказ: в минуту опасности надо отдать в жертву стихии свой камень-оберег. А он был всегда со мной – желтый кристалл цитрина, на котором остался энергетический след индийской колдуньи. У меня не было времени для раздумий, и, вытащив из намокшей куртки завернутый в платок амулет, я бросил его в набежавшую волну.
И вот оно, чудо! Это ли мое действие или что-то другое спасло нас от неминуемой гибели? Ураганный ветер неожиданно стих, Саше удалось завести мотор, и после напряженного маневрирования по волнам нам удалось все же дотянуть до причала. Этим случаем не ограничилось влияние неведомой враждебной силы на новоявленных пришельцев. Спустя пару дней у нас неожиданно пропала сама моторная лодка, поиски ее по всему озеру были безуспешными. А когда вслед за этим исчезло наше продовольствие из продуктовой палатки, мы поняли, что надо сматываться с этого заклятого места. Захватив наши трофеи – образцы минералов с Сейдъявра, – мы по горной тропе вышли на «большую землю» – рудник Ревду. А впереди нас поджидала самая удивительная находка в Ловозерском массиве.